НОД по познавательному развитию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: НОД по познавательному развитию
Автор: Алиева Заира Пирбудаговна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко»Конспект НОД «Воробей»(Формирование целостной картины мира)вторая младшая группа Подготовила: воспитатель Алиева З.П.Цель:Уточнение знаний детей о зимующей птице – воробье через игровые задания, просмотр видеофрагментов, освоение техники печатания картофелем для получения изображения воробья.Задачи:1.Уточнить знания о внешнем виде знакомой зимующей птицы – воробье через игру «Сложи воробья»2. Дать представление о том, что птицы держатся стаей.3. Подвести детей к поиску решения проблемы — как помочь воробью найти друзей, свою стаю — изобразить воробьёв с помощью техники печатания картофелем.4. Научить соотносить геометрические фигуры и части тела воробья(голова и туловище – круг, крыло и хвост – полукруг), называть их.5. Научить использовать технику печатания картошкой, используя части клубня в разрезе разной формы:для головы и туловища – круг,для крыла и хвоста – полукруг.6. Акцентировать внимание на особенностях внешнего вида воробья(чёрные щёчки, чёрный клюв, чёрные глаза), рисовать их тонкой кистью чёрной гуашью на готовом (напечатанном картофелем коричневой гуашью) изображении.6. Способствовать развитию познавательного интереса к жизни птиц ближайшего окружения.7. Способствовать воспитанию бережного, заботливого отношения к птицам.Образовательные области:основная — познавательное развитие;интеграция — речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.Предварительная работа:наблюдение за зимующими птицами, в том числе — на кормушке;рассматривание сюжетной картины на тему: «Птицы на кормушке»; слушание сказки в аудиозаписи «Крылатый мохнатый да масленый»;разучивание подвижных игр «Воробушки и автомобиль», «Воробушки - домой»;рисование воробья в технике «пластилинография»;просмотр видеороликов и презентации по теме «Зимующие птицы»;подбор литературы для оформления уголка чтения (с детьми и родителями);игра малой подвижности «Птицы ищут корм» (складывание пуговиц разной величины по коробочкам);разгадывание загадок о птицах и воробье; д/и «Угадай птенца».Оборудование, материалы:Иллюстрации и фотографии с изображением зимующих птиц (дятел, поползень, синица, воробей полевой).Крупные геометрические фигуры для игры «Сложи воробья» на магнитной доске.Тарелочки с готовыми деталями (из геометрических фигур) для дидактической игры «Сложи воробья из частей» на каждого ребёнка.Альбомные листы по количеству детей, «печать» вырезанная из картофеля (круг, треугольник. полукруг), тарелочки с краской коричневого цвета, баночки с гуашью чёрного цвета, кисти, влажные салфетки, мольберт, магнитная доска, экран, проектор, ноутбук, видеофрагменты и слайдовые презентация.Изображение воробья на палочке, ширма.Новая информация:Воробьи держатся стаей,Освоение техники печатания картофелем – изображение воробьёв.ХОД НОД:1. Организационный момент:дети входят в музыкальный зал, здороваются с присутствующими, располагаются около воспитателя.Звучит голос полевого воробья (компьютер).Воспитатель предлагает детям отгадать, чей это голос (ответы детей).Из-за ширмы появляется воробей.Воспитатель и дети рассматривают воробья, называя особенности внешнего вида (какой он: воробей коричневый, у него есть голова, туловище, клюв, ноги, глаза. Какая это птица? Где находятся глазки у воробья?).Воспитатель обращает внимание детей на то, что у воробья есть ещё на голове – чёрные щёчки.Вот какой красивый воробей!Воспитатель: А что ты тут делаешь, воробушек?Воробей:Полевой я воробей!Потерял своих друзей,Долго я один летал,Свою стаю потерял,Прилетел к вам в детский сад.Ой, как много здесь ребят,Я прошу вас, помогитеИ друзей моих найдите!2. Мотивация:Воспитатель:Жить на свете одномуОчень трудно воробью.Надо много нам узнать,Чтобы стаю отыскать.Эй, девчонки и мальчишки,Мы поможем воробьишке?(ответы детей)Воробей:Ну, тогда я полечу,Тоже стаю поищу.(воробей прячется за ширмой)3. Новая информацияВоспитатель: Ребята, воробей нам сказал, что он потерял свою стаю, а что такое стая?(ответы детей)Стая – это когда много птиц держатся вместе.Нас с вами много в нашей группе? (ответы детей)Мы – друзья, играем, кушаем, гуляем все вместе.Так и птицы, они собираются вместе – ищут еду, летают, поют песенки.Вот и наш воробей потерял своих друзей, свою стаю.А о чём нас попросил воробей?Дети: Помочь найти друзей. Воспитатель: Да, он попросил нас помочь ему, найти его друзей – стаю.Давайте посмотрим на экране стаю воробьёв.Просмотр видеофрагмента «Стая полевых воробьёв на дереве».Воспитатель: Что воробьи делают на дереве?Дети: Сидят, летают, перелетают, поют, чирикают, щебечут…Воспитатель просит детей повторить глаголы.Вы хотите превратиться в воробьёв (ответы детей)Мы с вами будем не группой детей, а стайкой воробьёв, повторяйте за мной волшебные слова: «Вот я, вот я превращаюсь в воробья» (дети повторяют).4. ФизминуткаЗвучит венгерская народная мелодия «Воробушки» (компьютер).Дети двигаются под музыку, имитируя движения птиц: машут крыльями, прыгают, клюют.Воспитатель: «Мы закончили играть, станем детками опять. Дальше будем рисовать». Ребята, мы же обещали помочь воробью? Найти друзей — стаю. Давайте ему нарисуем воробьёв, вот и получится стая. (ответы детей).Воспитатель собирает детей возле отдельно стоящего стола для показа техники печатания.7. Показ техники печатания картошкойВоспитатель:Мы будем продолжать учиться печатать картошкой. Сегодня задание сложное, но интересное. Картошка у нас не простая, а с геометрическими фигурами. Посмотрите, вот на картошке – круг (показывает детям, дети повторяют).Для какой части тела воробья мы использовали круг?(ответы детей) – туловище, головаА для какой части тела мы использовали полукруг? (ответы детей – для крыла, для хвоста)Берём картошку-круг, опускаем картошку в краску, поднимаем ее и аккуратно прикладываем картошку посередине листа. Приложили картошку – убрали. Получилось что? Туловище воробья.Эту же картошку снова обмакиваем в краску и печатаем рядом с туловищем, справа или слева. Получилось что? Голова воробья.Теперь круглую картошку положим в тарелочку, рядом с краской, эта картошка нам больше не понадобится.Посмотрите, у нас есть картошка-полукруг. Полукруг нам для чего нужен?(ответы детей — для крыла и для хвоста (воспитатель печатает).А что мы забыли нарисовать?(дети отвечают: клюв, ножки, глаз).Воспитатель: Ножки, клюв и глаз у воробья нарисуем тонкой кисточкой чёрной краской. Обмакнём кисточку в чёрную краску и нарисуем клюв глаз и щёчку воробью. А что-то мы ещё забыли? Щёчку! Давайте ниже глаза нарисуем щёчку, чёрной кисточкой. Какой красивый у нас получился воробей!8. Пальчиковая гимнастика:Будут пальчики играть,Будут птичку рисовать!9. Практическая деятельность детей.Дети идут за столы и печатают своего воробья, дорисовывают недостающие детали.Воспитатель осуществляет индивидуальную помощь детям в процессе печатания и рисования.По окончании работы дети вытирают руки влажными салфетками.Воспитатель: Теперь давайте разместим рисунки на ширме (размещают рисунки на ширме).Из каких геометрических фигур мы с вами нарисовали и напечатали воробьёв?Дети: Круг, полукруг.Воспитатель: Как назовём наших воробушков вместе? Дети: Стая.Воспитатель предлагает детям позвать воробья и показать ему стайку воробьёв:«Вылетай, воробей, посмотри на друзей!»(дети повторяют)Из-за ширмы появляется воробей:«Ой, спасибо вам, друзья, выручили воробья!Будем стайкой мы летать, звонко песни распевать!»Аудио фрагмент «Стая воробьёв чирикает».Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли мы воробью, нашли ему стайку друзей, они даже дружно песенку запели!10. Пение песни «Воробей-воробушек» (слова Геннадия Сафонова, музыка Алексея Глаголева)Воспитатель: А вы, ребята, хотите посмотреть на экране стайку воробьёв, послушать про них песенку?(на экране демонстрируется видеофрагмент «Стая воробьёв на кормушке» под сопровождение песни «Воробей-воробушек»).Дети смотрят на экран (стая воробьёв на кормушке), подпевают песенку, двигаются по желанию.11. Рефлексия. Вопросы.Ребята, а кому мы сегодня помогали?А кого мы искали для воробья?Как назвать одним словом друзей воробья?А как мы нашли стаю для воробья?Из каких фигур мы нарисовали воробушков?Дети прощаются с гостями и выходят из музыкального зала.