"Проектная деятельность как метод формирования личности обучающегося


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Проектная деятельность как метод формирования личности обучающегося
Автор: Солдатова Нина Александровна

Проектная деятельность как метод формирования личности обучающихся «Расскажи - и я забуду, Покажи – и я запомню,Дай попробовать – и я пойму».Китайская пословица   В настоящее время всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, обучающиеся способны только воспроизвести знания, переданные учителем, а реализовать их в практической жизни не в состоянии. Ученик усваивает знания, заучивает правила, законы, может проиллюстрировать их применение на простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показала бы применение полученных знаний на практике. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в пятом классе, ведь здесь начинает формироваться личность, мировоззрение, желание учиться. Сейчас, помимо традиционной системы обучения, существуют альтернативные. Кроме того, активно начинает использоваться различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, «портфолио ученика», проектная деятельность.Учебная программа, которая последовательно применяет метод проектной деятельности, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.Три кита (метода проекта): свобода ребенка;   взаимодействие его с группой детей; гибкое распределение учебного времени.Проект- это совокупность «шести П»: 1.  проблема;2.  проектирование;3.  поиск информации;4.  продукт;5.  презентация;6.  портфолио Основная цель основной школы в том, чтобы создать такие условия, в которых ребенок смог бы двигаться в направлении «открывания» самого себя, своей уникальности (непохожести), при этом, раскрывая уникальность другого (непохожего на меня), с которым тоже можно (часто – нужно), интересно и важно строить совместную деятельность. Нельзя не учитывать тот факт, что обучающиеся пятого класса не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. Обучающиеся адаптируются в новой образовательной среде.Так как ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.Что для этого нужно? Важно стимулировать и поддерживать проявление детской инициативы в разных видах деятельности («опробование» себя в деятельности), обучать коммуникативным навыкам (в первую очередь – через сотрудничество). Метод проектов в дословном переводе - путь замысла или способ планирования. Проект - это буквально «брошенный вперёд», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельность. Организация проекта Для ребенка пятого класса проектная деятельность осуществляется пока только совместно с учителем, по мере взросления и в зависимости от индивидуальности обучающийся берет на себя все большую ответственность за проект. Проектная деятельность пятиклассников будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует: - обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся;- развитию творческих способностей и активности ;- формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;- формированию познавательных мотивов учения, так как обучающиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.Обучающиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.Работая над проектами, обучающиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами. Такая работа готовит школьников к более глубокому изучению основ наук. Следовательно, важной задачей является вооружение обучающихся методами научного познания. Обучение должно строиться на основе самостоятельной деятельности, воспроизводящей основные моменты, присущие исследовательской и проектной деятельности.Цель проектной деятельности: создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления.Задачами проектной деятельности являются развитие:  - познавательных интересов;- умения выделять главное;- умение ориентироваться в современном информационном пространстве;- умения самообразования;- умения публично выступать;- умения критически мыслить.Содержание проектной деятельности 1. Руководителем проекта является учитель, координирующий конкретный проект.2. Темы проектов могут предлагаться как учителями, так и учениками.3 Проект может быть индивидуальным или групповым.План работы над проектом  Предварительная подготовка учителя: (подготовительный этап) 1.  Определить тему проекта.2.  Продумать ключевые понятия темы.3. Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа.4.  Представить возможные итоговые работы.5. Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы.6. Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп. Первый этап (проектировочный) 1. Сообщатся изучаемая тема, и предлагается обучающимся назвать основные вопросы по этой теме.2. Вопросы выносятся на доску.3. Учитель может уточнять или задавать наводящие вопросы.4. Учитель обобщает перечень вопросов, формулируя 5-6 тем.5.  Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему.6.  Класс знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.7.  Вывешивается график отчёта по этапам.8.  Задание на дом: определить конечный результат работы группы. Второй этап (практический) Ко второму этапу должны быть подготовлены книги, необходимые материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести ученики.1. Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.2. Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии. Заключительный этап1. Еще раз обговариваются критерии оценки итоговой работы.2.Оглашается последовательность выступления групп. 3. После каждого выступления команды проводят анализ проделанной работы и высказывают пожелания в улучшении. Чему удастся научиться:   правильно распределять время;  анализировать собственные действия;  презентовать результаты своего труда;  доделывать всё до конца; достигать поставленной цели;рассматривать проблему с разных точек зрения.Этапы работы над проектом  Январь-поиск темы;-согласование с руководителем.Февраль-апрель-заявление темы;-работа над проектом;-подача заявки на участие.Май-публичная защита проекта. Этапы работы 1. Распределение обязанностей (коллективно)2. Подбор соответствующей литературы (самостоятельно)3. Составление плана работы (коллективно)4. Составление черновика выступления и его корректировка (самостоятельно, с учителем)5. Перепечатка исправленного материала (самостоятельно, с учителем)6. Репетиция выступления (самостоятельно, с учителем)7. Проведение экскурсии - защита работы - самостоятельно8. Оформление работы - газета - с учителем Процедура защиты проекта В виде ответа на уроке; В виде публичной защиты: Выступление рецензента (3 минуты); Выступление автора или авторов (10 минут); Ответы на вопросы присутствующих (5 минут); Оценка проекта. Деятельность учителя и учеников на разных этапах работы над проектом  Критерии оценки проекта:   Реальность воплощения проекта. Детальность проработки. Доступность применяемых материалов и инструментов. Оригинальность решений. Качество и аккуратность исполнения.  Критерии оценки презентации проекта: Содержательность выступления. Артистизм. Сила воздействия на зрителей (захватило ли выступление зал)Конечный продукт и его практическое представление.