"Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях"
Автор: Шишанова Людмила Юрьевна

«Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях».Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания, поэтому в течение всего учебного года в работу необходимо включать Здоровьесберегающие технологии.Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей. На занятиях параллельно с артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастикой, физинутками, динамическими паузами целесообразно применять гимнастику для глаз, упражнения для сохранения осанки, самомассаж, кинезиологические упражнения, упражнения по биоэнергетике, упражнения с элементами психогимнастики, упражнения для релаксации, су-джок терапию.Самомассаж помогает воздействовать на активные точки кожи, являющиеся нервными проводниками и тесно связанные с внутренними органами. Их стимуляция улучшает кровообращение и нормализует различные процессы в организме; воздействует на органы и системы тесно связанные с речевой функцией.Например: Солнышко проснулось, Лобика коснулось, Лучиками провело,И погладило,и погладил о.(Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Проводить пальчиками обеих рук по лбуД – от середины лба к верхней части ушей.)Солнышко проснулось, К щечкам прикоснулось,Лучиками провело,И погладило, и погладило (Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Проводить пальчиками обеих рук по щекам. НД – от носа к средней части ушей)Самомассаж кистей и пальцев рук можно проводить в сухом бассейне. Для его создания нужно глубокую миску наполнить промытым песком, горохом ли фасолью. Детям предлагаются задания:-поскользить ладонями по поверхности наполняемого материала, выполняя зигзагообразные и круговые движения;-выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;-создать отпечаток своих ладоней;-пройтись отдельно каждым пальцем.Самомассаж можно сопровождать стихами, например:В миску насыпали горохИ пальцы запустили.Устроив там переполох,Чтоб пальцы не грустили.Высокой эффективностью, безопасностью и простотой обладает су-джок терапия. Она способствует повышению физической и умственной работоспособности, создает базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц. Су-ждоки можно использовать при автоматизации звуков, прокатывая массажер между ладонями, ребенок проговаривает стихотворение на автоматизируемый звук, а также при работе над лексико – грамматическими категориями. Например, педагог катит шарик, называя предмет в единственном числе, ребенок, поймав массажер (помассажировав ладони), откатывает его назад, называя сущ. во множественном числе.Дыхательная гимнастика, используемая на логопедических занятиях, - уникальный метод, способствующий насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров.Естественному распределению биотоков в организме способствует упражнения по биоэнергопластике – соединению движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Если эти движения пластичны, свободны – происходит активизация. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечаются положительные изменения в организме: синхронная работа полушарий головного мозга; улучшение мышления, памяти, внимания, речи; совершенствование и координация нервной системы.Например, упражнение «Качели». Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. НА счет «один» острый кончик языка касается верхних зубов, на счет «два» - нижних зубов. Кисть руки - двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак.Для профилактики ОРЗ и гриппа, повышения работоспособности, внимания используется аромотерапия, но в минимальных дозах (1-2 капли два раза в неделю) в силу того, что организм детей находится в состоянии развития.Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально – волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики. Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз. Например, при изучении темы «Осень» детям предлагается превратиться в листочки. От сильного ветра они один за другим «падают» на землю. Вот остался последний листочек, который должен описать свои чувства.Основными способами снятия невротических состояний психоэмоционального напряжения, снижения агрессивности, гиперактивности, тревожности являются упражнения на релаксацию. Такие небольшие упражнения дают возможность возбужденным детям отдохнуть, сосредоточиться на занятиях или же снять ощущение усталости. Примеры таких упражнений:«Штанга»Вы штангисты. Перед вами лежит очень тяжелая штанга. Вы поднимаете ее вам очень тяжело. А сейчас бросаем штангу. Руки устали…расслабились… отдыхаем…Мы готовимся к рекорду, Будем заниматься спортом. Штангу с пола поднимаем... Крепко держим...– И бросаем.«Олени».Представьте себе, что вы – олени. Поднимите руки над головой, скрестите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох – пауза, выдох – пауза.Посмотрите: мы – олени,Рвется ветер нам навстречу!Ветер стих,Расправим плечи,Руки снова на колени.А теперь немножко лени...Руки не напряженыИ расслаблены.Знайте, девочки и мальчики,Отдыхают ваши пальчики!Дышится легко, ровно, глубоко.Создание на занятиях условий для оптимального физического и нервно – психического развития обеспечит надлежащий уровень здоровья детей. Проект «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях».Участники проекта:дети подготовительной группы « Колосок»,дети подготовительной группы « Звездочка» учитель-логопед: Шишанова Л.Ю.Длительность проекта: 2месяца. Цель проекта: Сохранить и укрепить здоровье детей, применяя здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях; сформировать у детей знания о здоровье и факторах его формирующих; обучить детей приёмам сохранения здоровья.Задачи проекта:развивать сенсорные и моторные функции;формировать кинестетическую основу артикуляторных движений;способствовать сохранению правильной осанкиобучать правильному дыханию;обучать релаксации;развивать межполушарное взаимодействие;обучать самомассажуобучать гимнастике для глазразвивать мелкую моторику рукформировать представления о здоровом образе жизниАктуальность проекта: Сохранение и укрепление здоровья, как на занятиях, так и в свободное время, особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания. Поэтому в коррекционную работу необходимо включать здоровьесберегающие технологии.Предполагаемый результат:Пополнение знаний детей о здоровье и необходимости его сохранения;Овладение приемами позволяющими укрепить и сохранить здоровье;Содержание проекта:Упражнения на развитие дыхания, оздоровительные паузы, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, упражнения для сохранения осанки, самомассаж, кинезиологические упражнения, биоэнергопластика, психогимнастика, упражнения для релаксации, су-джок терапия.Тематическое планирование.Итогом работы по проекту стало:- пополнение знаний детей об охране здоровья.- профилактика зрения;-профилактика нарушений осанки;-овладение приемами позволяющими укрепить и сохранить здоровье;