Экскурсионная работа как средство экологического и духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках дополнительного образования.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экскурсионная работа как средство экологического и духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках дополнительного образования.
Автор: Бирдина Арсина Фаитовна

Экскурсионная работа как средство экологического и духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках дополнительного образования.А.Ф.БирдинаДополнительное образование детей это система, выполняющая функцию расширения возможностей образовательных стандартов. В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, должна строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Последнее означает, что общее и дополнительное образование детей могли бы стать равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного развития каждого ребенка. Только этих условиях можно создать основу для их успешной адаптации в обществе, раскрытии творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.В связи с этим экологическое и духовно-нравственное образование и воспитание школьников приобретают большое значение в развитии личности ребенка и представляют целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Сегодня особенно актуальна роль экологического образования как основы новой нравственности и опоры для решения многочисленных вопросов практической жизни людей.Экологическое образование должно начинаться с самого раннего детства. Дети особенно восприимчивы к добру, любознательны. Именно в эту пору закладываются нравственные основы, развивается чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Очень важно, чтобы в этом возрасте рядом с ребенком находился умный грамотный наставник, способный развить в нем экологическую культуру.В настоящее время существуют экологические молодежные и детские движения. Одним из таких является детское экологическое движение «Зелёный щит», созданное в Детском эколого-биологическом центре г. Нижнекамска. На базе городских общеобразовательных школ, организованы объединения, работающие по программе «Друзья природы», «Мир животных». Одной из таких школ является «Средняя общеобразовательная школа № 21». На протяжении многих лет педагоги нашего центра тесно сотрудничают с учителями начальных классов. В данной статье мы более подробно раскроем работу лишь по двум учебным программам дополнительного образования, реализующимся на базе данной школы, как в обычных общеобразовательных классах, так и в компенсирующих.Учебные программы «Друзья природы» и «Мир животных» составлены на основе типовых требований к образовательным программам дополнительного образования с учетом дат экологического календаря. Дети не только узнают о Всемирных днях Земли, воды, леса, птиц, животных, китов, Дне национального парка и др., но и участвуют в тематических мероприятиях, организованных на базе Детского эколого-биологического центра. Основной целью программ является формирование природосообразного мышления, активной гражданской позиции воспитанников объединения и углубление знаний о многообразии и особенностях животного и растительного мира. В рамках программ большое внимание уделяется экскурсиям, так как занятия в дополнительном образовании идут спарено, это позволяет более эффективно использовать данную форму работы.Воспитанники не только знакомятся с систематическими и экологическими группами животных и птиц, но и приучаются за ними ухаживать. Воспитанники этих объединений более обдуманно подходят к вопросу о заведении домашних животных, заранее продумывая какие виды и породы животных будут чувствовать себя комфортно в квартире. И уже никогда не оставят своего питомца на улице. Видовое разнообразие и экологические группы животных дети изучают и в зоопарке (на территории ОАО «Фактория»). Ребятам работают в группах, предварительно даются задания на определение местообитания по внешним признакам, типа питания и др. Уже в классе дети проводят анализ своих наблюдений и формируют отчет. Так же ребята на территории зоопарка изучают домашних животных и птиц, но уже в другое тематически запланированное время. С видовым разнообразием птиц нашей местности знакомятся непосредственно в пригородном лесу на специально оборудованной «Экологической тропе». Осенью ребята развешивают кормушки, участвуя в акции «Встреча зимующих птиц», а зимой, все как один, становятся участниками акции «Покормите птиц зимой». К весне кормушки снимают и развешивают скворечники. Параллельно с этим ведут дневники наблюдений, фиксируя отлеты и прилеты перелетных и кочующих птиц. Ближе к лету воспитанники данных объединений могут различать птиц по голосам. При изучении животных воспитанники узнают о необходимости охраны отдельных видов животных. Цикл экскурсий связан с сезонными изменениями в природе. Воспитанники изучают водные экосистемы, луговые, лесные. Наблюдают за обитателями озер, болот и рек. Особое внимание уделено водоплавающим птицам озера Пионерское на окраине города. Воспитанники работают группами по 4-5 человек, на последующих занятиях группа анализирует свою работу, составляется общий отчет по экскурсии, а в конце года по всем сезонным экскурсиям, используя данные дневника наблюдений.Практическая работа по изучению представителей «Красной книги» проходит в кабинете с учебниками: «Красная книга РТ», энциклопедия животных, «Животный мир РТ», «Все о животных», энциклопедия Кирилла и Мифодия; работют с иллюстрациями, определителями животных, с картой мира животных, просматривают презентации. Такой вид познавательной деятельности способствует развитию исследовательских навыков. Накапливается и активно используется материал для первых самостоятельных практических исследований. Воспитанники побеждают в муниципальных, республиканских, всероссийских, международных научно-практических конференциях для младших школьников. Экологические экскурсии на природу (в лес, на Пионерское озеро, на экологическую тропу) приучают учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи явлений, находить нужные объекты, приобретать навыки самостоятельной натуралистической работы навыки элементарного исследования природы. Экологически экскурсии дают большое образовательное  значение, так как дают возможность более близко и конкретно ознакомиться с экологическими проблемами и наблюдать за ними как в природе, в естественных условиях. Большое место в духовном и нравственном развитии детей занимает хорошо организованная общественно полезная деятельность.Стала традиционными два раза в год встреча с ветеранами ВОВ. Воспитанники оказывают шефская помощь, это воспитывает у них чувства гражданственности и патриотизма, гордости за свою Родину. Ежегодные выездные экскурсии в детский дом для сирот, социальный приют для детей и подростков «Балкыш», «Надежда», в «Дом ветеранов» воспитанники заранее готовят подарки и концертные номера, готовят информацию по животным. Такие экскурсии дают возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества, сострадания и милосердия. Экскурсии на конно - спортивную школу проводятся с целью ознакомления классами животных и приобретение первых навыков верховой езды. Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современного образования, ведь детство и юность ─ самая благоприятная пора для привития чувства любви к Родине. С этой целью проводятся экскурсии: «Музей славы» у ЦДЮТ и Э, в городской музей, школьные музеи. Участие в природоохранной акции «Зеленый трамвай» воспитывает у воспитанников любовь к природе, а нас педагогов заставляет обратить особое внимание на экологическое направление духовно-нравственного воспитания школьника. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, быть трудолюбивым, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней, охранять окружающую среду. Природоохранная деятельность учащихся по изучению и охране природной среды направлена на овладение приемами причинного и целевого мышления в области социальной экологии, приобретение опыта принятия экологических решений, внесение реального вклада в изучение и охрану экосистем.Воспитанники активные участники мероприятий: «Всемирный день животных» «Синичкин день»», «Встреча зимующих птиц» «День птиц».«Покормите птиц зимой» под таким лозунгом воспитанники вышли в 20 мкр. и в экологическую тропу. К этому дню было изготовлено множество кормушек, закуплены семечки и различные крупы, были напечатаны листовки призывающие кормить зимой птиц. Подкормка зимующих птиц велась 1 ноября по 30 марта. Участвуя в акции «Внимание – ель!» воспитанники пытались обратить внимание на проблему вырубки деревьев. Заранее изготавливались композиции, организовались выставки, мастер классы по изготовлению новогодних украшений. Экологические акции, практическая помощь к окружающей среде является показателем эффективности экологического и духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание детей не будет успешным, если в него не будет вовлечена семья. Наши совместные мероприятия с родителями: «Праздник мам», «23 февраля», «День именины - чаепития». Усиливает эффект духовно-нравственного воспитания школьников экологическая практика, оздоровительные игры в свежем воздухе. С этой целью организовывались физкультурно-оздоровительные, спортивные игры. Экскурсионная работа как средство экологического и духовно-нравственного воспитания младших школьников в рамках дополнительного образования, требует тщательного рассмотрения и исследования для выявления особенностей духовно – нравственного развития и воспитания детей в учебной деятельностиСписок литературы
  • Абрамов, С. И. Духовно – нравственное – воспитание школьников в системе дополнительного образования в условиях малого города / С. И. Абрамов // Педагогика. – 2009 –№8 - С 27-37
  • Бунеев, Р.Н. Системный подход к формированию нравственной культуры личности школьника в свете стандартов нового поколения/ Р. Н. Бунеев, // Начальная школа плюс До и После. – 2012. -№ 1. – с 1-4
  • Воспитать гражданина / сост. Т. Е. Заводова, Ю. А. Лежнёва. – Минск: Красико Принт, 2006. – 176 с.
  • Галицкая И. А. Понятие «духовно – нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Педагогика. – 2009. - №10. –с. З6- 46
  • Данилов, А. Я. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России: извлечения / А. Я. Данилов, А. М. Кондаков, В. А. Тишков // Народное образование. – 2010. - №1. – С. 39 -46
  • Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с.
  • Духовно –нравственное воспитание / сост. С. А Титова. – Минск: КрасикоПринт, 2006, - 125с.
  • Игнатьева, Е.Е. Духовно – нравственное воспитание школьников / Е. Е. Игнатьева // Воспитание школьников. – 2010. -№9. – с.8 – 11
  • Ильичева, И. М. Духовность в зеркале философско – психологических учений (от древности до наших дней) : учеб. Пособие / И. М. Ильичева. – М; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 208 с.
  • Киселева, М. П. Д. И. Тихомиров о духовно – нравственном воспитании / М. П. Киселева, // Педагогика. -2009. - №1. – С.82-89
  • Константинова, М. С. Духовно-нравственное воспитание в Российской Федерации / М. С. Константинова // Религиоведение. - 2010. - № 1. - С. 33-41
  • Лобстейн, Ф. Уроки раздумья : педагогика нравственного развития / Ф. Лобстейн. - 2-е изд. - М. : Библейско-Богословский ин-т св. апостола Андрея, 2004. - 88 с.
  • Любимов, Л. Л. О концепции духовно-нравственного воспитания в школе / Л. Л. Любимов // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 2. - С. 109-124
  • Метлик, И. В. Духовно-нравственное и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / И. В. Метлик // Воспитание школьников. - 2012. - № 2. - С. 9-18
  • Янушкявичене, О. Базовые основания личности человека - фактор духовно-нравственного воспитания / О. Янушкявичене // Воспитательная работа в школе. - 2011. - № 2. - С. 11-18
  • Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. – Калуга, 1969-126с.
  • Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания : Сб. науч. тр. / под общ. Ред. А. И. Каирова, О. С. Богдановой. – М.: Педагогика, 1979. – 190с.
  • Проблемы нравственного воспитания / Под. ред. Л. И. Рувинского. – М., 1977. – С.61.
  • Рувинский, Л. И. Нравственное воспитание личности / Л. И. Рувинский. – М. , 1981. – 130с.
  • Строганова Л. В .классные часы, беседы для младших школьников и подростков. – М.: Педагогическое общество России, 2007. -128 с.
  • Воспитание личности школьника: учебно – методическое пособие. / А. Н. Хузиахметов – Казань: изд – во «Матбугат йорты». -200 – 224с.