Диагностика коммуникативной деятельности дошкольников со сверстниками в детском саду


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Диагностика коммуникативной деятельности дошкольников со сверстниками в детском саду
Автор: Янчина Светлана Олеговна

ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ В ДЕТСКОМ САДУИзучение коммуникативной деятельности детей в образовательном пространстве детского сада является актуальным, так как данный вид деятельности составляет неотъемлемую часть социальной ситуации развития дошкольника и обеспечивает успешную адаптацию в среде сверстников. При несовершенстве коммуникативной деятельности, ухудшается развитие познавательных, речевых способностей ребенка, а так же это отрицательно влияет на возможность осваивать культурный опыт, носителями которого являются другие люди.В настоящее время одним из критериев эффективности образовательного процесса в ДОО является развитие коммуникативной деятельности ребенка. В Федеральном Государственном Образовательном стандарте дошкольного образования в качестве самостоятельной образовательной области выделено социально–коммуникативное развитие дошкольников. Вместе с тем, в практике дошкольного образования существует проблема диагностики коммуникативной деятельности. В условиях детского сада широко реализуется диагностика межличностных отношений в детских группах, изучение структуры детских групп. Это определяется достаточной разработанностью методов и сопровождающих диагностических, методических материалов. Вместе с тем, методы изучения коммуникативной деятельности, в недрах которой складываются и структурируются отношения между детьми, представлены недостаточно и в большинстве своем имеют узкую диагностическую направленность. Все выше сказанное определило выбор темы исследования, его методологический аппарат.Мы предположили, что в дошкольной образовательной организации диагностику коммуникативной деятельности целесообразно проводить с помощью диагностического комплекса, что поможет уйти от неточностей и ошибок в интерпретации результатов. В данный комплекс должны входить несколько методов, позволяющих изучить и оценить основные показатели развития коммуникативной деятельности дошкольников со сверстниками в группе детского сада. Рассмотрев работы М.И.Лисиной, Л.Н.Галигузовой, Д.Б.Годовиковой, Т.А. Репиной, А. Г. Рузской, Е.О, Смирновой мы придерживались деятельностного подхода к пониманию общения. В след за М.И.Лисиной мы определились, что в онтогенезе общение может рассматриваться как самостоятельный вид деятельности и трактоваться как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.В дошкольном возрасте общение со сверстниками выступает важнейшей стороной социальной ситуации развития детей. Динамика общения со сверстником как самостоятельного вида деятельности подробно представлена в работах М.И.Лисиной и А.Г.Рузской. Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На первом из них (2 – 4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию. На втором этапе (4 – 6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником (содержание общения – совместная деятельность). На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности.Становление общения в группе детского сада происходит неразрывно с игровой деятельностью. В возрасте 4-5 лет (средняя возрастная группа) овладение ситуативно–деловой формой общения сопряжено с расцветом сюжетно–ролевой игры, игра приобретает коллективный характер, дети предпочитают играть вместе. Общение разворачивается на двух уровнях: уровне ролевых взаимоотношений (врач-больной) и уровне реальных отношений.К 6 годам начинает усиливаться внеситуативность общения. Развитие внеситуативности в общении происходит по двум линиям: увеличивается количество и изменяется качество использования речевых средств, образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия, вследствие чего наблюдается избирательность в общении и устойчивые привязанности. Перестраиваются отношения коммуникативной деятельности и игры. Все больше контактов осуществляется на уровне реальных отношений, и все меньше - на уровне ролевых (игровых). Подготовка к игре начинает занимать большее количество времени. Становится возможным общение, не опосредованное предметами и действиями с ними (самостоятельные эпизоды коммуникативной деятельности). Дети могут продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий. Дошкольники рассказывают о себе, обращаются к сверстнику с вопросами, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. Мнение, оценки и признание сверстника становятся главным в содержании общения.На основании изучения динамики коммуникативной деятельности детей в группе мы выделели покаэатели, по которым данный вид деятельности может быть изучен и оценен в ходе диагностической работы.К таким показателям мы отнесли:1.показатели общения, связанные с условиями самой детской группы:-интенсивность контактов в группе (частота).-взаимность, избирательность контактов-соотношение контактов по признакам: свободна-регламентированность, однополые-разнополые, внеситуативность-сотрудничество в совместной деятельности (игры и др. виды деятельности).-2. Показатели общения, связанные с опытом коммуникативной деятельности каждого ребенка и доминирующей формы:-содержание мотивов-освоение и использование средств общения(локомоции, экспрессия, речь).- включение в коммуникативные действия норм и правил коммуникации.- соотношение инициативных и ответных действий.Ориентируясь на данные показатели мы попытались составить комплекс диагностических процедур, обеспечивающих изучение коммуникативной деятельности детей в группе детского сада. В данный комплекс были включены методики: - методика одномоментных срезов(Т.А. Репина, М.В. Веракса.)- методика« изучение формы общения». (М.И.Лисина)- методика « рукавички».Афонькиной УрунтаевойОбосновывая вывобор именно тем ,что они позволят изучить коммуникативную детельность не только в групповом аспекте,но и и в микро группе и относительно каждого дошкольника в целом.В диагностической работе принимали участие дети среднего и старшего дошкольного возраста 72 человека. Возрастной критерий формирования выборки определялся целесообразностью проведения диагностической работы в данных группах. Мы посчитали, что в младшей возрастной группе, когда дети получают первый опыт коммуникативной деятельности, само общение еще не связано тесно с игровой деятельностью. Не организованную взрослым коммуникативную деятельность детей можно наблюдать лишь в специфических проявлениях – двигательной активности, спонтанном движении по группе. В среднем дошкольном возрасте происходит первый переломный момент – смена ведущей формы общения с эмоционально-практической на дситуативно-деловую. А к шести годам второй важный переход – от ситуативного к внеситуативному общению детей. В это же время изменяются взаимосвязи коммуникативной деятельности и игры как ведущего вида деятельности. В своем развитии эти два вида деятельности тесно переплетены и обуславливают важнейшие изменения.Анализ результатов апробации комплекса диагностики коммуникативной деятельности детей показал,Серия 1 «методика одномоментных срезов».Апробируя метод наблюдения можем говорить о том,что наблюдается зависимость длительности контактов от возрастной группы с 10 до 30минут вдинамике к 6 годам у дошкольников колличество коммуникативных актовза определеное колличество времени становится меньше ,это связанно с устойчивыми взаиимодействиямироисходит консолидация контактов. Избирательность контактов во азаимодействии составляет : 60% девочки 40 % мальчики, при том что у девочек она более устойчивая .Динамика интенсивности иизиеняется 7 до 3. Широта круга общения наблюдается в 25 % у средних дошкольников и 32 % в старшей. Речь сопровождает коммуникативную деятельность во всех возрастных группахключение в коммуникативные действия норм и правил коммуникации чаще наблюдается у дошкольников 6 лет. методика изучения форм общения В ходе изучения форм общения дошкольников со сверстниками на разных возрастных группах видим следующие показатели. Средний дошкольный возраст характерен постепеной сменой формой общения, в средне 50 % дошкольников осуществили переход из эиоциональ –практической в ситуативно деловую К старшей группе наблюдается динамика ,показатели перестают быть ровными.появляетсяя новая форма общения – внестуативно –деловая В среднем 25 % дошкольников в возрасте 6 лет с эмоционально –практической формой общения 50 с ситуативно деловой25 внеситуативно деловой. В ходе выбора напарника для совместной деятельности в средней группе часто возникали смешанные контакты по полу детей, в старших группах наблюдаются однополые выборы. Внеситуативность и сотрудничество в совместной деятельности прослеживалось во всех возрастных группах.В ходе изучения совместной деятельности по методике «Рукавички» дошкольников со сверстниками нами были получены следующие результаты:-В среднем дошкольном возрасте уровень умения согласовывать свои действия с напарником в среднем составляет 20 % от всех исследуемых. 50 % дошкольников ,и 33 процента дошкольников не умеют договариваться друг с другом в деятельности. - Изучая показатели детей в возрасте 6 лет можно говорить о том, что 40 % дошкольников во взаимодействии умеют построить диалог и дооговориться во время деятельности, 30 % не всегда могли договориться в деятельности и 20 процентов дошкольников имеют низкий уровень коммуникативных умений в целом. Таким образом можно сказать что данный диагностический комплекс позволил нам изучить коммуникативную деятельность разными методами на разных возрастных группах и сделать вывод о том что результаты методик совпадают. В ходе проведённого исследования, мы можем говорить о том, что диагностический комплекс по изучение общения разработанный нами показал высокие результаты. Данная диагностика позволила изучить общение между дошкольниками не только по группе, но и в микро объединениях, что позволило шире изучить проблему. В целом сравнив результаты по каждой отдельной методике, мы видим совпадение результатов..- комплекс диагностики позволяет выявить тех дошкольников, которым необходима помощь в дополнительной развивающей работе с педагогом;- данные методики интересны детям, кроме того они могут успешно трансформироваться в игровую деятельностьСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ1.Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст]/Абраменкова В.В./М.: Московский психолого-социальный институт. – 2000.2.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте[Текст]//Л.И.Божович – " Издательский дом " Питер", 2007.3..Гаврилушкина О. Развитие коммуникабельного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] //О.Гаврилушкина. - Ребенок в детском саду. – 2003. – №. 2. – С. 12-16.4..Привалова С. Е. Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства [Текст] //.- С. Е. Привалова Педагогическое образование в России. – 2015. – №. 7.5.Галигузова Н., Смирнова Е. Ступени общения: от 3 до 6 [Текст] / Н Галигузова; Е. Смирнова //.- М.: просвещение. – 1992.6.Статья Годовикова Д.Б.Общение и познавательная активность у дошкольников [Текст] /Д.Б.Годовикова // Вопросы психологии : издается с 1955 года / Ред. А.М.Матюшкин, А.В.Брушлинский – 1984. – №1 январь-февраль 1984. – с. 34-417.Борисова Е. М., Гуревич К. М. Психологическая диагностика в школьной профориентации [Текст] // Е. М Борисова; К. М. Гуревич Вопросы психологии. – 1988. – №. 1. – С. 77-82.8.Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников[Текст] //М.: Педагогика. – 1974.9.Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду/Калинина РР–СПб [Текст] // Р. Р. Калинина Речь (2011 г.). – Т. 5.