"Ставим условие долой сквернословие!"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Ставим условие долой сквернословие!"
Автор: Торхова Фавзия Газимовна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Дмитровская общеобразовательная школа-интернатдля обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяДмитровского муниципального района Московской области» Классный час на тему«Ставим условие - долой сквернословие Подготовила и провела:воспитатель Ф.Г. Торхова02.02.17 г.Цель: Формирование культуры речи, культуры поведения,привитие любви и уважения к родному языку.Задачи:- ознакомить подростков с понятием «сквернословие», влияние эмоций на настроение и здоровье окружающих нас людей;-коррекция речи, поведения, эмоционально-волевой сферы учащихся;-воспитывать уважение к окружающим людям и к своему здоровью.Подготовительная работа:Провести анкетирование среди учащихся: «Твое отношение к сквернословию» Оборудование: плакат «Дерево», листочки цветной бумаги10 на10см, листочки черного цвета, цветные карандаши, клей карандаш, презентация.
  • Организационный момент.
  • 1слайд. Ребята, сядьте удобнее.У вас на столе лежат листочки цветной бумаги, выберите два листочка по цвету, которые отображают ваше настроение сегодня.Сделаем глубокий вдох через нос и выдох через рот и так 3разаПосмотрите на экран, что вы там видите? (река с мусором)Приятно ли вам смотреть на это? Так и наша речь загрязненная бранными словами похожа на эту реку.2слайд.Сегодня наш классный час называется «Ставим условие - долойсквернословие».Дети:Есть слова, пострашнее чем порох,Чем снаряд над окопными рвамиЯ советую людям при ссорахОсторожнее быть со словами.Мир устроен на этой основе,И достаточно, в общем, серьёзно:О любом опрометчивом словеПожалеете рано иль поздно.Вы к словам проявляйте терпение,Не берите в расчёт кривотолков.Ведь от них остаются раненья, Как от мелких, но острых осколков. Мы поднимем самый больной вопрос, волнующий нас, и окружающее нас общество. На эту беду есть много причин, главную роль среди них играет наша словесная распущенность. - Как вы считаете, среди вашего окружения, многие ли люди сегодня сквернословят, школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины?- Ответьте, так ли уж безобидна эта вредная привычка? Мы сегодня об этом поговорим на нашем занятии. И постараемся очистить нашу речь от бранных слов, как реку от мусора.II-Основная частьЧеловеку в жизни приходится испытывать много эмоций, их делятна положительные и отрицательные.
  • 3слайд.
  • Какие положительные эмоции вам знакомы? (Дети выбирают из списка)
  • Какие чувства они у вас вызывают? Хочется вам выругаться в этих ситуациях?
  • Какие отрицательные эмоции вам знакомы?(Дети выбирают из списка)
  • Какие чувства они у вас вызывают?При каких эмоциях чаще всего окружающие сквернословят? Почему так происходит?
  • Выступление учеников:Как жаль, что мы не знаем цену слов,Их редкий дар, божественную силу.Они ведут то в рай, а то в могилу.Мы все в плену их силы и оков.И потому, не видя в том греха,Мы каждый раз бросаемся словамиЗемная жизнь и без того сурова,Не будем сеять зло мы и печали.Не забывайте впредь о силе слова.- "Молчанье – золото" не зря сказали. 4слайд.Вы заполняли анкеты, где отвечали на вопрос «встречаются ли в вашей речи слова сквернословия?» Изучая ваши ответы, я поняла, что у вас случаются ситуации, в которых вы плохо сдерживаете свои эмоции. На вопрос 1вопрос: «Как часто ты произносишь бранные слова?» вы отвечали, что иногдаи никогда - Это очень похвально, что встречаются дети, которые никогда не произносят бранных слов, но хотелось бы, чтобы их число было как можно больше. 2вопрос: «В каких ситуациях ты произносишь бранные слова?» Когда кто-то раздражает ответили большинство - никогда 3вопрос:«Что ты испытываешь, когда произносишь эти слова?» многие ответили, что стыд.Сделаем вывод, что отрицательные эмоции вызывает у некоторых желание произносить бранные слова.5слайд.А сейчас давайте посмотрим притчу «Все оставляет свой след». Притча – это поучительный рассказ (просмотр видеоролика)Что вы поняли из этого поучительного рассказа? (Обсуждение)Да, правильно, даже если ты потом и извинишься, но рана в душе останется навсегда, эти раны не заживут на сердце человекаоличество бранных слов переходит в другое качество, вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьеми, наконец, ломается сама жизнь.6слайд.Ученик:Слова бывают разные – то дельные, то праздные. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно – грязные. Одни помогут выправить, другие – душу вытравить. Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая. Слова высокой доблести, и самой низкой подлости. (работа с текстом: выбрать строки о словах грязных, о словах чистых и подчеркнуть разным цветом)Давайте обратимся к словарю - что же такое сквернословие?7слайд.(читают дети)Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Сквернословие, как и хамство – это оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань – это не только набор непристойностей, подобная речь говорит о болезни человека его души, психики. 8слайд.В Древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием в чёрной магии. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятия, болезни. 9слайдВсемьях все раньше знали, что бранить детей матом нельзя, они будут мучимы бесами.Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.Также нельзя ругаться в лесу – леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбиться водяной.10слайд.Можно только в поле.Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани. 11слайдРебята, а вы и ваши близкие посещают церковь, верят ли в бога?Церковь не одобряет бранные выражения. Сквернословие – гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху. Недостойным словом убивают душу. Святой апостол Павел писал: «Скверное слово - гнилое слово. Егда кто матерными словами ругается, тогда Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает, и Сама отступает»12слайд.Выступление учеников:В словах сокрыты силаласть,Любовь,тепло,боль и отчаянье,Всё можно ими описать,Но чаще ценим мы,молчанье...."Словами можно смерть предотвратить,Словами можно мертвых оживить."А можно словом и убить...Словесной пулей бьющей в цельМир защитим от злых людей!Убить... мы словом,- не убьём,Но раним зло... в борьбе с добром! Язык, что Бог однажды дал,Он хоть, не меч, а убивает наповалИ поднимает тех, кто насмерть пал.Слово, оно не воробей,И выпустишь, то точно не поймаешь,Обидеть человека так легко,Ну а потом ужеВсю жизнь свою страдаешь!13-14-15-16 слайд.А сейчас посмотрим эксперимент ученого Эмото с рисом.Что же вы поняли из этого эксперимента? (ответы учеников)- Правильно, если произносить только хорошие слова, даже рис начинает цвести и благоухать, если же произносить плохие слова – даже рис почернел, то, что не обращаешь внимания, тоже действует отрицательно, что даже рис требует к себе хорошего отношения.Сделаем вывод: Что же такое сквернословие – это порок, т.е. недостаток, плохое поведение или болезнь?17слайд.Если, болезнь то существуют3 стадии развития болезни: (сейчас мы определим сами, на какой стадии болезни вы находитесь?)
  • Человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость, т.е. ему неприятно, неудобно;
  • Человек впервые употребляет нецензурное слово за компанию, для порядка или ради напускной удали;
  • Человек привыкает к этим словам и ему уже не стыдно употреблять бранные словаот уже развивается болезнь, когда не стыдно произносить такие слова.
  • - Наши предки давно знали, что злые слова убивают, ведь не случайно проклятия поражали насмерть, а добрым словом исцеляли больных.-А теперь давайте немного поработаем, прочитаем пословицы, на слайде и подумаем, о чем они говорят?18слайд.
  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Доброе слово может исцелить, а злое – покалечить.
  • От сабли рана заживет, от слова – нет.
  • Давайте задумаемся о словах, которые произносим!19слайд.Можно ли избавиться от сквернословия?(отвечают дети)1. Перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;2. Избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;3. Запоминать стихотворения, афоризмы, читать книги;4. Необходимо использовать в своей речи больше позитивных высказываний, комплиментов, которые несут радость.20слайд.В России продвинутая молодёжь, которая за спорт, не курит, использует такие лозунги: (Читают дети)- Кто использует мат, тот немного глуповат!- Мат-дорога в ад.- Мат уродует девчат.- Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!- Вместе мы найдём управу на словесную отраву!21слайд.-Давайте попробуем с вами вместе посадить наше «дерево доброты».Возьмем листочки цветной бумаги, сложим их пополам и из них сделаем листочки для нашего дерева, в виде наших сердечек. Мы должны с вами получить на этом дереве большие и красивые листочки, красивую крону, в виде добрых и хороших поступков. Что нам необходимо сделать для этого, как вы думаете?Правильно, удобрять и поливать, а удобрять мы ее будем добрыми, хорошими, чистыми словами. Какие вы знаете добрые слова?- радость; - добро; - мир; - забота; - счастье; - успех; - здоровье; - красота; - жизнь; - любовь-милосердие-сострадание.-Если мы будем любить всех, относиться ко всем с уважением и тогда мы получим большое дерево доброты с красивыми листочками, которые вернутся к нам в ответ на наши хорошие поступки в виде хороших слов и добрых поступков.22слайд.А теперь давайте поиграем в эстафету добрых слов. Давайте попробуем подарить доброе слово по цепочке своему соседу. Можно пожелать чего-то доброго, сказать что-то приятное.И я хочу в свою очередь сказать вам, что вы все молодцы, что вы все очень внимательные, я вами очень довольна.23слайд.Прочитайте! Запомните! (читают дети)-Сквернословие может превратиться в привычку, от которой трудно избавиться.- Хорошие люди не сквернословят!- Сквернословие оскорбительно для многих. - Люди могут подумать плохо о твоей семье. Такие слова не только обижают тех, кому они адресованы, но могут также привести к серьезным проблемам с законом. 24слайд. Что говорит закон? (читают дети)Публичное употребление нецензурной лексики – это административное правонарушение и это карается в соответствии с УК РФ. Гл.20 ("оскорбление") предполагает штраф в размере от 5 до 15 МРОТ или до 15 суток административного ареста. В соответствии со ст.130 УК РФ ("хулиганство") – наказанием может послужить штраф в размере до 200 МРОТ или лишение свободы сроком до 1 года. 25слайд.-У того, кто сквернословит есть 2 пути:Первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, и тем самым включить программу самоуничтожения, т.е. убить себя изнутри.Второй – это путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Выбирайте, по какому пути вам идти.26слайд.- Давайте займемся немного заговорами т.е. лечением, возьмите листочки черного цвета нашепчите на него плохие слова, порвем и выбросим. Так мы постараемся избавиться от бранных слов. -Сегодня в моде здоровый образ жизни, вся страна, известные люди пропагандируют, призывают всех не курить, не употреблять спиртные напитки, не выражаться нецензурно, для того, чтобы иметь здоровое поколение. Все люди следят за своим весом, делают физкультуру, выполняют режим дня.Как вы,думаете?- могут ли совмещаться сквернословие и здоровый образ жизни?Конечно - нет.Сквернословие – это вредная привычкаи с ней надо бороться иначе она превратится в болезнь как курение, пьянство. 27слайд.А теперь давайте прочитаем все вместе вслух плакаты, которые вы видите на слайде.III-итог.28слайд.Что мы узнали о сквернословии? Какой вывод сделали?29слайд.Я от всей души желаю вам стать по настоящему прекрасными людьми, пусть будет у вас все прекрасно: и мысли, и слова, и поступки.