Публичное представление методического материала «Диагностическое трехуровневое задание на проверку предметного результата. Математика, УМК Виленкин Н.Я. и др. 5 класс»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Публичное представление методического материала «Диагностическое трехуровневое задание на проверку предметного результата. Математика, УМК Виленкин Н.Я. и др. 5 класс»
Автор: Горелова Людмила Сергеевна

Что нужно,чтобы добиться успеха? Ничего не уничтожать и совершенствовать имеющееся(Н.И.Лобачевский)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования задаёт качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Меняется представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы. И, конечно же, изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и предметные, и метапредметные, и даже личностные достижения ребенка. Современная школа должна ребенка: научить учиться, научить жить, научить жить вместе .
Эти вопросы призваны решать ФГОС. Вот почему перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Предметныевыражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков.
Метапредметныеспособы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Личностные:система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому процессу и его результатам.
Мониторинг – это инструмент того, кто управляет ситуацией. Процесс мониторинговых исследований в условиях новых стандартов решает несколько педагогических задач:
- стимулирует желание оценить собственную педагогическую деятельность с целью ее преобразования;
- определяет пути собственного развития и развития ученического коллектива;
- приводит к эффективному достижению качественно новых результатов образования, воспитания и развития обучающихся и педагогов.
Мониторингу в начальной школе придается особое значение, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса, на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы начальной школы.
Мониторинг в школе представлен двумя уровнями:
- первый уровень(индивидуальный)– осуществляет его учитель, классный руководитель ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика);
- второй уровень (внутришкольный)- осуществляется администрацией школы (отслеживание динамики развития классов, параллелей).
Любой из видов мониторинга проводится в три этапа.
- входной– осуществляется с целью определения степени устойчивости знаний учащихся, выявления причин потери знаний, устранения пробелов в процессе повторения, прогнозирования возможности успешного обучения;
-промежуточный– осуществляется с целью отслеживания динамики обученности учащихся, коррекции знаний у слабоуспевающих учеников;
-итоговый– проводится на выходе из начальной школы с целью определения уровня сформированности ЗУН, отслеживания динамики обученности, прогнозировании результативности дальнейшего обучения учащихся.
Достижениепредметных результатовобеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Базовый уровень (задания, используемые для итоговой оценки достижения планируемых результатов, и учебные ситуации соответствуют планируемым результатам, достижение которых ожидается от большинства учащихся). Они описаны в блоке Выпускник научится. Повышенный уровень (поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение может выходить за рамки системы базовых знаний). Они описаны как в блоке Выпускник научится, так и в блоке Выпускник получит возможность научиться.
Основным объектом оценкиметапредметных результатовслужит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса. В настоящее время встал вопрос опроектировании методик диагностики новых образовательных результатов учащихся.В рамках РИП мы разрабатываем трёхуровневые диагностические трехуровневые задания на проверку предметного результата(Математика, УМК Виленкин Н.Я. и др. 5 класс)Трёхуровневые задания, как контрольно-измерительные материалы под ФГОС.
Цель трёхуровневых заданий–оценивание уровней овладения учащимися основных предметных способов действий (средств).
Задачи:
-Выявить способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на содержательном материале учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.
-Использовать способы действия с предметным содержанием на основе универсальных учебных действий, прежде всего познавательных: использование знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т.д.
Уровни:
1. Формальный (применение правил и алгоритмов)
2. Рефлексивный (понимание законов и отношений)
3. Функциональный (оперирование языковыми моделями,
конструирование языковых единиц, определение адекватных
контексту средств и способов выражения…)
Одно понятие - один блок (3 задачи)
Обучение
1.ТРЁХУРОВНЕВЫЕ ЗАДАЧИ ПО математике 5 класс.
1. Задание на оценку предметных результатов.
Название: Уравнение.
Класс: 5
Предмет: математика.
Предметный результат:П 5 :решать простейшие линейные уравнения с одной переменной
Формулировка задания:
1 уровень:Реши уравнения: а) х + 15 = 49; б) 108 - 10 х = 8 ; в) 250:x = 10
Инструмент проверки: 3 балла – если ученик решил все уравнения правильно. 1 балл – если ученик решил одно уравнение правильно. 0 баллов – если ученик не смог решить эти уравнения правильно либо не приступил к решению.
2 уровень: Решите уравнения и выполните проверку:
а) 25 (х +2) = 800; б) 28 х – 75 = 149; в) (2x - 18): 5= 120
Инструмент проверки:.
3 балла – если ученик решил все уравнения правильно. 1 балл – если ученик решил одно уравнение правильно. 0 баллов – если ученик не смог решить эти уравнения правильно либо не приступил к решению.
3 уровень:
а) 240 + (2x -18)= 680; б) 48 – 124:x = 12; в) 5:x = а+10 при каких значениях а уравнение имеет 1 корень, не имеет корней.
2. Задание на оценку предметных результатов
Название: Уравнение.
Класс: 5
Предмет: математика.
Предметный результат:П 6 :понимать уравнения как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим способом.
Формулировка задания:
1 уровень:
На полке стояли учебники, ученик поставил ещё 3 учебника. Всего на полке оказалось 8 учебников. Сколько первоначально учебников было на полке?
2 уровень:
В трёх баках было 50 литров воды. В первом баке было на 8 литров воды больше, чем во втором, а в третьем на 15 литров меньше, чем во втором. Сколько воды было в каждом баке?
3 уровень:
Из 100 метров ткани 48 метров ушло на пошив мужских костюмов, часть ткани ушло на пошив школьной формы ,из оставшейся ткани сшили 11 женских костюмов(расход ткани на 1 костюм составил 2 метра).Сколько ткани было израсходовано на пошив школьной формы?
3. Задание на оценку предметных результатов
Класс: 5
Предмет: математика
Тема: Числовые и буквенные выражения
Предметный результат: П 7
Научиться выполнять преобразования целых буквенных выражений ,применяя законы арифметических действий.
Формулировка задания:
1 уровень:
В каждой из двух корзин было определённое количество яблок. Составьте буквенное выражение, с помощью которого можно вычислить количество яблок в третьей корзине, если общее количество яблок в трёх корзинах равно 93 и определить его, при x=38, y= 41.
Инструмент проверки:
93-(x+y) ,где x – количество яблок в первой корзине, а y- количество яблок во второй корзине. 93 – (38 + 41) = 14
2 уровень:
Упростить выражения:
а) 36 + n + 48 б) (29 – t) + 42 в) 54 – (15 + c) и найдите их значения при n=14. t =18,
c =13.
3 уровень:
Бассейн ёмкостью 400 куб.м наполнен водой, вытекающей из двух труб. Объём воды, поступившей из первой трубы в три раза больше, чем из второй .Найти объёмы воды, поступившей из каждой трубы.
4. Задание на оценку предметных результатов
Класс: 5
Предмет: математика
Тема: Уравнение
Предметный результат: П 8 : овладеть простейшими приёмами решения уравнений; применять аппарат уравнений для решения разнообразных текстовых задач.
1 уровень:
Скорость автомобилиста на 26 км/ч больше скорости мотоциклиста. Общая их скорость 108 км/ч.Определить скорость автомобилиста и мотоциклиста.
2 уровень:
67 кг груш разложили в 2 ящика так, что во втором ящике было на 5 кг больше, чем в первом.
Сколько кг груш поместили во второй ящик?
3 уровень:
В группе 22 школьника. Волейболом занимается на 3 человека больше, чем баскетболом, а плаванием на 2 человека меньше, чем баскетболом. Сколько ребят занимается волейболом, баскетболом и плаванием.
5. Задание на оценку предметных результатов
Класс: 5
Предмет: математика
Тема: Решение комбинаторных задач
Предметный результат: П 9
Решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
1 уровень:
Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 1,2,3.
2 уровень:
На завтрак предложили кашу, бутерброд, чай, кофе. Из скольких вариантов завтрака можно выбирать ?
3 уровень:
Пятеро ребят, размещаясь на 5 стульев каждый раз по новому, подсчитали количество возможных комбинаций и сколько их получилось?