" Роль книги и чтения в жизни детей"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: " Роль книги и чтения в жизни детей"
Автор: Изергина Алена Алексеевна

РОЛЬ КНИГИ И ЧТЕНИЯ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙЕсли у ребёнка слёзы и капризы, Не берите, мамы, в помощь телевизор. Ребёнок не разберётся, что там, на экране, И добрей, и лучше от него не станет. И не упустите в этой жизни мига: Покажите детям, что такое книгаВот уже больше десяти лет и педагоги, и родители сетуют на то, что современные дети слишком мало читают. Действительно, кризис чтения во всем мире достиг угрожающего размаха, и наша страна (когда-то самая читающая в мире), к сожалению, не стала исключением. Правда, если казалось очевидным, что читать необходимо, то сегодня не только сами дети, но и взрослые часто задаются вопросом: «А не устарело ли чтение?» Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации? На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят.Литературное развитие - это возрастной процесс восприятия искусства слова, умений анализировать и оценивать прочитанное, а также процесс развития собственного литературного творчества детей.Критерии литературного развития:- начитанность (круг чтения ребенка)- сформированность интереса к чтению (семейное чтение и обсуждение)- уровень читательских умений (умение читать, работать с текстом и книгой)5 причин, по которым надо читать книги1. Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми. Для педагогов давно не секрет, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во-первых, во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но думать грамотно.2. Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и воображение. Во-вторых, все знают, что каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках.3. Ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально. Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически.Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.4. Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта5. Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начинают выполнять.В истории нашей страны было немало переломных моментов, но после всех потрясений общество всегда возвращалось в русло Великой культуры Великой страны – России. Эта преемственность обеспечивается в первую очередь именно благодаря литературе. Воспитание начинается с русских народных сказок, дальше ребенок знакомится с авторскими сказками, затем наступает черед серьезной литературы. Каждое звено в этой цепи незаменимо в процессе нравственного воспитания русского человека. Родители, которые сквозь пальцы смотрят на то, что ребенок отказывается читать произведения школьной программы, рискуют через несколько лет «не узнать» свое чадо, и тогда будет уже поздно удивляться, «в кого же он такой?»Что мешает чтению детей?ТЕЛЕВИДЕНИЕБесконечное сидение перед телевизором и столько же бесконечное щелканье пультом. Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Первоклассники не могут четко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что видят на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11-12 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.КОМПЬЮТЕРНеоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны, через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации, а с другой -  дети играют только в игры, причем самые примитивные. Если они и развивают что-то у детей, то только быстроту реакции. Возьмите под строгий контроль игры, в которые играют ваши дети. Пусть среди них будут хорошие развивающие, познавательность.Функции чтения:1. Чтение несет в жизни культурного человека сразу несколько важнейших функций. Наиболее очевидная (но отнюдь не единственная) из них – познавательная. Благодаря книге перед ребенком открывается целый мир, о котором он еще почти ничего не знает. Книга расширяет естественные границы познания, позволяя ребёнку узнать о том, что ему, возможно, даже не придется никогда увидеть.2. Другая, еще более значимая функция литературы – воспитательная. При помощи простейших, постепенно усложняющихся образов, ребенок учится законам жизни в обществе, правилам общения с себе подобными. Часто хорошая книга позволяет родителям объяснить ребенку те вещи, которые сами они не смогли бы точно сформулировать. Иногда именно книжные примеры исподволь помогают ребенку усвоить те правила, которые он не мог или хотел воспринять из родительских уст.На первый взгляд, познавательную и воспитательную роль могли бы взять на себя телевидение и Интернет. Однако, даже если не упоминать о том, что телеэфир и сетевое пространство заполнено отнюдь не только полезной для детей информацией, никакие высокие технологии не смогут заменить ребенку чтение. И вот почему.Во-первых, потому, что частая смена картинок, многообразие эмоций и постоянное звуковое сопровождение утомляют головной мозг, затрудняя усвоение информации.Во-вторых, в отличии от видеоряда, книга дает пространство для человеческого воображения, для осмысления и осознания прочитанного. Информация, полученная из книг, близка к эмпирическому опыту человека, потому что читающему приходится самостоятельно вникать в текст, вычленять необходимое, отделяя главное от второстепенного. Информация с экрана приходит в готовом виде, не задействует ресурсов нашего сознания и не развивает ни фантазию, ни интуицию, ни познавательные способности человеческого мозга. Иначе говоря, такая информация «влетает в одно ухо, вылетает в другое!»Как привить интерес и любовь к чтению и книге?Как заставить ребёнка читать?Родители часто обращаются с таким вопросом к нам. Он вообще ничего не читает. Он не любит книги. Он всё свободное время просиживает у компьютера. Как заставить его читать? Ну, хоть вы скажите ему, что читать это полезно.Подростка невозможно заставить читать. А взрослого?У взрослых уважительные причины не читать. Они заняты. Они в своё время прочли всю школьную программу и, быть может даже больше. А теперь им кажется, что они имеют право.Ребёнок подрос. Он равный нам вправе на чтение и не чтение. Подростка невозможно заставить читать. Эти два слова в принципе не уживаются рядом. С приучением своего ребёнка к чтению, дорогие родители, вы немного опоздали. Заставить полюбить нельзя. Кажется, это понимает каждый. Мы всё время пытаемся заставить подростка читать, если на самом деле мечтаем о том, чтобы он полюбил книги. Его нельзя усадить за книги.А какие книги любите вы? Какую прочли на прошлой неделе? Она захватила вас? Если захватила попробуйте поделиться своим впечатлением. Не назиданием, а вдохновением.К сожалению, чаще всего не чтение — подростка- это проблема не читающей семьи.Современные подростки пристально следят за модой, в том числе и за модой на чтение. Они обязательно прочтут бестселлер, о котором говорят, или любимую книгу своего кумира.Социологи задали вопрос родителям – А читали ли родители те книги, которые понравились их детям? Многие ответили нет. Врага или конкурента нужно знать в лицо. Если вам важно понять ребёнка, читающего какую-то ерунду, обязательно нужно прочесть эту ерунду самим. А если ребёнок днями играет в компьютерные игры, вам непременно стоит посидеть пару часиков за той игрой, которая не отпускает в уроки вашего ученика. Быть может без лишних слов вы поймёте своего ребёнка и найдёте слова для разговора по душам.Дети считают классику скучной. Они это делают, подражая своим родителям. Если вы искренне хотите того, чтобы подросток зачитался произведениями из списка школьной программы, перечитайте её параллельно со своим ребёнком. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», Салтыкова-Щедрина «Сказки», рассказы Чехова, Толстого и т.д. Поделитесь своим восторгом.По мере взросления меняется мировоззрение ребёнка, он уже всё меньше прислушивается к советам взрослых и не хочет выполнять их приказания. Очень часто, чтобы простимулировать интерес к чтению, взрослые обещают какое-либо вознаграждение.Но если читать столь необходимо, как же повысить читаемость хотя бы в пределах собственной семьи? Сегодня многие социологи и психологи приходят к выводу, что «кризис чтения» невольно подготовлен самими педагогами и родителями. Беда в том, что детей не научили любить книги.Что же делать? Можно ли исправить положение? - ДА! –И поможет в этом…1. Совместное чтениеСовместное чтение в семье – это увлекательнейшее занятие, которое необычайно сближает всех ее членов. Читать ребенку – это не просто обязанность родителей, это уникальный способ общения, который практически не имеет замены.Для совместного чтения предлагаем произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Марка Твена, Джека Лондона, А. Грина «Алые паруса» где есть, что обсудить в кругу семьи.(5 причин, по которым читать книги нужно всей семьей)
  • Семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принуждения. Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
  • Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи. Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?
  • Чтение ребенком книги вслух для всей семьи улучшает у него технику и скорость чтения. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок.
  • Ребенок может спросить взрослого о непонятых местах в книге, задать вопросы по прочитанному. Это повышает у ребенка авторитет родителей. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить. В.Катаев «Сын полка».
  • Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов. Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут
  • 2. Подбор интересных и развивающих книгКниги, которые предлагаются подросшим детям для самостоятельного изучения, должны быть тщательно подобранны в соответствии с интересами и уровнем развития юного читателя. Это отнюдь не означает, что книга должна быть простой. В идеале уровень сложности должен чуть-чуть превышать познания ребенка. Тогда книга стимулирует дальнейшее развитие человека, заставляет его повышать планку и расти над собой.Лучшая литература для детей - та, которая учит их воображению, творческому мышлению, умению видеть различные пути и возможности. Кроме того, книга - мощный источник морали и нравственности. В сказках, мифах, пословицах затрагиваются важнейшие вопросы: взаимоотношения в обществе, власть, долг, послушание, нравственный выбор в сложной ситуации. Что же это такое - хорошая детская книга? Выбирая книгу для ребенка, нужно ориентироваться на:А. СюжетХорошая книга - это, разумеется, занимательный сюжет, включающий в себе и преодоление трудностей, и приключения, и - после стольких волнений! - счастливый конец, вызывающий у ребёнка вздох облегчения. Книги Голявкина, Анатолия Алексина, Драгунского.Б. ГероевХорошая книга - это и герои, которые на время чтения становятся для детей добрыми друзьями. Книги Н.Носова.В. Стиль и языкЗачастую очарование книги заключается и в стиле, в особой мелодии авторской речи, которая сама по себе превращает чтение в огромное удовольствие. Только блестящий язык, мастерское повествование, мудрая поэтичность достойны звания литературы для детей. Поэзия С.Есенина, М.Цветаевой, А.С.Пушкина, А.Фета.В библиотеке мы советуем такие книги, как Альберт Лиханов «Чистые камушки», «Никто», «Свечушка», «Крутые горы», «Солнечное затмение», Шолохов «Судьба человека», рассказы В.Шукшина. Прочитав эти книги, они наводят на размышление, осознавая свои поступки и поступки своих друзей.3. Сами читаем книги детейОбязательно прочтите книгу, которую предлагаете ребенку, для того, чтобы быть готовым к любым вопросам и обсуждению. Если ребенок не хочет обсуждать прочитанное, ни в коем случае не заставляйте его это делать, Вы рискуете не только разрушить целостное впечатление от произведения, но и навсегда отбить у человека охоту к чтению. Но если он жаждет пересказать Вам поразившую его книгу, обязательно найдите время и силы для того, чтобы с неподдельным интересом выслушать его, задайте несколько вопросов, предложите ему поделиться с Вами своим мнением… Возможно, Вы узнаете немало нового о своем ребенке.4. Любите книгуКнига учит человека думать и принимать решения, способствует формирования собственного, уникального философского взгляда на мир. Но для того, чтобы научить ребенка любить книги, недостаточно благих намерений и родительских нравоучений. В первую очередь важно, чтобы сами родители любили читать. Дети, которые регулярно видят в руках у близких книги, рано или поздно заинтересуются ими безо всяких понуканий.Как стать родителем читающего ребёнка1. Подавайте ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.Родители очень огорчаются, если их ребенок не любит книги и не хочет читать, но при этом не догадываются, что причина этого кроется в них самих.2. Читайте с ребёнком каждый день.Добрая традиция – чтение вслух оставляет воспоминания на всю жизнь. Читайте друг другу по очереди. Читайте ребёнку перед сном.3. Окружайте ребёнка книгами.Если ребёнок живёт в окружении книг, они становятся обязательной частью его жизни. Подпишите ребёнка на детский журнал – он должен привыкнуть, что ежемесячно будет получать замечательный подарок, поскольку чтение доставляет удовольствие.4. Читайте медленно и громко.Не спешите, добавьте драматичности и выражения Вашему голосу. Задавайте вопросы о прочитанном. Делайте паузы в чтении, чтобы ребёнок мог спросить вас о непонятных местах и обдумать прочитанное.5. Читайте книги снова и снова.Дети любят перечитывать любимые истории, потому что они знают, что произойдёт с героями дальше.6. Не давите на ребёнка.Ребёнок иногда может не хотеть читать. Не заставляйте его делать это - чтение должно быть удовольствием, а не обязанностью.Разрешайте ребёнку самому выбирать книги в  библиотеке.7. Показывайте свою заинтересованность.Обязательно слушайте, когда ребёнок хочет вам пересказать прочитанную книгу.Однажды детскую писательницу Астрид Линдгрен спросили, есть ли будущее у книги? Линдгрен ответила: « С таким же успехом можно  спросить: есть ли будущее у хлеба, у розы, у детской песенки, у майского дождя? Лучше спросить, есть ли будущее у человека? Если оно есть у человека, оно есть у книги. Потому что, если однажды мы научились черпать радость и утешение в книгах, нам без этого не обойтись.Для многих книги нужны как хлеб и соль.В век современных информационных технологий изменился формат книги. На смену привычным бумажным томам пришли электронные и аудиокниги. Темп жизни ускоряется, свободного времени всё меньше - мы читаем в школе, на работе, в транспорте, но мы читаем. И хотя в сложившемся мире укладе жизни, бумажной книге предпочтительней окажется цифровой носитель - ноутбук, мобильный телефон, мы всё равно читаем, меняется только формат текста. Сетевая литература - это формат 21 века.Сейчас всё больше людей предпочитают слушать книги. Положительная сторона аудиокниг заключается в удобстве прослушивания, но минус в том, что это не заменит зрительного восприятия. Когда человек слушает книгу в аудио формате, помимо содержания книги, он воспринимает также голоса людей, которые читают эту книгу, тем самым у прослушивающего возникает гораздо меньше возможностей для полёта фантазии.Дать силы детям для борьбы со злом. Т.е. нравственную поддержку в жизни. Сказки авторские и русские народные.На вопрос есть ли у книги будущее? Я уверенно отвечу есть. Но каким будет это будущее это уже другой вопрос. Скорее всего в будущем будут преобладать электронные книги их легче хранить, они не порвутся.Хочется пожелать вам чтения умного, доброго, честного, и чтобы к каждому человеку в нужное время пришла та самая необходимая книга. И пусть стихи В. Высоцкого будут вам напутствием:Если путь, пробивая отцовским мечом,ты солёные слёзы на ус намотал,если в жарком бою испытал что почём,значит нужные книжки ты в детстве читал.