Особенности развития мелкой моторики у леворуких детей


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности развития мелкой моторики у леворуких детей
Автор: Кугатова Марина Михайловна

Особенности развития мелкой моторики у леворуких детейЗа последнее десятилетие количество леворуких дошкольников значительно увеличилось. Если сравнивать с 90-ми годами, то при средней наполняемости группы детского сада 25-30 человек, леворуких детей было 1-2, в настоящее время, при такой же наполняемости группы, количество леворуких детей увеличилось в 2,5 раза .Проблема леворукости рассматривалась в трудах многих ученых, педагогов и психологов И.В. Ефимова, A.B. Семенович, Э.Г., М.М.Безруких, С.П. Ефимова, М.Г. Князеваи др. Изучение особенностей детей осложняется тем, что существуют различные причины леворукости от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, встречается «скрытая леворукость», так же ребенок может быть леворуким, но не абсолютным левшой. Чтобы разобраться во всем многообразии этих проявлений, прежде всего, разграничим понятия "леворукость" и "левшество".Леворукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество - комплексная характеристика, отражающая большую активность правого полушария головного мозга (в отличие от правшей, у которых доминирует левоеполушарие).[2,с.57] В своих работах по исследованию познавательных функций леворуких детей педагоги-психологи выявляют следующие особенности их развития: отставание в формировании пространственного восприятия, отставание в развитии зрительно- моторной координации,моторная неловкость тонкой координации движений руки (слабо развитая мелкая моторика),более низкая скорость деятельности-дети могут работать медленно, но качественно или наоборот и др. Целенаправленная работа по совершенствованию мелкой моторики оказывает благотворное влияние на общее развитие ребенка, становление всех психических процессов, подготовку руки к письму. При организации работы по укреплению мышц рук, развитию ловкости и координации движений используют разнообразное спортивное оборудование, игрушки и мелкие предметы. Особое внимание уделяется тренировке движений повышенной сложности, то есть таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни. Именно такая тренировка пальцев рук дает видимый и быстрый эффект. Движения кисти пальцев становятся точными и координированными. В нашей работе по развитию мелкой моторики у леворуких детей было использовано методическое пособие Т.С.Голубиной «Чему научит клеточка». В данном пособии существует строгая последовательность заданий с учетом их постепенно возрастающей сложности. Пособие разделено на блоки: «точка», « палочка», « геометрическая фигура», « дуга», « предметная фигура», «угадайка», « сопровождение». Мы адаптировали данное пособие для работы с леворукими детьми, учитывая их психофизические особенности. Так, образцы написания элементов и фигур мы расположили с правой стороны; начало строки для написания, обозначили маркировкой (флажок, цветок, звезда); для формирования правостороннего направления письма вначале строки ставится стрелка. Так же важным является нанесение вспомогательных знаков для написания элементов (точка-начало элемента, стрелка – направление). Более сложные элементы из блоков « геометрическая фигура», «дуга» мы разбили на части, которые прорисовываются разным цветом и только потом фигура рисуется целиком, так как леворуким детям сложно усвоить безотрывное письмо, многие элементы повторяются чередуясь ( простой, сложный). Необходимо подчеркнуть, что важно продумывать способы индивидуального подхода, а также создать благоприятные условия для развития мелкой моторики руки, что позволит леворуким детям избежать отрицательного влияния «праворукой» среды и у успешно адаптироваться в школе.Список использованных источников:1. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. М.: Вентана-Граф,2008.2.Макарьев И.Если ваш ребенок – левшаПб.: Мик,19953.Николаева Е. И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. М.: Детство-пресс,2009.4.ПятницаТ.В. Мой ребенок-левша: диагностика и обучение леворуких детейостов –на - Дону.: Феникс,2011.5.Пятница. Т.В., Давыдова Е.В. Прописи для леворуких детей 5-6 лет. Минск.: Аверсэв,2009.Задачи развития леворуких детейЦелью работы является исследование психологических проблем и их истоков у леворуких детей .Задачи:Изучить распространение левшества в популяцииИсследовать причины леворукости и особенности левшейИзучить психологические проблемы левшей в школеПровести эмпирическое исследование особенностей психологического реагирования на творческую игру у детей старшего дошкольного возраста с различным межполушарным доминированиемИГРЫ ДЛЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТКакие черты характерны для большинства левшей?* гибкость мышления;* стремление к философскому осмыслению мира и постоянному самосовершенствованию;* склонность к сотрудничеству и творчеству;* способность жить и работать «в одиночку» невзирая на равнодушие, непонимание и даже раздражение со стороны многих окружающих. Причины происхождения леворукости могут быть разными, и поэтому нельзя говорить о каких-то общих особенностях, характерных для всех таких детей. Несомненно одно: леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, виновницей сниженных интеллектуальных и физических возможностей, как считалось ранее. Это не болезнь. Преимущественное владение рукой зависит не от желания или нежелания ребёнка и не от его упрямства, а развивается в связи с особой организацией деятельности мозга. Даже в те минуты, когда маленькие левши демонстрируют свою раннюю взрослость и зрелость, родители и окружающие не должны забывать о том, что леворукие дети при всей своей мудрости не перестают быть детьми, которым хочется жить обычной, нормальной жизнью. Помощь и поддержка очень им нужны. Родители, педагоги! Вне зависимости от того, понимаете вы детей или нет, позвольте им идти своим путём. А сами станьте для них той самой путеводной звездой, которая позволяет найти свой путь во мраке. Со временем вы убедитесь, что это и есть самое мудрое педагогическое решение. Если ваш ребёнок родился левшой, считайте, что вам повезло! Данные игры составлены с учётом физиологических и психологических возможностей детей старшего дошкольного возраста, представляют собой заключительный этап в их подготовке к школе. В данных играх большое место отводится подготовке руки к письму, формированию умения ориентироваться на плоскости листа в тетради; решаются такие задачи, как развитие зрительно-пространственной ориентировки, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти; совершенствование моторных функций и зрительно-моторных координаций; закрепление навыков работы в заданном темпе, знаний о цвете, форме, величине, свойствах различных материалов и технике работы с ними. Продолжается работа и над мелкой моторикой, над произвольностью психических процессов.Цель каждой игры – задействовать как можно больше рецепторов для развития каналов аудиального, визуального и кинестетического восприятия, а также способности воспринимать и воспроизводить информацию для получения результата. «Вылепи букву или цифру»Цель: Развивать моторные функции, зрительно-моторные координации, дифференциацию понятий лево-право, вверх-низ, впереди-сзади; совершенствовать речь, аккуратность, глазомер. ХОД:У ребёнка пластилин, карточки с изображением букв или цифр и заготовки из плотного, но прозрачного полиэтилена размером с карточку.Ведущий. Перед тобой карточки с цифрами и буквами. Назови те, которые ты знаешь. Выбери любую карточку, аккуратно проведи пальцем по букве или цифре. Из каких элементов-линий она состоит? Попробуй из пластилиновых колбасок вылепить эту букву (цифру) на прозрачной карточке. Работай аккуратно, не торопясь. Буква (цифра) должна поместиться на карточке и быть похожей на выбранный образец. Чтобы проверить, правильно ли ты всё сделал, подложи карточку-образец под твою карточку. Они должны совпасть. Начинай лепить и называй все свои действия.«НЕПОСЛУШНЫЕ ЦЕПОЧКИ»Цель: Совершенствовать мелкую моторику, зрительное восприятие, дифференциацию понятий лево-право, верх-низ и их речевые обозначения; закреплять понятия замкнутая линия – незамкнутая линия; работать над точностью и темпом выполнения.Материал: Набор карточек с рисунками разной конфигурации – одни из них замкнутые, другие нет; набор металлических цепочек с мелкой ячейкой. ХОД: Ведущий предлагает ребёнку взять цепочку тремя пальцами и обвести любой рисунок, прокладывая цепочку по нему сверху. Ребёнок называет все свои действия. Ведущий поощряет точность выполнения, закрепляя понятия замкнутая и незамкнутая линия. Ребёнку легко справляющемуся с заданием, можно предложить выложить рисунок на чистом листе бумаги, глядя на образец, а так же по памяти, без опоры на него. «ЗОЛУШКА»Цель: Совершенствовать мелкую моторику, тактильный и зрительный анализаторы, умение квалифицировать по заданному принципу; работать над темпом выполнения задания.Материал: Семена четырёх видов, четыре наклейки с наклеенными образцами семян. ХОД: Ведущий предлагает ребёнку тремя пальцами из кучки семян отобрать семена одного вида и разложить их по ячейкам. Брать надо по одному семечку, определять его на ощупь, называть и класть в ту ячейку, где наклеен образец такого вида. Игра закончена, когда все семена разложены по «своим домикам». «ВЫРЕЗАЕМ ПО ЛИНИЯМ»Цель: Развивать зрительно-моторные координации; закреплять знания о форме и величине; совершенствовать технику работы с ножницами и глазомер. ХОД:Задание 1: У ребёнка лист бумаги с изображением геометрических форм различной величины, расположенных хаотично. Ведущий: Какие фигуры ты знаешь? Сосчитай их и скажи: каких фигур больше (меньше)? Покажи самый большой круг, самый маленький треугольник. Вырежи сначала самый большой прямоугольник, не затронув другие фигуры, а потом самую маленькую фигуру.Задание 2: На листе бумаги нарисованы четыре большие незаконченные (незамкнутые) геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Ведущий: На какие геометрические фигуры похожи эти спирали? Покажи начало и конец каждой линии. Чтобы получились настоящие спирали, нужно разрезать их точно по линиям. Начни с самой трудной фигуры. «ПРИШЕЙ ПУГОВИЦУ»Цель: Развивать мелкую моторику, зрительный анализатор, умение выполнять задания по схеме.Материал: предметы, имитирующие пуговицы, иголки, нитки; схемы-варианты пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями. ХОД: Ведущий предлагает ребёнку вдеть нитку в иголку, выбрать схему и попробовать пришить пуговицу так, как на ней показано. В ходе выполнения задания ребёнок описывает свои действия, в том числе направление движения руки с иголкой. «ПОВТОРИ РИСУНОК ПАЛОЧКАМИ»Цель: Развивать зрительный анализатор, согласованность действий глаз-рука, зрительно-пространственное восприятие, работать над увеличением объёма зрительной памяти.Материал: Набор карточек с изображениями, составленными из прямых линий одинаковой длины (у ведущего); у ребёнка набор счётных палочек. ХОД: Ведущий: Вот карточки с картинками из палочек. Выбери самую лёгкую и сложи из палочек такую же. Когда будешь это делать, я сяду к тебе спиной, а ты подробно описывай все свои действия. Когда закончишь работу, я постараюсь угадать, какую картинку ты выбрал, а потом мы сравним её с твоим рисунком из палочек. . . «ДЕЛАЕМ ЗАРЯДКУ»Цель: Отрабатывать умение различать верх-низ по отношению к себе; развивать произвольное внимание, моторно-слуховую память, крупную моторику. ХОД:Ребёнок по команде ведущего делает движения руками, ногами, глазами, головой в заданном направленииПримечание: Для закрепления умений ребёнку предлагают роль ведущего. Для повышения результативности занятий с ребёнком левшой можно использовать такой порядок индивидуальной работы:взять руки ребёнка в свои, сняв тем самым у него напряжение, побеседовать о том, что он любит или о чём ему хотелось бы поговорить, и только после этого начинать занятие;провести разминку, включающую пальчиковые игры;ровести игры в такой последовательности:аоль ведущего исполняет взрослый; б)роль ведущего исполняет ребёнок;Особенности работы воспитателя по созданию индивидуального маршрута леворукого ребенка.1 этап. Выбор: Коллегиальное решение для работы по построению индивидуального маршрута развития;2 этап. Наблюдение: • Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности; • Наблюдение за ребенком в свободной деятельности; • Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами; • Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;3 этап. Диагностика: • Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование) • Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка • Подбор методик, определение методов и приемов работы4 этап. Работа: • Подбор индивидуальных заданий • Связь с родителями и педагогами • Домашние задания • Корректировка задач, методов работы с ребенком5 этап. Контроль: • Итоговая диагностика • Представление работ ребенка на мероприятиях ДОУПри разработке индивидуального маршрута дошкольника, мы опираемся на следующие принципы:• Принцип опоры на обучаемость ребенка. • Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка. • Принцип соблюдения интересов ребенка. Л.М. Шипицина называет его «на стороне ребенка». Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Специалист системы сопровождения призван решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка. • Принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды» специалистов, в ходе изучения ребенка (явления, ситуации). • Принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден. • Принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа - это опора предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. «Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях. Одна из важнейших задач специалистов, реализующих идеологию психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать» (В.И. Слободчиков). • Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.10 советов родителям леворукого ребенка.1.Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости.2.Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.3.Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.4.Помните, что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.5.Не рекомендуется «пробовать» научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.6.Определить ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.7.Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа.8. Формируя навыки правильной посадки и письма, особое внимание необходимо уделить леворуким детям. Существует несколько способов письма левой рукой. Первый способ: зеркальное отражение «праворукого» положения руки при письме. Им чаще всего пользуются дети. Считается, что такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения: так как все образцы в тетрадях (прописях) расположены слева, при письме ребенок закрывает их кистью руки и не может на них ориентироваться, выполняя графические упражнения. Поэтому при таком способе письма у леворуких детей очень часто наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв, неправильное написание графических элементов. Второй способ: кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество графических ошибок при письме. Леворукие дети чаще всего сами приходят к такому способу письма. Третий способ: кисть левой руки с ручкой находится под строкой. При этом точкой опоры пишущей руки является лишь ногтевая фаланга левого мизинца, кисть руки практически полностью оказывается на весу. При таком способе письма ребенок хорошо видит образец, ему не приходится выворачивать кисть руки, написанное ранее не смазывается. Правда, при таком способе происходит нарушение общепринятых требований наклона письма вправо9.При обучении письму помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей.10.От вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи вашего малыша.