"Шахматы и дошкольники"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Шахматы и дошкольники"
Автор: Готовцева Новлия Исламовна
Фамилия, имя, отчество автора: Готовцева Новлия Исламовна ученая степень, должность, организация, город: Воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Родничок» г. Охи Электронный адрес: margarita.76@inbox.ru Название статьи: «Шахматы и дошколята» Аннотация: В статье прописано значение обучения игры в шахматы в дошкольном возрасте. Прописана авторская методика обучения детей игре в шахматы детей дошкольного возраста, методы и приемы, средства обучения. Статья раскрывает значение шахмат для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Ключевые слова: шахматная доска, шахматная фигура, шахматный поединок, ладья, пешка, ферзь, король. Ссылки на источники – список цитируемой литературы: 1. Балашова Е.Ю. Шахматная азбука, 1 ступень. Герои сказки играют в шахматы. - М.: Просвещение, 2009. - 72 с. 2. Балашова Е.Ю. Герои сказки играют в шахматы. - М.: Просвещение, 2009. -96 с. 3. Балашова Е. Задачник I ступень. - М.: Просвещение, 2009. - 64 с. 4. Балашова Е. Шахматная азбука. Первая ступень. - М.: Просвещение, 2009. -144 с. 5. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь: Книга для учащихся / Пер. с чеш. Е.И. Ильина, Н.Н. Попова; ил. И. Карт. - Петрозаводск: БНП, «Кругозор», 1994. - 112 с. 6. Гришин В.Г. малыши играют в шахматы: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991. - 158 с. 7. Дорофеева А. Хочу учиться шахматам! - М.: Просвещение, 2007. - 160 с. 8. Журавлев Н.И. В стране шахматных чудес. - М: А/О «Международная книга», 1991. -128 с. 9. Касаткина В. Шахматная тетрадь. - М.: Просвещение, 2009. - 32 с. 10.Костенюк А., Костенюк Н. Как научить шахматам. Дошкольный шахматный учебник. - М.: Просвещение, 2007. - 144 с. 11. Лобач П. Правила шахмат. - Саратов, 2009. - 16 с. 12. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. - М.: Просвещение, 2007. - 280 с. 13. Фоминых М. Шахматы для друзей. - Чебоксары, 2009. - 64 с. В развитии ребёнка образование и среда играют большую роль, чем наследственность….. Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развивают потенциальные способности ребёнка. Массару Ибука Все чаще воспитатели детских садов и родители задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?». Если проанализировать историю шахмат, невольно бросается в глаза, что многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: Х.Р. Капабланка, А. Карпов, П. Керес, С. Решевский, Г. Агзамов – в 4 года, В. Стейниц, М. Эйве, Н. Гаприндашвили, М. Чибурданидзе – в 5 лет, Г. Каспаров, Б. Спасский, Р. Фишер, О. Рубцова, Ю. Балашов – в 6-летнем возрасте, А. Алехин, М. Таль, В. Смыслов – к 7 годам. Такое раннее прикосновение к древней игре помогло Б. Спасскому, А. Карпову и Г. Каспарову стать чемпионами мира и среди юношей и среди взрослых. Это подтверждается и многолетним практическим опытом: зарубежным и нашим. Впрочем, не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому для большинства из нас важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами - желание вырастить гармонично развитого человека. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин и М. Лермонтов, И. Тургенев и Л. Толстой. Последняя причина кроется в благотворном влиянии игры на подготовку к школе. Детсадовская пора когда-то закончится, а экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно в точных науках, и даже быстрее делают домашние задания. Успешное обучение ребёнка в начальной школе по современным программам предполагает высокий уровень развития мышления, умение самостоятельно приобретать, обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Как же развить логику ребёнка, зажечь желанием получать новые знания? Конечно же, заинтересовать увлекательной игрой, ведь игра - единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации. Огромную роль в воспитании успешного, самостоятельного, гармонично развитого человека играют шахматы. И это не фантастика, дети легко осваивают шахматные премудрости с 3-х лет. В. В. Путин в послании участникам чемпионата мира по шахматам сказал: “Шахматы это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько "ходов" вперед”. О роли шахмат в формировании подрастающего поколения президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов выразился: “Шахматы — чуть ли не единственная чисто соревновательная, т. е. наглядная форма фиксации интеллекта личности”. Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине и т. д. Работы выдающихся педагогов – психологов: Л.А. Вегнера, А.А. Столяра, Л.Ф. Тихомировой, Б.И. Никитина, З.А. Михайловой, Е.В. Колесниковой, современные концепции обучения самых маленьких детей доказывают, что не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки к усвоению математических знаний дошкольников является формирование логического мышления. Детей необходимо учить, не только измерять и вычислять, но и рассуждать. Ведь логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путём рассуждений, это строгое следование законам неумолимой логики, это безукоризненное построение причинно- следственных связей. Именно благодаря логике можно обосновать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребёнка отстаивать свою точку зрения. Применение в работе с детьми методики раннего обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно. Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди воспитанников старшего дошкольного возраста. Шахматная игра - увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать вашим спутником на всю жизнь. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Цепкая память и удивительная любознательность малышей позволяют увлечь их игрой в деревянные (или пластмассовые) фигурки. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо знакомство с шахматами в столь раннем возрасте способствует развитию у детей воображения, логического мышления, укрепляет их память, учит сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Дети, проявляя живой интерес к игре, учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Перейдя от взрослых к детям, эта удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Кроме того, массовое обучение дошкольников помогает выявить шахматные дарования. Обучение дошкольников игре в шахматы является весьма актуальным на сегодняшний день. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т.п. Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации образовательной деятельности, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами периода сенситивного к тому или иному виду педагогического воздействия. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены периоды, сензитивные к обучению игре в шахматы. Но достоверно известно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Игра в шахматы зародилась в Индии в середине VI века. Именно там возникла игра, в которой на шахматной доске вели сражение войска – деревянные фигуры. Во II веке шахматы проникли в Европу. В том виде, в котором играют сейчас в шахматы, они существуют около 500 лет. Шахматы как вид спорта официально признаны более чем в 100 странах. Международный олимпийский комитет утвердил игру в шахматы спортом в 1999 году. Обучение детей дошкольного возраста спортивной игре в шахматы на сегодняшний день является актуальной, так как она дает возможность мыслить системно и стратегически, развивает способность к анализу, а самое главное, учит создавать внутренний план действий, или, проще говоря, действовать в уме, что является ключевым для развития мышления в целом. Вот почему игра в шахматы часто называется интеллектуально-спортивной. Кроме того, раннее прикосновение к древней игре развивает у детей живой интерес, они учатся быть внимательными, познают дух соперничества и соревнования. Существует много разнообразных приемов, с помощью которых можно добиться успешного освоения дошкольниками правил шахматной игры. По мнению выпускника Высшей школы тренеров А. Костьева, обучать детей шахматам дома несколько сложнее, так как большое значение имеет и сама атмосфера детского коллектива. При этом начинать следует с игры. Но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Ни в коем случае нельзя ставить перед ребенком начальную позицию шахматной партии и тут же объяснять, как ходят фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам. Следует попробовать начать играть, например, в «ладью». Рассказать о ней сказку, показать на шахматной доске, где ее «домик», нарядить ее, начать за ней охотиться – и ребенок быстро овладеет правилами передвижения ладьи. И так со всеми фигурами. Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик. Сказки, истории воспитатели и родители могут придумать сами, здесь не нужны литературные шедевры. Не очень складный, но зато яркий, образный рассказ о героической пешечке, пробившейся сквозь преграды к заветному полю превращения в ферзя, даст гораздо больше, чем сухое объяснение «официальных» правил. Главное, чтобы все игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают. Постепенно ребенок заинтересуется шахматами, и в обучении наступит новый этап – от азов к основам теории. Сам процесс обучения шахматам должен быть облечен в форму увлекательной игры. Для этого можно предложить сказки, где действующие герои – ровесники дошколят, стихи, загадки, эстафету на быструю и правильную расстановку пешек и фигур, придумывание самими детьми шахматных загадок, отгадывание загадок из «Шахматной шкатулки» и т.д. Методы и приемы варьируются, но основным остается игра. На первых порах не рекомендуется предлагать детям играть сразу всеми фигурами. Объяснения должны быть доступными, лаконичными. Но все же некоторые дети могут не понять того или иного материала. Такие дети, как правило, утрачивают интерес к игре, начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, становятся рассеянными, мешают заниматься другим. В этом случае повторное объяснение (если ошибка не типична для всех ребят) вовсе не обязательно. Просто кого-то можно пересадить, чтобы он (она) поиграл с другим ребенком. Иногда рекомендуется дать задание хорошо играющим детям позаниматься в свободное время с отстающим товарищем. Перед игрой нужно провести беседу об общих правилах поведения во время шахматных поединков, например: «Дети, в шахматы играют не торопясь, спокойно, тихо, чтобы можно было придумать самый хороший и сильный ход. Нельзя спорить друг с другом, громко разговаривать, так как этим вы будете мешать себе и другим». С чего следует начинать обучение шахматной игре в детском саду? Существует много разнообразных приемов, с помощью которых можно добиться успешного освоения дошкольниками правил шахматной игры. С чего начать? Конечно, же, с игры. Но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Ни в коем случае нельзя ставить перед ребенком начальную позицию шахматной партии и тут же объяснять, как ходят фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам. Попробуйте начать играть, например, в «ладью». Расскажите о ней сказку, покажите на шахматной доске, где ее «домик», нарядите ее и начните за ней охотиться – и ваш ребенок быстро овладеет правилами передвижения ладьи. И так со всеми фигурами. Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик. Сказки, истории можно придумывать и самим. Не очень складный, но зато яркий образный рассказ о героической пешечке, пробившейся сквозь все преграды к заветному полю превращения в ферзя, дает гораздо больше, чем сухое объяснение официальных правил. Сам процесс обучения шахматам должен быть облечен в форму увлекательной игры. Для этого можно предложить сказки, где действующие герои – ровесники дошколят, стихи, загадки, эстафету на быстроту и правильную расстановку пешек и фигур, придумывание самими детьми шахматных загадок, отгадывание загадок из «Шахматной шкатулки» и т.д. Методы и приемы варьируются, но основной остается игра. На первых порах не рекомендуется предлагать детям играть всеми фигурами. Соблюдая это условие, малыши постепенно приучаются видеть всю доску, а также отдельное поле (клеточку), равномерно распределять внимание по всей доске. Постепенно количество знакомых и разученных пешек и фигур увеличивается до полного комплекта, и только тогда можно приступить к игре вначале всеми пешками, а затем пешками и фигурами. Важно, чтобы дети твердо усвоили согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, степень усвоения шахматного материала на разных этапах обучения, методику необходимо постоянно менять. Наибольшего эффекта можно добиться, когда вся группа детей делится на две подгруппы: сильную и слабую, и занятия ведутся с ними отдельно. Подбираются пары, играющие примерно одинаково, иначе постоянные проигрыши слабейшего, приведут к тому, что он быстро разочаруется, потеряет веру в свои силы. Некоторые воспитатели недооценивают значение шахмат в жизни ребенка. Между тем, педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны: а) образовательная – расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность дошкольника, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.; б) воспитательная – вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер; в) эстетическая – играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой; г) физическая – среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться». Чтобы хорошо играть в шахматы, надо быть физически здоровыми. Все дети изначально талантливы. Но знакомя с элементарными правилами игры, ребенку-дошкольнику следует помочь усвоить извечную истину: шахматы – дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый. Для первоначального знакомства с шахматами предпочтительны деревянные фигуры крупного размера, с диаметром основания 3–4,5 см, строгой формы. В детском саду и шахматной секции можно использовать гигантские шахматы (как в домах отдыха). Малыш должен запомнить, как называется каждая из фигур, уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету. Дети с интересом рассматривают шахматные фигуры, сами ставят рядом одинаковые фигуры, с удовольствием по-своему играют в них. Не все дети сразу же способны запомнить названия конкретных шахматных фигур. Даже не всегда можно проверить, усвоил ли малыш это. Ведь если напрямую спросить названия фигур у ребёнка, он может и не ответить. Это ему скучно! Поэтому и узнать, какие из шахматных фигур запомнил малыш, и закрепить пройденный материал лучше всего в игре. На выбор поиграем с детьми в следующие игры-задания: “Волшебный мешочек”. По очереди прячем в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просим малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позволим и ребёнку прятать фигуры, а сами угадываем, какая фигура в мешочке. Иногда мы “не угадаете”, и малыш с восторгом укажет на нашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру. “Шахматный теремок”. Сделаем из деревянной шахматной доски “теремок”. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на “теремок” и уронить его, а остальные фигуры помогут “теремок” “построить” – поднять. “Шахматный колобок”. Дидактическую игру-инсценировку сказки “Колобок” можно провести так: “дед” – король, “баба” – ферзь, “заяц” – пешка, “лиса” – конь, “волк” – слон, “медведь” – ладья, а колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки “лиса” колобка не съест – колобок от неё убежит. “Шахматная репка”. Посадим “репку” – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: “дед” – это король, “бабка” – ферзь, “внучка” – слон, “Жучка” – конь, “кошка” – ладья, “мышка” – пешка. “Большая и маленькая”. Поставим перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросим выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д. “Запретная фигура”. Поставим шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По нашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме “запретной”, которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать “секрет”. Затем поменяемся ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда “ошибаемся”. Если ребёнок не заметит нашу ошибку, сами указываем на неё. “Что общего?”. Возьмем две любые шахматные фигуры и спросим малыша: “Чем они похожи? Чем отличаются?” (цветом, формой). “Белые и чёрные”. В беспорядке поставим на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставим в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например: “Белый ферзь”. Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета, обязательно называя её. Например: “Чёрный король”. Затем новую шахматную фигуру представляем мы и т. д. “Угадайка”. Загадаем какую-нибудь шахматную фигуру и спрячем её в кулаке. Предложим ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д. “Куча мала”. Все шахматные фигуры лежат в куче. Мы закрываем глаза, берём какую-нибудь из фигур и ощупываем её. Выбранную шахматную фигуру мы умышленно называем неправильно, открываем глаза и спрашиваем ребёнка: “Так?”. Малыш поправляет нас. Затем поменяемся ролями. “Школа”. Перевернем шахматную доску клетками вниз, в углубления поставим шахматные фигуры и скажем ребёнку: “Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..” “Цвет”. Попросим малыша поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяемся ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, “по ошибке” поставим там же одну-две чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить нашу ошибку и указать на неё. “Ряд”. Предложим ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом нас и проконтролировать выполнение задания. “Пирамида”. Посоветуем малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросим у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур. “По росту”. Попросим ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры. “Догонялки”. Выберем одну из белых фигур, например, пешку, имитируем её бег по столу. После этого предложим ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за нашей фигурой. Пусть наша шахматная фигура “бежит” не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяемся ролями. “Прятки”. Спрячем в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае мы рискуем остаться с неполным комплектом шахматных фигур. “Кто быстрее?”. Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложим ребёнку посостязаться с нами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры. “Над головой”. Назовем какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок. “На стуле”. Поставить на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаем с ребёнком. Досчитаем до трёх и на счет “три” бежим к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её. “Убери такую же”. Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберем одну из фигур в коробку. Попросим малыша назвать эту фигуру и положить в коробку аналогичную шахматную фигуру и т. д. “Полна горница”. Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложим ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить “спать” в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладываете мы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого малыш закрывает коробку или защёлкивает шахматную доску. Последние две дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после окончания занятия достаточно занимательным. Для проведения индивидуальных занятий наиболее эффективны следующие дидактические игры-задания: “Волшебный мешочек”, “Шахматный теремок”, “Шахматный колобок”, “Шахматная репка”, “Запретная фигура”, “Угадайка”, “Пирамида”, “Прятки”, “Догонялки”, “Школа”, “Полна горница”. При проведении групповых занятий можно порекомендовать игры-задания: “Кто быстрее?”, “На стуле”, “Над головой”, “Ряд”, “Белые и чёрные”, “Что общего?”, “Большая и маленькая”, “Запретная фигура”, “Волшебный мешочек”, “Шахматный теремок”, “Шахматный колобок”, “Шахматная репка”. Как правило, двух-трех занятий по 15–25 минут достаточно, чтобы все дети в возрасте 3,5–5,5 лет усвоили названия шахматных фигур.