методическая разработка


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: методическая разработка
Автор: Решетникова Елена Евгеньевна

Применение технологии парного обучения на логопедических занятиях логопедического пункта ДОУИз опыта работы учителя-логопеда МБДОУ № 15 «Ручеек» г. Петровска Саратовской области Решетниковой Елены ЕвгеньевныМир написан на два голоса. Два голоса – минимум жизни, минимум бытия. Жизнь по природе своей диалогична. Жить – значит участвовать в диалоге. М.М.Бахтин О том, что работа в парах – эффективный метод обучения, известно с давних пор. При парном обучении практически реализуются известные принципы педагогики «обучая — учусь». А возник он, в связи с отсутствием учебников и бумаги, а также учителей. Учитель, обучая ребенка, писал задания на клочке бумаги, а тот, в свою очередь, передавал полученные знания второму ученику, второй третьему и т.д. так появилось обучение в парах. Не всякое взаимодействие в паре является технологией. В технологии нужно соблюдать определённые правила, которые обеспечивают получение запланированного результата всегда, не зависимо от людей, при условии, что они эти правила соблюдают.Основными компонентами технологии парного обучения являются:- диалог, регулируемый специальными алгоритмами работы в парах;- работа именно вдвоём, а не втроём или в большем количестве участников;- наличие порций информации, которая используется в парном взаимодействии;- возможность сменять партнёров в парах;- набор организационных документов для учёта проделанной работы. На логопедических занятиях в ДОУ работа в парах – эффективна и полезна. С точки зрения педагога: она экономит драгоценное время. С точки зрения детей: коррекционная работа превращается в игру, играть в которую нужно строго по правилам. Дети делятся на пары на всех этапах коррекционно-логопедической работы:
  • Вызывание (постановка) звуков;
  • Работа в слогах (прямых, обратных, со стечением)
  • Работа в словах;
  • Автоматизация в словосочетаниях и предложениях;
  • Закрепление звука в связной и самостоятельной речи;
  • Дифференциация смешиваемых звуков и т.д.
  • Дети, работающие в парах, «обучают сами себя», учитель-логопед лишь контролирует и направляет . Конечно, этого можно достичь лишь после того, как один из детей в паре уже обучен самим учителем-логопедом и имеет необходимые знания, умения и навыки. Естественно, что данная работа ведется с детьми подготовительных к школе групп, имеющих незначительные логопедические нарушения (ФНФ и ФФНР при сохранном интеллекте). Рис. 1 Учитель-логопед, разделив детей на пары, фиксирует результаты работы каждой из пар. Результативность каждой пары (при одинаковых нарушениях) может быть различной. Это зависит от индивидуальных возможностей детей, регулярности коррекционно-логопедической работы (пропусках занятий по болезни), мотивации ребенка-логопата и т.д.Логопед имеет возможность сменить партнеров в паре, при отсутствии одного из детей или при достижении одного из партнеров положительного результата на данном этапе работы. Рис.2Установление контакта и настрой на совместную работуДля формирования готовности детей к совместной работе хорошо использовать следующие упражнения:«Зеркало» - один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями;«Попугай» - один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями;«Мостик» - пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками;«Равновесие» - участники удерживают равновесие стоя или сидя, взявшись за руки и отклоняясь на длину рук.«Разминка пальчиков» - соприкасаемся пальчиком с соседом по и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь). Данный вид работы регулирует психологический настрой и формирует мелкую моторику рук.Этикет, или правила работы в пареЕще одна трудность связана с неразвитостью у части детей, особенно дошкольников, способности к децентрации. Они не могут воспринять мнение, отличное от собственного, и путают совпадение мнений и личную приязнь. Согласованность может быть достигнута на первых порах за счет введения соответствующего «этикета», правил вежливого спора:- высказав свое мнение, спроси партнера: «Ты согласен?»- послушав партнера, уточни, правильно ли ты его понял. Скажи своими словами его мысль и спроси: «Я правильно понял?»- если ты не согласен, спроси у партнера: «Почему ты так считаешь?»Для формирования уважительного отношения к собеседнику, выращивания стремления понимать и поддерживать друг друга, с самого начала необходимо ввести и неуклонно использовать ритуалы работы в паре. Для начала достаточно трех:- Обозначение готовности пары к работе (это может быть знак из двух соединенных поднятых рук);- применение детьми речевой формулы уточнения понимания собеседника (пара фраз, или уточнение «Я правильно понял, ты… имел в виду»);- обязательное высказывание взаимной удовлетворенности/неудовлетворенности участников по окончании работы.По мере развития форм парной работы могут быть введены правила, касающиеся способов работы, приемов достижения согласия, правил аргументации и т.д.Главное преимущество парной работы в том, что она дает возможность мыслить, говорить и действовать каждому ребенку. Наличие рядом другого человека, который может задать простой вопрос (например, как ты понял, какой можно привести пример и пр.) уже является мощным стимулом для запуска процессов осознания и понимания материала. Литература.Зебзеева И.С. Организация урока по методике коллективного взаимного обучения Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах.Парная технология обучения / Парная технология обучения. Начальная школа. Цукерман Г.А. и др. Обучение учебному сотрудничеству.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: изд-во Пеленг, 1996.Рис.1 Рис. 2