«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ по русскому языку».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ по русскому языку».
Автор: Патрушева Наталья Павловна

Урок русского языка в 9 классе.
Подготовка к написанию сжатого изложения
в экзаменационной работе ОГЭ по русскому языку.
Цели урока:
научить вычленять главное в информации,
правильно, логично и кратко излагать свои мысли, уметь находить и уместно,
точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания,
подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического стиля с применением приемов сжатия исходного текста.
Тип урока:повторение и систематизация знаний.
Методы:
частично-поисковый.
исследовательский.
Формы работы на уроке:
коллективная (фронтальная),
групповая (класс делится на 3 группы по любому принципу),
индивидуальная.
Дидактический материал: текст для анализа, раздаточный материал - Памятки.
Оборудование: Раздаточный дидактический материал, доска, средства ИКТ для работы с презентацией, тетради.

Ход урока.
Организационный момент урока.
Приветствие. Записи в тетради даты, темы.
Определение целей урока.
Актуализация знаний.
Учитель.На уроке мы будем готовиться к написанию сжатого изложения. Вспомните, в чем особенность такого вида изложения?
Ученики (варианты ответов).
При сжатом изложении отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.
Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, последовательность событий, характеры действующих лиц передаются без искажений.
Учитель.Повторим алгоритм работы над написанием сжатого изложения.
Ученики (ответы учеников дублируются работой с Памяткой и материалом презентации)

Памятка
Как писать сжатое изложение?
Выделить в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы).
Найти среди них главную мысль.
Разбить текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
Создать опорный конспект (опорную карту).
Составить план, озаглавив каждую микротему.
Применить различные приемы сжатия текста.
Обдумать средства связи между частями.
Написать черновой вариант, проанализировать и проверить написанное.
Приступить к написанию изложения.
Учитель. Для работы над сжатым изложением сегодня на уроке предлагается работа в группах по нескольким из выше указанных этапов. Прошу взять задания.(Каждой группе предлагается вытянуть форму работы*):
Задание для 1-ой группы
Разделите текст на абзацы. Определите микротему каждой части.
Задание для 2-ой группы
Найдите контекстные синонимы к слову одиночество в каждом абзаце. Назовите ключевые слова, которые передают основную информацию.
Задание для 3-ой группы
Составьте опорный конспект (опорную карту) текста.
4. Анализ текста.
Учитель. На столах у вас лежит текст, по которому мы будем писать изложение. Давайте познакомиться с ним.(Учитель читает текст, дети следят по раздаточному материалу.**)
Пусть каждый из нас задаст себе вопрос: стоит ли нам сторониться такого чувства, как одиночество? Будет ли правильным смотреть на одиночество с одной только неприязнью? Нужно ли считать, что это чувство не даёт и не может дать ничего положительного нашему сердцу и разуму?
Но скажите, нужен ли нам собеседник, когда мы, например, любуемся прекрасными картинами природы? А если нам посчастливится взять в руки интересную книгу, разве будем мы рады шумной компании? Нет, мы пойдём туда, где останемся с этой книгой один на один. Каждый год сотни тысяч людей из многолюдных городов стремятся в синее одиночество моря, зимнее одиночество тайги, белое одиночество горных вершин. Наконец, любая серьёзная учёба требует опять-таки одиночества. Словом, существует немало ситуаций, когда это человеческое состояние играет положительную роль, идёт нам на пользу.
И какой же вывод можно сделать из сказанного? Да хотя бы тот, что не стоит смотреть на одиночество трагически. Раз уж нашла на вас эта жизненная полоса, оцените её плюсовые стороны и используйте их для собственного блага!
По Л.А. Жуховицкому (162 слова)
Учитель. Проанализируем текст. Определите тему текста.
Ученики. Одиночество.
Учитель. К какому типу речи относится текст? Докажите.
Ученики. Тип данного текста рассуждение, потому что автор текста рассуждает и доказывает, что одиночество может иметь положительное значение. Текстрассуждения состоит из трех частей – тезис, доказательства и вывод.
_______________________________________________________________
* Учитель может раздать задания в зависимости от принципа распределения класса на группы.
** Для 1-ой группы текст даётся без членения на абзацы.
Учитель.Определите стиль данного текста. Ответ обоснуйте.
Ученики. Стиль текста публицистический. Он воздействует на читателя и знакомит с определенной информацией о чувстве одиночества. Заставляет задуматься читателя над поднимаемыми проблемными вопросами.
Учитель.Обратите внимание на особенности публицистического стиля. При написании изложения надо следить за тем, чтобы содержание исходного текста было передано без искажений, сохранены важные эпизоды, не обобщались разнородные факты. И сейчас для работы над сжатым изложением по данному тексту в течение 10 минут группы читают задания, выполняют его и заполняют таблицу.
Работа в группах.
Проверка выполнения работ.
Учитель. Проверим нашу работу с каждой группой. Другие группы проверяют и могут вносить предложения или изменения.
Ученики отвечают на задания.
1 группа.

Абзацы
Микротема.
1
Пусть каждый из нас задаст себе вопрос: стоит ли нам сторониться такого чувства, как одиночество? Будет ли правильным смотреть на одиночество с одной только неприязнью? Нужно ли считать, что это чувство не даёт и не может дать ничего положительного нашему сердцу и разуму?
Стоит ли видеть в чувстве одиночества одни лишь отрицательные стороны?
2
Но скажите, нужен ли нам собеседник, когда мы, например, любуемся прекрасными картинами природы? А если нам посчастливится взять в руки интересную книгу, разве будем мы рады шумной компании? Нет, мы пойдём туда, где останемся с этой книгой один на один. Каждый год сотни тысяч людей из многолюдных городов стремятся в синее одиночество моря, зимнее одиночество тайги, белое одиночество горных вершин. Наконец, любая серьёзная учёба требует опять-таки одиночества. Словом, существует немало ситуаций, когда это человеческое состояние играет положительную роль, идёт нам на пользу.
Существует немало ситуаций, когда одиночество необходимо человеку, играет положительную роль, идёт нам на пользу.
3
И какой же вывод можно сделать из сказанного? Да хотя бы тот, что не стоит смотреть на одиночество трагически. Раз уж нашла на вас эта жизненная полоса, оцените её плюсовые стороны и используйте их для собственного блага!
Нужно уметь ценить положительные стороны одиночества и использовать их в собственных целях.
2 группа.

Абзацы
Одиночество
Ключевые слова
(выписать или подчеркнуть)
1
Пусть каждый из нас задаст себе вопрос: стоит ли нам сторониться такого чувства, как одиночество? Будет ли правильным смотреть на одиночество с одной только неприязнью? Нужно ли считать, что это чувство не даёт и не может дать ничего положительного нашему сердцу и разуму?
Чувство
Пусть задаст, вопрос, сторониться, одиночество, неприязнь, чувство, не даёт (не может дать), ничего, положительного, сердцу и разуму.
2
Но скажите, нужен ли нам собеседник, когда мы, например, любуемся прекрасными картинами природы? А если нам посчастливится взять в руки интересную книгу, разве будем мы рады шумной компании? Нет, мы пойдём туда, где останемся с этой книгой один на один. Каждый год сотни тысяч людей из многолюдных городов стремятся в синее одиночество моря, зимнее одиночество тайги, белое одиночество горных вершин. Наконец, любая серьёзная учёба требует опять-таки одиночества. Словом, существует немало ситуаций, когда это человеческое состояние играет положительную роль, идёт нам на пользу.
(Человеческое) состояние
Нужен ли, собеседник, любуемся картинами природы, интересную книгу,
будем рады компании, нет, один на один,
сотни тысяч людей, стремятся, одиночество, серьёзная учёба, ситуаций, состояние, играет положительную роль, идёт на пользу.
3
И какой же вывод можно сделать из сказанного? Да хотя бы тот, что не стоит смотреть на одиночество трагически. Раз уж нашла на вас эта жизненная полоса, оцените её плюсовые стороны и используйте их для собственного блага!
Жизненная полоса
Можно сделать, вывод, не стоит смотреть трагически плюсовые стороны, жизненная полоса, используйте, для блага.
3 группа. При ответе опорный конспект учеником дублируется на доске.
Опорный конспект
(вариант)
Учитель. Сейчас самостоятельно поработаем над вариантом сжатого текста изложения, используя памятку (печатный вариант и презентация).
Памятка
Основные языковыеприемы сжатия текста
1. Обобщение:
замена однородных членов обобщающим наименованием;
замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
2. Исключение:
исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
исключение повторов;
исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.
3. Упрощение
замена сложноподчинённого предложения простым.
перевод диалога или прямой речи в косвенную;
замена фрагмента текста синонимичным выражением;
формулирование мысли своими словами.

Самостоятельная работа.
Учитель. Заслушаем несколько вариантов, внесём коррективы.
Ученики предлагают свои варианты сжатия текста.
8. Рефлексия.
Учитель. Для оценки своей работы на уроке и анализа результатов прошу продолжить предложения, представленные вам.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Учитель. Спасибо за работу на уроке.
Домашнее задание.
Повторить приёмы сжатия текста на примере конкретного текста из сборника дидактических материалов/ (Например, Егораева Г.Т.. ОГЭ 2018. Русский язык. Сборник экзаменационных тестов. Москва, Издательство Экзамен).
2. Выполнить сжатие текста из открытого банка ОГЭ (Открытый банк ФИПИ)
Список использованных источников
1.Н.А.Шапиро,А.В.Волкова,Е.В Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика./Лекции 1-4/.Москва. Педагогический университет Первое сентября, 20103.
2. Материалы:
3.Материалы:
Патрушева Н.П. Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ.
- 1 –
Вопрос
Стоит ли сторониться
Правильно ли смотреть с неприязнью
Нужно ли считать, что не даёт ничего положительного
Ситуации
Любуемся картинами природы
Вывод
Читаем интересную книгу
Занимаемся серьёзной учёбой
Ищем уединения
Используйте для собственного блага
Оцените положительные стороны
Не стоит смотреть на одиночество трагически.