"Настоящий друг"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Настоящий друг"
Автор: Торхова Фавзия Газимовна
Классный час«Настоящий друг»Оборудование:проектор и компьютер, листы бумаги, цветные карандаши, карточки с проблемными ситуациями, памятки законы дружбы.Цель:-Углубить представление подростков о дружбе; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность.-Развивать речь учащихся, умение мыслить и рассуждать.-Воспитывать положительные черты характера прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями, взаимовыручка, анализу собственных поступков;Ход классного часа1. Вступление-Наше занятие начнём с мимической гимнастики. Пожмите дружески руку друг другу, улыбнитесь.- А я желаю вам, ребята, счастья, успехов, радости, благополучия.-Ребята, посмотрите на экран и прочитайте эпиграф к нашему занятию:1СлайдДружба-главное слово всегда,Сто открытий для всех настоящее.И любая беда - не беда,Если рядом друзья настоящие!-Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь на нашем классном часе? (ответы детей)- Правильно, сегодня мы поговорим дружбе.Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга – великое благо. 2. Основная часть. 2Слайд Тема занятия «Настоящий друг».3-СлайдНастоящий друг вездеВерен в счастье и в беде;Грусть твоя его тревожит.Ты не спишь – он спать не может,И всегда без лишних слов,Он помочь тебе готов. В. Шекспир. -Умение дружить, выбирать друга, хранить ему верность - важнейшие качества человека. 4-Слайд Ребята, а кто знает, откуда пошло слово друг? Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе дружины стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом. Прошли века и теперь другом называют самого верного и надёжного человека, который всегда разделит с тобой и радость, и горе, и придёт тебе на помощь.(ответы детей)5-Слайд - В толковом словаре С. И. Ожегова: Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.Слайд 5Какое прекрасное слово «ДРУЖБА»! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём. -А кто такой друг? (ответы детей)6-Слайд -Друг – человек, близкий вам по духу, на которого можно во всем положиться, он никогда не оставит вас в беде.- Некоторые не точно понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель».-Кто такой товарищ? Приятель? Знакомый? (обсуждение)(ответы детей)7-СлайдТоварищ – человек, близкий по своим взглядам, деятельности, по условиям жизни.Приятель – человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.Знакомый — это человек, с которым вы общаетесь, которого вы знаете.А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить. (Читаю начало предложения, дети угадывают последнее слово и громко его произносят).• О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать, что он для вас (знакомый)• О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете, что он для вас. (приятель).• Об однокласснике, с которым за 9 лет съеден пуд соли, скажете, что он для вас. (товарищ).• О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете, что он. (друг)-Какой видит дружбу писатель Леон Измайлов нам расскажутребята………..и……….Леон Измайлов8 Слайд «Монолог о дружбе»Что такое дружба, каждый знает?Может быть, и спрашивать смешно.Ну а всё же, что обозначаетЭто слово? Значит что оно?Дружба – это если друг твой боленИ не может в школу приходить, -Навещать его по доброй воле,Школьные уроки приносить,Терпеливо объяснять заданья,На себя взять часть его забот,Отдавать ему своё вниманьеДни, недели, месяц или год…Если друг твой что-то, к сожаленью,Плохо сделал или же сказал,Надо честно, прямо, без сомненьяПравду высказать ему в глаза.Может быть, обидится он вдруг,Всё равно сказать ты правду должен,Ведь на то и нужен лучший друг.Дружба в радости и дружба в горе.Друг последнее всегда отдаст.Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,Тот, кто не обманет, не продаст.Дружба никогда границ не знает,Нет преград для дружбы никаких.Дружба на Земле объединяетВсех детей – и белых, и цветныхРабота над стихотворением.-О чём прочитали ребята? Кто внимательно слушал?9-Слайд Сценка К доске выходят 2 мальчика.Насамостоятельной по математике Женя обнаружил, что в ручке закончились чернила.Женя: Ой, чернилазакончились!Влад: А у меня запасная ручка есть!Женя: Будь другом, дай, а то мне Анна Сергеевна пару влепит!Влад: А что ты мне за это дашь?Женя: Ну, денег дам, сколько ручка стоит?Влад: Да, зачем мне твои копейки? Будешь за меня дежурить неделю! Годится?Женя: Да ладно уж, давай!-Как вы считаете, Влад поступил, как настоящий друг (Друг познаётся в беде)-А как должен был поступить настоящий друг? (ответы детей)Работа в парах.Перед вами лист с заданием, его надо выполнить в парах.1. Представьте, что ваш друг получил плохую оценку, ваша задача его утешить.2. Похвалите друга по поводу его успехов спортивных соревнованиях.-Что было легче? Утешать или хвалить друга?10-Слайд Физминутка.ИГРА «ВСТАНЕМ В СТРОЙ»Цель: способствовать развитию взаимоотношений в группе, развитие сплоченности группы, коммуникативные способности.Задачи: включить участников в активное групповое взаимодействие, снять напряжение, развить внимание.Форма работы: групповаяФорма занятия: игроваяВремя проведения: 10 мин.Ход занятия: Участникам предлагается хаотично перемещаться по помещению, а потом по команде ведущего встать в строй поочередно по каждому из следующих признаков:1. По росту2. По цвету волос, начиная от самого светлого к тёмному3. По месту в алфавите первой буквы фамилии;Разговаривать или переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики или жестов. Проверка, озвучиваем фамилии.11Слайд-Во все времена и у всех народов очень высоко ценились дружба, верность и преданность. Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и поговорок о дружбе. В дружной работе, в общем отдыхе, вообще в совместной жизни, во взаимовыручке народ усматривал силу. Давайте вспомним пословицы о дружбе. . . 12-13-Слайд Игра «Доскажи пословицу»- О дружбе сложено множество пословиц. Я их буду начинать, а вы продолжать.Нет друга – ищи (а нашёл-береги) А что означает эта пословица?Не имей сто рублей (а имей сто друзей)Один за всех, (и все за одного)Друзья познаются (в беде)Не богатство друг,(а друг богатство)Человек без друзей (что дерево без корней).Дерево живет корнями, (а человек друзьями)14-Слайд-Рисунок «Дерево дружбы»-У вас на столе листочки нарисуйте дерево Раскрасьте своё дерево и нарисуйте столько корней, сколько у вас есть друзей. (Рисуют)-Как чувствует себя дерево, если у него мало корней?-Дерево держится на земле корнями - прочно, надёжно, а человек - друзьями. Чтобы в вашей жизни были друзья, нужно иметь качества настоящего друга!- Выберите и назовите эти качества. (Терпимость, равнодушие, отзывчивость, честность, верность, эгоизм, справедливость, жадность, доброжелательность, понимание, хвастливость, зависть, ответственность, преданность, лживость.По щелчку данные качества меняют свой цвет). Где проявляются эти качества? (В поступках).Моделирование ситуации.-Дружба-это труд, дружить нужно учиться, предлагаю вам обсудить несколько ситуаций, как бы вы поступили…15-Слайд-На экране различные ситуации. Детям предлагается представить, как бы они поступили в той или иной ситуации. Воспитатель: – А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”. 1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать. 2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. 3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить. 4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты. 5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо. -Как вы думаете, а нашу группу можно назвать дружной? Есть ли у вас настоящие друзья из класса? Какой он, мой друг? (ответы детей)16Слайд-Игра «Знаю ли я своего друга?»Воспитатель. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.-Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто у нас в классе настоящие друзья.(Друзья выходят к доске)Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.(Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы.)Участники готовы, начинаем игру.(Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.)1. Какой предмет у него любимый?2. На чем он любит кататься?3. Какое время года у него любимое?4. Какой вид спорта любит?5. Кем хочет стать, когда вырастет?6. Какое животное он хотел бы иметь дома?7. Какие книги любит читать?Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя). Игра повторяется. 17-Слайд-Воспитатель: - Какими качествами должен обладать настоящий друг? /Ответы детей./ Предлагаю детям обвести свою ладонь.- У вас есть лучики-ладошки, я предлагаю написать дружеские пожелания своему другу или друзьям из нашего класса. Какие это могут быть пожелания? И подарить другу.Все знают каким должен быть его друг, а задумывались вы сами какой ты друг?18-19-Слайд- Тест «Хороший ли ты друг»Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоего друга нет денег на билет. Как ты поступишь?А)Пойдешь в кино один.Б)Одолжишь другу денег.В)Найдешь обеспеченного приятеля, который смог бы сводить вас в кино. Ты хочешьпригласить друга вместе провести вечер, но он уже обещал своей маме сделать уборку. Как ты поступишь?А) Проведешь вечер один.Б) Поможешь другу. Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времениостанется на веселье.В)Позвонишь другому другу.Ты идешь по улице и вдруг видишь, что хулиганы пристают к твоему другу. Как ты поступишь?А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться.Б) Бросишься на помощь другу.В) Расскажешь отцу друга, когда увидишь его.Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одиниз твоихдрузей обнаруживает, что не взял с собой еды?А) Скажешь ему, чтобы в следующий раз он лучше собирался в поездку.Б)Поделишься с ним обедом.В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.Итак подведем итоги Больше ответов «а». Возможно, настало время сесть и подумать,почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагаетвзаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов прийти им на помощь.Больше ответов «б».Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту.Таких, как ты,интересные события и приключения ждут на каждом шагу. Самое главное твои друзья знают, что могут положиться на тебя!Больше ответов «в» Ты беспокоишься о своих друзьях,особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба этоне толькоприятное времяпровождение. Твои друзьядолжныбытьуверены,что всегдамогут рассчитывать на твою помощь. Утебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.-Я надеюсь, что этот тест заставит вас задуматься и понять, чтобы быть другом, и иметь друга нужно прежде всего работать над собой. 20-Слайд-Притча о плохом и хорошем Шли по пустыне два друга.Устали отдолгого пути поспорили, и один сгоряча дал пощёчину другому. Товарищ, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его:-Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?Друг ответил:- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее,мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.21Слайд-ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ:Не обзывай и не унижай своего друга.Помогай другу в беде.Не обманывай друга, будь с ним честен.Не предавай своего друга.Умей признать свои ошибки и помириться с другом.Можете ли вы дополнить этот список своими советами о дружбе.3. Итог.22Слайд--Как называлось сегодня наше занятие?Что понравилось на занятии? Узнали что-то новое?- Пригодятся ли вам эти советы в жизни?Вручить памятки.терпимость равнодушие отзывчивость честностьверность эгоизмсправедливостьжадность доброжелательность пониманиехвастливостьзависть ответственностьпреданностьлживостьЗАКОНЫ ДРУЖБЫ:1)Не обзывай и не унижай своего друга.2)Помогай другу в беде.3)Не обманывай друга, будь с ним честен.4)Не предавай своего друга.5)Умей признать свои ошибки и помириться с другом. ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ:1)Не обзывай и не унижай своего друга.2)Помогай другу в беде.3)Не обманывай друга, будь с ним честен.4)Не предавай своего друга.5)Умей признать свои ошибки и помириться с другом.ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ:1)Не обзывай и не унижай своего друга.2)Помогай другу в беде.3)Не обманывай друга, будь с ним честен.4)Не предавай своего друга.5)Умей признать свои ошибки и помириться с другом.ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ:1)Не обзывай и не унижай своего друга.2)Помогай другу в беде.3)Не обманывай друга, будь с ним честен.4)Не предавай своего друга.5)Умей признать свои ошибки и помириться с другоЗАКОНЫ ДРУЖБЫ:1)Не обзывай и не унижай своего друга.2)Помогай другу в беде.3)Не обманывай друга, будь с ним честен.4)Не предавай своего друга.5)Умей признать свои ошибки и помириться с другом.ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ:1)Не обзывай и не унижай своего друга.2)Помогай другу в беде.3)Не обманывай друга, будь с ним честен.4)Не предавай своего друга.5)Умей признать свои ошибки и помириться с другом.Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать. Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты. 5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.