«Повышение качества обучения через использование методов активного обучения в дополнительном образовании"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Повышение качества обучения через использование методов активного обучения в дополнительном образовании"
Автор: Долгушева Надежда Анатольевна

МБОУ ДО Дом детского творчества«Повышение качества обучения через использование методов активного обученияв дополнительном образовании»Подготовила: Долгушева Н.А.,педагог дополнительного образованияНовый Уренгой2018гВВЕДЕНИЕАктуальность. Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа [Концепция]. Что позволяет возложить на дополнительное образование ценностный статус и следовать постановлениям Правительства, направленных на реализацию мер государственной политики. Поскольку дополнительное образование позволяет не только осваивать всеобщие нормы, культурные традиции и становится средством интеграции в социум, но и создает возможности для развития личности, поиска и обретения самого себя каждым человеком. Я работаю в Доме детского творчества город Новый Уренгой более восьми лет и со всей уверенностью могу говорить о том, что наша работа направлена на расширение возможностей подрастающего поколения, предлагает большую свободу выбора для саморазвития, социально-профессионального самоопределения.Цели и задачи:- изучить литературу по активным методам обучения;- проанализировать литературу и выбрать необходимые информационные фрагменты;- обобщить полученную информацию;- проанализировать работу Дома детского творчества в соответствии с темой;- сделать выводы.В основной части реферата будет не только представлен обзор активных методов обучения, но и отслежено влияние оных на качество освоения дополнительных образовательных программ в Доме детского творчества на базе района Коротчаево города Новый Уренгой.2.1. Роль активных методов обучения в дополнительном образовании.Классическое стремление всех педагогов активизировать деятельность обучающихся на занятиях побудила их к поиску таких методов, которые помогли бы решить проблему пассивности основной массы детей и включить их в познавательную деятельность. А так как в образовательном процессе, в основном, проявляются три вида активности (мышление, действие, речь), педагоги стали активировать либо один из видов, либо старались их сочетать. При этом, опираясь на экспериментальные данные, которые свидетельствуют о том, что на лекции усваивается не более 20-30 % информации, при самостоятельной работе до 50%, при проговаривании до 70%, при личном участии в изучении до 90%, педагоги старались построить занятия с их учетом.Под методами обучения мы всегда понимали способы совместной деятельности педагога дополнительного образования и обучающегося, которые направлены на достижение поставленных ими образовательных, развивающих и воспитательных целей. Какие же методы относятся к активным? Активные методы обучения - это методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Используются эти методы, в основном, в диалоге, который предполагает свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Возможности различных методов активного обучения в смысле активизации учебной деятельности различны и зависят от природы и содержания метода, способа его использования и мастерства педагога. Задачей МАО является обеспечение развития и саморазвития личности на основе выявления индивидуальных особенностей и способностей.МАО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа занятия используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.МАОМетоды активного обучения, представленные выше, всегда помогают педагогам не только доступно преподносить материал до обучающихся, но и учат мыслить, прививают навыки практических действий, которые определенно понадобятся им в будущем, ведь всем известно, что 70 % личностных качеств закладывается в детстве.Целями образования, которые ставят перед образовательным учреждением государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду во внеурочной деятельности, в дополнительном образовании.[эко-про]Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.2.2Приступая к разработке механизма анализа эффективности деятельности в дополнительном образовании, необходимо уточнить исходные понятия и основные правила его построения. В педагогических публикациях под эффективностью образовательной деятельности, как правило, понимается действенность, результативность образовательного взаимодействия, способность обеспечить достижение поставленной цели. Таким образом, со держание результата во многом определяется поставленными целями, а педагогические цели формируются под влиянием социального заказа, в сфере дополнительного образования – это запросы детей, родителей, других образовательных учреждений. Следовательно, образовательный результат можно определить как итог (промежуточный или конечный) совместного взаимодействия педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности, а результативность образовательного процесса – как степень соответствия ожидаемых и реально полученных результатов. Главными требованиями, принципами построения деятельности по изучению результативности образовательного процесса можно назвать следующие положения. 1. Диагностика результатов развития детей является главным содержанием деятельности по определению эффективности педагогического процесса в дополнительном образовании. Именно развивающее влияние, изменения, происходящие в ребенке, могут свидетельствовать об эффективности данного процесса. 2. При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности образовательной деятельности необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь оценочно-результативного компонента с целями, содержанием и способами организации педагогического взаимодействия. Надо отказаться от исследования результативности образовательного процесса путем случайного подбора диагностических средств, в основе которого лежит субъективное отношение к инструментарию изучения: нравится или не нравится та или иная методика. 3. Диагностика изменений ситуации развития детей в течение нескольких лет, а не одноразовые срезы, пусть даже очень глубокие и детальные, должна лежать в основе разработки системы проверки результативности педагогического процесса. Целесообразно проводить многолетнее мониторинговое исследование с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода обучения. 4. В ходе проверки необходимо определить наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации образовательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие воспитанников. 5. Оценочно-результативный компонент в педагогической деятельности в конкретном образовательном учреждении или творческом объединении может обладать не только общими, но и особенными чертами, детерминированными особенностями сообщества детей и взрослых, социальной и природной среды, спецификой характера воспитательных отношений в коллективе. 6. Аналитико-диагностический инструментарий не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения, изучения, обработки и анализа полученных результатов. Однако применение только экспресс - методик не всегда является оправданным, так как выигрыш во времени нередко происходит за счет снижения качества получаемой информации. 7. Процесс изучения эффективности образовательной деятельности не должен причинять вреда детям и взрослым, а его результаты не могут стать средством административного давления на педагога, родителя или ребенка. В противном случае станет невозможным получение достоверных результатов на последующих этапах диагностики. На основе перечисленных принципов разрабатывается алгоритм изучения эффективности педагогического процесса в дополнительном образовании, который может быть следующим: - определение целей и задач изучения; - подбор критериев и показателей для определения результативности педагогического процесса; - выбор методик изучения; - подготовка диагностического инструментария; - исследование процесса и результатов деятельности, общения и отношений в сообществе детей и взрослых; - обработка и интерпретация результатов исследования; - анализ, оценка и обсуждение результатов изучения. Чтобы более ясно и детально представить содержание и способы деятельности организаторов и участников диагностики, необходимо учесть некоторые особенности каждого её этапа. Основная цель изучения заключается в выявлении способности учреждения и педагога содействовать оптимальному развитию личности каждого ребёнка, максимального использования возможностей дополнительного образования для решения всех профессиональных задач. В качестве частных задач изучения могут быть определены следующие: - выявить уровень воспитанности детей; - выяснить степень влияния отдельных педагогических средств на детей в процессе развития; - определить динамику развития коммуникативных способностей; - получить информацию о динамике развития творческих способностей; - определить степень удовлетворенности воспитателей, детей и родителей образовательным процессом и его результатами и др. Содержание критериев и показателей обусловлено комплексом целей и задач, стоящих перед учреждением или отдельным педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности деятельности. При разработке критериального аппарата необходимо помнить утверждение психологов о том. универсальными критериями оценки эффективности оценки человеческой деятельности являются два критерия: - продуктивность осуществленной деятельности и - удовлетворенность участников деятельности процессом и результатом деятельности. В качестве примера можно привести критерии и показатели результатного компонента профессиональной деятельности педагогов-практиков (табл.1,2 [Кленова]ЛИТЕРАТУРАНизова С.В. О современных требованиях и подходах к организации аналитико-диагностической деятельности педагогов дополнительного образования. – Чебоксары.: Чебоксарская типография №1, 2015. – 2 с.Клёнова Н. В. «Как оценивать результаты обучения школьников по дополнительным образовательным программам» ж. «Народное образование» №8 2005г. стр.165Активные_методы_обучения“Активные методы обучения”. Электронный курс. Международный Институт Развития “ЭкоПро”, Образовательный портал “Мой университет”,