Отчёт по теме самообразования Развитие речи младших школьников с ОВЗ.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Отчёт по теме самообразования Развитие речи младших школьников с ОВЗ.
Автор: Авдеева Татьяна Александровна

Отчёт по теме самообразования
Развитие речи младших школьников с ОВЗ.
Цель: коррекция звуковой стороны речи , то есть правильное произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи, активизация словаря, побуждать интерес детей к звуковой стороне речи, поддерживать стремление чётко и правильно произносить слова и предложения.
Задачи:
1) Ознакомление с методической литературой по теме самообразования с целью повысить собственный уровень знаний.
2) Применение современных педагогических веяний на практике, организация учебного и воспитательного процесса с учетом современных требований и использованием инновационных технологий.
3) Совершенствовать и повышать уровень профессионального мастерства.
Предполагаемый результат:
- Научить детей выражать свои мысли, свободно пользоваться разговорной речью.
- Пополнить словарный запас, развивать слуховое внимание.
- Обеспечить овладение детьми нормами и правилами родного языка, определяемыми для младших школьников, и развитие их коммуникативных способностей.
- Повышать качества преподаваемых предметов.
Учащиеся, оканчивающие начальные классы, должны уметь самостоятельно составлять и грамотно написать связный рассказ простейшего вида, письмо, состоящее из небольшого количества предложений. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи (правильным произношением и ударением), обучение построению предложений, текста (пересказ, письменное изложение текстов, словесные импровизации, составление текстов разных жанров).
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.
Грамотная речь – это залог успешного обучения и развития, возможность полноценно существовать в обществе.
Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с нравственным, духовным, интеллектуальным развитием – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.
Развивать речь - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Ведь в младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка становится учебная деятельность. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Приведу принципы, которыми я руководствуюсь, при развитии у детей речевой деятельности.
- Принцип научности. Содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными. Иначе дети не смогут овладеть основами научных знаний.
- Принцип систематичности. Знания в опыте человечества находятся в определенной системе. Их нельзя усваивать хаотично, в беспорядке.
- Принцип доступности. Учебный процесс теряет смысл, если его содержание будет недоступным для усвоения.
- Принцип наглядности. Известно, что ощущения человека, получаемые от внешнего мира, являются первой ступенью его познания. На следующей ступени приобретаются знания в виде понятий, правил, законов. Чтобы знания учащихся были осознанными и отражали объективно существующую действительность, процесс обучения должен обеспечить опору их на ощущения. Наглядность как раз и выполняет эту функцию.
- Принцип сознательности и активности. Знания должны быть осознаны детьми, в противном случае материал быстро забывается.
- Знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитие.
-Принцип индивидуализации. Индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в практической деятельности учителей.
Таким образом, научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли и выражать эмоции, развивать умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда.
Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Для того чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне: затрагивая его мысли и чувства.
Воспитание и развитие личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь. Развитие речи – одна из важнейших задач коррекционной школы 8вида ,особенно в начальных классах.
Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего развития. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов. С первых дней в школе проводится целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме в виде различных упражнений. У детей с отклонениями в развитии при поступлении в школу недостаточно развит речевой аппарат, у каждого второго системное недоразвитие речи, ограниченный словарный запас. Речь большинства детей отличается вялостью артикуляции. Особенно заметно это бывает при длительном речевом общении ребенка при употреблении слов сложной слоговой структуры. В этом проявляется недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата. У одних детей наблюдается вялость языка, у других излишнее напряжение мышц языка, у третьих нет четкости в переключении с одного артикуляционного движения на другое. Дети с отклонениями в развитии особенно младшие школьники быстро утомляется, что ведет к замедлению темпа речи, ее не внятности, а так же создает трудности в обучении чтению и письму. Чтение является важным и жизненно необходимым навыком. Однако как показывает практика, навык полноценного чтения формируется у учащихся медленно и с большим трудом. Вопросы овладения навыком чтения детьми с отклонениями в развитии достаточно подробно отражены в работах таких авторов и методистов, как А.К. Аксёнова, В.В. Воронкова, В.Г. Петрова, Н.К.Сорокина и др. Все авторы отмечают, что овладение навыком чтения детьми данной категории, особенно на начальном этапе их обучения, является специфическим. Поэтому с первых дней детей в школе провожу на уроках чтения и письма речевую разминку, в которую включаю различные речевые упражнения, ролевые игры, игры-драматизации, загадки, считалки.
Фонетическая зарядка.
Поём песенку водички. (С-с-с-с…)
Песенка комарика(З-з-з-з..)
Как дудят в дудочку ? ( Ду-ду-ду...)
Как звенит пила?(
Как жужжит шмель ? (Ж-ж-ж...)
Как кричит осел ? (Иа-иа !)
Можно использовать элементы игры. Например: комарик улетает (звук тише),комарик прилетел(звук громче).,также дудочка устала( звучит тише и т.д.).
Чтение чистоговорок. (на доске, по карточкам, хором, по одному).
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Лу-лу-лу - стул стоит в углу.
Оль-оль-оль - мы купим соль.
Ра-ра-ра - начинается игра.
Использование на уроках потешек, скороговорок, поговорок. Причём хорошо,если вначале читать или заучивать медленно, даже нараспев, потом быстрее, а потом очень быстро.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Жук жуку жужжал: Ж-ж-жу, ж-ж-жу. Я с ежом давно дружу…
Часовщик прищурив глаз, чинит часики для нас.
Из соседнего колодца целый день водица льётся.
Лара у Вали играет на рояле.
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.
4.Разыгрываю сценки-звукоподражание.
-Как мурлычет кошка, ласкаясь к хозяйке?
-Как котёнок у кошки просит молоко?
-Как лает собака на чужого?
-Как взрослая собака тоскует?
Игра Птичьи песенки (поём вместе).
Воробей: Чио-чио, фью-фью-фью,
Чик-чирик и чью-чью-чью.
Иволга: Фить-пирю, спать-пора!
Перепёлка:Турл-вова, турл-вова
Под-полоть,под-полоть.
5.Проведение игры " Я начну, а вы продолжите... или Угадай последнее слово и запиши.
Мы с сестрёнкою вдвоём
Утром чай горячий ….(пьём).
Закрывают дети глазки,
Детям сниться будут….(сказки).
Козлик бегал по дорожке,
У него устали…(ножки).
Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
Белю поля, дома,
Зовут меня…(зима).
6. В данном упражнении я люблю использовать небольшие стихи Б. Заходера, которые при чтении сопровождаются движениями, жестами, мимикой. Порою обычное чтение стихотворений превращается в мини- спектакли, где дети играют роль артистов.
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе.
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!
Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофер, я сам мотор.
Нажимаю на педаль
И машина мчится вдаль...
Подарил мне папа льва,
Ох и струсил я сперва.
Я два дня его боялся,
А на третий он сломался.
Целый день сегодня шью
Я одела всю семью.
Погоди немножко, кошка,
Будет и тебе одежка.
Мне нужны такие вещи:
Молоток, тески и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней сноровка
7. Проведение диалогов в стихотворной форме.
Вместе : Мы идем лесной тропинкой. А куда не знаем сами.
Учитель: За малиной ?
Дети: За малиной !
Учитель: За грибами ?
Дети: За грибами !
Вместе : Светит солнце золотое
Сквозь зелёные оконца.
Учитель: Может мы идём за солнцем ?
Дети: Что же может и за солнцем!
Вместе: Может, белка попадётся
Может, ёжик ждёт нас где-то.
Мы идем гурьбой весёлой
Ясным утром в гости к лету !
8.Использование коротких стихотворений, игра Какой звук чаще всего слышим?(можно определить на слух, можно читая на доске).
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Ученик учил уроки –
У него в чернилах щёки.
Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Мороза моржи не страшатся,
Моржи на морозе резвятся.
9. Загадки.
Не огонь, а жжётся. (крапива).
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу,стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу,
Опоздать я не хочу. (поезд).
На потолке в уголке
Висит сито, не руками свито. (паутина).
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.(ёж).
10. Считалки.
Белки зайцев угощали,
Им морковку подавали,
Все орешки сами съели
А теперь водить велели.
Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали,
Утром встали, щей поели,
А теперь водить велели.
11.Проведение игры " Птичья стая ".
Учитель: Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Они щебечут, громко кричат, радуясь перелёту.
Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.
Учитель: Птицы немного угомонились, стали вести себя потише.
Дети читают уже средним голосом, не спеша: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся. Учитель: И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны.
Дети читают шёпотом: Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся. Такая игра очень нравится детишкам, они ведут себя также весело и оживлённо как и птицы.
Системное и регулярное использование данных упражнений помогает ликвидировать те трудности, с которыми ребенок пришёл в школу. Артикуляционная гимнастика, которая длится 5-7 минут в начале каждого урока чтения и русского языка, способствует в дальнейшем развитию речи. Дети становятся более уверенными в своих ответах, перестают комплексовать. Учащиеся выражают свои мысли более полно. Большое значение имеют синтаксические упражнения, составление и обсуждение различных текстов, выработка композиционных умений.
В качестве примера могу предложить следующие упражнения для развития речи: "Волшебные кляксы".
Цель: развитие воображения и речи. Заранее изготавливается несколько различных клякс. Дети по желанию рассказывают, на что похожи кляксы. "Сочиняем сказку". Цель: развитие воображения, речи на этапе повторения пройденного. Детям предлагается сочинить сказку: о теме можно договориться. Сказки обсуждаются.
Для игры необходимо подготовить несколько разнообразных предметов: записную книжку, сумочку с предметами, поношенный башмак и др. Ребятам предлагается, изучив предметы, как можно больше рассказать об их владельцах.
На протяжении всего начального обучения необходимо систематически проводить словарную (лексическую) работу по выявлению значения слов. Эта работа имеет не только практическую направленность, ее следует подкреплять теоретическими сведениями по лексике. В ходе такой работы учащиеся узнают о многозначности слов, о синонимах, антонимах, о правильном употреблении их в речи.
Продолжаю работать над темой Развитие речи младших школьников с ОВЗ.