Реализация этнокультурного компонента через проектную деятельность учащихся на уроках технологии


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Реализация этнокультурного компонента через проектную деятельность учащихся на уроках технологии
Автор: Пиксайкина Елена Николаевна

Пиксайкина Е.Н- учитель технологии МБОУ «КСШ №3»Реализация этнокультурного компонента через проектную деятельность учащихся на уроках технологии      «Есть закон человеческой природы и культуры, в силу которого всё великое может быть сказано человеком или народом только по-своему и всё гениальное родиться именно в лоне национального опыта, духа и уклада. Надо сделать так, чтобы все прекрасные предметы, впервые пробуждающие дух ребёнка, вызывающие в нём умиление, восхищение, преклонение, чувство красоты, чувство чести, любознательность, великодушие, жажду подвига, волю к качеству, были национальными, а у нас в России – национально-русскими. В особенности следует обогащать их следующими сокровищами: язык и поэзия, молитва и жития святых героев, песня и сказка, история, армия, территория и хозяйство». И.А. Ильин « Национальное воспитание – путь духовного обновления ». Сегодня мир, в котором мы живём, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поиске цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и прошлым. Здесь внимание его устремляется на всё, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве. Духовные и материальные ценности, созданные за всю историю человечества, следует передать детям за короткий период их детства, отрочества, ранней юности. Передача эта не совершается прямым путем. Ценности «прививаются» в ходе духовных усилий самой личности.    Народное искусство способно пробудить, зажечь искорку таланта, помочь реализовать творческий потенциал. Связь с красотой родной природы, с народной памятью и традициями сохраняет культурную этническую целостность.  Приобщение детей школьного возраста к национальной культуре - актуальный педагогический вопрос современности. Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей, в формировании собственной личностной культуры. Целью этнокультурного воспитания в школьном возрасте является приобщение детей к культуре своего народа; развитие национального самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп; развитие устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей. Современные тенденции  и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что сегодня школьник должен знать и уметь много больше, чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагога, в ходе реализации этнокультурного компонента, является выбор наиболее эффективных форм и методов.   Современная модернизация образования связана с понятием «компетенция», «компетентность»,  переносом акцента на деятельность, способ и характер действия. И здесь использование метода проектов оказывает неоценимую услугу благодаря рациональному сочетанию теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности.  Метод проектов, позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка. Проектная деятельность учащихся включает в себя целевой, содержательно-процессуальный и результативный компоненты.  Целевая составляющая характеризуется постановкой и обсуждением проблемы. Содержательно-процессуальный компонент определяет непосредственную деятельность учащихся по реализации проекта: познавательную, творческо- продуктивную, способствующую развитию познавательной, деятельностной сферы личности, ценностного отношения к действительности. Результативный компонент – продуктивное проектной деятельности детей. С другой стороны результат проектной деятельности в области познания полиэтнической действительности – развитие компонентов этнокультурной компетентности у школьников. Этнокультурный проект современного школьного образовательного учреждения нацелен на последовательное приобщение детей к социальной этнокультурной действительности. Проектная технология - это огромный плюс в обучении.Учащийся, участвующий в выполнении проекта, имеет возможность реализовать свои творческие способности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата. Проект является творческой работой, во время которой школьники продолжают пополнять знания и развивать творческие способности.На занятиях, во время выполнения творческих проектов, учащиеся изготавливают сценические костюмы национального характера, предметы быта, предметы дизайна, эксклюзивные вещи, игрушки. Я считаю, что Технология именно тот предмет, где особое внимание при изучении и закреплении тем, уделяется Базовым национальным ценностям.. Одной из базовых национальных ценностей является труд и творчество. Осуществляя задачу воспитания творческой, духовной, нравственной личности ученика, внедряя как в учебную, так и в воспитательную работу компоненты этно-культурной составляющей, я разрабатываю методические занятия с использованием регионального компонента: Знакомство с национальными костюмами, кухней, народными обычаями, обрядами, фольклором, общественным и бытовым укладом русских людей, а также с народными промыслами России и как следствие наблюдается всплеск интереса учащихся к традициям русского народа. При выполнении творческого проекта «Мы вместе – Россия» ученица 8 класса, выполнила мордовский национальный костюм с орнаментальной вышивкой, а в прошлом учебном году выполнила аксессуары в мордовской тематике. Вдохновило её на выполнение данных работ посещение праздника, посвященного 1000- ю единения мордовского народа с народами России. А ученица 10 класса моделировала и конструировала себе одежду из старых бабушкиных русских платков. Проект « Преданья старины глубокой», выполненный в технике лоскутное шитье раскрывает красоту быта и богатство русского народа. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков. Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.Библиографический список1. Кирсанова Р.М. Русский костюм и быт XVIII-XIX веков. М., 2002. С.7. 2. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.3. Национальное воспитание - путь духовного обновления / . – Москва, 1996 // Хрестоматия. Педагогика Российского зарубежья : пособие для педагогических университетов, институтов и колледжей / Сост. , . – Москва : Институт практической психологии