Урок-игра "Употребление глаголов в речи"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок-игра "Употребление глаголов в речи"
Автор: Литовченко Елена Анатольевна

Урок русского языка в 6-м классе на тему "Употребление наклонений глагола в речи"
Цели урока:
закрепить знания о наклонениях глагола, показать выразительность употребления глаголов в речи;
способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять наклонение глаголов в тексте;
формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка.
Ход урока
Организационный момент. Слайд 1.
Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста. Ребята, сегодня у нас с вами несколько необычный урок, потому что на нём присутствует много гостей. Но вы не стесняйтесь, работаем как обычно, совершаем с вами очередное путешествие в страну знаний.
2. Слово учителя.
В течение почти 2 недель на уроках русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем. Эпиграфом нашего урока я взяла слова И.С.Тургенева (читаем), в конце урока мы вернёмся к нему.
Сегодня мы будем работать в настоящей творческой лаборатории, исследовать, какую роль играют глаголы в нашей жизни, при этом выполнять различные задания.
Давайте выясним тему, над которой будет работать наша творческая группа.Прочитаем (3уч.) высказывания великих людей
Слайд2. Великие мысли великих людей.
“Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное”. Ф.М.Достоевский.(Фёдор Михайлович, русский писатель).
“Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все”. Франсуа Фенелон. (Французский писатель, написал роман Приключения Телемака)
“От чтения к нам знания идут, и голова становится светилом”. Г.Ф.Александров. (Георгий Фёдорович, академик)
Что объединяет все высказывания? ( все эти высказывания о пользе чтения, о необходимости читать книги, чтобы развиваться и больше знать).
В каких наклонениях употреблены глаголы?
Как вы думаете, какова тема сегодняшней работы?
Слайд 3. Тема урока. Открываем тетради, запись числа, темы урока.
Итак, переходим к работе в нашей творческой лаборатории. Сегодня нам предстоит выполнить несколько заданий.
Слайд 4. Творческая лаборатория. Задания:
1.Лингвистическое.
2. Теоретическое
3. Заморочки из бочки
4.Грамматическое
5.Литературное
6.Творческое
3. Выполнение заданий.
Лингвистическое задание.
Слайд 5
Проверяем домашнее задание. Вам нужно было сочинить или найти лингвистическую сказку о глаголах. (читаем сказку). о глаголах какого наклонения идёт речь в сказке?
Выполним ещё одно лингвистическое задание.
Слайд 6.
- О каком наклонении идет речь?
1) Я реально существую, в отличие от моих братьев, существую попеременно в каждом из времен – в настоящем, прошедшем и будущем.
2) Я постоянно хожу и заставляю других. Пусть я не существую в реальности и у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем.
3) Я могло бы произойти, но только при определенных условиях. Меня легко узнать, со мной, как верный паж, всегда частица БЫ.
Приведите примеры глаголов в изъявительном, повелительном и условном наклонении. Задание по рядам (записать по 3 глагола в изъявительном, повелительном, условном наклонениях).
2) Теоретическое задание.
Ответьте на вопросы:
Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении? (по временам, т.е. бывают в наст., прош. и буд. времени).
Как образуются глаголы в условном наклонении? (образуются от основы неопределённой формы при помощи суффикса л и частицы бы (б).
Что вы знаете об изменении глаголов в условном наклонении? (изменяются по числам и в ед. ч. – по родам).
Как образуются глаголы в повелительном наклонении? (образуются от основы наст. или буд.времени с помощью суффикса и или без суффикса).
3) Заморочки из бочки Слайд 7.
Замените глаголы в условном наклонении глаголами в повелительном наклонении.
1. Заходили бы в орешник. Орехи поспели. Нагибали бы орешник, не ломали бы орешник, не губили бы без цели.
2. Навестили бы орешник глубокою зимою, а зазябнет орешник, ослабнет орешник- укрыли бы полою.
У вас получились отрывки из стихотворения В.Бокова. Ответьте на вопрос: для чего нам нужны в речи глаголы в условном и повелительном наклонении.
4) Грамматическое задание. Слайд 8.
Работаем у доски. Записываем предложения и объясняем орфограммы, расставляем знаки препинания.
Книга помож..т в труде, выруч..т в беде. Одна книга тысячи людей уч..т. Хорошая книга ярче звёздочки сия..т.
Сияет – морфологический разбор
Мы записали пословицы. Дальше к доске пойдёт… Записываем следующее предложение.
Братцы, что он про меня сочиняет?
Слушай, Незнайка, выручи меня отсюда.
В каком наклонении использованы глаголы в 1предл, во 2?
Из какого это произведения предложения, ребята? (Н.Носов Приключения Незнайки и его друзей)
Ах, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А.Пушкин Осень)
А этом предложении в каком наклонении глагол?
Итак, глаголы выполняют действия, давайте и мы с вами выполним действия вслед за ёлочкой, физминутка.
5) Литературное задание. Слайд 9, 10,11
Мы записывали предложения с глаголами разных наклонений из литературных произведений. Посмотрим, как используют поэты в стихотворениях глаголы разных наклонений. Читаем наизусть стихотворения.
Ребята, попробуем свои силы и выполним творческое задание.
6) Творческое задание. Слайд 12.
Составьте 5- 7 предложений – советов на тему Мой фирменный рецепт или Как не потерять друга. Употребите глаголы в повелительном наклонении 1в. – побуждение к действию будет иметь оттенок категорического приказа, а 2 в.- оттенок совета, просьбы.
От того, какой глагол мы употребим в речи, зависит, как мы говорим: вежливо или грубо, просим или заставляем.
4. Подведение итогов урока.
А.Н.Толстой писал:
Слайд 14. “Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе”.
Поэтому, ребята, когда вы будете писать сочинения, изложения, выбирайте нужные глаголы, чтобы выразить нужную мысль.
Как надо относиться к языку, на котором мы говорим? 1й слайд, эпиграф. В каком наклонении употреблён глагол?
5. Домашнее задание. Слайд 15.
Написать мини-сочинение на свободную тему, употребляя в нём глаголы изъявительного, повелительного и условного наклонений.