Литературная игра как творческая форма проектной деятельности на уроках литературы


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Литературная игра как творческая форма проектной деятельности на уроках литературы
Автор: Вильданова Алсу Абдул-Бариевна

Литературная игра как творческая форма проектной деятельности на уроках литературы.Литературная игра – одна из популярных форм проектной деятельности. Школьников привлекает творческий характер заданий, неформальная обстановка, возможность проявить себя в новом качестве, использовать навыки, полученные при работе с текстом.Подготовка к игре начинается при первом знакомстве с произведением. От урока к уроку учащиеся учатся сопоставлять характеристики персонажей, отмечая их портретные особенности, речь, манеру, мировоззрение и т.п. Школьники работают с малоупотребительной лексикой, выписывают крылатые слова, учат отрывки наизусть.Игра может проходить как соревнование между командами, так и в форме викторины, «литературного футбола», «Брейн ринга», «Что? Где? Когда?».Предлагаю сценарии литературных игр для 5 и 8 класса после изучения творчества А.С.Пушкина. Литературная игра «Что? Где? Когда?» по сказкам А.С.Пушкина (5 кл.)1.Подготовка к игре:
  • Изучение уч-ся поэмы «Руслан и Людмила», сказок.
  • Формирование команд знатоков(6-8 человек), название команды, её девиз, эмблема.
  • Жюри: старшеклассники и учителя.
  • 2.Ход игры:
  • Вступительное слово ведущего об А.С.Пушкине.
  • Представление команд (девиз, эмблема).
  • Конкурс художников. Иллюстрации к сказкам ученики выполняют заранее, они проецируются на экране.
  • Портрет героя:
  • «Воитель смелый, мечом раздвинувший пределы богатых киевских полей» (Рогдай)
  • «Крикун надменный, в пирах никем не побежденный, но воин скромный меж мечей» (Фарлаф)
  • «Ест за четверых, работает за семерых, до светла всё у него пляшет, лошадь запряжёт; полосу вспашет, печь затопит, всё заготовит, закупит, яичко испечёт да сам и облупит»(Балда)
  • «Высока, стройна, бела,
  • И умом и всем взяла;Но зато горда, ломлива,Своенравна и ревнива (мачеха из «Сказки о мёртвой царевне…»)5 ) Лингвистический конкурс:Объяснить значение непонятных и устаревших слов:Гридница - … чернавка - … отрок - … лукоморье - … яхонты - … 6)Домашнее заданиеКоманды готовят заранее игровые вопросы – сценки на знание сказок. Например, Руслан победил Черномора и везёт его к князю Владимиру. Вопрос: что стало с Черномором? (стал шутом у князя)7)»Математический» конкурс:А) Сколько поединков провёл Руслан в поэме? (4)Б)Сколько раз и в кого совершал превращения князь Гвидон? (3:муха, комар, шмель)8) «Чёрный ящик»Литературно-историческая игра по драме А.С.Пушкина «Борис Годунов» (8 класс) Подготовка к игре:1.Собираются в каждом классе команды из 8-10 человек, выбираются капитаны команд.2.Капитаны распределяют между участниками команд отрывки произведения, которые те должны знать до мелочей.3.Каждая команда придумывает своё название, девиз, приветствие.4.Репетируются игровые вопросы.5.Ещё до игры команды собираются несколько раз, чтобы проработать текст.6.Ребята учат стихи А.С.Пушкина, чтобы принять участие в конкурсе чтецов. Проведение игры:1.Ведущий представляет команды и членов жюри. Он напоминает о том, что главное в игре, обращает внимание, что основная оценка ставится за правильный ответ. Оцениваются также приветствия, эмблемы.2.Представление капитанов команд. Конкурс капитанов( задаётся по одному вопросу, чтобы определить, чья команда первой начнёт игру).3.Приветствия команд.4.Конкурс художников. Задание: нарисовать обложку к книге «Борис Годунов». Художники работают за отдельным столом в течение всей игры.5.Викторина. Примерные вопросы:
  • На каком ручье стоит часовня, через которую лежит путь к Луевым лугам? ( на Чеканском ручье)
  • В каком городе расположен замок воеводы Мнишека? (в Самбуре)
  • Кто был думным дьяком при Борисе Годунове? ( Щелкалов)
  • Государь какой страны предложил свою помощь царю Борису Гобунову? (Швеции: « Наш Свейский государь через посла союз свой предложил»)
  • Что развязало язык Пушкину на вечере у Шуйского? ( «бархатное пиво»)
  • В драме есть такие действующие лица, как Афанасий Михайлович Пушкин, Гаврила Григорьевич Пушкин. Имеют ли они отношение к А.С.Пушкину? (Афанасий Михайлович – вымышленный персонаж. Гаврила Григорьевич – реальный предок Александра Сергеевича. Был воеводой, впал в немилость при Борисе Годунове и был сослан в Сибирь).
  • Кто был вероятным исполнителем убийства царевича Дмитрия? (Пимен рассказывал Григорию, что помнит этот день в Угличе и что убийцу послал Борис Годунов: «И в ужасе под топором злодеи покаялись – и назвали Бориса».)
  • За что в настоящее время лишили бы родительских прав женщину из сцены на Девичьем поле? (Женщина бросала ребенка на землю, чтобы он не плакал)
  • Вопросы из «чёрного ящика»: в этом ящике лежит то, что царь Борис назвал «сладким плодом учения». ( карта: «Как хорошо! Вот сладкий плод учения! Как с облаков ты можешь обозреть всё царство вдруг: границы, грады, реки.»)
  • В «чёрном ящике» лежат иконы, с которыми Патриарх ходил просить Бориса Годунова взойти на царствие. Как они назывались? Ответ: Богоматерь Владимирская и Донская:
  • Заутра вновь святейший патриарх, В Кремле отпев торжественно молебен, Предшествуем хоругвями святыми, С иконами Владимирской, Донской, Воздвижется…6.Игровые вопросы команд ( пантомимы): а) Пантомима первой команды: учащиеся изображают фонтан( в центе – ангел). Перед фонтаном ОН и ОНА – идёт беседа жестами: - Какую сцену из пушкинской драмы мы изобразили? Ответ: сцена свидания после бала. Самозванец приходит на свидание к Марине Мнишек и признаётся ей в любви и в том, что он – самозванец: А хочешь ли ты знать, кто я таков? Изволь; скажу: я бедный черноризец; Монашеской неволею скучая, Под клобуком, свой замысел отважный Обдумал я, готовил миру чудо – И, наконец из келии бежал…б) Пантомима второй команды: учащиеся изображают сцену в корчме. За столом три монаха пьют, разговаривают. Один из них поднимается и изображает поющего. – Какую песню я запел? Ответ: « Как во городе было, во Казани..»7.Конкурс чтецов: сначала читают стихи Пушкина представители команд, а затем болельщики из каждого класса.8.Жюри подводит итоги игры, показывают рисунки, нарисованные художниками. Все участники команд получают грамоты и призы.Список литературы: 1.Стародуб К. Литературная Москва. – М.: Просвещение,1997. 2.Анукин Н. Москва в жизни и творчестве А.С.Пушкина. – М.: Московский рабочий,1995. 3.Анциферов Н. Москва Пушкина. – М.: Просвещение,2005. 4.Волович Н.М. Пушкинские места Москвы и Подмосковья. – М.: Московский рабочий, 1999. 5.Вересаев В. Пушкин в жизни. – М.: Просвещение, 2004. 6.Пушкин А.С. Собрание сочинений в трёх томах. – М.: Московский рабочий, 1998.