Приобщение к культуре русского народа на уроках родного языка.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Приобщение к культуре русского народа на уроках родного языка.
Автор: Колодченко Валентина Васильевна
Приобщение к культуре русского народа на уроках родного языка.
Изучение творчества русских писателей является важной составной частью приобщения школьников к русской культуре.
Н.В Гоголь - подлинный мастер языка. Яркая поэтическая речь его произведений то поэтически проникновенная, когда писатель рисует русскую или украинскую природу, пейзаж, или в лирических отступлениях то, выпуклая, наглядная, передающая все оттенки характера, профессии, душевных свойств его героев.
Н.В. Гоголь великолепно чувствовал все богатство и красочность русского языка; в своих ранних произведениях широко черпал языковые краски и из украинского. Восторженно писал он о метком русском слове, в котором отразился русский национальный характер: ...вышедший из глубин. Руси; где все сам - самородок, живой, бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а, влепливает сразу как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавить уже потом, какой у тебя, нос или губы - одной чертой обрисован ты с ног до головы! Этим искусством обрисовки характера одной чертой Гоголь владел в совершенстве. Он замечательный мастер детали, подробности, настолько точно и удачно найденной, что ярко передает особенности данного лица или обстановки.
Творчество Н.В. Гоголя оказало большое влияние На многих выдающихся русских писателей-реалистов, по - своему развивавших те или иные стороны его художественного метода. Ф.Достоевский воспринял гуманную патетику Гоголя и в своих Бедных людях продолжил тему Шинели. М.Тургеньев, Н.Некрасов, Н.Лесков и другие, каждый по своему развивали гоголевские традиции. Особое место среди наследников творчества Н. Гоголя занимает М. Салтыков-Щедрин, воспринявший принципы его сатиры, его комической гиперболизации. Влияние Н.Гоголя сказалось и на творчестве таких писателей второй половины XX века, как М. Шолохов (Тихий Дон), А. Серафимович (Железный поток), А. Фадеев (Молодая гвардия),
Лингвокультурологический комментарий Заколдованное место
Интерес к народному быту и творчеству во время пребывания в Петербурге не только не ослаб, но значительно усилился.
Изображение украинского народа ярко отразилось в сборнике повестей Вечера на хуторе близ Деканьки.
Силы, враждебные народу, народной жизни, воплощены у Гоголя в страшных образах. Уже в Вечерах прозвучала одна их больших тем всего гоголевского творчества - тема денег, денежного человека, столь ненавистного писателю. Кровавая, преступная власть денег, превращающая живые человеческие души в мертвые, разрушающая все человеческое, - эта тема была для Гоголя и особенно значительной и особенно страшной. Он ненавидел деньги. Двадцатилетним юношей он пишет в письме к матери, что хуже этих проклятых, подлых денег я ничего не знаю в мире. Он с гордостью называл себя нищим. Он писал, что любит свою бедность сильно, пламенно, как любовник свою любовницу. Он гордился своей бедностью, как другие гордились богатством. В ней, бедности, видел он свою крепость, единственную опору независимости художника от денежного мешка. Он презирал золото недаром в его произведениях золото так легко превращается в сор, дрязг.
Воплощая благородные черты героев, отражая мир глубоких, ярких порывов и чувств, Н.В. Гоголь в отрицательном свете изображает корысть, жадное стремление к богатству. Тема жажды богатства отчетливо выступает в Заколдованном месте. Герой повести занят поисками чудесного клада, который как ему кажется, он и нашел благодаря участию фантастических сил. Уверенный в том, что им добыты несметные богатства, герой заявляет: Ну, хлопцы, будет вам теперь на бублики! Будете, собачьи дети, в жупанах!
Чудесное развенчивается в Заколдованном месте так же как и в других новеллах, раскрытием его в комическом плане; развенчание это неотделимо тут от обнажения нелепости действий героя.
Словарь к уроку: совладать, обморочить, извольте, лошак, комора, чумаковать, галушки, раздобары, пан (панский стол), сопилка, козачок, шельмовский (шельма), свитка, кухоль, пола, гумно, хустка, мерзость, горшок, кухва (кадка), жупан.
Вопросы и задания
1.По каким приметам дед определил, что на заколдованном месте зарытклад? Найдите это место в тексте.
Почему, несмотря на страх, дед возвращается на кладбище?
Найдите и прочитайте выразительно отрывок, в котором рассказывается о том, как дед добывал клад.
Какое чувство выразил автор, описывая этот момент?
Как вы понимаете выражение: А деду это все равно что голодному галушки1? Есть ли в русском языке аналогичная пословица?
Ночь перед Рождеством
(1831)
В повестях Вечеров на хуторе близ Деканьки ясно прослеживается исторический элемент. События, описываемые в Ночи перед Рождеством, отнесены ко второй половине XVII века.
Основной фон, на котором развертывается действие, - народный праздник с его красочными обрядами, его задорным весельем.
И хотя комические происшествия и приключения героев В ночи перед Рождеством занимают немалое место, Гоголь здесь более тесно сливает юмор с изображением человеческих характеров. Значительно большую жизненную выразительность и реальную конкретность приобретают здесь образы героев, несущих в себе положительные качества.
Вакула обладает ясно очерченной индивидуальностью. В нем есть и возвышенность чувств, и уверенность жизненного опыта. Силач в прямом и точном смысле слова, Вакула отличается упорством, твердого характера.
Реальными жизненными чертами Гоголь наделяет и Оксану. Юная красавица избалована постоянным вниманием окружающих. Гордая, любующаяся собой, она с высока, принимает ухаживания деревенских парней. Отвергая и высмеивая любовные признания Вакулы, Оксана вместе с тем и равнодушна к ним; ее захватывает и покоряет то глубокое чувство, которое питает к ней Вакула. Неожиданно для неё самой у Оксаны вспыхивает большое ответное чувство.
Реальные черты характера раскрываются в образе Солохи, расчетливой и хитрой женщины, ловко управляющейся со своими многочисленными обожателями.
Замечательным юмором овеян образ старого ловеласа казака Чуба, человека недалекого, туго соображающего, но упрямого, самоуверенного. Очень выразителен и образ дьячка, занятого поисками земных утех, выступающего в качестве одного из солидных конкурентов в шеренге обожателей Солохи.
В качестве действующих лиц в Ночи перед Рождеством изображены
Потемкин и Екатерина II. Потемкин нарисован властным и хитрым сановником, лукавым царедворцем. Заранее дав наставления запорожцам о том, как и что им говорить на приеме у царицы, он зорко следит за исполнением своего режиссерского плана. В повести содержится ясное указание на то, что приезд запорожцев в столицу связан с уничтожением Запорожской Сечи, прежних казацких вольностей. Это придает образу Потемкина, так же как и образу Екатерины II отнюдь не благостный облик. Вместе с тем, очевидно, что писатель не стремился нарисовать портрет Екатерины II в резко обличительном духе.
Сопоставление картин народной жизни и картин сановного Петербурга в Ночи перед Рождеством широко не развернуто, и тем не менее оно весьма существенно как выражение общей идейной направленности Вечеров.... Тут мы видим развитие тех идей, которые высказаны от имени Рудого Панька в его предисловии а Вечерам, когда издатель повестей сравнивал народный быт с бытом и жизнью знати.
В Ночи перед Рождеством, так же как и в других повестях, Гоголь широко использовал народные легенды и сказания. В сравнении с Майской ночью и Сорочинской ярмаркой фантастика в Ночи перед рождеством представлена более широко. И в то же время здесь с большей выразительностью и силой осуществлено ее снижение, развернуто своеобразное ее обытовление. Переключенная в бытовой план, показанная в юмористическом освещении, фантастика теряет свои очертания необычного, страшного и непонятного, становясь чем-то смешным и забавным. Фантастические фигуры и образы предстают в Ночи... в качестве носителей мелочных житейских страстей и стремлений.
Словарь к уроку: величаво, верста, околышек, уланы, тулуп, Сорочин, заседатель, обыватель, подбитый, смушка, голова, стряпчий, фалды, люлька, волостной писарь,, божба, проповедь, притвор,
Вопросы и задания
Что вы знаете о Рождестве? Что это за праздник, когда его празднуют?
Каким предстает в повести кузнец Вакула? Подтвердите строчками из повести.
Можно ли по описанию Н.В. Гоголя нарисовать портрет этого героя?
Найдите в тексте строчки, характеризующие Оксану? Нравится ли героиня самому автору? Свой ответ докажите.
Дайте характеристику остальным персонажам повести.
Как вы понимаете выражения: месяц величаво поднялся на небо, богобояз-ливый человек, стояла как будто не своя, в ус не дул.
Почему в повести неоднократно встречается повторяющееся трижды действие: Вакула отвесил три удара черту, Чуб ударил нагайкой Вакулу три раза? Что число три обозначает в русском фольклоре?