"Актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС"
Автор: Золотухина Зинаида Васильевна

ДОКЛАД
по предмету: изобразительное искусство
на тему: актуальные проблемы преподавания изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС
Изобразительное искусство – это предмет, где ведущим компонентом является эмоциональное отношение к миру, а ведущей функцией обучения – формирование у учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к людям, природе, искусству, созданному людьми предметному и архитектурному пространству. В процессе творческой деятельности формируется эмоционально-смысловое видение мира. И, значит, основное назначение предмета – формирование личностной системы ценностей. Смыслом образования становится приобщение учащихся к культуре, развитие способностей осваивать культуру, участвовать в создании культуры.
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) преподавание изобразительного искусства в школе должно основываться на культурологическом подходе.
Стандарты предъявляют новые требования к педагогам и учащимся, меняют акценты в системе взаимоотношений ученик-учитель-общество-государство, вводят новые понятия. Задача каждого педагога - все эти теоретические положения превратить в современные уроки русского языка, математики, истории, изобразительного искусства. Для многих учебных дисциплин стандарты стали новшествами, но учителя изобразительного искусства в силу специфики своего предмета и ранее работали в соответствии с теми требованиями, которые появились в новых стандартах. Урок изобразительного искусства никогда не существовал без деятельностного и личностного подхода. Рисунок, аппликация, макет и прочие результаты деятельности ученика на уроке изобразительного искусства – это всегда результат проектной деятельности. Знакомство с историей изобразительного искусства всегда представляло собой исследовательскую деятельность, и неразрывно было связано с музейной педагогикой. Работа с одаренными детьми и инклюзивная педагогика, внеурочная деятельность – это всегда было уделом учителя изобразительного искусства. Приятным новшеством стала только обязательная техническая оснащенность учителя ИЗО (компьютер, проектор, интерактивная доска, доступ к Интернет-ресурсам) и появление учебников и учебно-методических комплектов по изобразительному искусству.
Но для современного учителя – реализующего ФГОС ООО и отвечающего требованиям профессионального стандарта педагога – нужно не только уметь пользоваться готовой научно-методической продукцией, адаптируя ее к задачам своего урока, но и:
Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
1
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.
Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Владеть ИКТ-компетентностями: (общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).
Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона[16].
ФГОС И АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Новизна стандарта второго поколения для образовательной области Искусство заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом являются:
формирование художественных и культурных компетенций обучающихся,
расширение кругозора,
развитие образного, ассоциативно-критического мышления,
приобретение личностного художественно-творческого опыта,
выбор путей собственного культурного развития.
Приобретенные на базе учебного предмета Изобразительное искусство компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.
Одной из определяющих тенденций в художественном образовании является актуальность развития визуальной культуры обучающихся. Это связано, прежде всего, с возрастанием приоритета передачи информации с вербального способа на визуальный.
2
Исследователи отмечают наличие определенных психологических особенностей восприятия у так называемого поколения Next – детей, выросших в эпоху компьютеров и глобальной Интернет-сети. Среди них: интеллектуальное равнодушие; неверие в традиционные ценности; недостаток отзывчивости и воспитанности; искушенность в технике и др. Ситуация усугубляется широкой доступностью виртуального пространства, которое является коммуникатором с широким выбором культурных объектов и способов их использования.
И.Э.Кашекова отмечает, что …понимание языка выразительности разных видов искусства и внушающей функции искусства даст учащимся возможность критично подходить к негативным явлениям современного массового искусства и рекламной продукции, разовьет эстетический вкус, привьет иммунитет против китча . Анализ реалий визуального пространства как обязательная часть образовательной программы учебного предмета Изобразительное искусство призван помочь учащимся сориентироваться во множестве штампов и моделей современной масс- и медиа-продукции, формируя тем самым их визуальную культуру.
В связи с этим, при реализации содержания предмета Изобразительное искусство педагогам необходимо учитывать данную проблему современного общества.
Изменения в преподавании предмета Изобразительное искусство коснулись не только содержания художественного образования, но и конструирования урока. Известно, что при реализации ФГОС ООО одной из главных задач школы становится формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД). В ФГОС ООО определены следующие виды УУД: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные.
ФОРМИРОВАНИЕ УУНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИЗО
Предмет Изобразительное искусство в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Личностные УУД
формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных
задач;
3
формирование духовных и эстетических потребностей;
овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
отработка навыков самостоятельной и групповой работы
обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности класса на уроке.
5. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии
оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ;
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
4
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)
При изучении предмета "Изобразительное искусство" в школе, я использую различные интерактивные методы с точки зрения формирования УУД. Например, метод проектов, исследовательский метод, дискуссии, игра, коллективно-творческие дела (КТД), информационно-компьютерные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие технологии и др.
Применение интерактивных методик и педагогических технологий на уроках ИЗО способствуют формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественнообразного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации.
Учебный предмет "Изобразительное искусство" вносит особый вклад в формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных,
познавательных, коммуникативных, через организацию совместной учебной деятельности, использование проектных, игровых, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся.
Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.
Использование интерактивных форм и методов обучения на уроках изобразительного искусства, позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности; лучшему усвоению знаний, вызывает интерес к познанию, формирует коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Изменения, которые происходят в обществе определяют вызовы к сфере образования. Среди них — ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сегодня мы имеем слабые представления. Современные дети, которые будут продолжать свою трудовую деятельность примерно в середине начавшегося века и далее, будут жить в мире, который нам трудно сегодня представить.
5
Однако нам необходимо сегодня стремиться к влиянию на этот будущий мир: только нашей сегодняшней заботой можно обеспечить его человечность. А человечность – это результат развития культуры в обществе. Образно говоря, культура это не сундук с традициями, а живое, растущее древо, - то есть позитивный, реализованный, осмысленный и освоенный новыми поколениями результат социального опыта.

Сегодня смысл образования понят как развитие личности учащегося на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт школьника, его способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности. То есть задача состоит в том, чтобы научить детей самим и постоянно, в течение всей жизни формировать свои умения и знания в соответствии с потребностями изменяющегося мира.
Преподавание изобразительного искусства на основе метапредметных технологий напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Метапредметный подход задает нам новые возможности и предъявляет более строгие требования работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением ими самостоятельной активности и устремлений в понимании мира вокруг нас, в самостоятельных их усилиях обретения смысла жизни. Мы способны формировать отношение к нашему предмету у учащихся как особой школе становления необходимых связей всистеме человек - общество - природа.

Метапредметный подход утверждает, что смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем, которые и составляют содержание образования.Ина своих занятиях мы имеем возможности создавать для этого педагогические условия, которые имеют особую личностную значимость и не заменимы в современном мире другими школьными предметами.

Учитель сегодня должен стать конструктом таких педагогических ситуаций, таких заданий, в ответ которым учащиеся смогли бы создавать собственные продукты в освоении знаний. Но ведь у нас на занятиях именно так и происходит, если, конечно, учитель не пытается навязать ученикам готовый образец и не регламентирует пошаговое изготовление продукта, тогда уж в кавычках,творчества детей.
6
Значит дело в учителе, который боится работать по тем методам, которые предлагаются в наших учебниках, не доверяет исследовательским, поисковым возможностям учеников, и у них, тогдаполучается изделие, а не произведение. Сделанное по образцу легче оценить, но оно не способствует подлинному развитию. А художественное развитие предполагает в качестве результата на каждом этапе обучения развитие базовых способностей ученика: то есть его чувств, способности действовать, мышления, понимания, его коммуникативных и рефлексивных способностей.

Под руководством учителя, который обучает инструментарию, художественному действию, ребенок учится на основе своих переживаний, в опоре на свой жизненный опыт и свои индивидуальные качества, учитсяискать и находить свое решение заданий по теме урока. И, тем самым, его индивидуальный опыт сращивается с опытом культуры, то естьпозитивной истории формирования человечности в человеке.

Предмет Изобразительное искусство последовательно формирует:
- умения наблюдать окружающую жизнь на основе эмпатических и эстетических переживаний, то есть с позиций прекрасного и безобразного, высокого и низкого, трагического и комического. Тем самым создается инструментарий самостоятельной оценки явлений, формируются ценностно-смысловые ориентации ребенка не на основе только заданных моральных правил, но как творческое поисковое понимание человеческих отношений, на основе личностных переживаний. Развивается позитивный интерес к жизни как эмоциональное основание созидательного действия.
- развиваются ассоциативные качества мышления ребенка, которые являются действенным механизмом для творческой мобильности мышления, умения образовывать неожиданные связи, быстрее и ярче определять главное в явлении, способности целостного его видения.
- развиваютсяспособности самостоятельной активности в действиях с различными материалами, понимание связей между характером материала и продиктованными этим характером свойствами результата.
- развивается способность действовать в неопределенных правилами и образцами обстоятельствах, где необходима выдумка, неординарность решения. Немного существует учебных предметов, где ребенок обладает такой свободой реального воплощения в конкретных видимых и обсуждаемых результатах, где есть конструктивная игра, а затем коммуникативная значимость результата творческих усилий ребенка.
7
- учебный предмет Изобразительное искусство формирует способы ориентации растущего человека в истории культуры, в национальных и глобальных аспектах культуры, в способах культурной самоиндентификации, что чрезвычайно важно, актуально в условиях современных социальных процессов. Умения видеть и понимать человечески значимые смыслы в материальной культуре, создающей среду жизни, а, следовательно, воспитывающеймногие качества определяющие поведение человека, это необходимое условие личностной свободы современного человека, его права на самоопределение, на выбор себя, на свою идентичность. Это важнейшая сторона в современном содержании предмета Изобразительное искусство, то есть предмета визуально - пространственного понимания мира, имеющая широкое метапредметноезначение.
- современное пространство визуальных текстов, которое создает непрерывно развивающаяся информационная среда, предъявляет к нам, преподавателям визуальной культуры, особые требования. Информационные компьютерные технологии (ИКТ) мы должны понимать не только с позиций овладения постоянно развивающимися и изменяющимися техническими средствами, что естественно является необходимым условием нашей профессиональной деятельности и формой обучения детей. Мы должны отвечать этим вызовам умением развивать визуальное мышление человека, формировать его визуальную мыследеятельность.

Метапредметныерезультатыхарактеризуют уровень сформированностиуниверсальных учебных действий учащихся (УУД), проявляющихся в познавательной, регулятивной, коммуникативной практической творческой деятельности учащихся.
Регулятивныедействияобеспечивают организацию учащимися своейучебнойдеятельности: это умение определять цель своей работы, в том числе учебной, выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструментарий, осуществлять поэтапный контроль своих действий, уметь с позиции адекватно поставленной цели оценивать результат своей деятельности.
Художественное познаниесвязано с умением строить художественный образ, то есть, определяя отношение к явлениям жизни, выделять эмоционально главное в видимом, сопоставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор, то есть выбор существенного для своих целей. Художественное познание для ребенка особенно связано с особым навыком смыслового рассматривания явлений жизни и искусства, с обучением видеть, как мы называем это процесс мыследеятельности.
8
Коммуникативные универсальные учебные.Важнейшей социальной функцией искусства являются его коммуникативные свойства: визуально-пространственные искусства являются организаторами среды общения людей. Поэтому вопросыразвития коммуникативных способностей учащихся в процессе художественной деятельности можно рассматривать очень широко и многоаспектно. К развитию коммуникативных качеств учащихся имеет прямое отношение и восприятие произведений искусства, и собственное художественное творчество, и становление пониманиясоциальных функций искусства. В качестве учебных действий следует рассматривать обсуждение работ учащихся, выставки, разные формы организации коллективных работ, оформление праздников и др.

Результатами художественно-коммуникативных действий в процессе обучения являются умения понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей, умение понимать и вести свою роль в общей работе, соблюдать правила общения, умение отстаивать свои позиции без подавления прав окружающих, как способность ученика к сотрудничеству, уважению чужого мнения и права быть Иным, умение вести диалог, понимать и оценивать сложившуюся в действии ситуацию общения и др.
В качестве метапредметныхрезультатов обучения следует также назвать:
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.

Следует также назватьличностные результатыхудожественно-эстетического обучения, которые отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
- эмпатические свойства личности, способности к эстетическому переживанию, созерцанию окружающего мира, проявленность чувства интереса к явлениям жизни;
9
- способности к эмоционально-нравственной и ценностно-смысловой ориентации в окружающем мире; культуросообразная оценка явлений реальности;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческомотношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- понимание особой роли культуры иискусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- овладение навыками коллективной деятельностив процессе совместной творческой работыв команде,умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственнуюхудожественную деятельностьи работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств
Предметные результаты освоения курса ИЗО:
в познавательной сфере (понимание значения искусства в жизни человека и общества, восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства, умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, сформированность представлений о ведущих музеях России и региона);
в ценностно-эстетической сфере (умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства. И отражение их в собственной художественной деятельности, умение эмоционально оценивать шедевры мирового и русского искусства, проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов);
в коммуникативной сфере (способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности);
в трудовой сфере (умение использовать различные художественные материалы и средства художественной деятельности, моделирование и трансформирование новых образов с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
10
И все-таки что же является результатом метапредметного обучения?
- Обучение превращается в процесс саморазвития для ученика и расширяет горизонт его познания. Более того, оно формирует представление об учебном предмете не как о закрытой дисциплине, в которой всем все известно, а как о науке развивающейся.
- Удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии
с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно – творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись,
графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
11
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Требования к современному уроку
Дидактические требования к уроку:
Четкое формулирование образовательных задач, связь с развивающими и воспитательными задачами, место в общей системе уроков
12
Определение содержания урока в соответствии с требованием учебной программы, целями урока, уровнем подготовки учащихся
Прогнозирование уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков
Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, максимальную самостоятельность учащихся
Создание условий успешного учения
Психологические требования к уроку
Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся
Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся
Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска
Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа
Соотношение побуждения к деятельности и побуждения
Организация познавательной деятельности учащихся
Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления
Использование установок в форме убеждения, внушения
Планирование устойчивого внимания и сосредоточенности
Использование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых
Планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся
Предупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы
Учет возрастных особенностей
Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся
Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников
Дифференцированный подход к сильным и слабым учащимся
Гигиенические требования к уроку
Температурный режим
Проветривание
Освещение
Предупреждение утомления и переутомления.
Чередование видов деятельности
Своевременное и качественное проведение физминуток
Соблюдение правильной рабочей позы.
Требования к технике проведения урока
Урок должен бытьэмоциональным, вызывать интерес, воспитывать
познавательную потребность
Темп и ритм должны быть оптимальными, действия завершенными
13
Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда
Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения
Обеспечение активного учения каждого школьника
Таким образом, необходимо еще раз вспомнить признаки современного урока изобразительного искусства:
Художественность как принцип организации;
Активное расширение опыта эмоционально-ценностных отношений учащихся;
Развитие форм художественного воображения как способности выражать эмоциональную оценку явления в чувственно воспринимаемые образы;
Акцент на развитие эмоциональной отзывчивости учащихся;
Развитие художественно-творческих способностей учащихся;
Сотворчество ученика и учителя в процессе создания художественного образа;
Свободная интеграция с другими видами художественно-эстетической деятельности;
Диалог ученика и учителя, основанный на едином образном языке искусства;
Художественное пространство осуществления урока и современные средства оборудования;
Функционирование произведения изобразительного искусства на уроке не как объекта, а как субъекта во время свободного заинтересованного диалога.
Реализация признаков современного урока
Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.
На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
Организация урока динамична и вариативна.
На уроке используются современные педагогические технологии.
Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся, а вывод делают сами учащиеся;
14
Время-сбережение и здоровье-сбережение;
В центре внимания урока – дети;
Учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
Умение демонстрировать методическое искусство учителя;
Планирование обратной связи;
Урок должен быть добрым.
Принципы педагогической техники на уроках:
Свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
Открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
Деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
Идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
Обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи)
ФГОС - ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГА
:...главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем . ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
Цели обучения по ФГОС:
как ученик представляет роль изобразительного искусства в жизни повседневной, в духовно-нравственном развитии человека;
как ученик относится к миру с эстетической точки зрения; как понимает красоту; желание ученика заниматься художественным творчеством, а также посещать художественные выставки и музеи;
как ученик воспринимает, анализирует и оценивает произведения искусства;
15
как обучающийся использует навыки в художественном искусстве (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Понятие ФГОС в широком смысле:
Результаты, которые планируется достичь в образовании с введением ФГОС.
3 группы:
Личностные (внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка, оценка своих поступков)
Метапредметные (развивает самостоятельность ребенка, речевые навыки, навыки сотрудничества, способность работать с информацией, решать логические задачи)
Предметные (применять полученные знания в жизни)
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт? Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся. отражающие их индивидуально-личностные позиции; сформированность основ гражданской идентичности;
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Метапредметным: освоение обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), межпредметными понятиями.
Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?
Предметный: освоенный учениками в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Согласно концепции ФГОС, будут оцениваться следующие результаты: Научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; Умения, реализуемые в учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности; Коммуникативные и информационные умения; Умения оценивать объекты окружающей действительности с определённых позиций; Способность к контролю и самоконтролю; Способность к творческому решению учебных и практических задач. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Меняется метод обучения (с объяснительного на деятельностный); Меняется подход к оценке результатов обучения (оцениваются не только знания, умения и навыки, но и, прежде всего, метапредметные и личностные результаты)
16
Меняется система аттестации учителей (оценивается качество управления учебной деятельностью учащихся); Целью школы становятся не только знания, но и умение их добывать и ими пользоваться.
Что же такое деятельностный подход?
Формирование любых умений, способностей, личностных качеств, т. е. умения учиться в целом, возможно только в деятельности. Действительно, невозможно научиться, например, плавать, не войдя в воду. С другой стороны, нельзя освоить тот или иной стиль плавания, не освоив отдельных движений, их связок и комбинаций, а затем не отработав и не откорректировав все эти движения в воде. Таким образом, формирование любого умения проходит через следующие этапы: 1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация. 2. Формирование нового способа (алгоритма) действия,
установление первичных связей с имеющимися способами. 3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль. Именно так будут учиться школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны будут пройти и при формировании универсальных учебных умений и способностей , но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: освоение норм целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами, коммуникативного взаимодействия и др.
Основные педагогические задачи по ФГОС:
Создание и организация условий для развития детей.
Как учить?
Ради чего учить?
Чему учить?
ФГОС помогает
заинтересовать ученика предметом и учит применять полученные навыки в дальнейшей жизни;
дает осознанное желание продолжать учиться самостоятельно;
искать материалы и готовить диспуты, дискуссии с другими учащимися.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Кашекова И.Э. [Электронный ресурс]// Педагогика искусства: электрон. науч. журн. Учреждения Рос. академии образования Институт художественного образования. 2014. №1. Систем. требования: Adobe Reader. URL:
2. ПолюдоваЕ.Н. Визуальная культура и современное художественное образование [Электронный ресурс]// Педагогика искусства электрон. науч. журн. Учреждения Рос. академии образования Институт художественного образования. 2012. №3. Систем. требования: Adobe Reader. URL:
3. ТейлорМ. Поколение next: студент эпохи постмодерна: Пер. с англ. Н.Дунаева [Электронный ресурс]// URL:
4. Формирование универсальных учебных действий: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова.-2-е изд.-М.: Просвещение,2011