Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся
Автор: Ларина Элла Семеновна

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Ларина Э. С., учитель информатики
МОУ Лицей №2 г. Волгоград
Проектные технологии прочно вошли в учебный процесс и ассоциируются со смелыми и оригинальными начинаниями в области практической деятельности учащегося, с нестандартным и творческим подходом к решению поставленной проблемы или задачи.
Отличают проектный метод от других методов деятельности в учебном процессе:
1.Наличие значимой проблемы (задачи), требующей исследования для ее решения.
2.Наличие практической значимости предполагаемого результата проектной деятельности.
3.Самостоятельность работы учащихся.
4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5.Использование исследовательских методов в соответствии с этапами:
определение проблемы, задач исследования;
выдвижение гипотезы их решения;
обсуждение методов исследования;
выбор способа оформления конечных результатов;
сбор, систематизация и анализ материала;
подведение итогов, оформление результатов, презентация;
выводы.
Проектная деятельность невозможна без планирования. Существуют стандартные этапы, которых нужно придерживаться при работе над проектом. Рассмотрим их на конкретном примере оформления реального проекта.
Оформления содержательной части проекта (проект Сайт Сталинградская битва: устами очевидцев)
Содержание:
Введение
Проект Сталинградская битва: устами очевидцев
Описание проекта
Задачи проекта
Этапы деятельности над проектом и их результаты
Описание программного продукта
3. Выводы
Библиография
1. Введение
В феврале все россияне отмечают великую дату – разгром фашистских войск под Сталинградом. Я, потомок участников этих событий, не мог остаться в стороне от празднования знаменательной даты. Но мой проект: Сталинградская битва: устами очевидцев призван показать хронику тех дней не только в подвигах героев – защитников Сталинграда. Этот проект представляет ужасы великой войны глазами ребенка, устами поэта, вспышкой фотообъектива.
2. Проект Сталинградская битва: устами очевидцев
2.1. Описание проекта
Предмет: Информатика и информационные технологии
Проект Сталинградская битва: устами очевидцев
Класс: 11 класс
Характер проекта: междисциплинарный
Разделы науки: история, краеведение, информатика
Тип проекта: информационно-исследовательский
Оборудование: ПК, сканер
Цель проекта: создание информационного продукта, посвященного 60-летию Сталинградской битвы, отражающего взгляд на военные события в различных источниках информации.
2.2. Задачи проекта
Определить источники получения информации. Собрать доступную информацию о Сталинградской битве.
Определить критерии группировки, сгруппировать собранную информацию. Проанализировать информацию, собранную в группах, сопоставить и сделать выводы. Выбрать и реализовать способ представления собранной информации и результатов ее обработки.
Распространить созданный продукт и получить обратную связь.
2.3. Этапы деятельности
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДМЕТА ИНФОРМАЦИОННОГО ПОИСКА.
В результате обсуждения с преподавателями было определено несколько интересных тем: народное ополчение Краснооктябрьского района, история улицы, воспоминания очевидцев Сталинградской битвы. Выбор пал на последнюю тему. Во время проведения интервью с участниками тех событий, выяснилось, что большинство из них были тогда еще детьми. В разговоре с ними все время ощущалось, что их воспоминания отличаются от всех остальных – слышанных мною когда-то, встречаемых в книгах. Так родилась идея – сопоставить официальные источники информации с воспоминаниями очевидцев реальных событий.
ПОИСК И ОТБОР ИНФОРМАЦИИ.
Где можно найти информацию о Сталинградской битве? Я принял решение обратиться к следующим источникам: общественной организации Дети военного Сталинграда, в библиотеку №5, в музей детей военного Сталинграда, в музей школы, Internet. В библиотеке были найдены воспоминания о тех событиях, интересные стихи именно о Сталинградских боях. В музеях работал с архивными материалами.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД СОБРАННЫМИ ФАКТАМИ.
Имея на руках всю информацию, я стал анализировать ее, группировать.
Критерием группировки для меня явился статус источника информации. Таким образом, вся собранная информация была разделена мною на три группы: официальные хроники, детские воспоминания, поэты, фотографы о Сталинградской битве.
Побывав еще раз в музеях, проанализировав все увиденное и услышанное, я понял, что данная информация не относится ни к одной группе (уже собранной). Что-то среднее между официальной информацией и детскими воспоминаниями. Естественно, в ней много героических и патриотических моментов, но веет все же чем-то домашним и сокровенным (ведь многие из экспонатов собирались также по семьям учащихся). Значит – эта отдельная группа.
А зачем нужен школьный музей? На мой взгляд – воспитывать патриотизм и напоминать об историческом прошлом страны. Так возникла идея – Еще одна группа материалов должна быть Как современные потомки тех, кто пережил страшную трагедию, готовы предотвратить повторение ошибок своих дедов? Какие выводы они сделают из воспоминаний очевидцев страшной войны?. Эта информация будет собираться из СМИ – и называться будет, например, воюющий мир.
ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДОВ.
Проанализировав информацию, которая в довольно-таки большом объеме скопилась в разных группах я попытался обобщить результаты работы и оформить их в виде выводов. Результаты моей работы над проектом я решил сделать открытыми.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Хотелось бы, чтобы информация собранная в процессе работы над проектом была доступна как можно более широкой аудитории. Выпустить печатное издание? Честно говоря, воплощение этой идеи будет дорого стоить (я имею в виду материальные затраты). Да и охват не тот. А вот электронное издание, выставленное в сети и доступное гораздо более широкому кругу читателей, пожалуй, то, что нужно.
ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.
Сайт представлен для ознакомления во внеурочное время учениками лицея №2. Большинство учащихся отметили, что после ознакомления с сайтом война представилась им совсем в другом свете.
2.4. Описание программного продукта
Программная реализация
Сайт создан средствами языка HTML.
Структура сайта
Сайт включает вкладки: Мир в огне, Хроника событий, Война глазами детей, Школьный музей, Фотогалерея, Лирика о войне, Выводы.
3. Выводы
В результате сбора, обработки, анализа информации о войне я понял, что одни и те же события выглядят иначе, если для изучения их пользоваться различными источниками информации:
официальные источники описывают впечатления как бы собирательного образа героя тех дней – образа, созданного публицистами, художниками, но лишь в отшлифованном виде разрешенного предстать перед широкой общественностью.
во все времена дети остаются детьми, и страшные военные события выглядят иначе через призму детского восприятия.
фотодокументы, военная лирика заставляют нас воссоздать в голове картину происшедшего. Наблюдательный взгляд может по одной лишь фотографии сделать выводы о многом.
Влияние военных лет на детскую психику более сильное, чем на взрослую. Война жива в памяти детей военного Сталинграда во всех мельчайших подробностях. Поколение, переболев в детстве страданиями и лишениями оказалось более стойким и жизнеспособным, чем их потомки.
Современное поколение детей знает войну по книгам, по фильмам. У многих уже нет в живых воевавших и переживших войну родственников. А это значит, что самое страшное и памятное событие для нашего народа – Великая Отечественная война изучается нами однобоко.
HYPER13PAGE HYPER15