Из опыта работы по формированию рефлексивных умений младших школьников
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Из опыта работы по формированию рефлексивных умений младших школьников
Автор: Иванкина Марина Алексеевна
Из опыта работы по формированию рефлексивных умений
младших школьников.
М.А. Иванкина
МБ НОУ Гимназия № 62 г. Новокузнецка
Кемеровской области
Способность ребенка определять границы своих возможностей, знать о своем знании и незнании, умелости и неумелости – есть способность рефлексии, без которой ученик никогда не станет субъектом учебной деятельности, умеющим и любящим учиться.
Именно со способности рефлексировать, т.е. различать это я уже знаю и умею, это я уже немного знаю, но надо еще разобраться - начинается учебная самостоятельность школьников, переход от чисто исполнительского поведения к самосовершенствованию человека, умеющего учиться.
Без этого своеобразного мыслительного раздвоения мира ученик никогда не станет субъектом учебной деятельности. Он будет постоянно нуждаться в руководстве, контроле и оценке со стороны взрослого.
Ниже предлагаются задания рефлексивного характера, используемые на уроках русского языка.
Задания с недоопределенными данными.
- Я задумала слово. Отгадаете его, если правильно выполните все задания.
А) среди названных звуков найдите согласный звонкий звук.
[м][о][к][й]
В данной группе два звука [м], [й] соответствуют заданному условию. Учитель обращается к детям с просьбой задать самим такой вопрос, получив на который ответ – да или нет, они догадаются, какой звук задумал учитель. Например: у этого звука есть пара по твердости? (нет). Обучающиеся определяют звук [м].
Б) В слове гроза возьмите гласный звук. И это задание с неопределенными данными.
Ученики запрашивают недостающую информацию. Например: этот звук находится в корне слова? (да). Ответ [а].
Учитель предлагает соединить звуки вместе и бросить ему слово, которое получилось. Задание – ловушка, т.к. слова у ребят не получилось. Учитель предлагает догадаться самим ученикам, какого звука не достает, чтобы получилось слово и предложить свое задание одноклассникам, по определению задуманного звука. Например: возьмите звук, парный по глухости [г] [к]. Какое слово получилось?
Данное задание имеет несколько правильных ответов (мак, май, мал). Задание с множеством правильных ответов также направлено на формирование рефлексивных умений младших школьников.
К заданиям с недоопределенными данными относятся тестовые задания следующего вида: если согласны с утверждением, поставить - плюс, если не согласны – минус, если следует что-либо уточнить - ?
Буква парного согласного звука не является орфограммой если:
А) этот звук находится перед гласным звуком;
Б) этот звук стоит перед другим согласным звуком (в данном утверждении не хватает данных и правильный ответ - ?)
Задания - ловушки, не имеющие решения.
- Выпишите только те пары однокоренных слов, в которых первое слово является проверяемым, а второе проверочным. Среди предложенных пар нет таких, которые соответствуют данному условию. Предложена одна пара слов, в которой первое слово является проверочным, а второе – проверяемым. В ходе работы учитель предлагает детям самим составить пары слов или изменить что-либо в данных парах, чтобы они подходили к данному условию.
Орфографические софизмы - умышленно ложные высказывания, формально кажущиеся правильными. Детям предлагается либо согласиться с внешне убедительным, но, по сути, неверным способом действия, либо его опровергнуть.
- Ученик букву безударного гласного в слове листопад во втором слоге проверил словом листок и написал букву о. Прав ли ученик?
Чтобы ученику научиться учить себя, быть учителем самого себя, школьнику надо поработать в позиции учителя по отношению к другому. Эффективной формой работы является развернутая, аргументированная оценка ответов одноклассников. В ходе данной работы помогают памятки для анализа ответа одноклассников.
Памятка №1.
Соответствует ли ответ заданному вопросу?
Последовательно ли отвечал товарищ?
Можно ли считать его ответ полным, убедительным?
Достаточно ли приведено примеров для подтверждения изложенных положений?
Какие советы товарищу вы могли бы дать на будущее?
Памятка №2.
Был ли ответ по плану (алгоритму)?
Все ли было верно в ответе?
Все ли понравилось?
Какие советы товарищу вы могли бы дать на будущее?
В начале работы по теме урока учитель предлагает обучающимся составить и задать вопросы одноклассникам по данной теме, на которые они знают ответы. Затем предлагается составить вопросы по теме, на которые они ответы не знают, а хотели бы получить.
Задание рефлексивного характера учитель предлагает обучающимся и при организации дифференцированного подхода во время проведения проверочных работ.
Организация дифференцированного подхода во время проведения проверочных работ
1 уровень – учащийся еще не может сам решить предложенную задачу. Поэтому цель задания – только отделить правильное решение от неправильного. Задача ребенка – выбрать правильное решение из двух предложенных. Даются, как правило, типичные задачи.
2 уровень – учащийся уже может выполнить задание сам, но должна быть опора на правильный ответ.
3 уровень – учащийся выполняет задание сам, но теперь ему несколько ответов, среди которых есть правильный.
4 уровень – учащийся выполняет задание сам, сам проверяет (без готовых ответов). Этот уровень соответствует обычной традиционной контрольной работе.
5 уровень – учащемуся не нужно решать предложенную задачу. Задание заключается в том, чтобы придумать такую же задачу (что требует выявления сущности задания).
6 уровень – учащийся должен придумать ловушки по определенной теме, которые позволят ему выделить ошибкоопасные места в предложенной задаче.
7 уровень – учащемуся требуется научить других (то есть описать способ, как это сделать) придумывать задачи, аналогичные предложенным.
Пятый, шестой и седьмой достаточно высокие уровни, нацеленные на рефлексивную работу обучающихся, выявление оснований собственных действий, поиск способов выявления и ликвидации ошибкоопасных мест, обучение других открытым обучающимся способам.
Центральным звеном рефлексии является критика. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Для развития критического мышления необходимо применение специальных методических инструментов. Одним из этих эффективных инструментов, на наш взгляд, является технология критического мышления.
Задания рефлексивного характера,используемые при подготовке к олимпиадам
Запиши слово буквами (плот), (прут), (сток), (бок), (кот), (нос), (зап,иват,), (л,иса).
Можно ли слово ОРЁЛ, БЕЛКА писать с большой буквы? Докажи.
Ваня слово (л,эф) написал с большой буквы, а Миша с маленькой. Кто из мальчиков прав? Для составления таких заданий учитель использует омофоны.
Ученику дали задание выделить корни в формах одного и того же слова. Правильно ли он это сделал? На горе гогочут гуси. Под горой огонь горит.
Ученику дали задание выделить корни в однокоренных словах. Правильно ли он это сделал?
Летят перелётные птицы
Ушедшее лето искать.
Летят они в дальние страны
А я не хочу улетать.
Укажите, какой частью речи являются слова: печь, стекло, жгут, пила, больной?
Спишите слова на загадочном языке. Объясните постановку мягкого знака:
трашная воне…, порлцый олж…, фавиная гзоч…, жезонный жняч….
Задания-ловушки, в которых нет слов, соответствующих заданию. Выпиши слова, в которых нет приставок: подход, подумаешь, постарались.
Два ученика заспорили. Один говорит, что слова СЫПЬ и ГЛАДЬ – имена существительные, а другой утверждает, что это глаголы. Кто из них прав? Докажи.
Напиши слово буквами. Подбери к нему три однокоренных слова: (сп,ишы).
Составьте и запишите три слова, чтобы сочетание ОВ было: суффиксом, окончанием, частью корня.
Спишите данные слова с приставками из-, ис-, раз-, рас-, без-, бес-, воз-, вос-, низ-, нис-, через-, черес- на загадочном языке: и…прел, ра…гав, ра…тдщеп, в…мог, чере…вцуп, ни…жзюп, в…нчас, бе…гоев, бе…цков.
Как надо грамотно говорить и писать эти глаголы? Выпиши из каждой пары слово, которое написано грамотно:
залезаю- залазаю, зажгёшь- зажжёшь, тру- теру, съехай- съезжай.
Как правильно сказать? У рыбов нет зубов. У рыбов нет зубей. У рыб нет зуб?
Составьте словосочетания с именами существительными в творительном падеже:
зубным, зубастым (враг, волк, акула); серебряным, серебристым (кубок, тополь, украшение); красным, красочным (альбом, книга, флаг); дружный, дружеский (привет, работа, класс).
Образуйте глаголы первого лица, единственного числа: принять, дерзить, убедить. мешать, победить, радовать.
Просклоняйте слова ПАЛЬТО, МЕТРО.
Выпишите слово, для которого окажется проверочным слово ПЯТЬ: опять, пятница, пятнышко, пятнистый.
Первоклассники научились обозначать мягкость согласных на конце слов. Выпиши слова, которые можно предложить детям для записи: речь, мяч, конь, вещь, плащ, встать, любишь, соль, прочь, падеж.
В ЭВМ ввели программу русской орфографии, но некоторые блоки программы испорчены. Сформулируйте орфографические правила, которые надо запрограммировать заново, если машина сделала такие записи: а) мамонт с валился въяму; б) идйт казёл махнатый, идёт барадатый, ражищами размахивает. Запиши предложения правильно.
Петя научился писать в пять лет. Никаких правил он ещё не знает и пишет так: жэня ушол в чящю леса и нашол там рыжыки. Папа сказал Пете: Ты, сынок, правил не знаешь!. А петя ответил: Я писал по своему правилу!. Каким правилом пользовался Петя?
Проверь работу: (кон,к,и), (ёлка), (столб), (жираф), (р,эка), (барс,ик), (дочка).
Проверь работу: а)Шарик лапу зализал, с костью в будку зализал; б) Я ружьишко заридил и морковку прорядил, в огороде увидал, как кустарник увидал; в) Кот под снегом посидел и мгновенно посидел.
Из двух городов в 8 часов утра навстречу друг другу вышли две машины. В 11 часов они встретились. Найти расстояние между городами, если одна машина шла со скоростью 60 км/ч. А другая-70 км/ч.
Миша записал решение задачи так:
1) 11-8=3(ч),
2) 60+70=130(км/ч),
3) 130*3=390(км),
а Маша записала так:
1) 11-8=3(ч),
2) 60*3=180(км),
3) 70*3=210(км),
4) 180+210=390(км).
Кто из ребят прав? Как он рассуждал?
Литература
1.Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения./М.С. Соловейчик, П.С. Жедек. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.-275с.
2.Песняева Н.А. Возможности учебного диалога для формирования универсальных учебных действий младших школьников./ Н.А. Песняева. – М.: АПК и ППРО, 2011.-129с.
2
1