"Сундук Деда-грамотея"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Сундук Деда-грамотея"
Автор: Сопотова Людмила Георгиевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Д С РУЧЕЕК Г ЕССЕНТУКИ
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте Волшебный сундучок Деда Грамотея
Воспитатель 1 квалификационной категории . Кулик Светлана Николаевна.
Цель: Познакомить со звуком С , учить придумывать слово с заданным звуком, составлять предложение с заданным словом, производить звуковой анализ слова, подбирать антонимы к словам.
Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: посылка с сундучком и ключом, письмо, карточки с заданиями, карточки с ребусами, буквы, слайды
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! К нам пришла посылка!
Давайте прочитаем что же на ней написано? (ребенок читает надпись на посылке)
От кого: От Деда Грамотея
Откуда: Из страны АБВГДейки!
Кому: Ребятам старшего и подготовительного возраста, группы № 9 Сказка
Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундучок и письмо)
Воспитатель: Сундучок-то не простой! С волшебным замочком! И еще письмо.
Давайте прочитаем письмо:
Дорогие ребята группы Сказка!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок не обычный, с волшебным замочком. У него есть ключ, но его нужно найти. Мои волшебные помощники спрятали ключ у вас в группе. Если выполните мои задания правильно, то узнаете где его найти. Когда откроете сундучок вас ждет сюрприз. Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей
Воспитатель: Вот это да! Очень интересно узнать, что находится в сундучке? Будем выполнять задания, чтобы найти ключ?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Задание 1.
1. Найди одинаковый звук в словах: слон, маска, лиса, автобус, стол, мастер, сосна, бусы. ( Ответы детей)
2. Назовите слова, которые начинаются на звук с. ( Ответы детей)
Воспитатель: что вы знаете о звуке с ?
Ответы детей- (согласный, глухой, бывает твёрдый и мягкий)
Характеристика звука с: когда мы произносим звук с: губы расплываются в улыбке, зубы видны. Кончик языка спрятался за зубы, струйка воздуха выходит изо рта. Если приложить тыльную сторону ладони к горлу и произнести звук, то горло не дрожит. Горло – это домик голоса. Звук произносится глухо и называется глухим согласным звуком. Может произносится твердо (сахар, сом, Саша) и мягко (сено, василек)
Звук с обозначается буквой С слайд 1
С первым заданием мы справились.
Задание 2.
Отгадайте загадку:
Я катаюсь на нем до вечерней зари,
Но ленивый мой конь возит только с горы,
А на горку всегда сам пешком я хожу
И коня своего за веревку вожу.
Дети: Сани Слайд2
Проводится звуковой анализ слова:
-Сколько звуков в слове?
-Назовите первый звук в слове?с Какой он? Согласный, твердый
- Назовите 2 звук в слове? а Какой он? Гласный
- Назовите 3 звук в слове? н Какой он? Согласный, мягкий
-Назовите 4 звук в слове? и Какой он? Гласный
- Сколько слогов в слове?2
- Назовите первый слог? СА
- Назовите второй слог? НИ
Подберите нужную схему к слову САНИ.
Выложите из магнитной азбуки слово САНИ.
Придумайте предложение со словом САНИ.
Молодцы, второе задание выполнили правильно.
Задание 3.
Какой звук заблудился? Замените буквы в словах так, чтобы стихотворение обрело смысл.
1. Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом)
2. На пожелтевшую траву
Бросает лев (лес) свою листву
3.Лежит лентяй на раскладушке,
Грызёт, похрустывая, пушки (сушки)
Молодцы, ребята, с третьим заданием вы тоже справились.
Задание 4
Игра – задание Наоборот
Назовите слова, противоположные по значению данным словам по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука с
Пасмурный – солнечный слайд3
Трусливый – смелый слайд 4
Легкомысленный – серьезный слайд 5
Мир – ссора слайд 6
Открытый человек – скрытный слайд 7
Соленый огурец – свежий слайд 8
Тесная обувь – свободная слайд 9
Кислое яблоко – сладкое слайд 10
А теперь немножко отдохнем.
Проводится физминутка
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Задание 5
Сочиняем сказку
Слайд 11
Жили – были мальчик и девочка. Они очень дружили. Мальчика звали так, что в его имени был звук (с). Как его звали? (Саша, Сеня, Семен, Савелий, Сергей, Стасик и т.д.). Девочку звали так, что в её имени был тоже звук (с). Как её звали? (Соня, Света, Саша, Сара и т.д.)
Слайд 12
У мальчика Семена были игрушки, в названии которых есть звук (с). Какие игрушки были у мальчика? (Самолет, самосвал, автобус, свисток, конструктор, солдатики и т.д.) У девочки тоже были игрушки, в названии которых есть звук (с). Какие игрушки были у девочки? (лиса, санки, пупс, посудка и т.д.)
Слайд 13
Как то раз они пошли в продуктовый магазин. Покупать им можно только те продукты, в названиях которых есть звук С. Что они купили?
Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста
А потом пошли в магазин Одежда. Как вы думаете, что они купили? (сапоги, носки, свитер, галстук и т.д.)
Это задание вы тоже выполнили верно.
Задание 6. Ребусы
7 Я 100ЛБ 4 5 1 2 3
Н А С ОС
Молодцы, это задание вы тоже выполнили правильно.
Воспитатель: Если отгадаете загадку, то узнаете где лежит ключ от волшебного сундучка. Отгадку нужно выложить из букв, которые лежат на подносе.
У него четыре ножки
На него кладём мы ложки.
Ставим вазы, чашки, кружки.
Стулья для него подружки.
Украшает кухню, холл.
Что за мебель? Это…(стол)!
Ключ лежит на столе. Давайте откроем сундучок и посмотрим, какой сюрприз нас ждет.
Сюрприз – медали от Деда ГРАМОТЕЯ за хорошую работу. Спасибо Деду Грамотею!
Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея?
Что больше всего понравилось?
В выполнении каких заданий у вас возникли трудности?
Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки!
Спасибо всем за работу.
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада по теме Вулканы
Автор-составитель: Смоляр И. И., воспитатель МАДОУ Московский детский сад Сказка Тюменского района.
Задачи:
Дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией ученого-вулканолога.
Материалы и оборудование:
Проектор, ноутбук, пластиковые стаканчики (на каждого ребенка), глубокие пластиковые тарелки (на каждого ребенка), конусу из картона (на каждого ребенка), сода, моющая жидкость (любая), красная краска, уксус, макет вулкана, маленькие ложечки (на каждого ребенка).
Предварительная работа: просмотр видеофильма Вулканы
Ход занятия:
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся (дети проходят мимо гостей и поглаживают своей ладошкой ладошку взрослого).
-Проходите, присаживайтесь на свои коврики.
-Ребята, я вам приготовила загадку, попробуйте ее отгадать:
Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера очень ей нужен.
Если проход на поверхность ей дан,
Значит проснулся грозный… ( вулкан).
-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан. Егор, Саша и Таня приготовили нам легенду, послушаем ее.(слайд 1)
Рассказ легенды детьми (домашняя заготовка)
Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. Вулкан работает, - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.
- В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Слово вулкан означает бог огня.(слайд 2)
- А почему его так называют, вы ответите сами в конце нашего занятия.
-Когда вулканы спят(слайд 3), то мало отличаются от других гор. Но иногда они просыпаются(слайд 4), и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.
-Ребята, вспомните пожалуйста, какие выбросы бывают из вулкана? (ответы детей: пепел, лава, бомбы, камни).(слайд 5,6)
-Сейчас мы заглянем внутрь вулкана(слайд 7). Пояснения по слайду: лава из под земли поднимается по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера вулкана, вулкан имеет форму конуса.
- Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас (слайд 8), но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут спать очень долго. Для того, чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи (слайд 9). С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан спит, а когда проснется.
- Извержение вулканов угрожает жизни людей (слайд 10,11), лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров.
- Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок, красивый автомобиль. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать, как поступить? (ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, поставить автомобили в гараж, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место)
- И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь? (ответы детей: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте).
- Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия (ответы детей: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла круши домов, чтобы они не обрушились).
- Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали.
- Посмотрите на карту мира (слайд 12), красными треугольниками показаны крупные вулканы, очень много их на Земле.
- Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы(слайд 13). В нашей стране на Дальнем Востоке, Камчатке, тоже есть вулканы. Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.(слайд 14)
- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать вулкан и посмотреть на его извержение. Но прежде немного отдохнем.
Физминутка.
После физминутки дети проходят к столам и проводится опыт по изготовлению вулкана. Пластиковая тарелка выполняет роль Земли, пластиковый стаканчик – жерло, форма вулкана – конус выполнена из картона. На жерло одеваем конус, кладем чайную ложку соды, моющего средства, добавляем красную краску. После чего готовые вулканы ставятся на середины столов и воспитатель сам добавляет лимонную кислоту (сок лимона).
Наблюдаем извержение вулкана.
Дети приглашаются в центр группы, где стоит маленький столик накрытый красивой салфеткой (под салфеткой макет вулкана, внутри сладкий сюрприз).
- Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, бомбы, а извергает сладкие подарки. (Из кратера макета достаются конфеты).
-Скажите пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия?
- а давайте ответим на самый главный вопрос: почему же все-таки вулкан называют богом огня?
- Теперь возьмите смайлики по вашему настроению (детям предлагаются веселый и грустный смайлик) и прикрепите их магнитами к доске. Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.
Использованная литература:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 128с. Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада по теме Вулканы
Автор-составитель: Смоляр И. И., воспитатель МАДОУ Московский детский сад Сказка Тюменского района.
Задачи:
Дать детям представление о таком явлении природы как вулканы, познакомить с профессией ученого-вулканолога.
Материалы и оборудование:
Проектор, ноутбук, пластиковые стаканчики (на каждого ребенка), глубокие пластиковые тарелки (на каждого ребенка), конусу из картона (на каждого ребенка), сода, моющая жидкость (любая), красная краска, уксус, макет вулкана, маленькие ложечки (на каждого ребенка).
Предварительная работа: просмотр видеофильма Вулканы
Ход занятия:
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся (дети проходят мимо гостей и поглаживают своей ладошкой ладошку взрослого).
-Проходите, присаживайтесь на свои коврики.
-Ребята, я вам приготовила загадку, попробуйте ее отгадать:
Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера очень ей нужен.
Если проход на поверхность ей дан,
Значит проснулся грозный… ( вулкан).
-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан. Егор, Саша и Таня приготовили нам легенду, послушаем ее.(слайд 1)
Рассказ легенды детьми (домашняя заготовка)
Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. Вулкан работает, - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.
- В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Слово вулкан означает бог огня.(слайд 2)
- А почему его так называют, вы ответите сами в конце нашего занятия.
-Когда вулканы спят(слайд 3), то мало отличаются от других гор. Но иногда они просыпаются(слайд 4), и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.
-Ребята, вспомните пожалуйста, какие выбросы бывают из вулкана? (ответы детей: пепел, лава, бомбы, камни).(слайд 5,6)
-Сейчас мы заглянем внутрь вулкана(слайд 7). Пояснения по слайду: лава из под земли поднимается по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера вулкана, вулкан имеет форму конуса.
- Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас (слайд 8), но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут спать очень долго. Для того, чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи (слайд 9). С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан спит, а когда проснется.
- Извержение вулканов угрожает жизни людей (слайд 10,11), лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров.
- Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок, красивый автомобиль. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать, как поступить? (ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, поставить автомобили в гараж, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место)
- И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь? (ответы детей: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте).
- Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия (ответы детей: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла круши домов, чтобы они не обрушились).
- Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали.
- Посмотрите на карту мира (слайд 12), красными треугольниками показаны крупные вулканы, очень много их на Земле.
- Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы(слайд 13). В нашей стране на Дальнем Востоке, Камчатке, тоже есть вулканы. Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.(слайд 14)
- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать вулкан и посмотреть на его извержение. Но прежде немного отдохнем.
Физминутка.
После физминутки дети проходят к столам и проводится опыт по изготовлению вулкана. Пластиковая тарелка выполняет роль Земли, пластиковый стаканчик – жерло, форма вулкана – конус выполнена из картона. На жерло одеваем конус, кладем чайную ложку соды, моющего средства, добавляем красную краску. После чего готовые вулканы ставятся на середины столов и воспитатель сам добавляет лимонную кислоту (сок лимона).
Наблюдаем извержение вулкана.
Дети приглашаются в центр группы, где стоит маленький столик накрытый красивой салфеткой (под салфеткой макет вулкана, внутри сладкий сюрприз).
- Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, бомбы, а извергает сладкие подарки. (Из кратера макета достаются конфеты).
-Скажите пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия?
- а давайте ответим на самый главный вопрос: почему же все-таки вулкан называют богом огня?
- Теперь возьмите смайлики по вашему настроению (детям предлагаются веселый и грустный смайлик) и прикрепите их магнитами к доске. Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.
Использованная литература:
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 128с.
2. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 944с.
3. Ресурсы Интернет:
2. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М.:ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 944с.
3. Ресурсы Интернет:
HYPER13PAGE HYPER15
15