спортивно-оздоровительный проект "Здоровый дошкольник"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: спортивно-оздоровительный проект "Здоровый дошкольник"
Автор: Бакало Марина Васильевна
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад № 72 Колокольчик город Смоленск
Спортивно – оздоровительный проект
Здоровый дошкольник
Составители: инструктор по физической культуре
Бакало Марина Васильевна
музыкальный руководитель Бачина А.П.
учитель-логопед Матюкова Н.А.
2016 г.
Актуальность
Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие. 60% детей в возрасте от 3 до 8 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей, должны находиться семья и дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов по оздоровлению детей, так как в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Предполагаемый проект позволит комплексно решить образовательно - воспитательные задачи в области здоровьесбережения дошкольника.
Цель проекта:
Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья воспитанников и формирования привычки к ЗОЖ, как показателей общечеловеческой культуры.
Задачи:
1.Повышение показателей здоровья воспитанников за счет качественного улучшения работы по укреплению здоровья детей: осознанного отношения к своему здоровью, формирование представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах.
2.Воспитание у всех участников образовательного процесса потребности в здоровом образе жизни, позволяющем сознательно относиться к своему здоровью.
3.Воспитание устойчивого интереса к спорту, физической культуре, расширение творческого потенциала родителей в процессе работы с педагогами ДОУ.
Проект рассчитан на 2016-2018 г.г.
Участники проекта:
Дети
Педагогический коллектив
Родители.
Ожидаемые результаты:
1. Рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов и родителей в сохранении и укреплении здоровья детей.
2. Стимулирование внимания дошкольников к вопросам здорового образа жизни, двигательной активности и правильного питания в условиях семьи.
3. Снижение заболеваемости у воспитанников и сотрудников ДОУ:
уменьшение количества дней, пропущенных по болезни ребенком.
Концептуальной основой деятельности ДОУ является обеспечение непрерывного адекватного развития способностей детей на фоне физического , психического и социального комфорта и создание предпосылок для успешной подготовки детей к школе. Таким образом, актуальной для нас является целесообразный подбор инновационных образовательных программ, в соответствии с федеральным стандартом федерального образования, с приоритетом выбора максимально здоровье сберегающих образовательных методик и технологий, координацией деятельности всех педагогов и специалистов детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания, оздоровления, с учетом его здоровья, индивидуальных особенностей, интересов, перспектив развития.
Осмыслив все эти проблемы, мы пришли к выводу, что развивающая оздоровительная работа с дошкольниками окажется эффективной в той мере, в какой она будет опираться на идеи программы Здоровый малыш
З.И. Бересневой. Использование авторских программ и научно-методические статьи по проблемам оздоровления детей дошкольного возраста.
Название этапа
Содержание работы
1 этап – подготовительный
1полугодие 2016 года.
1. Провести теоретический анализ состояния проблемы в научно-методической литературе.
2. Оценить собственные возможности и ресурсы в решении проблемы.
3. Подготовить нормативно-правовую базу.
4. Обучить всех участников реализации проекта (воспитатели, медсестра, младшие воспитатели)
5. Создать модель дошкольного учреждения Здоровый ребенок, Модель выпускника детского сада Я хочу быть здоровым! Я буду здоров! Я здоров и иду учиться в школу!, рассматривая их как стратегические ориентиры.
2 этап –аналитико - диагностический 2016 – 2017 учебный год.
1. Провести констатирующую диагностику по выявлению уровня физического, психического и социального развития детей за 2016 г.
2. Провести анализ заболеваемости за данный период.
3. Подвести промежуточные результаты реализации проекта.
3 этап – основной 2017 – 2018 учебный год
1. Организовать получение, обработку, систематизацию и апробацию материалов проекта.
2. Разработать индивидуальные программы оздоровления и развития детей.
3.Совершенствовать материально-техническую базу.
4. Создать комплексную оздоровительно-педагогическую систему.
4 этап –заключительный
2 полугодие 2018 года.
1. Проанализировать результаты проекта, систематизировать и популяризировать полученные данные.
2. Провести анализ мониторинговых исследований физического, психического, социального развития детей и их заболеваемости за весь период проекта.
3. Выявить прямые корреляции между состоянием здоровья, уровнем психического и физического развития ребенка и способами организации оздоровительной работы в детском саду.
4. Организовать работу по использованию полученных результатов всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание и движение.Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название здоровьесберегающие технологии.
№ п/п
Направления (плановые действия)
Мероприятия
Сроки
Исполнители
1
Оздоровительное:
-организация здоровьесберегающей среды;
- изучение опыта по оздоровлению детей;
- разработка системы оздоровительной работы;
Приобретение необходимого оборудования (медицинского, спортивного).
Отбор и внедрение эффективных технологий и методик.
Проведение цикла лекций, семинаров по вопросам оздоровления детей.
Реализация плана лечебно-оздоровительных мероприятий.
2016 год
Январь-май
2016 год
2016-2018 г.г.
Заведующий ДОУ
Старший воспитатель. врач
Педагогический коллектив
2.
Валеологическое:
- воспитание валеологической культуры дошкольника.
Формирование у детей основ ЗОЖ.
Классификация здоровьесберегающих технологий.
Апробация здоровьесберегающих технологий.
Отслеживание результативности здоровьесберегающих технологий.
Составление перспективного планирования и разработка цикла занятий по валеологическому образованию дошкольников:
- младшая возрастная группа
- старшая возрастная группа.
2016-2018 гг.
Январь-май 2016г.
2016-2018 г.г.
Декабрь 2016г.
Май 2018 г.
Январь-май 2016г.
Воспитатели групп, инструктор по физической культуре
Врач дет. поликлиники, воспитатели групп.
Старший воспитатель, творческая группа воспитателей.
3.
Физическое развитие:
- развитие физических качеств и обеспечение оптимального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
- повышение резистентности организма при использовании комплекса закаливающих процедур с использованием природных факторов;
- создание условий для формирования правильной осанки, укрепления и охраны здоровья детей;
- разработка системы физкультурно-оздоровительной работы.
Использование нетрадиционных форм при проведении физкультурных занятий, занятий по плаванию, досуговой деятельности.
Организация в осенний, весенний периоды двух физкультурных занятий на воздухе.
Проведение занятий при открытых окнах в зимний период.
Пополнение физкультурных уголков в группах.
Использование спортивного инвентаря в самостоятельной деятельности детей.
Разработка перспективного планирования комплексных физкультурно-оздоровительных занятий.
С сентября 2016г.
С сентября 2016г.
В течение 2016г.
Сентябрь-декабрь 2016г.
Инструктор по физической культуре, воспитатели групп.
Воспитатели групп
Воспитатели групп.
Воспитатели групп.
Инструктор по физической культуре
4.
Психоэмоциональное благополучие:
- создание условий для организации психопрофилактической поддержки детей раннего возраста, групп риска;
- формирование положительного отношения при общении со сверстниками, взрослыми.
Осуществление адаптационных мер при поступлении ребенка в детский сад.
Создание банка диагностики и коррекции психического развития детей.
Пополнение развивающего и дидактического материала для коррекционно-развивающей работы с детьми.
Наработка методик коррекции общения: Ребенок- ребенок, Взрослый – ребенок.
2016-2018 г.г.
2016-2018 г.г.
2016г.
Педагог-психолог.
Педагог-психолог, воспитатели.
Педагог-психолог, учитель-логопед.
5.
Коррекционное:
- создание условий для полноценного психофизического и эмоционального развития ребенка;
- обучение детей адекватным формам поведения в проблемных ситуациях;
- формирование навыка правильной осанки, развитие мышечно-суставного чувства правильной осанки;
- профилактика плоскостопия.
Коррекция речи:
- разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений;
- совершенствование методов профилактики речевых расстройств.
Разработка психокоррекционных мероприятий, средств, приемов: двигательно-расслабляющая релаксация, психомышечная релаксация.
Наработка материалов по коррекционным мероприятиям психического развития детей с отклонениями в поведении.
Использование фитболов при проведении занятий ЛФК и наработка практического материала.
Использование нестандартного оборудования.
Внедрение методики Л.Н.Смирновой по использованию игровой деятельности в развитии речи.
Поиск и использование нестандартного коррекционного развивающего оборудования.
Консультативная работа с педагогами.
2016-2018 г.г.
2016-2018 г.г.
2016 -2018 г.г.
2016-2018 г.г.
2016-2018 г.г.
Педагог-психолог.
Педагог-психолог.
Инструктор по физической культуре.
Учитель-логопед, воспитатели групп.
Учитель-логопед, воспитатели групп.
Учитель-логопед.
6.
Комплексная диагностика:
- наблюдение, оценка, прогноз состояния здоровья детей с целью дальнейшей организации педагогического процесса;
- разработка критериев и системы мониторинга.
Проведение мониторинга:
-педагогического;
- психологического;
- медицинского.
Периодичность диагностики: стартовая (при поступлении), промежуточная (не реже 1 раза в полугодие), итоговая (при поступлении в школу).
Планируемые виды диагностики:
- адаптационный период; - готовность к поступлению в школу; - воспитанность и здоровье детей.
2016-2018 г.г.
2016-2018 г.г.
Инструктор по физической культуре, воспитатели, учитель-логопед
Педагог-психолог
Врачи-специалисты детской поликлиники
Старший воспитатель
СИСТЕМА И СОДЕРЖАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Профилактическая оздоровительная работа
Создание экологически чистого (адаптационного, реабилитационного, образовательного) пространства для каждого ребёнка. Только в этих условиях ДОУ сможет раскрыть индивидуальности каждого воспитанника.
Воспитание у детей потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа обоснованного поведения.
№п/п
Направление деятельности
Виды деятельности
Обоснование
Частота занятий
1.
Физкультурно-оздоровительное
Непосредственно образовательная деятельность
Основная общеобразовательная программа От рождения до школы Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой
Согласно учебного плана
Интегрированные занятия, совместные с родителями занятия
Опыт работы
По плану ДОУ
Утренняя гимнастика на свежем воздухе со средней группы
Планирование
Ежедневно
2.
Психо-эмоциональное развитие
Совместные занятия воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре
Тематическое планирование
По плану
3.
Коррекционное
Коррекция плоскостопия и осанки
Тематическое планирование
группа детей по направлению педиатра
4.
Оздоровительное
Чай с лимоном
ежедневно
5.
Работа с родителями
Совместные физкультурные занятия с родителями
1 раз в месяц
Система и содержание оздоровительной деятельности специалистов ДОУ
Педагогические
работники
Задачи работы
Формы работы, направления деятельности
Периодичность
Инструктор по
физической культуре
1.Оздоровительные задачи:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
2.Образовательные задачи:
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии его индивидуальным особенностям;
- создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
3.Воспитательные задачи:
- воспитание потребности в здоровом образе жизни, выработка привычки к соблюдению режима дня, потребности в физических упражнениях и играх;
- воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
1.Проведение диагностики.
2.Проведение НОД.
3.Проведение утренней гимнастики.
4.Индивидуальная работа с детьми, имеющими отставание в физическом развитии
5.Проведение спортивных праздников и развлечений.
6.Консультации для педагогов и родителей.
В соответствии с требованиями программы и возрастными особенностями детей.
Воспитатель
1.Воспитание здорового ребенка через организацию и проведение всей системы физкультурно-оздоровительных мероприятий.
2. Привлечение родителей к организации сотрудничества по вопросам оздоровления и закаливания детского организма.
1.Соблюдение скорректированного режима дня
2.Проведение бодрящей, общеразвивающей, дыхательной и других гимнастик (пальчиковая, для глаз)
3.Проведение оздоровительного закаливания.
4.Работа с родителями.
5.Взаимодействие с инструктором по физической культуре, старшей медсестрой, учителем-логопедом .
Учитель-логопед
1.Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
2.Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
3.Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
4.Координация усилий педагогов и родителей, контроль качества проведения речевой работы с детьми.
1.Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.
2.Проведение диагностики.
3.Консультативная помощь воспитателям и родителям.
Старшая
медсестра
1.Осуществление первичной профилактики
2.Контроль организации питания
3.Контроль физического воспитания
4.Гигиеническое воспитание в детском коллективе
5.Иммунопрофилактика
6.Мероприятия по обеспечению благоприятной адаптации детей к ДОУ
7.Организация витаминотерапии
8.Анализ состояния здоровья
1.1.Контроль санитарно – гигиенических условий в ДОУ
2.1. контроль состояния калорийности питания и анализ качества питания
2.2.контроль выполнения натуральных норм
2.3.контроль санитарно – гигиенического состояния пищеблока
2.4.составление меню
2.5.бракераж готовой продукции
3.1.распределение воспитанников на медицинские группы для занятий физкультурой
3.2.анализ эффективности физического воспитания с оценкой физической подготовленности детей
3.3.осуществление контроля организации физического воспитания, закаливающих мероприятий
4.1.рекомендации по организации и проведению гигиенического воспитания, формированию навыков здорового образа жизни
4.2.организация мероприятий по профилактике, нарушения осанки, плоскостопия
4.3.контроль гигиенического воспитания
5.1.планирование и анализ вакцинации
5.2. осмотр детей перед прививкой
5.3.контроль состояния здоровья после прививки, регистрация местной и общей реакции на прививку
6.1.рекомендации по адаптации детей и ее коррекции (совместно с педагогом)
6.2. контроль течения адаптации и проведение медико – педагогической коррекции
7.1.витаминизация 3 блюда витамином С (аскорбиновой кислотой)
- витаминизация мультивитаминами (ревит, аскорбиновая кислота)
- элеутерококк, оксолиновая мазь
- чай с лимоном
- введение в меню лука, чеснока
8.1.Анализ состояния здоровья воспитанников, разработка медико – педагогических мероприятий.
8.2.проведение профилактических медицинских осмотров
9.2.рекомендации педагогическому персоналу по коррекции отклонений в состоянии здоровья. Контроль их выполнения
Постоянно
Ежедневно
2 раза в год
2 раза в год
Ежемесячно
По необходимости
Постоянно
В соответствии с национальным календарем прививок
Постоянно
Ежедневно
осень, зима
осень – зима
В течение год
Ежемесячно
Один раз в год
В течение года
План по улучшению здоровья детей МБДОУ ДС №72 Колокольчик
№
Содержание
Группа
Периодичность выполнения
Ответственные
Срок выполнения
Оптимизация режима
1.
Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима
Все группы
ежедневно
Воспитатели
ст. медсестра
В течение года
Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
Все группы
ежедневно
Старший воспитатель, специалисты ДОУ
В течение года
2.
Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре
Все группы
3 раза в неделю
Инструктор по физической культуре
В течение года
3.
Гимнастика после дневного сна
Все группы
ежедневно
Воспитатели
В течение года
4.
Прогулки с включением подвижных игровых упражнений
Все группы
ежедневно
Воспитатели
В течение года
5.
Музыкально – ритмические занятия
Все группы
2 раза в неделю
Музыкальный руководитель, воспитатели
В течение года
6.
Физкультурные праздники и досуги
Все группы
1 раз в месяц
Инструктор по физической культуре
воспитатели
В течение года
7.
Неделя здоровья
Все группы
2 раза в год
Старший воспитатель, педагоги ДОУ
ст.медсестра
В течение года
8.
Дыхательная гимнастика
Все группы
ежедневно
Воспитатели
В течение года
9.
Пальчиковая гимнастика
Все группы
3-4 раза в день
Воспитатели
В течение года
10.
Физкультминутки
Все группы
ежедневно
Воспитатели
специалисты ДОУ
В течение года
11.
Подвижные игры
Все группы
ежедневно
Воспитатели
специалисты ДОУ
В течение года
12.
Кружок Крепыш
Младшая группа
2 раза в месяц
Инструктор по физической культуре
В течение года
13.
Кружок Неболейка
Средняя группа
2 раза в месяц
Воспитатель Максимова О.Г.
В течение года
14.
Кружок Здоровячок
Подготовительная к школе группа
2 раза в месяц
Воспитатель
Новикова О.А.
В течение года
15.
Кружок Ритмичный язычок
Старшая группа
2 раза в месяц
Учитель – логопед
Матюкова Н.А.
В течение года
16.
Логоритмика
Старшая группа
2 раза в месяц
Музыкальный руководитель
В течение года
Охрана психического здоровья
1.
Использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы
Все возрастные группы
Ежедневно несколько раз в день
2.
Подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия
Старшие, подготовительные к школе группы
В течении года
3.
Помощь в адаптации вновь прибывшим детям
все возрастные группы
В течении года
Медико-профилактическое направление
1.
Дыхательная гимнастика в игровой форме
Все группы
3 раза в день
Ежедневно 2 раза в день перед прогулкой Ежедневно после завтрака
2.
Использование оксолиновой мази и элеутерококка
( профилактика гриппа)
Все группы
3.
Самомассаж, точечный массаж
Все группы, кроме малышей
2 раза в месяц
4.
Витаминотерапия: аскорбиновая кислота
фруктовый завтрак
Все группы
(по согласованию с родителями)
1 раз в день
(10 дней)
5.
Чай с лимоном
Все группы
по плану профилактических мероприятий
6.
Витаминизация 3 –го блюда
Все группы
ежедневно
7.
Ароматизация помещений (чеснок) Ведение в меню лука, чеснока
Все группы
по плану профилактических мероприятий
Закаливание с учетом состояния здоровья ребенка
1.
Воздушные ванны
Все группы
ежедневно
2.
Прогулки на воздухе
Все группы
ежедневно
3.
Занятие босиком в физкультурном зале
Все группы (кроме малышей)
2 раза в неделю
4.
Гимнастика после сна
Все группы
(кроме малышей)
ежедневно
5.
Обширное умывание
Все группы (кроме малышей)
ежедневно
6.
Игры с водой
Все группы
по плану
Комплексная диагностика
Исследование состояния здоровья детей специалистами ДОУ и детской поликлиники
Осмотр детей медперсоналом (врач-педиатр, старшая медицинская сестра), определение группы здоровья.
Выявление нарушений двигательной активности, координации движений и т.д. в беседах с родителями и педагогами
Антропометрия (до 3-х лет ежеквартально, дошкольные группы - 2 раза в год);
Отслеживание успешности обучения воспитанников в период их пребывания в ДОУ с целью динамического наблюдения за их развитием:
Диагностика по усвоению осносной общеобразовательной программы От рождения до школы Н.Е Вераксы, Т.С.Коморовой, М.А.Васильевой (образовательная область Физическое культура, образовательная область Здоровье)
Диагностика физических качеств
Диагностика адаптации ребенка к условиям ДОУ
Выявленные проблемы у детей, берутся под контроль, обсуждаются на педсовете, намечается план индивидуальной работы с детьми. На последнем педсовете (по итогам года), озвучиваются результаты.
Организация полноценного питания
При организации питания придерживаться естественных потребностей малыша, исключить насильственное кормление. Старшие дети определяют свою норму самостоятельно, а малыши с помощью взрослых, по договоренности. Приучать к еде правильной, здоровой пищи.
Систематический контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к пищеблоку.
Контроль за соблюдением ассортимента продуктов.
Соблюдение нормативных требований к качеству и количественному объему пищи в соответствии с возрастом детей.
Обеспечение питьевого режима (вода, соки, витаминный чай)
Витаминизация третьего блюда.
Эстетика организации питания и гигиена приема пищи.
Дополнительный завтрак в течении года , ежедневно (соки, фрукты).
Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы
1. НОД по физкультуре всех типов:
-традиционные
-тренировочные
-соревнования
-индивидуальные-интегрированные с другими видами деятельности
-праздники и развлечения.
Использование оздоравливающих технологий в повседневной деятельности:
Пальчиковая и артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Специальные коррекционные упражнения, рекомендуемые для использования в ДОУ
Хождение по дорожкам здоровья
2.Комплекс психофизических мероприятий:
-элементы музыкотерапии
-элементы сказкотерапии, смехотерапии
-обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ
3.Система эффективных закаливающих процедур:
Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение устойчивости к воздействию меняющихся факторов окружающей среды и являются необходимым условием оптимального развития ребенка.
Основные факторы закаливания:
1.Закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня;
2.Закаливающие процедуры различаются по виду, интенсивности.
3.Закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей в НОД по физической культуре и других режимных моментах.
4.Закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей.
Воздушное закаливание
Соблюдение температурного режима в течение дня.
Водное закаливание (обширное умывание)
Утренняя гимнастика
Сон при открытых фрамугах
Правильная организация прогулки, ее длительность.
Дозированный оздоровительный бег на воздухе (течение года).
Соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние детей.
Гимнастика после сна
Хождение по дорожкам здоровья (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия)
Максимальное пребывание детей на свежем воздухе.
Активизация двигательного режима детей:
-активизация двигательного режима детей атрибутами и пособиями;
-создание необходимой развивающей среды;
-проведение подвижных игр, пеших переходов во время прогулок;
-строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
-проведение утренней гимнастики, физминуток, игр с движениями в свободной деятельности;
Виды занятий
Особенности организации
Физкультурно-оздоровительная работа
1.1.
Утренняя гимнастика
Ежедневно на открытом воздухе или в спортивном зале. Длительность 10-12 мин.
1.2.
Двигательная разминка
Ежедневно во время большого перерыва между занятиями. Длительность 7-10 мин.
1.3.
Физкультминутка
Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий.
Длительность 3-5 мин.
1.4.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
Ежедневно во время утренней прогулки, подгруппами. Игры подобранные с учетом индивидуальных особенностей детей. Длительность 25-30 мин.
1.5.
Оздоровительный бег
2 раза в неделю, подгруппами по 5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин.
1.6.
Индивидуальная работа по развитию движений
Ежедневно во время вечерней прогулки.
Длительность 12-15 мин.
1.7.
Гимнастика после дневного сна
Ежедневно, по мере пробуждения и подъема детей. Длительность не более 10 мин.
1.8.
Корригирующая гимнастика
ежедневно Длительность 12-20 мин.
Проводится по рекомендации врача.
1.9.
Логоритмическая гимнастика
2 раза в неделю по подгруппам (проводится учителем-логопедом)
2.0
Кружковая работа
2 раза в месяц
2.Самостоятельные занятия
2.1
Самостоятельная двигательная деятельность
Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от возрастных особенностей детей.
3.Праздники и развлечения
3.1
Дни здоровья; неделя здоровья
Ежемесячно; 2 раза в год
3.2
Физкультурный досуг
1 -2 раза в месяц на улице или в спортивном зале. Длительность 25-40 мин.
3.3
Физкультурно – спортивные праздники в помещении и на воздухе
2 -3 раза в год, внутри детского сада. Длительность 25-40 минут
3.4
Игры – соревнования между детьми разных возрастных групп
1 -2 раза в квартал на воздухе или в зале. Длительность 30 минут
4.Совместная физкультурно – оздоровительная работа ДОУ и семьи
4.1
Совместные физкультурные занятия родителей и детей
1 -2 раза в месяц
4.2
Участие родителей в физкультурно – оздоровительных праздниках и развлечениях
В течение года
5.Профилактические мероприятия в период подъема ОРВИ и гриппа:
Своевременное выявление и изоляция детей с первыми признаками заболевания.
Контроль за качеством проведения утреннего фильтра на группах.
Максимальное пребывание детей на свежем воздухе.
Контроль за режимом проветривания в группах, регулярной влажной уборкой.
Введение в меню продуктов, содержащих фитонциды (чеснок, лук)
Профилактические медикаментозные средства: элеутерококк (со 2 младшей группы), оксалиновая мазь), витамины.
Витаминизация 3-го блюда.
Использование бактерицидных ламп и люстр Чижевского для очистки воздуха групповых помещений.
6.Формирование представлений у воспитанников о здоровом образе жизни
Основная мысль- ЗОЖ не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
Привитие стойких гигиенических навыков
Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
Формирование элементарных представлений об окружающей среде, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуаций;
Формирование привычки ежедневных физических упражнений;
Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов, представлений о том, что полезно и что вредно организму;
Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения; понимать переживаемые чувства других и правильно на них реагировать.
Факторы воздействия на формирование у детей привычки к ЗОЖ:
Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду
Рациональное питание
Полноценный сон
Соблюдение оптимального температурного воздушного режима
Психологически комфортная обстановка пребывания ребенка в ДОУ
Социально-бытовые условия пребывания ребенка в семье, ее традиции
Работа с детьми по формированию привычки к ЗОЖ
Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, личносто-ориентированного общения взрослого и ребенка;
Организация рационального питания и воспитание культуры еды (знание названия блюд, из каких продуктов приготовлено блюдо, полезные свойства продуктов, правила поведения за столом);
Обучение приемам дыхательной и коррекционной гимнастики, пальчиковой и гимнастике для глаз, самомассажу; занятиям на тренажерах, способах страховки на спортивном оборудовании, закаливанию, правилам личной гигиены на специально организованных занятиях и в повседневной жизни;
Проведение тематических занятий;
Проведение физкультурных НОД 3 раза в неделю;
Проведение дней здоровья ежемесячно;
Проведение недели здоровья (2 раза в год), организация активного досуга в каникулярные дни;
Проведение спортивно-музыкальных праздников и развлечений согласно плану.
5. Консультативно-информационная работа
Работа с педагогическим коллективом – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей.
Цель:
Создание системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление психического и физического здоровья каждого ребенка.
Задачи:
Внедрение новых технологических методов коррекции в психическом и физическом развитии, а также системы их социального сопровождения выпуска в школу
Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ и технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.
Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев оценки состояния здоровья
Пропаганда здорового образа жизни
Внедрение сбалансированного питания (десятидневное меню)
Обучение дошкольников здоровому образу жизни, проведение бесед, валеологических занятий.
Максимальное обеспечение двигательной активности в детском саду, использование физминуток, релаксации, элементов психогимнастики, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений.
Просветительская работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей.
Формы:
Анкетирование, опросники, тесты
Индивидуальные беседы
Консультации
Наглядная информация
Педсоветы, круглый стол, семинары - практикумы
Праздники и досуги
Тренинги для педагогов по сохранению собственного психологического здоровья
Организация мероприятий с педагогическим коллективом по созданию условий для формирования у детей привычки к ЗОЖ:
1.Обеспечение гибкого режима дня в детском саду
2.Проведение профилактических медицинских мероприятий
-профилактическая работа с родителями и педагогами по снижению заболеваемости;
-вакцинация в соответствии с национальным календарем прививок;
-контроль за санитарным состоянием учреждения;
-контроль за питанием;
-проведение с детьми занятий по теме Я и мое здоровье
3.Организация и проведение мероприятий по созданию комфортных условий и психологического благополучия во время пребывания ребенка в детском саду:
-создание развивающей среды в группах;
-создание условий для обеспечения активной двигательной деятельности в группе и на прогулке;
-спортивные и музыкальные праздники и развлечения;
-создание благоприятного психологического климата в группе и дошкольном учреждении в целом;
-рациональное использование музыкотерапии для нормализации эмоционального состояния детей и других методов психокоррекции;
-использование во время НОД по физической культуре и в других благоприятных режимных моментах элементов психогимнастики;
-оптимизация форм общения в педагогическом коллективе (взрослый-взрослый) и общения с детьми (взрослый-ребенок);
-применение психолого-педагогических приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей (индивидуальные беседы и педагога-психолога с ребенком и родителями, проведение подвижных, сюжетно-ролевых и режиссерских игр и др.)
4.Обеспечение безопасного пребывания ребенка в ДОУ;
-проведение инструктажей и соблюдение всеми сотрудниками учреждения инструкции по охране жизни и здоровья детей;
-проведение с детьми практических занятий по теме Опасные ситуации
Ожидаемые результаты реализации проекта
Повышение уровня сопротивляемости детского организма с помощью закаливающих мероприятий и индивидуального подхода к каждому ребенку.
Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в оздоровлении детей.
Рост профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья детей.
Снижение количества наиболее часто болеющих детей в ДОУ.
Стимулирование внимания дошкольников и их родителей к вопросам здорового образа жизни, рациональной двигательной активности и правильного питания в условиях семьи.
Снижение уровня сезонной заболеваемости (ОРВИ, грипп)
Умение ребенка заботиться о своем здоровье самому и с детства.
Приложение № 1 Массаж и самомассаж.Массаж – система приемов дозированного механического воздействия на кожу и подлежащие ткани тела человека. В массируемом участке тела усиливается циркуляция крови, лимфы, тканевой жидкости. Определенное значение имеет образование биологически активных веществ (гистамина, ацетилхолина и др.), стимулирующих адаптационно-трофическую функцию ЦСН.Самомассаж – способ саморегуляции организма, один из приемов регулирования кровотока. Детей учат выполнять поглаживающие, разминающие, похлопывающие движения в направлении кровотока – от периферии к центру.
Массаж биологически активных точек (зон) Колобок(по А.А. Уманской)Этот вида массажа одобрен к применению Приказом Минздрава СССР № 1346 от 10.10.86. г. В качестве среднеспецифческой профилактики и укрепления здоровья населения. Данный массаж рекомендуется проводить с детьми подготовительной группы в игровой форме, используя в основном растирающие и поглаживающие приемы, поскольку детям трудно найти нужную точку. Массаж зон (по А.А. Уманской) нельзя делать в случае наличия в области зон акупрессуры гнойничков, бородавок. Родинок, новообразований и при лимфолейкозе. Массаж обладает тонизирующим действием, поэтому нежелательно осуществлять его перед дневным сном.
Гимнастика для глаз.Упражнения для глаз заключаются в основном в фиксации зрения на различных точках, движении взгляда по тренжерам В.Базарного и некоторых движениях глазными яблоками и веками ( по методу йогов). Эти упражнения способствуют восстановлению нормального зрения независимо от характера имеющихся нарушений (близорукости или дальнозоркости). Упражнения рекомендуется выполнять 2 раза в день до тех пор, пока они выполняются легко. После них нельзя в течение 20 минут писать, рисовать или смотреть телевизор. Дыхательная гимнастика.Дыхательная гимнастика способствует нормализации дыхания, укрепляет дыхательную мускулатуру, предупреждает застойные явления в легких. Удаляет мокроту. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища Динамические дыхательные упражнения сочетаются с различными движениями. Детям , страдающим заболеванием органов дыхания помогают упражнения с акцентом на выдох, произнесением различных звуков. В детском саду со старшими дошкольниками можно частично использовать методику парадоксального дыхания А.Н. Стрельниковой (в игровой форме), задержку дыхания (по К.П. Бутейко) и некоторые дыхатеьные упражнения йогов. В конце занятий можно проводить релаксационное дыхание под музыку . Структуру релаксационного дыхания составляют длина, частота и соотношения между вдохом и выдохом. Вдыхать и выдыхать можно ртом и носом. Релаксационное дыхание хорошо сочетается с упражнениями мышечной релаксации.Дыхательные упражнения выполняются от 2 до 5 мин. Заниматься можно стоя, сидя, лежа на спине. Приложение № 2 ИГРОВОЙ МАССАЖИнтерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей А. Уманской и К. Динейки.
Закаливающее дыханиеЭтот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2–3 раза в день.Поиграем с носикомI. Организационный момент.Найди и покажи носик.Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому. II. Основная часть.Игровые упражнения с носикомПомоги носику собраться на прогулку.Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой носик самостоятельно или с помощью взрослого.Носик гуляет.Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.Носик балуется.На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.Носик нюхает приятный запах.Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.Носик поет песенку.На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: Ба-бо-бу.Погреем носик.Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.Таким образом делается как бы растирание. III. Заключительный этап.Носик возвращается домой.Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.П р и м е ч а н и е. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок. Носик ты быстрей найди, Тете ____________ покажи.Надо носик очищать, На прогулку собирать.Ротик ты свой закрывай, Только с носиком гуляй.Вот так носик-баловник! Он шалить у нас привык.Тише, тише, не спеши, Ароматом подыши.Хорошо гулять в саду И поет нос: Ба-бо-бу.Надо носик нам погреть, Его немного потереть.Нагулялся носик мой, Возвращается домой. Массаж рукИнтенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.Поиграем с ручками I. Подготовительный этап.Дети растирают ладони до приятного тепла.II. Основная часть.1. Большим и указательным пальцами одной руки массируем –растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.2. Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.3. Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.4. Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.5. Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими. III. Заключительный этап.Дети встряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.П р и м е ч а н и е. Упражнение можно сопровождать стихами:
Эй, ребята, все ко мне.Кто стоит там в стороне?А ну, быстрей лови куражИ начинай игру-массаж.Разотру ладошки сильно,Каждый пальчик покручу.Поздороваюсь со всеми,Никого не обойду.С ноготками поиграю,Друг о друга их потру.Потом ручки разогрею,Плечи мягко разомну.Затем руки я помою,Пальчик в пальчик я вложу,На замочек их закроюИ тепло поберегу.Вытяну я пальчики,Пусть бегут, как зайчики.Раз-два, раз-два,Вот и кончилась игра.Вот и кончилась игра,Отдыхает детвора. Массаж волшебных точек ушек.Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2–3 раза в день.Поиграем с ушками I. Организационный момент.Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.II. Основная часть. Упражнения с ушками.Найдем и покажем ушки.Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закалывают вверху).Похлопаем ушками.Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.Потянем ушки.Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.Покрутим козелком.Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, и указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20–30 секунд.Погреем ушки.Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину. III. Заключительный этап.Дети расслабляются и слушают тишину.П р и м е ч а н и е. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7–8 раз, для малышей достаточно 5–6 раз. Действия можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок.Ушки ты свои найди И скорей их покажи.Ловко с ними мы играем, Вот так хлопаем ушами.А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались!А потом, а потом Покрутили козелком.Ушко, кажется, замерзло, Отогреть его так можно.Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.А раз кончилась игра, Наступила ти-ши-на!
Закаливающий массаж подошвЗакаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массаж стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3–10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.
Поиграем с ножками I. Подготовительный этап.1. Удобно сесть и расслабиться.2. Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1–2 капли на ладошку). II. Основная часть.1. Одной рукой, образуя вилку из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.2. Сделать разминание стопы всеми пальцами.3. Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.4. Похлопать подошву ладонью.5. Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.6. Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.7. Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.III. Заключительный этап.1. Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.2. Посидеть спокойно, расслабившись.П р и м е ч а н и е. Дозировка должна соответствовать возрасту детей. Комплекс можно сопровождать стихами:
Мы ходили, мы скакали,Наши ноженьки устали. Сядем рядом, отдохнем И массаж подошв начнем.На каждую ножку Крема понемножку. Хоть они и не машины, Смазать их необходимо!Проведем по ножке нежно, Будет ноженька прилежной.Разминка тоже обязательна, Выполняй ее старательно. Растирай, старайся И не отвлекайся.По подошве, как граблями, Проведем сейчас руками. И полезно, и приятно, Это всем давно понятно.Рук своих ты не жалей И по ножкам бей сильней. Будут быстрыми они, Потом попробуй, догони!Гибкость тоже нам нужна, Без нее мы никуда. Раз – сгибай, два – выпрямляй Ну, активнее давай!Вот работа, так работа, Палочку катать охота. Веселее ты катай Да за нею поспевай.В центре зону мы найдем, Хорошенько разотрем. Надо с нею нам дружить, Чтобы всем здоровым быть.Скажем все: Спасибо! Ноженькам своим. Будем их беречь мы И всегда любить. Точечный массаж (по А. А. Уманской)Каждый орган имеет свое представительство (зону) на коже, куда посылает информацию о своем состоянии и откуда получает информацию обо всех изменениях внешней среды. Таких представителей на коже тысячи. Некоторые из них являются основными, так как связаны с важнейшими регуляторами жизнедеятельности организма.
При возникновении нарушений в области кожи и регуляторов могут ухудшаться защитные свойства связанного с ними участка слизистой верхних дыхательных путей. И наоборот, при возникновении воспалительных процессов или дегенеративных изменений в слизистой появляются нарушения в области кожи и регуляторов.Насморк – одна из ступеней развития разнообразных заболеваний. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов, других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток. Приемы точечного массажа необходимо выполнять по порядку, массируя точку за точкой.Зона 1. Связана с костным мозгом грудины, сердцем, со слизистой оболочкой трахеи. При массаже этой зоны уменьшаются кашель, боль за грудиной, нормализуется кроветворение.Зона 2. Связана с вилочковой железой (тимусом), слизистой оболочкой трахеи, глотки. При массаже ее повышается сопротивляемость инфекционным заболеваниям.Зона 3. Связана с щитовидной железой, слизистой оболочкой гортани. При воздействии на нее нормализуется химический состав крови, голос становится чистым и звонким.Зоны 4 и 5. Зоны шеи связаны с важнейшими ганглиями – регуляторами деятельности всех сосудов головы и тела, а также со слизистой оболочкой задней стенки гортани, которая под влиянием пыли и вирусов наиболее часто воспаляется. Массаж зон шеи ведет к нормализации вегетососудистого тонуса, исчезают головокружения, головные боли в затылке и шее, уменьшаются явления фарингита. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз.Зона 6. Связана с вестибулярным аппаратом, со слизистой оболочкой среднего уха и миндалинами. При воздействии на эти зоны исчезает шум в ушах, улучшается слух, уменьшается боль в глотке при ангине, в ухе – при отите, нормализуется деятельность вестибулярного аппарата.Зона 7. Связана с лобным отделом мозга, лобными и решетчатыми пазухами носа. Массаж этих зон приводит к улучшению умственного развития, исчезновению болей в лобных отделах головы и глазных яблоках.Зона 8. Связана с гипофизом, слизистыми оболочками носа и гайморовых пазух. Дыхание через нос становится свободным, проходит насморк, уменьшается слабость, нормализуется деятельность эндокринных желез.Зона 9. Руки – это манипуляторы мозга. Руки связаны со всеми органами. За зонами рук необходимо особенно тщательно следить, устранять своевременно все возникшие нарушения, и тогда благополучие организма будет всегда в ваших руках. Гимнастика маленьких волшебников.Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Можно предложить детям игру Скульптор. Заниматься точечным массажем при создании образа можно только руками любви, так как в этом случае ответственность за эмоциональное состояние полностью перекладывается на подсознание дошкольника. Точечный массаж – это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.Если боль ощущается от легкого надавливания пальцами, то следует массировать активную точку пальцами правой руки легко, быстро и поверхностно по центробежной спирали от себя вправо (тонизирующее воздействие). Если же боль появляется только от сильного нажатия на точку, то нужно оказать успокаивающее воздействие, нажимая прямо на эту точку со средней силой большим пальцем правой руки, а затем растирать ее целенаправленно по центростремительной спирали – от себя влево. При проведении гимнастики маленьких волшебников происходит целенаправленное надавливание на биологически активные точки. Но в отличие от лечебного применения известного метода шиацу, ребенок здесь не просто работает – он играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви.Делая массаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивает у ребенка позитивное ценностное отношение к собственному телу. Игровые упражнения(проводятся во всех группах)1. Потягивание. И. П. – из позиции лежа на спине.1) На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по полу, а левая рука – вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, ноги и руки максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: ид-д-да-а-а.Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц левой стороны тела.2) Правая нога тянется пяточкой вперед по полу, а правая рука – вверх, вдоль туловища – вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится пин-гал-ла-а.3) Обе ноги тянутся пяточками вперед по полу, обе руки – вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести су-шум-м-м-на.2. Массаж живота.И. П. – лежа на спине.1) Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке. Похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.Цель: улучшить работу кишечника.2) С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.3. Массаж грудной области. И. П. – сидя по-турецки.1) Поглаживание области грудной клетки со словами: Я милая (милый), чудесная (-ый), прекрасная (-ый).2) Заводим машину.Ребенок ставит пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все восемь остальных ставятся на одной линии сверху вниз), делает вращательные движения 5–6 раз по часовой стрелке со звуком ж-ж-ж-ж. Затем 5–6 раз вращательные движения против часовой стрелки.3) Сняв все пальцы с грудины со звуком пи-и-и, нажимает на точку между грудными отделами в области сердца (сигнал – машина завелась).4. Массаж шеи.И. П. – сидя по-турецки.1) Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку.2) Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.3) Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук. 5. Массаж ушных раковин.И. П. – сидя по-турецки. Ребенок лепит ушки для Чебурашки или для доброго слоника.1) Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.2) Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5–6 раз в каждую сторону).3) Нажимает на мочки ушей (вешает на них красивые сережки).4) Лепит ушки внутри. Пальцами внутри раковин делает 7–8 вращательных движений по часовой, затем против часовой стрелки (пусть ушки будут чистыми и всеслышащими).5) С усилием примазывает глину вокруг ушных раковин –проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1–1,5 см.6. Массаж головы.1) Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы.2) Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.3) Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.4. Догонялки: сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, бегает по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.5. С любовью и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы и представляет, что его прическа самая красивая на конкурсе причесок. 7. Массаж лица. Лепит красивое лицо.1) Поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она была упругой.2) Надавливает пальцами на переносицу, середину бровей, делает вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5–6 раз.3) С усилием, надавливая, рисует желаемый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови от переносицы к вискам.4) Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.5) Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился.Цель: предотвращение простудных заболеваний путем воздействия на активные точки лица.8. Массаж шейных позвонков. Игра Буратино. Буратино своим длинным носом рисует солнышко, морковку, дерево.1) Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке. Затем против часовой стрелки.2) Повороты головы в стороны, вверх, вниз.3) Наклоны головы во время рисования вправо, затем влево. 9. Массаж рук.1) Моют кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.2) Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.3) Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске.4) Трут мочалкой всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; смывают водичкой мыло, ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и стряхивают воду. Игра Солнечные зайчики.Дети встряхивают кистями рук (кисти в расслабленном состоянии) сверху вниз, словно обрызгивая друг друга. Представляют, как капельки воды, словно солнечные зайчики, блестят на солнце. Какого цвета эти солнечные зайчики? Куда летят брызги? Мысленно дети строят радугу из водяных капелек, любуются цветом и блеском. Тянут ладошки вверх к солнцу, представляя, как добрая сила вливается в них.Игра Птичка.1) Руки сложены ладошками перед грудью. Птичка в клетке бьется, пытаясь освободиться, – руки напряжены и с усилием двигаются то вправо, то влево.2) Птичка вырвалась на свободу. Тело в расслабленном состоянии. Руки поднимаются вверх и, разъединившись в свободном парении, опускаются.Манипуляция руками в свободном парении – в зависимости от фантазии ребенка.10. Массаж ног.И. П. – сидя по-турецки.1) Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы. Делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. То же с правой ногой.2) Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра, надевает воображаемый чулок, затем снимает его и сбрасывает, встряхивая руки. Пальчиковая гимнастика для детей 3-го года жизниЛадушки.Цель: развитие мелких движений кисти, чувства ритма.Ход: ребенок выполняет хлопки в ладоши, вначале подражая взрослому, потом по его словесному указанию (перед собой, за спиной, над головой) в положении стоя, сидя на корточках, лежа на животе и на спине.Игра с пальчиками.Цель: развитие подвижности пальцев рук.Ход: ребенок сидит перед взрослым на стуле. Взрослый читает стихи, сопровождая чтение последовательным загибанием пальцев на обеих руках. Ребенок повторяет.
Мой Мизинчик, где ты был?С Безымянным щи варил, А со Средним кашу ел. С Указательным запел. А Большой меня встречал И конфеткой угощал. Указательный на правой Вел в поход нас всей оравой. Средний брат несет рюкзак, Безымянный ходит так, А Мизинец стал играть, Братьев слушать приглашать. Правый же Большой плясал И на танец приглашал. Один-два-три-четыре-пять! М. Кольцова
Ивану-большаку – дрова рубить, Ваське-указке – воду носить, Мишке-среднему – печку топить, Гришке-сиротке – кашу варить, А Тимошке-крошке – песенки петь, Песни петь и плясать, Родных братьев потешать!Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики: Ура! В детский сад идти пора!М. Кольцова
Оладушки. Цель: развитие подвижности пальцев, умения двигаться в соответствии со словами.Ход: ребенок сидит на стуле перед взрослым и под песенку взрослого повторяет за ним движения.Пальчик о пальчик – тук да тук (2 раза).Хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши). Ножками топай, топай (2раза)!Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками)!Пальчик о пальчик – тук да тук (2 раза). Для детей 4-го года жизниЛадони на столе.На счет раз – пальцы врозь, два – вместе.Пальчики здороваются.На счет раз, два, три, четыре, пять поочередно соединяются пальцы обеих рук – большой с большим и т. д.Ладошки – кулачок – ребро.На счет раз – ладошки, два – сжимают в кулачок, три – ставят руку на ребро.
Человечек.Указательный и средний пальцы сначала правой, потом левой руки бегают по столу.Дети бегут наперегонки.Движения, как в четвертом упражнении, но выполняются одновременно обеими руками.
Потешка.Пальчик-мальчик, где ты был?С этим братцем в лес ходил.С этим братцем щи варил.С этим братцем кашу ел.С этим братцем песни пел.Очки.Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.Бабушка очки наделаИ внучонка разглядела.
Этот пальчик.Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик – прыг в кровать.Этот пальчик прикорнул,Этот пальчик уж заснул.– Тише, пальчик, не шумиВстали пальчики. Ура!В детский сад идти пора! Для детей 5-го года жизниЛодка.Лодочка плывет по речке,Оставляя на воде колечки.Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
Пароход.Пароход плывет по речкеИ пыхтит он, словно печка.Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.Шарик.Надуваем быстро шарик.Он становится большой.Вдруг шар лопнул, воздух вышел –Стал он тонкий и худой.Все пальчики обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух выходит, и пальчики принимают исходное положение.Замок.Пальцы сплетем, и замок мы получим.Повторим еще и получится лучше.Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.
Дружба.Дружат в нашей группеДевочки и мальчики.Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок. Мы с вами подружимся, Маленькие пальчики.Ритмичное качание мизинцев. Раз, два, три, четыре, пять, Начинай считать опять.Поочередное касание пальцев обеих рук, начиная с мизинцев. Раз, два, три, четыре, пять, Мы закончили считать.Руки вниз, встряхнуть кистями. Для детей 6-го года жизниФлажок.Я в руке флажок держуИ ребятам им машу.Четыре пальца (указательный, средний, безымянный, мизинец) – вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.Домик.Дом стоит с трубой и крышей,На балкон гулять я вышел.Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).Стул.Ножки, спинка и сиденье –Вот вам стул на удивленье.Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук на счет раз.Стол.У стола четыре ножки,Сверху крышка, как ладошка.Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка.Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать на счет раз.Грабли.Листья падают в саду,Я их граблями смету.Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.Цепочка.Пальчики перебираемИ цепочку получаем.Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.Для детей 7-го года жизниСкворечник.Скворец в скворечнике живетИ песню звонкую поет.Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты внутрь.
Елка.Елка быстро получается,Если пальчики сцепляются.Локотки ты подними,Пальчики ты разведи.Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
Корзинка.В лес корзинку я беруИ грибы в нее кладу.Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.Колокольчик.Колокольчик все звенит,Язычком он шевелит.Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз и ребенок им свободно вращает.Зайчик в норке.У елки на пригоркеСпрятался зайчишка в норке.Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.
Зайка и барабан.Зайка взял свой барабанИ ударил трам-трам-трам.Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.
Краб.Краб ползет по дну,Выставив свою клешню.Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони в одну сторону, затем в другую.
Дерево.У дерева ствол,На стволе много веток,А листья на веткахЗеленого цвета.Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.Филин.Сидит филин на сукуИ кричит бу-бу-бу-бу.Руки в кулачок, прижаты. Большие пальчики – вверх (ушки), указательные пальцы вместе: они выставлены на вас (нос).Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвратит возможность возникновения детских неврозов
Приложение № 3Антистрессовый массаж1. Массаж пальцев рук:а) нажимаем на фалангу пальцев, сверху – снизу, справа – слева;б) массируем каждый палец круговыми движениями и движениями сверху вниз.2. Массаж запястья круговыми движениями.3. Массаж рук. Упражнения моем руки, растирание ладоней и погреем щеки.4. Массаж лба. Кончиками пальцев от середины лба поглаживаем лоб, щеки, шею и сбросить.5. Массаж плеч. Пощипывание плеч от шеи вниз.6. Массаж затылка. Указательными пальцами массируем снизу вверх и сбросить. 7. Массаж шеи. Двумя руками массируем шею от позвоночника снизу вверх и сбросить.8. Массаж головы. Над ушами к верхней чарке, ото лба к верхней чарке. 9. Массаж ушей. Пощипывание уха сверху вниз и сбросить.10. Массаж ушных раковин, наушники.
Приложение № 4Интеллектуальный массаж(Фриц Аугли, швейцарский детский психолог, профессор)1. Оттянуть уши вперед – назад, счет до десяти, начинать с открытыми глазами, затем с закрытыми..2. Массаж щек круговыми движениями пальцев.3. Массаж лба и подбородка круговыми движениями, как бы рисуем круги. 4. Массаж век. Ножницами складываем пальцы и массируем верхние и нижние веки, не закрывая глаз. 5. Массаж носа. Подушечками указательных пальцев нажимаем от переносицы до крыльев носа.6. Движение челюстью слева направо и наоборот.
Приложение № 5Физкультурная терапияФизкультурная терапия необходима детям с признаками неврастении, которая развивается у них прежде всего из-за неправильного ритма жизни. Положительное влияние физкультурной терапии на психоэмоциональное состояние детей наблюдается уже через месяц после начала регулярных занятий. Общий курс физкультурной терапии рассчитан на 2-3 месяца, в зависимости от индивидуально- психологического состояния ребенка. Программы физкультурной терапии по своей структуре могут различаться, но четыре основных компонента в них должны быть обязательными: утренняя терапевтическая гимнастика, оздоровительный бег, пешие прогулки, закаливающие процедуры. Ниже каждый из этих компонентов рассмотрен более подробно. Оздоровительная утренняя гимнастика
Цель утренней гимнастики – поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребенка. Этой целью и определяется методика её организации.Чтобы создать и сохранить устойчивое и положительное настроение детей, в комплекс утренней гимнастики должны быть включены только хорошие знакомые детям физкультурные упражнения. Использование элементов обучения неизбежно создает ситуацию напряжения, поскольку не все дети успешно справляются с заданиями. Если они это осознают, то их астенические реакции могут усилиться.Интерес к гимнастике поддерживается большим разнообразием упражнений и игр. Например, сегодня утренняя гимнастика может состоять из серии подвижных игр, завтра дети могут поработать на полосе препятствий, в следующий день это будет интересная прогулка с небольшим марш – броском и т.п. Будет разумно, если взрослые согласуют комплекс гимнастики с детьми.Во время гимнастики детям должна быть предоставлена возможность самостоятельных действий на игровой или спортивной площадке. Взрослым необходимо позаботиться о том, чтобы им было чем заняться. Например, поиграть в мяч или покачаться на качелях, погонять шайбу или попрыгать через скалку. На самостоятельную двигательную деятельность отводится от 6 до 10 минут. Она является своеобразной психической разгрузкой для детей. О физической нагрузке в данном случае беспокоиться не стоит, дети всегда в состоянии регулировать её и никогда не перегружаются.Терапевтическая утренняя гимнастика всегда (кроме случаев неблагоприятной погоды) проводится на свежем воздухе не менее 30 минут. По существу это насыщенная разнообразной двигательной деятельностью утренняя прогулка. Её место в режиме дня определено достаточно точно для каждой возрастной группы, начиная с 3-летнего возраста.Характер погоды и условия сезона должны быть обязательно учтены. Это обуславливает вариативность утренней гимнастики.
Приложение №6Обширное умываниеОбширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Обучение начинается с первой младшей группы.Проводится после сна или после утренней гимнастики. Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно, каждую руку, а также шею и грудь дети обмывают до двух раз, проговаривая: раз, два и т.д.В старшей группе они просто старательно обмываются водой из-под крана.УМЫВАЙКАРаз - обмывает правой рукой левую кисть.Два - обмывает левой рукой правую кисть.Три - мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.Четыре - мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.Пять - мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.Шесть - мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди. Семь - мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку. Восемь - ополаскивает руки.Девять - отжимает их, слегка встряхивая.Десять - вытирает руки насухо.
Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:Раз –обмоем кисти руки, Два – с другою повтори.Три – до локтя намочили, Четыре – с другою повторили.Пять – по шеи провели,Шесть – смелее по груди.Семь – лицо свое обмоем, Восемь – с рук усталость смоем.Девять – воду отжимай, Десять – сухо вытирай.
Система физкультурно-оздоровительной работы
в муниципальном дошкольном образовательном учреждении
детском саду №72 Колокольчик
Общеразвивающие упражнения
Основные виды движения
Подвижные игры
Традиционная форма
Упражнения на предупреждение плоскостопия и укрепление осанки
НОД
Нетрадиционная форма
Разминка
Школа мяча
Точечный массаж
Пальчиковая гимнастика
Медитация на расслабление
Упражнения для мелкой моторики рук
Восточная гимнастика йога
Лечебная гимнастика
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Музыкально – ритмическая гимнастика
Дыхательная гимнастика
Суставная гимнастика
Закаливающие процедуры
Водные процедуры
Полоскание горла
Обширное умывание
Воздушные ванны
Ходьба босиком