Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Хлеб"
Автор: Усаева Айшат Магомедовна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 8 «Солнышко» Непосредственно образовательная деятельность«Откуда к нам хлеб пришел»Для детей старшего возрастаПодготовила: воспитатель Гусейнова Умукусум Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол.Задачи: 1. Сформировать представления о процессе выращивания и изготовления хлеба. Обогащение словарного запаса, активизация грамматических умений. Продолжать учить анализировать и делать выводы.2. Развивать речь детей, внимание, наблюдательность, мышление, образное воображение.3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей выращивающих хлеб.Оснащение:Проектор, ноутбук, слайд-шоу «Откуда хлеб пришёл? », цветные картинки с изображением хлебобулочных изделий и зерновых культур, каравай, тесто в чашке, мука, соль, яйца, графин с водой, сахар в сахарнице, три цветных блюдца с нарезанными и аккуратно на них выложенными образцами пшеничного, ржаного и пшенично-ржаного хлеба, колоски, зерна пшеницы, кофемолка, овсяное печенье.Предварительная работа:1. Чтение русских сказок о хлебе « Колосок», «Круть и Верть», «Легкий хлеб».2. Рассматривание колосков пшеницы.3. Заучивание русских и дагестанских пословиц о хлебе. 4. Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста.5. Рассматривание иллюстраций в альбоме: «От зерна до каравая».Ход занятияНапевая дагестанскую мелодию, воспитатель вносит чурек в группу (играет спокойная музыка Р.Фаталиева). Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это?Дети: Это чурек, он румяный, красивый, ароматный, вкусный…….Воспитатель: Ребята, а кто мне отгадает загадку? Мягкий, пышный и душистый, Он и черный он и белый. Он бывает подгорелый!Дети: Хлеб. Воспитатель: Молодцы вы уже догадались, мы с вами сегодня поговорим о хлебе. Хлеб с румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он самый главный на каждом столе. А каким он еще может быть ребята, кто мне расскажет?Дети: Хлеб свежий, румяный, душистый, аппетитный, мягкий, белый, ржаной, ароматный….Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он полезный и вкусный. А кто мне скажет, откуда к нам хлеб пришел?Дети: Его покупают в магазине.Воспитатель: А хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала скажите мне, из чего делают хлеб?Дети: Хлеб пекут из муки.Воспитатель: А из чего делают муку?Дети: Из зерен.Воспитатель: Правильно из зерен пшеницы делают муку. Чтобы получить из зерен муку, нужно потратить очень много труда и сил. Ребята вы хотите узнать, что это за работа?Дети: Да хотим.Воспитатель: Ребята, а кто знает, в какое время года сеют зерно?Дети: Весной.Воспитатель: Молодцы ребята. Вот смотрите. (Показ слайдов)Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко впахивает землю .И вот земля стала мягкой и рыхлой. Теперь можно начинать сеять зерно .К трактору приклепляют сеялки и те ровными аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы (показывает как сажать и полить лейкой).Вот пшеница взошла. Она зеленая,шелковистая, все лето созревают зерна в колосьях. Посмотрите ребята - это стебель, а это колос и в нем находятся зернышки. Давайте посмотрим.(Показ слайдов)Воспитатель: А кто мне скажет какого цвета колосья?Дети: Они желтые, золотистые.Воспитатель: Поля в это время очень красивые. Давайте и мы свами превратимся в зернышек которые посеяли в поле.Физкультминутка:В землю зернышко попало (приседают)Проростать на солнце стало (руки над головой )Дождик землю поливалИ росточек подростал (медленно встают)К свету и теплу тянулся (руки вверх)И красавцем обернулся.Воспитатель: Ну вот, зерна созрели . Начинается жатва. Ачто такое жатва дети?Дети: Это значит собирают урожай.Воспитатель: Молодцы дети.А кто мне скажет, в какое время года собирают урожай?Дети: Осенью. Воспитатель: Молодцы ребята. И на поля выходят другие машины. Хлеб убирают комбайны! Ребята скажите, кто на комбайне работает?Дети: Комбайнер.Воспитатель: А кто на тракторе работаетДети: Тракторист. Воспитатель: А что делают комбайны?Дети: Собирают урожай.Воспитатель: Комбайн срезает колосья и выколачивает из них зерна. А куда машины с полей увозят зерно?Дети: На элеватор.(дети несколько раз повторяют слово).Воспитатель: Элеватор – это специальное сооружение для хранения зерна. А кто скажет, куда везут зерно из элеватора?Дети: На мельницу.Воспитатель: Правильно молодцы. А кто мне скажет, что получают из зерен?Дети: Из зерен получают муку.Воспитатель: А потом это мука попадает куда?Дети: Мука попадает в пекарню.Воспитатель: Да ребята, из муки вымешивают тесто для хлеба. А кто мне скажет, что еще можно сделать из муки, кроме хлеба?Дети: Булочки, печенье, торты, сухари, пироги, баранки, блины, пряники, чуду, курзе, хинкал, лаваш.Воспитатель: Какие вы молодцы, вот видите, как много труда надо вложить, чтобы получился хлеб. И к хлебу надо относиться бережно. Хлеб всему голова. Кто мне скажет, какие вы знаете пословицы о хлебе?Дети: Без хлеба - нет обеда. Будет хлеб - будет и песня. Невелик кусок пирога, а стоит много труда. Весной час упустишь, годом не наверстаешь. Кто весной не сеет, тот осенью не жмет. Посеешь в пору, соберешь зерна в гору. Много снега –много хлеба. Хлеб главнее всего /даг./ Хлеб будет - изобилие будет /даг./ Без Корана жить можно, а без хлеба - /даг./Воспитатель: Дети, скажите, какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?Дети: Тракторы – пашут, сеялки – сеют, комбайны – собирают урожай, машины – возят зерно.Воспитатель: Молодцы, а как надо относиться к хлебу?Дети: Бережно, съедать до конца. Хлеб нельзя выкидывать.Воспитатель: А кто мне прочитает стихотворение про «ЧУРЕК»?Говорила мать, мукуСея через сито:- Так же, дети, на поляСнег зимою сыпал.Соли бросила в муку:Малые крупицы:Так же сеял ваш отецСемена пшеницы.Залила муку онаСвежею водоюТак же ливень по полямПроходил весноюИ проворно две рукиВсе перемешали,Так же вот весной поляМы бороновали.Под напором рук еёАж трещит корыто,Так врезался в землю плугДождиком умытый.На чуреке ложкойМать птицу рисовала.Сколько зернышек онаЗа лето склевала.Говорила мать чурекПротыкая вилкой,Помню, крупный град пошелВот как эти дырки.А теперь в пекарню яПобежала, деткиПоиграйте во двореИли у соседки.Возвращается домойМать под небом синим,И чурек на головеНа подносе стынет.Заходите в дом скорейВы мои ягнята.Мать ломает им чурек,Дети тоже радыИ глядят на них, щёкуПодперев рукою-Солнце, дети, как чурекКруглое такое.До чего же он хорошДа с овечьим сыромСердце матери спокойно,Если дети сыты. /Р. Рашидов/ Воспитатель: Молодцы, а давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто. Но для этого нам надо помыть руки, и одеть колпаки, и фартуки, и начать месить тесто. А теперь мы с вами будем делать чурек.Вот у вас кусочки теста, мы из них сделаем кругляшки, потом раскатаем их. После этого, смажем маслом наши формочки, положим тесто, помажем сверху желтком, чтобы у нас получился чурек румяный, красивый. Вот так молодцы, а теперь все положим в печку, когда будет готово, всех наших детей угостим. А теперь ребята давайте споем. Дети исполняют песню «Чуду» Р.Фаталиева.Воспитатель: Ребята, а у нас же есть один готовый. Давайте сейчас угостим наших гостей (дети угощают всех гостей).