Урок технологии ведения дома в соответствии с ФГОС
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок технологии ведения дома в соответствии с ФГОС
Автор: Давыдова Ольга Степановна
Методическая разработка открытого урока по технологии ведения дома по ФГОСКласс 5.Тема: «Швейная машина. История создания и основные части».Тип урока: урок актуализации полученных и усвоения новых знаний и умений.Цель урока: способствовать организации деятельности учащихся по формированию знаний об истории создания швейной машины, названии и назначении ее узлов и деталей, развитию конструкторского мышления, воспитывать технологическую культуру, практичность.Место урока в программе: урок по теме «Швейная машина. История создания и основные части» входит в раздел «Создание изделий из текстильных волокон».Структура урока выдержана в соответствии выбранным типом урока и поставленными целями: организационный момент, актуализация полученных знаний, усвоение новых знаний, первичное закрепление новых знаний, закрепление новых знаний, рефлексия, итоги урока.Характеристика класса: класс среднеуспевающий, не всегда вовремя выполняющий требования и просьбы учителя. Однако, может быстро самоорганизоваться, увлекшись общей творческой задачей. Умеют работать в парах, в группах. Уважительно относятся к результатам труда других учеников, могут проводить самоконтроль и взаимоконтроль. Явных лидеров и аутсайдеров нет. Отношения между собой достаточно ровные. К учителю относятся доверительно. Это было учтено при выборе класса для подготовки к открытому уроку.В процессе выстраивания работы с учащимися по этой теме я планировала сформировать следующие УДД:Предметные:Систематизация опорных знаний по материаловедению, осознание роли техники для прогрессивного развития общества, формирование знаний об устройстве швейной машины, истории ее создания, классификации швейных машин.Метапредметные.Регулятивные:умение анализировать познавательные объекты; определять учебные задачи каждого этапа урока; выбирать наиболее рациональную последовательность действий по выполнению практической работы, теста, игры; выполнять сравнения, соотносить результаты своей деятельности с успешным освоением материала.Познавательные:выбор наиболее рациональных способов извлечения, переработки и преобразования информации, умение проводить сравнительный анализ, практическое освоение основ проектно-исследовательской деятельности.Коммуникативные:умение работать в группе, умение вести сотрудничество с учителем, разрешать конфликтные ситуации уважительно относится к сверстникам в ходе совместной работы.Личностные:оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников; планировать и выполнять поставленные задачи, умение донести свое мнение до других; готовность к сотрудничеству.При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения:Принцип наглядности. Предполагает непосредственное восприятие изучаемых объектов (швейные машины, материалы, учебно-наглядные пособия, раздаточный материал к уроку).Принцип системности и последовательности, соблюдения логики в обучении (связь с предыдущей темой «Производство и свойства натуральных тканей», а также с будущим изготовлением фартука).Принцип доступности и посильности (тема отличается от предыдущих своей технической направленностью, но вполне доступная для 5 класса).Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения (осознание и самостоятельное формулирование учащимися темы и целей урока.).Принцип связи теории с практикой, жизнью (швейные машины имеют более 70% семей).Принцип научности (учащиеся овладевают общепринятой технической терминологией и общетехническими категориями).В ходе проведения урока я использовала как традиционные методы обучения, так и новейшие технологии, а именно:- репродуктивный метод;- демонстрационный метод;- методы активизации учебной деятельности;- проблемный метод;- технологии использования КТ;- игровые технологии;- технологии творческих проектных работ;- здоровьесберегающие технологии.Для положительного настроя обучения я начала урок с обоюдного приветствия, что создало доверительные отношения между учителем и учениками. В целях быстрого включения обучающихся в ход урока я вовлекла их в беседу по теме домашнего задания «Мое любимое летнее платье», итогом которой стал анализ творческих проблем, решенных учащимися.На следующем этапе урока ставилась задача актуализировать опорные знания, представить их необходимыми в данных условиях, придать им особую значимость и психологическую окраску. Групповая форма работы («Путешествие в страну натуральных тканей» на магнитной доске и проблемное изложение сказки «Платье для принцессы») возбудила интерес уроку, способствовала активизации учебной деятельности. Были обобщены известные факты, опорные знания связаны с новыми условиями, личным опытом учащихся.В целях дальнейшей активизации познавательной деятельности и мотивации, развития мышления с помощью загадок и высказываний я подвела учащихся к самостоятельному формулированию темы урока, что соответствует технологии проблемного изложения. На этом этапе шло формирование предметных УУД (систематизация опорных знаний), регулятивных (анализ и переработка информации), а также личностных УУД. Перед этапом усвоения новых знаний с целью поддержки здоровья я применила здоровьесберегающие технологии – видеофильм о физкультминутке.На этапе усвоения новых знаний стимулирование интереса к уроку происходило через использование интерактивных средств обучения (презентации). Материал презентации был направлен на формирование предметных УУД: (осознание роли техники для прогрессивного развития общества, формирование знаний об истории создания, устройстве и классификации швейных машин). Театрализованная часть этапа «Приезд господина Зингера» - это творческая часть урока, представляющая собой ролевую игру с проблемным изложением (Какая деталь находится в этой черной коробочке?).Во время практической работы ученики исследовали части механического устройства, то есть, их действия были направлены на непосредственное познание действительности, с которой они никогда не сталкивались – это первый шаг к исследовательской деятельности. Одновременно я старалась побуждать учеников к комментированию своих действий для развития коммуникативных компетенций. Материал для запоминания в практической части урока был не столько объемный, сколько технически довольно сложный для этого возраста (не изучалась еще физика), поэтому руководство учителя было пооперационным. Установка на запоминание нового материала формировалась при помощи учебной наглядности: учебника, информационных карточек, таблиц, слайда «Узлы и детали швейной машины». Использован был принцип научности: ученики овладевали общетехнической терминологией. Наряду с предметными, формировались также УУД:- регулятивные (ученики анализировали познавательный объект, выбирали наиболее рациональные способы трудовых действий);- познавательные (практическое освоение основ исследовательской деятельности, проведение сравнительного анализа устройства швейных машин разных марок);-коммуникативные (умение работать в группе, вести сотрудничество с учителем).Главным методом этапа закрепления полученных знаний был метод проверки знаний в форме самоконтроля, взаимоконтроля.В целях развития аналитической деятельности ученикам были даны карточки, где они должны были дать краткий анализ практической работы. Эта форма контроля объединяла несколько задач: повторить и закрепить изученную тему и способствовать развитию как личностных, так и регулятивных УУД (умение сравнивать, соотносить результаты своей деятельности с успешным освоением материала).На рефлексивно-оценочном этапе я подвела учащихся к осмыслению результата учебной деятельности на уроке. Ученики оценивали степень достижения поставленных ими целей, аргументировали ответы, отвечали на вопросы синквейна. На этом этапе происходило формирование личностных УУД: (умение оценивать свою учебную деятельность, деятельность своих одноклассников).В ходе занятия были проведены вводный и текущий инструктажи по технике безопасности, динамическая пауза и физкультминутка.В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная, групповая формы обучения.Темп урока был средний. Обстановка на уроке была доброжелательная, доверительная. Цели урока были достигнуты, задачи реализованы.