Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: проект
Автор: Султанова Луиза Габдразаковна

Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение №9«Канашевский детский сад«Золотой ключик» Возрастная группа: старшая. ФИО воспитателя: Султанова Л.Г. Категория: Высшая С. КанашевоТема по самообразованию:«Нравственно патриотическое воспитаниедетей старшего дошкольного возраста»Перспективный план. ПРОЕКТ«Люди разные, а край один»(Национальная культура народов Южного Урала)Воспитатель: Султанова Л.Г.С. Канашево: 2017-2018Вид проекта: ТворческийПродолжительность: ДолгосрочныйУчастники: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.Возраст: 5- 6летВзаимодействие педагогов: воспитатели, музыкальный руководитель.Виды деятельности: НОД, беседы, подвижные игры, рассматривание иллюстраций, презентации, экскурсии, консультации.Обеспечение проекта: Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса,Приобретение необходимого дидактического материала Создание игротеки игр разных народов Южного Урала - башкир, татар, русских.Подборка художественных произведений о культуре и традициях народов Южного Урала,Разработка конспектов тематических мероприятий с детьми и родителями.Актуальность проекта:«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передается по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут» Э.К. Суслова В настоящее время особенно актуальна стала проблема толерантного отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня все больше и больше распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность и агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникает в семью, в ДОУ, школу. Россия многонациональная страна, много культурная и многоязычная. Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России, в том числе Южного Урала в последнее время стала очень актуальна. Челябинская область многонациональна, на ее территории проживает более 30 народов. В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом для общества, что отраженно в дерективах государственных документах «В законе об образовании», «Концепции государственной политики» С раннего возраста ребенок живет в родной национальной среде, воспитывая в себе культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа, хранителем и продолжателем традиций. Дети разных национальностей должны иметь представления о культуре и быте, жизни другого народа доступное их возрасту.Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур, народов, населяющих Южный Урал, поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.Предмет исследования: «Культура и традиции разных народов Южного Урала - башкиры, татары, русские»Проблема: Толерантное отношение к людям иной национальности.Цель проекта: Познакомить детей с культурой и традициями народов Южного Урала.Задачи:
  • Расширить знания о жизни людей живущих на Южном Урале, их обычаях, традициях, фольклоре.
  • Познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала.
  • Дать представления о национальных жилищах татар, башкир, русских.
  • Приобщать детей и родителей к играм народов Южного Урала
  • Дать представление о национальных костюмах.
  • Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
  • Продукт проектной деятельности:
  • Фотоальбомы «Национальная культура народов Южного Урала»
  • Альбом «Национальная кухня»
  • Альбом «Наш край»
  • Альбом « Национальный костюм»
  • Альбом «Национальные узоры народов Южного Урала»
  • Конспекты по теме проекта
  • Планирование по данной теме
  • Презентации: «Мой край Южный Урал», «Народы Южного Урала –башкиры, татары, русские», «Национальные костюмы народов Южного Урала», «Национальные жилища народов Южного Урала», «Национальные блюда народов Южного Урала»,
  • Выставка детских работ
  • Содержание проекра:1.БЛОК «Наш край Урал»1.1. Красоты и богатства Урала.1.2.История – сказ об Урале-батюшке.1.3.Сказы Бажова.1.4.Многонациональный Урал.2.БЛОК «Я и моя семья» 2.1 .Что значат наши имена 1.2.Мое имя1.3.Моя семья1.4.Мое генеалогическое древо.3.БЛОК Коренные жители Урала 3.1.Мойдом. Летняябашкирская деревня.3.2.Одежда наших предков. Зачем человеку аккуратно и красиво одеваться3.3.Национальный костюм.3.4.Национальное гостеприимство,этикет.4.БЛОК Народный фольклор4.1.В гостях у сказки.4.2.Музыкальные инструменты4.3 Стихи и пословицы.4.4.Литературнаявикторина «Знаешь ли ты сказки».5.БЛОК Национальные игры.5.1.Куклы наших бабушек.5.2. Разучивание считалок.5.3.Народные игры.5.4.Играем вместе.6.БЛОК Народные праздники6.1. Рождество, Масленица,6.2.Каргатуй,Сабантуй6.3.ПраздникСабантуй6.4.Круг праздничных днейПлан реализации проектаЭтапы проекта
  • этап - подготовительный
  • Цель: Познакомить детей с историей заселения УралаЗадачи: -Развивать познавательный интерес: любознательность, творческие способности -Воспитывать любовь к малой родине-Уральскому краю2 этап – основнойЦель: Закрепить знания детей о том, что на Урале живут люди разных национальностей башкиры, татары, русскиеЗадачи: -Познакомить детей с историей башкирского, татарского, русского народа, место проживания на Урале, основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыбалка, пчеловодство) -Развивать образное восприятие, познавательный интерес -Познакомить детей с особенностями национальной одежды-Развивать умение подбирать цвета и составлять узоры национального содержания, колорита-Закреплять знания о семантике мотивов башкирских, татарских, русских узорах-Воспитывать интерес, дружелюбное отношение к традициям башкирского, татарского, русского народа-Традиционные народные жилища на Южном Урале-Формировать знания детей о башкирском, татарском, русском народе, познакомить с особенностями устройства жилища, особенностями интерьера (две половины мужская и женская) специфического оформление жилища-Закрепить знания об особенностях башкирского, татарского, русского орнамента его цветового решения-Развивать инициативу, самостоятельность, эстетические чувства, желание вносить красоту в окружающий мир-Познакомить детей с традициями башкирского, татарского, русского народа-Расширять знания об особенностях национальной кухни-Воспитывать интерес детей к традициям народов Южного Урала 3 этап – заключительныйЦель: Приобщение детей к культуре народов Южного УралаЗадачи: -Закрепить знания об особенностях башкирского, татарского, русского орнамента его цветового решения -Развивать инициативу, самостоятельность, эстетические чувства, желание вносить красоту в окружающий мир«Люди разные, а край один»(Национальная культура народов Южного Урала) Литература:1. Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики./ Ред.-сост. Е.С. Бабунова. - Челябинск: Взгляд. 2013.2. «Воспитание детей на традициях народной культуры» / авт.-сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.3. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью».4. «Аппликации по мотивам народного орнамента», Богатеева З. А.Челябинск: Взгляд. 2007..Вопросы для беседы с детьми .
  • Как называется город, в котором ты живешь?
  • В какой стране ты живешь?
  • Расскажи о своем городе, селе все, что ты знаешь.
  • Если к тебе приедет друг из другого города, о чем ты ему расскажешь и что покажешь?
  • 5.Знаешь ли ты русские народные сказки, загадки, пословицы, праздники? Назови их. О чем они?6.Знаешь ли ты татарские, башкирские народные сказки, загадки, пословицы, праздники? назови их. О чем они?7.Знаешь ли ты русские народные игры, умеешь ли играть в них?8.Знаешь ли ты татарские , башкирские народные игры, умеешь ли играть в них?9.Какие праздники в семье и как вы отмечаете?Беседу завершить ситуацией «Башкирский подарок». На столе расположить: национальные предметы русского, татарского, башкирского народа: -ложки (хохломские, с национальным орнаментом); -кошельки (обычный и с национальным узором); -шкатулки (обычная и с национальным узором) и т.д. Задание детям: рассмотреть и указать, какие из них являются русским. татарским, башкирски подарком.Ситуации выбора.1 ситуация «Выбор книги» Задание детям: Выбери, какую книгу ты бы хотел получить в подарок в свой день рождения? Почему ты выбрал эту книгу? Чем она тебе понравилась?2 ситуация «Выбор сувениров» Задание детям: Выбрать куклу наиболее понравившуюся из трех.Почему ты выбрал эту куклу? Чем она тебе понравилась?3 ситуация «Выбор узора» Задание детям: Выбери узор, которым украсил бы мамин фартук. Почему ты выбрал этот узор? Чем он тебе понравился?Вопросы анкеты для родителей
  • Считаете ли Вы, что через праздники, игры, сказки, ребенка можно приобщить к
  • традициям своего народа?
  • Отмечаете ли Вы праздники в семье, если да - то какие?
  • Ваши любимые праздники?
  • Принимают ли дети участие в праздновании? Если да - то в чем оно заключается?
  • Задают ли дети Вам вопросы о происхождении праздников? Какие?
  • Какие народные праздники русские, татарские и башкирские Вы знаете? Как к ним относитесь?
  • Знают ли Ваши дети народные праздники? Какие?
  • Существуют ли традиции в вашей семье? Какие?
  • Хотели бы Вы сами узнать что-либо о традициях русского, татарского и башкирского народов? О каких?
  • Нужна ли Вам помощь в приобщении к традициям в семье Ваших детей
  • 11.Как Вы можете помочь детскому саду в приобщении к традициям народа детей?Уровни усвоения программы.Высокий: Дети обнаруживают постоянный и устойчивый интерес к предметам или явлениям культуры.Обобщенное представление об объекте культуры, отражение его закономерной внутренней целостности, выраженное в развернутом суждении о нем, умение объединять объекты по существенным признакам. Могут активно и самостоятельно общаться по поводу объектов культуры, доказательно и развернуто высказывать свои нравственно-эстетические суждения. Правильно используют термины. Умело применяют все знания, полученные по башкирской народной культуре, в собственной творческой деятельности.Средний: Интерес к предметам культуры неустойчив. Дети выделяю разнообразные свойства и качества объектов культуры. Представление об объекте дифференцируется.Могут самостоятельно и целенаправленно воспринимать элементы национального в окружающей действительности, соотносить воспринятое со своим опытом, чувствами представлениями. Общаются по поводу воспринятого с товарищами, взрослыми. Свои суждения пытаются доказать, используя термины. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество.Низкий: Отсутствие или неопределенность выраженности интереса к предметам и явлениям башкирской культуры, выбор не моти- вируютили мотивация опирается на несущественные признаки; Неясныееопределенные представления, объект детьми не вы деляется или выделяются отдельные черты и признаки объекта культуры, представления об объекте недифференцированные. Умеют соотносить воспринятое с личным опытом, представлениями. При активном побуждении взрослого могут общаться по поводу воспринятого, используя некоторые термины. Представления используют в самостоятельной деятельности при активном напоминании взрослого.Конспекты непосредственной образовательной деятельности.Тема: Что значат наши именаСодержание: Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей. Рассказать о том, как башкиры давали имена и что они означают. Объяснить, что к человеку можно обращаться по имени, имени и отчеству или по фамилии. Вызвать у детей интерес и желание правильно обращаться к людям.Воспитатель во время занятия использует рассказ, беседу, читает отрывок из книги Н.Носова «Приключения Незнайки», игру-упражнение «Обратись по имени». Предварительно детям предложить: уточнить полное имя своих родных: дедушки, бабушки, отца, матери.Во время занятия воспитатель предлагает детям сесть поудобнее, кто как хочет. Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите мне, чем мы похожи? А чем отличаемся? После ответов детей воспитатель продолжает: «Ребята, несмотря на то, что у нас много общего, все-таки у каждого есть что-то такое, что нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это? Имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени.Что же такое имена? Имена это слова, но особые. Они значат очень многое.Ярасскажу вам, как башкиры давали имена. Наши предки очень внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им очень хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми.. Вот и имена они давали такие как например:(назвать имена, что они означают )Альбина елая (от лат.слова - альба) Гюзель - крсавица Радик -солнечный луч (древнегреч.)Руфина - подругаРустам - богатырь (перс.)Фаина - сияющаяРуслан - левРинат - возродившийсяЭмиль - усердныйПо имени можно немало узнать о человеке: мужчина он или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой. У башкирских имен есть имя и фамилия (спросить детей, как зовут их родителей, бабушку, дедушку, как будут звать их, когда они вырастутомочь детям ответить, если они затрудняются).Объяснить детям, что к человеку можно обращаться по имени или с использованием термина родства (по башкирскому этикету).К сестре, тете обращаются апай, к родственникам (вообще людям) старше отца, матери используют слова: бабай, олатай (к мужчинам ■ инэй, эбэй (к женщинам), к старым людям - олатай, картатай.Обращаясь к человеку правильно, вы проявляете тем самым уважение к нему. Не знать имени своих близких, друзей - невежливо. Именно поэтому воспитанные люди всегда помнят имя и фамилию своих родных, знакомых, имена своих друзей, и не ленятся приветливо называть их, здороваясь, прощаясь, или обращаясь с просьбой.А вы хорошо знаете имена своих друзей? Как вы обращаетесь к ним? Дать детям разные варианты обращения по имени: Рустам-Рустамчик.Воспитатель предлагает детям игру-упражнение «Обратись по имени». Предлагая ситуацию, воспитатель просит детей обратиться друг к другу, называя того, к кому обращаются по имени:
  • Алия, у тебя «трудная» пуговица, ты не можешь ее застегнуть, попроси Салавата помочь, как ты это сделаешь? А как ответит Салават?
  • Альмира,у тебя нет зеленого карандаша, а у Тимура есть. Попроси у него. Как ты это сделаешь? А что ответит тебе Тимур?
  • УАльбины, в руках Барби-кукла. Альмире, очень хочется поиграть с ней. Альмира, обратись к Альбине, попроси куклу. Как ты обратишься? А как ответит Альбина?
  • В конце игры воспитатель обобщает: «Молодцы, ребята, вежливо, ласково, по имени обращаетесь к сверстникам».Затем воспитатель читает отрывок из книги Н.Носова «Приключения Незнайки», предлагает послушать и определить, хорошо ли поступил Незнайка. Воспитатель читает отрывок, в котором говорится о том, как Незнайка стал поэтом и сочинял стихи. После прочтения, воспитатель задает детям вопросы:1.Угероев книги Н.Носова очень интересные имена (Знайка, Авоська, Торопышка, Пилюлькин ...) Как вы думаете, почему их так звали?2.Вампонравились стихи Незнайки? Почему?3.Авы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки?В конце беседы воспитатель делает обобщение «Я тоже думаю, что это плохие стихи и слышать их неприятно и обидно. Мы с вами никогдане будем придумывать такие дразнилки. И будем обращаться друг к другу по имени ласково».Варианты заданий для окончания занятия:
  • детирисуют каждый свою семью и подписывают (с помощью взрослого) имена.
  • 2.детямраздаются картинки с изображением девочки, мальчика, папы, мамы, бабушки, дедушки, детям предлагается придумать имена этим людям.Тема: Мое имяСодержание: Задания, которые возможно использовать на занятии.1.Тебенравится твое имя? Хотел(а) бы ты, чтобы тебя звали по- другому? Как?2.Выполнениеаппликации «Ромашка» делайте из вырезанных лепестков ромашку -вырежьте божью коровку-в центре цветка впишите свое имя. А на остальных лепестках ласкательные имена и прозвища, которыми тебя называют в семье (выполнение задания совместно со взрослыми)-на листике цветка впиши имя, которым мама окликает тебя, когда сердится.-божью коровку приклей на лепесток с именем, которое тебе нравится больше всего. Раскрась его.-еще раз скажи, как мама называет тебя, когда сердится и когда хочет приласкать.Варианты занятия:О чем рассказывает семейный архив: о традициях в семье: -наречение имени -день рождениеТема: Моя семья Содержание: дать понятие «семья», познакомить с тем, что у каждого в семье есть свои обязанности, формировать уважительное отношение к своим близким.Сегодня мы поговорим с вами о семье. Когда вы появились на свет вас сразу окружили заботой члены вашей семьи, они дали вам имя и фамилию. Семьи для того и создаются, чтобы воспитывать детей, помогать им стать сильными и самостоятельными. Все члены семьи - члены близкие друг другу люди. Они вместе живут и вместе ведут хозяйство. Они помогают друг другу в трудную минуту и в обычных делах. Каждый член семьи связан с другими особыми отношениями, которые обозначены специальным словом: дочь, сын, отец, мать и др. Давайте попробуем вместе разобраться в этих отношениях.В семье все дороги, но ближе всех к детям - мама. Кто нас больше жизни любит? Кто нас нежно так голубит, Не смыкая ночью глаз, Кто заботится о нас? (мама)Свою маму мы помним и любим всю жизнь. Есть пословицы о маме: При солнышке тепло, при матери - добро. Золото, серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.Пальчиковая игра «Семья» то мама, добрая и любимая (сжимая кулак и показывая на большой палец); затем, показывая по очереди все пальцы: это папа рядом с ней; это брат, он сильный и высокий; это сестра, она играет в мяч; это я, самый маленький. Видите мою семью? (Шевелит всеми пальцами)Затем воспитатель предлагает рассмотреть картинки на тему «Семья» (сюжетная серия картинок: семья за обедом, семья на прогулке и т.п.). Воспитатель предлагает детям рассказать по этим картинкам о своей семье.Взрослые всегда заботятся о своих детях. Взрослые всегда заботятся о вас. Семья и для того и создаются, чтобы помочь детям вырасти и стать самостоятельными. Сейчас об этом мы с вами и порассуждаем. Предлагается лист на котором изображены мама, папа, пустой овал и дан перечень основных обязанностей (в виде моделей)-зарабатывание денег-приобретение продуктов и приготовление пищи оспитание и обучение детей -мытье посуды и уборка кухни -забота о чистоте и внешнем виде одежды и белья -уборка квартирызабота о здоровье, уход за больными-ремонт одежды, пошив и вязание вещей-Детям предлагается нарисовать себя в пустом овале, на пустых местах нарисовать остальных членов семьи.-Предлагается соединить линями обязанности с теми членами семьи, которые их выполняют.-Предлагается детям рассказать как они заботятся о членах семьи (ходят в магазин, играют с младшими братьями и др.).-Можно предложить детям слепить свою семью из теста.Рецепт теста: ЗООгруки, ЗООгр.соли, 200мл.воды, 1 ст.л.масла. Фигурки выпекаются в печке 10-20 минут раскрашиваются гуашью.Варианты заданий.-Попроси маму, бабушку о чем-либо, скажи это так, чтобы им захотелось выполнить твою просьбу.-У брата беде - сломался грузовик - утешь его.-Можно предложить детям нарисовать, как они помогают дома своим близким, проявляя о них внимание и заботу.Предлагается домашнее задание: Игра «Наведи порядок в коридоре». Это задание для тех из Вас, которые хотят стать самостоятельными и взрослыми как можно быстрее. Для этого вместе с папой, братом или другими членами семьи (желательно не привлекать к этой игре маму) вымой обувь в коридоре. Потом самостоятельно расставь пары обуви по порядку: сначала самую маленькую, потом побольше и так далее. Потом попроси проверить правильность выполнения этого задания маму. Тебе нравится такой порядок? Почему желательно не привлекать к мытью обуви маму?Тема: Моя семья Содержание: данное занятие посвящено воспитанию заботливого отношения к своим близким: маме, папе, бабушке, дедушке, братьям, сестрам.Каждая семья башкир - отец, мать, дети жили в своих домах отдельно от других таких же семей. Когда у отца вырастали сыновья - они женились, у них появлялись свои дети и все - дети и внуки жили вместе со своими родителями. Это была очень большая и дружная семья.Самым главным в семье был самый старший член семьи - его все почитали (относились с глубоким уважением), советовались с ним. Дети не только играли и веселились, они очень много помогали своим близким: дома убрать, с сестренкой поиграть, в саду - огороде помочь. Вот какиеэто были хорошие и добрые люди. (Воспитатель еще раз через вопросы активизирует детей «Кто такие башкирыак башкиры относились друг к другу?»).У каждого из вас есть мама, папа, бабушка и дедушка, может быть братик или сестренка. Это ваша семья. Вы тоже дружно живете в своей семье? Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им. Может быть надо помочь сделать что-нибудь в доме маме или отыскать потерянные бабушкой очки, или поиграть с младшей сестренкой? Таких маленьких обычных дел случается в день очень и очень много, но в каждом из них, словно невидимый огонек, спряталась ваша доброта.Можно разучить пословицы о доме, близких людях: «Материнское сердце лучше солнца греет», «При солнышке тепло, при матери добро», «Отца не хлеб кормит, а доброе слово детей», «Для внука дедушка - ум, для дедушки внук - дело», «Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют» и др.Предложить детям игровые упражнения. «Попроси маму, бабушку о чем-либо, скажи это так, чтобы им захотелось выполнить твою просьбу», «У брата беда - сломался грузовик - утешь его», «Папа задержался в командировке. Мама расстроена. Утешь ее».Можно предложить детям нарисовать, как они помогают дома своим близким, проявляя о них внимание и заботу.В конце занятия еще раз напомнить детям о правилах культуры отношений с близкими людьми: быть приветливыми, доброжелательными, проявлять внимание и заботу о них. Делать это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.Тема: Трудовые обязанности в башкирской семье. Праздник гусиного пера. Содержание: воспитатель проводит беседу с детьми.Материал к беседе: У башкир был распространен обычай: закреплять молодняк скота за ребенком-мальчиком 8-9 лет. Это добрая традиция дошла и до нашего времени. Так, из шерсти закрепленных за детьми животных, валяли валенки, вязали варежки, теплые носки для всей семьи. Все это подчеркивало роль хозяина, поощряло его труд. Кроме того, ребятам постарше вменялось в обязанности пилить и колоть дрова , ходить за водой, чистить хлев, работать на огороде, в саду. На девочек преимущественно возлагалась обязанность ухода за домашней птицей. Им поручалось рвать и рубить траву для цыплят, гусят, утят.С давних пор башкиры справляли праздник гусиного пера. На, нем дело находилось всем: мужчины забивали птицу, носили воду, разводили огонь, женщины ощипывали и варили гуся, а дети сортировали перо. У каждого мастерства свои секреты: чтобы ощипать пух, тушку надо заморозить. Поэтому праздник обычно проводился в середине-конце ноября. После работы - праздник: на улицах смех, песни, пляски. Детей, разделивших труд взрослых, принято угощать блюдами из птицы - вареным гусем, лапшой на гусином бульоне, сладкой выпечкой - баурсаками, хворостом.Тема: Праздник СабантуйСодержание: На занятии детей знакомят с традициями башкирского народа, формируют эмоциональное отношение к результатам коллективного труда. Дети выполняют панорамное многоплановое изображение башкирского праздника. Воспитатель беседует о празднике Сабантуй.Праздник сабантуй проводился после посевных работ. В переводе с башкирского Сабан-плуг, соха, Туй-свадьба, праздник. Праздники проводили аксакалы (старейшины), где главное значение имели национально-спортивные игры и соревнования, на которых показывали свою ловкость и удаль молодые батыры - будущие защитники рода, племени и народа.На празднике выбиралась самая красивая девушка, которая одаривала подарками победителей. В конце соревнований исполнялись мелодии на национальных инструментах, песни, пляски, сказания.Сабантуй заканчивался праздничным угощением, любимыми блюдами были бишбармак из баранины, чак-чак - сладости, кумыс - молоко кобылы.Затем воспитатель показывает ранее выполненные работы и вместе с детьми обсуждает эскиз панорамной композиции: поселение располагается в верхней части листа ватмана, в нижней части составляется динамическая композиция, отражающая элементы Сабантуя. Выполняя коллективную композицию, воспитатель распределяет объемы работы между детьми. В конце занятия проводится итоговая беседа о традициях башкирского народа.да, поются песни, игра на разных музыкальных инструментах.Тема: Круг праздничных днейСодержание: На этом занятии закрепляют знания детей. Воспитатель предлагает детям схему «Круг праздничных дней».В свободные ячейки предлагает вписать названия известных детям праздников. Затем отмечают дни рождения детей. Главное, чтобы названия праздников вписывались в свое время года. Данное задание можно дать детям на дом. Тогда они вписывают в круг праздники и дни рождения близких людей. А на занятии все это обсуждают.Детям предлагают подумать над тем, какие праздники их семьи отмечают вместе с другими людьми, а какие отдельно и раскрасить эти праздники разными цветами.