_
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: _
Автор: Шупикова Виктория Станиславовна является участником конференции "Формы организации музыкальной деятельности дошкольников в ДОО" (в формате "Видеоконференцсвязь")
Музыкальная одаренность в раннем дошкольном возрасте
В настоящее время есть методики развития умственных способностей в дородовой период, правда, пока они еще не очень популярны. Все методики основаны на четырех педагогических теориях.
Так, на основании утверждения сторонников первой педагогической теории, так называемой революционной, наследование генотипических факторов не влияет на мышление и поведение. А это значит нельзя унаследовать проявление психики (например, музыкальной отзывчивости, эмоциональности, темперамента, артистизма и др.).
Таким образом, они делают свой педагогический вывод о том, что независимо от задатков можно сформировать любые способности и поведенческие свойства познавательного характера и довести их до любого желаемого уровня развития.
Непосредственно касаясь музыкальных способностей, эта теория нам представляется очень сомнительной и несостоятельной, так как в соответствии с ее выводами получается, что все дети музыкально одаренные. Однако практика опровергает это утверждение.
Вторая теория, которая преобладает в современной педагогике, совсем не принимает термин одаренность, утверждая, чем больше и чаще заниматься , тем выше результат музыкального развития.
Американский педагог и психиатр Г. Доман, кроме выше сказанного, считает, что очень важно то, как рано начата эксплуатация этой функции. В отношении развития музыкальных способностей с ним нельзя не согласиться, но только на основе имеющихся музыкальных задатков, но никак не без них.
В музыкальной деятельности, впрочем, как и в любой другой, имеются свои сензитивные периоды.
Общеизвестно, что если с ребенком, имеющим хорошие музыкальные задатки, не заниматься музыкой до пятилетнего возраста, то он уже никогда не сможет наверстать упущенное.
На основе этого вывода создано немало прикладных разработок, образовательных технологий и методик, успешно используемых в работе специалистами различных стран, особенно Америки.
Третья теория — теория последовательного развития и преобразования генетически заложенных в организме задатков, причем в заранее предопределенном темпе и с заранее запрограммированным конечным результатом. В конечном итоге развития может быть только то, что изначально заложено природой в генотипе.
Самой справедливой теорией развития музыкальных способностей нам представляется мнение о том, что для развития музыкальных способностей имеет огромное значение как наследственность, так и то — развивается ребенок в музыкальной среде или нет.).
Американский специалист в области обучения одаренных детей Дж. Рензулли разработал одну из самых популярных концепций понятия одаренность. По его модели одаренность включает в себя три характеристики:
креативность (способность к творчеству);
настойчивость (мотивация, ориентированная на поставленную перед собой задачу);
знания (эрудиция) и благоприятствующая окружающая среда.
Эта концепция очень популярна и в отличие от всех вышеизложенных, справедливо включает в понятие одаренность обязательное наличие интеллекта, без которого невозможно развитие музыкальных способностей, а также творчество как необходимое качество для развития и совершенствования любой деятельности, связанной с искусством.