«Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных приемов рисования»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных приемов рисования»
Автор: Герасимова Марина Владимировна

Герасимова Марина Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории Бюджетного общеобразовательного учреждения Чувашской Республики «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №3» Министерства образования и молодежной политики Чувашской республикиСамообразование по теме:«Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных приемов рисования»Чебоксары 2017гСодержание:
  • Введение
  • Виды и техники нетрадиционного рисования
  • План работы
  • Заключение
  • Список литературы
  • 1.ВведениеНаша цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать жизненные нестандартные задачи, преодолеть традиции и стереотипы? Этот вопрос занимал психологов и педагогов второй половины ХХ века. Практика показывает, что способность к творчеству может быть развита практически у всех детей с нормальным интеллектом.Надо ли знакомить маленьких детей с основными видами и жанрами, различными техниками и материалами, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры? С этими вопросами сталкивается каждый взрослый, занимающийся с дошкольниками изобразительным искусством. Что мы знаем о детских рисунках, мыслях и желаниях изобразить?Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах. Его еще незрелой нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм и характеристик, которые он придает предметам. Ребёнок выделяет из действительности только то, что кажется, достойным внимания и помогает ему объяснить себе, что происходит вокруг него, пренебрегая остальными деталями.Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельности ребёнка.Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.Многочисленные исследования по проблеме детского творчества в рисовании, говорят о том, что детское творчество носит субъективный характер, ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. В тоже время детский рисунок обладает своими закономерностями, которые следует учитывать при обучении детей.Ветлугина Н.А. указывала, что развитие положительных качеств личности происходит всегда в определенных условиях общественной жизни. Своеобразие творческой, в частности художественной, практики сказывается особенно наглядно в процессе формирования творческого потенциала человека. Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо, прежде всего, определенное руководство со стороны взрослых.Вот почему в своей работе я сделала акцент на развитие творческого потенциала ребенка через поиск нестандартных подходов в обучении детей рисованию. Наиболее эффективных на мой взгляд является подход - сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования.На подготовительном этапе, при планировании работы, я учитывала, что интересы у детей разные. Есть дети пассивные, неуверенные, часто отвлекающиеся - в их рисунках сюжеты примитивные, неяркие цвета, несмелые линии. А есть дети, которые любознательны, стараются выполнить работу самостоятельно. Поэтому невозможно добиться хороших и одинаковых результатов от всех детей сразу.Несформированность графических навыков и умений мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное. Среди трудностей, с которыми часто сталкиваются дети можно выделить - сложность изображения предметов тонкими линиями. И поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И как следствие, у детей гаснет интерес к изобразительному искусству, к желанию рисовать.Чтобы не случилось такого, как на этом рисунке……Я решила найти ответ на вопрос - Когда возникает кризисный момент в творчестве у ребёнка, который останавливает его художественное развитие, и как его преодолеть, пока он не зашёл в свой обычный тупик….????Чтобы этого не происходило, я нашла выход в использовании нетрадиционной технике рисования с детьми дошкольного возраста.Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка.Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Доступность использования нетрадиционных техник определяются возрастными особенностями дошкольников.Нетрадиционное рисование – это методика обучения рисованию с помощью необычных предметов и необычным способом. Занятия данным видом рисования способствуют в большей мере развитию фантазии, логики, мышления.При данном способе ребенок учится мыслить нестандартно. Нетрадиционное рисование дает возможность применения широкого круга возможностей для создания полноценных художественных сюжетов.Еще один огромный плюс нетрадиционного рисования – легкость в освоении методов. Все методы интуитивно понятны и легки в применении детьми дошкольного возраста. Одновременно разнообразные способы можно сочетать, получая в итоге реалистичные эффекты.Методы нетрадиционного рисования настолько просты и эффектны, что интерес у ребенка возникает автоматически. При рассмотрении образца рисунка сначала возникает удивление, что дети могут такое нарисовать самостоятельно. Вопрос: «С помощью чего это нарисовано?» - заставляет мысль ребенка активно работать.Своё общение с детьми я организую на личностно-ориентированной моделивоспитания и обучения, использую наглядные, словесные, игровые приёмы работы. Работу с детьми строю в два этапа.На первом этапе решаю следующие задачи:1. Формирование интереса к изобразительной деятельности.2. Овладевать простейшими техническими приемами работы с различными материалами.3. Развивать воображение, видеть необычное в обычных предметах.На втором этапе, когда дети уже овладели некоторыми приемами работы в нетрадиционной технике при изображении рисунков, задачи были следующие:1. Продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности.2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками; через овладение более сложными приемами работы.3. Формировать относительную устойчивость замысла.4. Научить детей предварительно продумывать содержания образа, способов, последовательности его воплощения.5. Стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.6. Побуждать детей к созданию разнообразных и относительно неповторимыхригинальных замыслов.7. Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.8. Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.2. Виды и техники нетрадиционного рисованияИзвестно, что существует более 30 различных техник, ранее не используемых в работе с детьми. Эти техники привлекают - новизной, доступностью, хорошими итоговыми результатами. Работы в этих техниках получаются яркими, интересными. В работе с детьми я использовала следующие нетрадиционные техники."Рисование пальчиками".Возраст: от двух лет.Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается."Рисование ладошкой".Возраст: от двух лет.Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается."Оттиск печатками из пробки или ластика ".Возраст: от трёх лет.Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которой вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка."Восковые мелки или свеча + акварель".Возраст: от четырёх лет.Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.Материалы: восковые мелки, плотная бумага, акварель, кисть.Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся неокрашенным."Печать по трафарету".Возраст: от пяти лет.Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона ( в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полу картона либо прозрачной плёнки.Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет."Кляксография обычная".Возраст: от пяти лет.Средства выразительности: пятно.Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются."Кляксография с трубочкой".Возраст: от пяти лет.Средства выразительности: пятно.Материалы: бумага, тушь либо жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка для сока.Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно(капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются."Тычок жёсткой полусухой кистью".Возраст: любой.Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.«Оттиск поролоном»Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.«Оттиск смятой бумагой»Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.«Отпечатки листьев»Средства выразительности: фактура, цвет.Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.«Свеча + акварель»Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.«Монотипия предметная»Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.«Набрызг»Средства выразительности: точка, фактура.Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.Занятия с использованием нетрадиционных методик в младшем дошкольном возрасте используются как самостоятельные, где дети приобретают навыки изображения реальных объектов разными способами, а в старшем дошкольном возрасте проводятся, как правило, после занятий с использованием традиционных методик. Такая последовательность применения техник позволяет сформировать у детей способность разного видения реальных объектов, развивает творческий подход к изобразительной деятельности. Так, в младшем дошкольном возрасте дети рисуют снежинки, используя карандаш, восковой мелок, а в старшем дошкольном возрасте дети изображают снежинки кистью, фломастерами. Применяя нетрадиционную технику - рисование по трафарету - дети научились не только изображать снежинку, но и готовить собственные трафареты. Последовательность выполнения была такова, что детям сначала необходимо было придумать образ снежинки (здесь большую роль играет опыт ребенка и предварительная работа с педагогом по рассматриванию снежинок), и только потом изобразить. Причем, при изображении важным аспектом выступало и желание подобрать варианты цветового решения при работе с краскамиСвою работу в начале обучения с детьми 4-5 лет я начинаю с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п. С детьми 5-6 лет эти техники становятся более сложными (монотипия, кляксография с трубочкой и т.д.)Рисование с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они предлагают ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное. Так, на занятии по теме: "Мой любимый котик", каждый ребенок в процессе работы хотел показать разный характер своего котенка, его позу, размер. Итогом занятия стало изображение мордочки, где отражалось настроение котенка, придумывание имен. Затем, была организована "выставка кошек" для родителей, где каждый ребенок самостоятельно и по желанию рассказывал о своем персонаже.Такие занятия особенно полезны закомплексованным детям, они помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научиться видеть мир в цвете. Воспитываю у детей умение слышать, слушать и даю возможность самому высказаться. Очень важно ребёнку установить последовательность действий и не забывать об основном содержании.Интересны работы детей и с использованием техники - работы с восковыми мелками. На первом этапе работы дети просто создавали образ отдельного изображения (снежинка), на следующем - дети учились использовать сюжетное решение картины, с использованием нескольких материалов (восковой мелок и акварельные краски). Работы выполнялись по следующим темам: "Рыбки", "Аквариум", "Зимний пейзаж", "Узоры на окне" и другие.Неожиданным открытием для детей рисование мыльной пеной. Когда размывали краску под пленкой, придумывали различные образы. Создавали новогодние рисунки на фольге салфетками, блестками – это новогодняя тема. С помощью оттиска рисовали различные узоры, цветы, звезды.Каждое занятие творческого объединения "Чудесный мир красок" детей удивляло новизной и неожиданным решением. Таким образом, я постепенно знакомила детей с разнообразной техникой рисования: по мокрой бумаге с солью, мыльными пузырями, разбрызгиванием по фону с помощью зубной щётки, рисованием ниткой, ватными палочками, рельефной краской, восковыми мелками по картону, пастелью, рисованием с помощью оттиска овощей и т.д.Для того, чтобы успешно решать вопросы общения со сверстниками, я специально создавала ситуации, где дети рисовали коллективно. Предлагала им всем вместе выполнить ту работу, которая не под силу одному. Например, рисование гуашью «Сказочный мир». Объединению детей способствовало создание общих коллективных работ. Поддерживая интерес к искусству, поощряла детей к установлению контактов. Совместное обсуждение, рассматривание картинок, тематических репродукций, презентаций – все это способствовало развитию опыта общения между детьми. И если раньше многие дети испытывали трудности в общении, не все могли сразу договориться о совместной работе, то сейчас эти проблемы практически устранены.В работе с детьми надо обращаться к сказочным образам, так как сказка наиболее доступный сознанию ребенка материал. Она помогает развитию фантазии и усвоению основных нравственно-этических понятий (добро, зло), а также знакомит с отдельными понятиями в изобразительном искусстве. Дети склонны одухотворять предметы, явления природы, наделять человеческими свойствами животных, растения. Поэтому ребята легко принимают условия игры-рисования. Вначале мы мысленно отправляемся в сказочную ситуацию (конечно, соответствующие сказки были прочитаны раньше) и оказываемся то в Волшебном лесу, то на морском дне, то в какой – либо сказке…. "Погуляв" в сказке, мы рисуем "увиденное", точнее, представленное. Часто, рассказывая, беседуя, я сама рисовала, не нацеливая детей на внимательное наблюдение за процессом моего выполнения. Дети свободно выбирали время, когда можно приступить к работе (в ходе рассказа – сказки, или после ее окончания). Если что-то не получилось сразу, можно было повторить эту работу на новом листе, но поощрялась та работа, которая выполнена до конца. Часто рисовали под музыкальное сопровождение. Классическая музыка, записанная на аудиокассету, создает положительный настрой работе, помогает лучше представить образ, будит воображение.В целях разнообразия и лучшего осознания контрастных понятий можно предложить детям на выбор бумагу разного формата. Художественное описание образа усиливает восприятие изображения. Поэтому в ходе рисования спрашивала ребят: "Покажи мне, как кружится бабочка над цветком?", "Твоя героиня умеет петь, а она весёлая, добрая или грустная?", "А дождик долгий и тёплый или холодный, осенний, поэтому он белый, немного ледяной". Так, играя, дети могут выбирать нужный цвет краски, форму линий.Используя природу формообразования капли, лучистость формы, нацеливала детей на угадывание образов. Остаётся только видоизменить форму кляксы "выдувая" краску через трубочку в разные направления. Работа фантазии объединяла случайный набросок клякс в изображения весёлых персонажей сказок.Используя технику набрызга на фон, работу выполняли в несколько этапов, и, по ходу, воображение детей изменяло первоначальный замысел.Читая с детьми сказки, на сюжеты которых я опиралась при выборе темы занятия кружка. Также читали стихотворения, развивающие фантазию, выдумку. Придумывали рассказы и к ним рисовали рисунки.Наша работа интересовала и родителей. Некоторых мам и пап заинтересовали нетрадиционные приёмы изображения (мыльной пеной, рельефной краской, оттиском). Они с удовольствием знакомятся с литературой, которые рекомендованы, предложенными статьями.Дети учаться обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их.Дети учаться взаимодействию друг с другом, они с радостью участвуют в общей работе и добиваются определённых результатов.3. ЗаключениеВ дошкольном возрасте особое значение имеет развитие способности осознавать чувственные впечатления, называть их. Ребёнок, знакомясь с категориями формы, размера, цвета, запаха и т.п. может решать творческие задания на нахождение какого-либо предмета. Работа с признаками и свойствами предметов постепенно развивает у ребёнка способность представить предмет в целом, мысленно изменять его, составить из знакомых образов нечто новое, неизвестное. Эту способности психологи называют воображением. Развитие воображения обычно идёт по трём направлениям: во-первых, воображение должно стать реалистичным, во-вторых – целенаправленным, в-третьих, ребёнок должен овладеть методами активизации своего воображения.Дошкольная педагогика рассматривает детское творчество в тесной связи с эмоциональным, познавательным и социальным развитием. Ребята с удовольствием выражают свои чувства в той деятельности, где есть разнообразие "живых" впечатлений и возможность все необходимое делать своими руками. Дети любят конструировать, лепить, рисовать.Работая с детьми, я заметила, что в изобразительной деятельности склонности и способности к творчеству реализуются даже при минимуме материалов. Меня всегда интересовало, почему у ребенка, имеющего хорошую технику рисования такие бедные по замыслу рисунки. Или о рисунке, не представляющем для некоторых ничего интересного, ребенок может много интересного рассказать? Мне самой нравится рисовать, я очень хорошо понимаю детей, которым трудно "оторваться" от любимого рисования, особенно "мямликам", которые медлительны, но терпеливы.Для того, чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, я решила найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям реализовать свои творческие задумки. Организация работы на фронтальных занятиях меня мало устраивала, так как в ней не всегда учитывались интересы каждого, трудно было осуществлять индивидуальный подход, отметить творческие проявления, занятие ограничивалось временем и темой. Так я пришла к идее нетрадиционных приемов рисования. Занятия хотелось построить так, чтоб детям было интересно рисовать, а мне рисовать вместе с ними.Работу в объединении строила, исходя из психологических и педагогических аспектов, основательно проработав материал, касающийся творческого воображения дошкольников.Для подтверждения своих мыслей пришлось прочитать много педагогической литературы по развитию художественного творчества у детей, чтобы правильно построить такие занятия.Литература Ветлугина Н.А.. Развитие художественного творчества детей. // Художественное творчество и ребенок. - М.: Педагогика, 1972.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.-Л.: Госиздат, 1930.Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста./Под ред. Р.Г.Казаковой. - М.:ТЦ "Сфера", 2004.Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965.Утробина К.К., Утробин Г.Ф.. Увлекательное рисование методом тычка с детьми. - М.: ГНОМ