Консультации для родителей и учителей
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультации для родителей и учителей
Автор: Тимощенкова Ирина Анатольевна
МБОУ “СШ №32 им С.А. Лавочкина г. Смоленска”
Консультации для родителей и учителей
Учитель-логопед
Тимощенкова Ирина Анатольевна
Г. СмоленскРазвиваем речь ребенка. С чего начать?
От речевого развития зависят общее психологическое развитие ребенка, формирование сферы межличностного взаимодействия, а также развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания.
Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки! Очень полезны специальные пальчиковые краски, пластилин (под присмотром взрослого) — его можно просто мять и "разрывать на кусочки. Предложите ребенку игры с пуговицами: детям нравится перекладывать пуговицы, распределять их по величине,
цвету, раскладывать в коробочки. Очень полезны пальчиковые игры-потешки. Ребенок рассказывает стишок и одновременно показывает пальчиками действия. Самый известный вариант такой игры — Сорока-ворона. Освоение ножниц — тоже большая нагрузка для пальчиков.
Тренируйте артикуляционный аппарат ребенка, делайте зарядку для язычка.
•
Погулять язык собрался:Открыть рот.
Он умылся,Кончиком языка быстро провести по верх-
ним зубам.
Причесался,Несколько раз протиснуть язык между
верхними и нижними зубами, высунуть вперед и спрятать обратно.
На прохожих оглянулся,Провести языком по губам — облизнуться.
Вправо, влево повернулся,Опустить язык вниз и поднять вверх.
Вниз упал, наверх полез,Опустить язык вниз и поднять вверх.
Раз — и в ротике исчез.Спрятать язык во рту.
Развивайте речевое дыхание, используя следующие упражнения.
Снежинки (вам понадобятся: несколько кусочков ваты или маленькие бумажные снежинки, кусочки салфеток). Взрослый показывает, как сдуть снежинки с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение следует повторить 2—3 раза.
Бабочка, лети! (вам понадобятся 2—3 яркие бумажные бабочки, каждая подвешена на нитке к чему-либо на уровне лица ребенка). Задача ребенка — дуть на бабочек, чтобы они летели. Дуть нужно не более 10 секунд, с паузами, чтобы не закружилась голова.
Все эти игры приносят детям не только радость и удовольствие, но и развивают речь, внимание, память, мышление, словом, то, что так необходимо ребенку в школе.
Родители — главные помощники логопеда
Как известно, все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушек, дедушек, старших сестер и братьев.
Распространено неправильное мнение о том, что ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, без специального воздействия и помощи взрослых.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.
Ваш ребенок начал заниматься с логопедом, и вы, конечно, хотите ему помочь в скорейшем овладении правильной речью. Для этого существуют логопедические домашние задания.
Окружающие ребенка люди должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не съедать слоги и окончания слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха малыша многие слова долетают искаженно (не бежи вместо не беги, ваще вместо вообще и т. д.).
Особенно четко нужно произносить незнакомые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи, на примере которой формируется их собственная.
Привлечение внимания дошкольника к недавно появившемуся в его речи звуку способствует правильному воспроизведению звука в слогах, словах, предложениях в более короткие сроки. Родителям рекомендуется создать максимально положительный настрой на дальнейшую логопедическую работу: провести маленький семейный праздник, подарив ребенку пирог или торт с изображением звука.
Логопед предлагает различные игры и игровые приемы для закрепления звука дома.
Каждую неделю логопед рассматривает с детьми лексическую тему, например Мой город. Для закрепления знаний по этой теме в повседневной жизни родителям рекомендуется:
вспомнить с ребенком, как называется город, в котором он живет, улица, на которой находится его дом, главная улица города;
совершить прогулку и обратить внимание ребенка на то, чем знаменит город, рассказать, какие достопримечательности в нем есть;
рассмотреть иллюстрации, открытки и фотографии с изображением города;
вырезать картинки с изображением родного города и приклеить их на альбомный лист.
Особая роль родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал дома, они получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении: во время игр, прогулок, экскурсий, то есть в повседневной жизни.
Воспитание чистой речи у детей в дошкольном возрасте — одна из важнейших задач, которые стоят перед педагогами и родителями. Чтобы ребенок правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять своими органами речи (нижняя челюсть, мягкое нёбо, губы, щеки и язык). Поэтому начиная с двухлетнего возраста полезно проводить артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика — это специальные упражнения для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки. Гимнастикой лучше заниматься 3 раза в день (утром и вечером) в течение 5—7 минут перед зеркалом и проводить ее в виде сказки.
Птенчик. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-птенчик сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
Лягушка. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Хоботок. Губы и зубы сомкнуты С напряжением вытянуть вперед губы трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Лопаточка. Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя шуба не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
Вкусное варенье. Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
Часики. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет раз-два из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Качели. Улыбнуться, открыть рот. На счет раз-два поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
Лошадка. Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Барабан. Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук д-д-д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка должна быть не толстой и прямой, как линеечка).
Котенок. На блюдечко положить немного сгущенки, сметаны, варенья и слизывать язычком, как котенок. Можно лизать язычком мороженое.
Конфетка. При закрытом рте упираться языком поочередно то в правую, то в левую щеку, оттопыривая их изнутри.
Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение, наберитесь терпения и не раздражайтесь, далеко не все будет получаться с первого раза. Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Положительный эффект возможен только в том случае, когда упражнения выполняются ежедневно, а главное — правильно.
Выполняем дыхательную гимнастику
Как ваш ребенок дышит при речи? Понаблюдайте за малышом: нет ли быстрых коротких вдохов посередине фразы или слова, не прерывают ли речь частые вздохи, не слишком ли частое у него дыхание?
Дыхание влияет на звукопроизношение и качество голоса. Придерживайтесь следующих рекомендаций:
следите за правильным вдохом — через нос;
плечи нельзя поднимать;
выдох должен быть длительным, плавным;
следите, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать из ладошками);
каждое упражнение повторяйте не более 2—3 раз (многократное выполнение упражнений может привести к головокружению).
На качелях. Ребенок лежит на спине на ровной твердой поверхности без подголовника, рот закрыт, вдох носом. Взрослый ставит на живот ребенка легкую игрушку и предлагает покатать ее, как на качелях. При вдохе игрушки поднимается, при выдохе — опускается.
Шарики. Сделать вдох через нос и надуть щеки воздухом, а затем сдуть. Надуть одну щеку — сдуть, затем другую щеку — надуть и сдуть, надувать попеременно 4—5 раз.
Ветряная мельница. Для этой игры необходима мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки.
Снежинка. Сделайте снежинку из ваты или тонкой бумаги. Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует ее, чтобы снежинка улетела.
Листопад. Взрослый вырезает из тонкой цветной бумаги желтого и красного цветов осенние листья. Объясняет ребенку, что осенью с деревьев опадают листья, это явление называется листопадом. Предлагает устроить листопад дома. Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели.
Бабочка. Вырезать из бумаги одну или несколько бабочек. К каждой бабочке привязать нитку и прикрепить так, чтобы бабочки висели на уровне лица ребенка. Затем взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, чтобы она полетела. Ребенок делает длительный плавный выдох.
Кораблик. Сделать из бумаги кораблик. Кораблик опустить в таз с водой. Таз должен стоять на уровне рта, так чтобы ребенку было удобно дуть на кораблик. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребенок двигает кораблик с помощью сильного выдоха.
Мыльные пузыри. Веселое и очень полезное занятие — выдувание мыльных пузырей.
Надуем игрушку. Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки.
Дыхательные упражнения помогают вырабатывать диафрагмальное дыхание, а также способствуют достижению плавного длительного выдоха и быстрому освоению труднопроизносимых звуков.
Слышим и правильно произносим звуки
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки.
Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
Цель предлагаемых игровых упражнений — научить ребенка слушать и слышать. Прежде чем приступить к занятиям, выясните, как ребенок воспринимает и различает звуки. Предложите ему повторить слоги: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа, сходные слова: Маша — Даша — каша; тень — день; день — пень; бак — лак — мак — так — рак; жук — лук — сук — тук, выбрать нужную картинку среди: жук — сук; бом — сом; мишка — миска. Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение у малыша фонематического слуха. Надо приступать к занятиям!
Выдели слово. Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.
Какой звук есть во всех словах? Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук (шуба, кошка, мышь), и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Звуковые песенки. Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа АУ — дети кричат в лесу. Или ИА — кричит ослик. Или УА — плачет ребенок. ОО — мы удивляемся и т. п. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем — второй.
Назови лишнее слово. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:
Гора, гора, нора, гора. Голос, колос, голос, голос. Коса, коса, коза, коса. Утенок, утенок, котенок, утенок.
Какой звук начинает слово? Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук, лучше с ударением на первый гласный. Например: аист, осы, утка, эхо, иней. Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый. Пусть сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет вам мяч.
Что за звук спрятался в середине слова? Игра похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т. д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но буква пишется совсем другая, малышу разница в понятиях звук и буква еще неизвестна.
Что за звук в конце слова? Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слова: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т. д. Ударение опять падает на искомый звук.
Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т. д.
Договори словечко. Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:
Портфель я выронил из рук — такой большой на ветке... {жук).
Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась... (шишка).
Как-то вечером две мышки унесли у Пети... (книжки}.
Не полезет Влад на ель, у него в руках... (портфель).
То назад, то вперед может плыть... (пароход}.
Цепочка. От данного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слов начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом — мак — кот — топор — рука.
Игры для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после 3 лет. Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете малышу также в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.
Чтобы развить фонематический слух у ребенка, придется потрудиться! Чем раньше вы начнете, тем больше шансов, что в школе у него не будет проблем.
Развиваем словарный запас
Детичасто затрудняются:
в употреблении в речи прилагательных, которыми обозначают признаки и качества предметов, личных местоимений, предлогов (в, на, над, под, за, из-за, из-под, около, между) и наречий (рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т. п.), указывающих на расположение предметов;
в выполнении интеллектуальных операций, связанных со сравнением предметов, их группировкой, классификацией;
в использовании обобщающих слов (посуда, одежда, овощи, фрукты и т. п.);
в способах образования существительных (при помощи суффиксов) и глаголов (при помощи приставок).
Для обогащения и активизации словаря предусматриваются дидактические игры и упражнения:
Что делает?
Лампочка... (горит). Корова... (мычит). Доктор... (лечит).
Вариантом этого задания служит игра Подумай и отгадай, когда ребенок по набору слов-действий узнает объект: прыгает, лакает, мяукает, ловит (кошка).
Небылица
Бабочка плавает, а рыбка летает. Мышка рычит, а медведь пищит. Метла рубит, а топор подметает. Огонь льется, а вода горит. Гусь кудахчет, а курица гогочет.
Игра с мячом
Ребенок получает мяч и называет обратное действие: залезть — ..; вбежать — ..; въехать —..; скатиться — ... (И т. п.)
Расскажи о предмете
Ложка какая? (Большая.) А еще какая? (Железная, твердая...) Стол какой? (Деревянный.) Лопата какая? (Тяжелая.) Ваза какая? (Хрустальная.)
Вариантом этого задания служит игра Отвечай быстро!, когда ребенок по набору слов-определений узнает предмет: звонкий, быстрый, веселый... (мяч).
Назови одним словом
Рубашка, майка, свитер, брюки — это... (одежда). Сандалии, ботинки, сапоги — это... (обувь). Картошка, капуста, свекла — это... (овощи).
Один — много
Мяч — много мячей.
Лягушка — ..; диван — ..; белка — ..; повар — ..; кресло — ..; машина — ...
Чем похожи?
Яблоко и арбуз; кошка и собака; стол и стул.
Наоборот
Дорога широкая, а тропинка... (узкая). Пластилин мягкий, а камень... (твердый). Чай горячий, а мороженое... (холодное).
Говорим правильно
Игрушки. Про какие игрушки можно сказать мой, моя? Придумай и назови слова, про которые можно сказать мой и моя.
Назови ласково (с мячом). Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, стол), а ребенок, возвращая мяч, называет второе (столик).
Где сидит птица? В два ряда разложены картинки. В верхнем ряду: ворона, воробей, сова, дятел, синица. В нижнем: забор, трава, ветка, дерево, куст.
Ребенок составляет предложения: — Ворона сидит на заборе. Воробей сидит на траве. Сова сидит на ветке. Дятел сидит на дереве. Синица сидит на кусте.
Стук-стук. Взрослый ритмично стучит по барабану (бьет в бубен). Ребенок слушает удары с закрытыми глазами, затем столько же раз должен подпрыгнуть (похлопать в ладоши).
Назови много. Взрослый произносит предложение, дети договаривают последнее слово и повторяют по возможности все предложение.
У меня лист, а на дереве (листья). У меня ветка, а на дереве (ветки]. У меня ромашка, а в поле (ромашки).
Сундучок с картинками. Взрослый произносит стихотворение, ребенок вытаскивает картинку и описывает ее.
Я картинку положила
В разноцветный сундучок. Ну-ка, Таня, подходи,
Вынь картинку, назови.
— Что ты вытащила? — Красное яблоко, синее ведро и т. д.
Выполняя интересные и увлекательные задания в форме игр, ваш ребенок в игровой форме научится правильно различать и употреблять притяжательные местоимения, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные множественного числа, понимать и называть числительные, согласовывать прилагательные с существительными.
Пальчики — ловкие, ручки - умелые
В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Какие игры и упражнения могут помочь маленьким ручкам стать совершеннее?
Предоставьте ребенку возможность играть со всевозможными предметами, разными по размеру, форме, фактуре поверхностей: коробками, банками, флаконами и бутылками (из пластика или картона), кусочками тканей, палочками, камушками. Достоинством игр с предметами домашнего обихода является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия.
Для развития мелкой моторики можно использовать подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупу. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно.
Возьмите яркий поднос. Тонким слоем равномерно рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы, буквы.