ПРОЦЕСС ИММЕРСИИ В ЛЕКСИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА В ХОДЕ РАБОТЫ НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ПРОИЗНОШЕНИЕМ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОЦЕСС ИММЕРСИИ В ЛЕКСИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА В ХОДЕ РАБОТЫ НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ПРОИЗНОШЕНИЕМ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Автор: Тесленко Антонина Георгиевна


ПРОЦЕСС ИММЕРСИИ В ЛЕКСИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА В ХОДЕ РАБОТЫ НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ПРОИЗНОШЕНИЕМ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
( Вариативность и детализация работы над содержанием текста)
Тесленко А. Г, учитель- дефектолог ( логопед) ,. ГКОУ Специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 27 города Пятигорска
Ставропольского края.
Текст – это один из многих видов работы над развитием речи и произношением учащихся в специальных школах для детей с недостатками слуха и отклонениями в развитии, а так же в общеобразовательных детских садах и школах .Как правило, текст используется для пополнения словарного запаса , расширения представлений об окружающем мире. Если рассматривать работу с текстом с технической стороны , то он помогает развивать навыки чтения , способствует развитию внятности речи и произношения в целом. Традиционно работа с текстом проводится практически по одной и той же схеме. Это – чтение, затем работа над словарём, ответы на вопросы, пересказ, работа по картинкам. Зачастую большая часть текста для детей с отклонениями в развитии и недостатками слуха остается непонятной. Как правило, учитель чаще всего передает краткое содержание текста сам, то есть адаптирует текст. Затем задаются общие вопросы. Дети, опираясь на наводящие вопросы, пробуют пересказать текст. При этом они передают содержание текста механически запоминая лексику текста. Так идёт наслоение материала , который остается вне поля зрения учащихся. С годами тексты усложняются. И уже в старших классах детям бывает очень трудно справиться с более сложными текстами программного материала, особенно, если это тексты фольклорного характера или тексты- стихотворения, где очень много лексики, которую детям трудно понять. Учителю необходимо объяснять чуть ли не каждое слово, но на это времени на уроке зачастую совсем не хватает. ( Поэтому, как правило, ограничиваются объяснением так называемых опорных слов)
Много лет работая в школе для глухих и слабослышащих детей, я пришла к выводу , что работа с текстом имеет очень важное значение для развития ребёнка в целом и начинать эту работу надо достаточно продуктивно уже в начальной школе.( Это, как при изучении иностранного языка. Мы ведь переводим предложения в тексте полностью, переводим каждое слово. Иначе, если мы не переведём то или иное слово, смысл изменится и не всё будет понятно.) Текст несёт смысловую нагрузку, поэтому слова с самого начало должны быть понятны для ребёнка все,. иначе ему потом будет очень трудно в старших классах понимать прочитанное. Я считаю, что если учитель начинает работать с текстом , то он должен объяснить ребёнку все непонятные слова, а не только ключевые, для того, чтобы ребёнок понял содержание текста. Объясняя значение только ключевых слов в тексте, учитель тем самым, как бы ограничивает кругозор ребёнка механически отсекая, с его точки зрения, не совсем нужные для ребёнка слова.. Надо объяснять всё. Даже, если ребёнок запомнит половину из того, что ему объяснял учитель , то в последствии, там. где он увидит то или иное слово , он уже вспомнит, что оно ему уже где-то встречалось и постарается вспомнить тот текст , где было это слово. Этот, так называемый пассивный словарь должен всегда пополняться и объясняться. Нет слов , без которых ребёнок мог бы обойтись.
Как же сделать так, чтобы работа над текстом была построена таким образом, чтобы ребенок мог усвоить как можно больше слов, мог развивать свою речь и произношение?
Возможно я не сделаю открытия, а возможно и сделаю, если скажу, что занятия по развитию речи можно совмещать с уроками чтения. ( Не чисто механически, а в плане работы над лексикой). И вот почему. Потому что именно работая с текстом., мы можем одновременно работать над множеством других тем тем , которые мы так любим делить и дробить, и все равно не можем дать детям необходимый минимум тех знаний об окружающем мире , которые они должны получить. Это происходит от того, что тексты, как я уже говорила, мы просто читаем, а темы мы учим пассивно, в то время, как словарь должен заучиваться произвольно.
Именно произвольному запоминанию слов , развитию речи и произношения способствует , как мне кажется, предлагаемая методика иммерсии работы с текстом. Это детализация всех аспектов текста, это погружение в текст , его содержание, его объем, его музыку. Это углубленная работа с каждым словом, с каждым предложением..Эта работа должна, в конечном итоге, подвести к полному пониманию текста.. Разумеется, речь идет о начальной школе. В данном случае, именно здесь закладываются ценные кирпичики познавательной активности учащихся .Если они поймут , как интересно работать со словом , узнавать новое, они в дальнейшем, если что-то и будет непонятно, смогут сами найти объяснение того или иного слова или в словаре , или просто спросить. Если будут понятны слова, будет понятно содержание текста , рассказа, стихотворение. Тогда детям будет интересно читать, они станут читать книги с большим интересом. Ведь почему глухие и слабослышащие дети мало посещают библиотеки? ( Да и не только глухие) Да потому, что они знают, что какую книгу они не взяли бы, им почти всё там будет непонятно. А раз непонятно – значит, не интересно.
Так, текст, который берёт учитель в самом начале, а именно в младших классах, должен быть небольшим по содержанию.
Ну, например:
Вот папа. Вот мама. Вот бабушка. Вот дедушка.
Обязательно надо иметь картинки. Здесь и работа над словарем и одновременно над чтением, и, конечно, над развитием речи. Тема Моя семья. В дальнейшем можно расширить содержание текста.
Вот папа. Вот мама. Вот бабушка. .Вот дедушка. Это дядя. Это тётя. Это сестра. Это брат.
Смотрите, как произвольно , ненавязчиво предлагается расширение словарного запаса только по одной этой теме. Далее можно, используя картинки и вопросы, провести разнообразные игры.
-Кто это?
- Это папа?
Данный вопрос позволяет расширить словарный запас, дать ребёнку возможность мыслить и угадывать. Особенно, если вы демонстрируете картинку, где изображён папа, а сами спрашиваете Это бабушка?
Можно принести фотографии семьи. Тогда дети сами могут составить простые тексты. А мы поможем им добавить еще и другие предложения, используя вопросы более сложного характера :
-Как зовут папу?
-Как зовут бабушку?
-Сколько лет бабушке?
-Кем работает папа?
Последний вопрос предполагает наличие и работу уже над другим текстом , чтобы дети смогли правильно ответить на вопрос о профессиях . Это текст о профессиях
Вот повар. Он варит. Вот учительница . Она учит. Вот шофёр. Он водит машину. Вот продавец. Он продаёт продукты. Вот врач. Он лечит.
Содержание данного текста можно продолжить. Но , следуя нашему правилу углубленного( иммерсионного) изучения лексики, посмотрите внимательно, и вы сразу увидите, что данный текст содержит в себе и другие темы, которые можно и нужно раскрыть и показать детям.. Разумеется необходима очень хорошая наглядность, таблички с написанными на них словами, муляжи, макеты.
Вот повар. Она( Он) варит.
Напрашивается вопрос:
-А что же варит повар?
Повар варит щи, борщ, компот, кисель, пюре, кашу и т .д.
Затронули мы другую тему? Да, теперь детям понятно, что же варит повар?. Здесь тоже можно поработать над расширением словаря. детализировать употребление слов . Так, например:
Повар жарит котлеты, печет пироги и торты, лепит(делает) и варит пельмени.
Вот шофёр. Он водит машину.
-А какие бывают машины? Машины бывают разные.
Давайте не упустим момент и покажем детям разнообразные виды машин. Используем картинки ,игрушки
Автомобили, автобусы, грузовики, самосвалы и так далее.
Вот продавец. Он продает продукты.
-Какие продукты?
Но ведь продавец продает не только продукты. Он продает товары. Какие товары?
-Какие продукты? Какие товары продает продавец?
После того, как дети познакомятся с названием продуктов и товаров, им будет очень хорошо понятен сам смысл слова продавец и что он делает, где работает. А работает продавец в разных магазинах: промтоварных, продовольственных, книжных, хозяйственных.
Посмотрите, как на совсем небольшом тексте были затронуты самые разнообразнее темы.
Вернемся к тексту. Сравним.
Вот текст. А вот словарь, который нам понадобился, для того чтобы усвоить содержание текста. Словарь при таком подходе , значительно больше по объёму , чем само содержание текста изначально. Как много слов узнали ребята при работе с таким маленьким по объему текстом.
Но ведь мы можем расширить содержание текста.
Вот повар. Он варит вкусную пищу.
Повар варит суп . Повар варит борщ. Повар варит кашу. Повар варит компот.
-Компот с чем? ( С фруктами: яблоками, грушами, сливой, вишней. С ягодами: малиной, клубникой, смородиной)
Какая каша?( рисовая, манная. перловая, гречневая, пшеничная и т.д.)
Какой бывает суп? С чем суп? ( с макаронами, с рисом, с фасолью, с горохом. с грибами)
Что кладут в борщ? ( капусту, морковь, картофель, свёклу, укроп, петрушку)
Чувствуете, что тема опять расширяется? Хотя новый текст по своему содержанию. остался небольшим, но зато охватил большое количество новых тем, таких, как Продукты, Овощи, Грибы, Фрукты, Я годы.
Обязательно необходимо разъяснить ребятам понятия вкусный, не вкусный, сладкий, не сладкий.
Одновременно учитель работает над произношением каждого слова, отдельными звуками речи, развивает слуховое восприятие, задавая вопросы по тексту.
Так , начиная с простейшего текста, мы значительно расширяем словарный запас учащихся, работаем над произношением и техникой чтения. Мы учим ребёнка правильно произносить слова, соблюдать ударение,. ритм , дыхание. Мы расширяем его кругозор с самого начала его обучения. Ведь весь материал не просто дается ребёнку как слова и только. Мы играем в разные игры, мы можем быть поварами и водителями, мы можем быть продавцами и учителями, мы можем демонстрировать их действия, а так же выразить свое отношение. к тому , что мы делаем.
А выразить свое отношение к тому, что мы или кто-то другой делает, мы сможем при помощи простого текста – диалога.
-Вот мой папа.
- Как зовут твоего папу?
- Папу зовут Николай Петрович.
- Кем работает твой папа?
- Мой папа шофёр.
Этот текст уже не требует такого углубленного изучения, как предыдущие тексты. Это текст на закрепление пройденного материала. Текст, направленный на развитие речи и произношения.
-Ты любишь борщ?
- Нет, я не люблю борщ. Я люблю суп. Суп вкусный.
-А я люблю борщ. Наш повар варит очень вкусный борщ.
Диалоги проговариваются между ребятами. Здесь важно , чтобы ребята не только заучивали диалог, но старались говорить своими словами, старались сами придумать аналогичные диалоги, говорить естественно и непринужденно. Этого можно достичь при условии,.если детям понятен и знаком речевой материал.
Работать над углубленным изучением лексического содержания текста необходимо до тех пор, пока есть возможность раскрытия этого содержания. Затем можно прейти к изучению следующего текста..С каждым разом детям будет все более и более понятен следующий текс, а содержание самого текста будет постепенно усложняться.
Очень нравится детям демонстрировать в действии содержание различных текстов: текстов – диалогов, текстов- стихотворений.
Хочется более подробно остановиться на работе с текстами – стихотворениями.
Мною составлено специальное пособие, где подобраны стихотворения( написанные мной для второй книги стихов для детей ), которые можно инсценировать, как маленькие пьески. В каждой строчке стихотворения содержится смысл действия, которое можно продемонстрировать самому учителю и вместе с детьми. Некоторые стихотворения специально не закончены. Это сделано для того, чтобы, развивая детскую фантазию, позволить детям самим придумать конец стихотворения. Вариантов может быть очень много, так как детская фантазия безгранична.
Как же происходит процесс иммерсии в текст в данном случае?
Вот одно из таких стихотворений. очень весёлое, смешное и энергичное по своему содержанию.
Волк и зайчишка.
По мосту идёт зайчишка,
Сразу видно - шалунишка.
А вот куст большой, большой,
Притаился волк там злой.
Песни зайчик напевает,
Ничего не замечает.
Волк как выскочит!- Беда!
Бегает туда, сюда
Зайчик серый по мосту.
Увернулся на бегу,
Да шмыгнул быстрей под мост.
Волк споткнулся! - Вывод прост!
Прямо в воду волк упал
И зайчишку не догнал.
Прежде всего, необходимо иметь нужные картинки. К каждому предложению в пособии прилагаются соответствующие картинки. Отдельные предложения выписываются на отдельные карточки, картинки тоже должны быть, как в разрезном виде, так и по всему тексту в целом. Необходимо иметь фигурки персонажей стихотворения, предметы , которые понадобятся, для того, чтобы точно отобразить в действии происходящее в стихотворении. Можно сделать действующий макет, необходимо сделать маски героев стихотворения, подобрать музыкальное оформление. Ведь мы хотим , чтобы наши детки научились мыслить, запоминать, говорить. Поэтому желательно не упустить ни одной детали. Домыслить диалоги и возможные реплики.
Мы начинаем с чтения стихотворения. Учитель очень эмоционально и выразительно читает текст- стихотворение. И задаёт вопрос:
- О ком это стихотворение? Кто главные герои?
Желательно название стихотворение сразу детям не говорить, потому что по ходу урока можно потом задать детям вопрос: :
- Как, вы думаете, как называется стихотворение, или, какое название можно дать этому стихотворению?
Детям будет очень интересно или угадать название, или придумать самим заголовок к стихотворению.
Далее начинается разбор каждого предложения.
По мосту идёт зайчишка.
-Ребята, скажите, какой зайчик? Почему написано зайчишка? Это большой зайчик или маленький?
Здесь мы могли бы перейти к следующему предложению, но у нас цель плангирования в текст. В данном предложении есть слово мост.
Поэтому нам необходимо остановиться на этом слове и выяснить:
- Какой мост? ( деревянный, металлический, большой, маленький, висячий, железнодорожный)
Учитель показывает картинки различных мостов.
- Это мост. И это тоже мост. Как вы думаете, по какому мосту мог идти зайчишка?
-А что могло быть под мостом?
-Если вы слушали внимательно, то вы знаете, чем закончилось стихотворение?
-Куда упал волк? ( Волк упал в воду)
-Значит, под мостом была река?
- А кто думает иначе? (Ведь под мостом могла быть и канава , наполненная водой и ров)
- Как вы думаете, большая была река или маленькая?
-А может быть, это была речушка или ручеёк? ( Показываются картинки на выбор.)
- Посмотрите, какая была река? ( Выбирается нужный вариант)
-Где стоял мост? ( В лесу, около леса, в поле Если действие происходит около леса, то необходимо выяснить: - Около какого леса? ( Учащимся предъявляются картинки. Дети должны выбрать ту картинку, которая им не только нравится, но и ту, которая больше подходит к содержанию текста)
-Откуда шел зайчик? ( С какой стороны?)
Представляете, насколько раскрываются возможности детской мысли? А ведь мы только разбираем первую строчку.
( Если у ребят возникнут различные мнения, то тогда выбираются просто подходящие варианты , карточки с написанными на них нужными словами переворачиваются и ребята выбирают с помощью ведущего одну из предлагаемых. Ту карточку, которую он выберет и считают условной моделью декораций данного текста)
Переходим ко второй строчке стихотворения.
Сразу видно - шалунишка
-Что значит шалунишка?
-Зайчик не просто шёл. Он был шалунишка.
-Как это можно показать?
-Если бы вы были шалунишками, как бы вы себя вели?
Дети могут показать, как они понимают слово шалунишка.
Далее:
А вот куст, большой, большой
- Какой куст по размерам?
- Большой или маленький?
-Высокий или низкий?
- Правильно большой?
-Как вы думаете, куст какого растения может расти рядом с мостом?
Этот вопрос может вызвать затруднения у ребят. Поэтому учитель может оказать помощь детям. Он показывает картинки, с изображением различных видов кустов.
- Это куст малины.
- Это куст шиповника.
- Это куст самшита.
- Это куст смородины.
-Это куст ежевики.
- Это куст винограда.
-Это куст роз.
- Это куст сирени.
-Это куст жасмина.
- Это куст барбариса.
-Какой же из этих кустов рос около моста? Как вы думаете?
Ребята догадываются, какой же куст мог расти около моста. Ведь рядом лес , речка. Интересно то , что название куста, который находился рядом с мостом может да и не должно совпадать в каждой группе учащихся,. дети мыслят по – разному . Одна группа может выбрать куст шиповника, а другая - куст ежевики. Главное – творческий процесс и максимальное приближение содержания текста к действительности на выбор учащихся)
Притаился волк там злой
-Кто сидел за кустом?
- Что значит притаился?
- Покажите, как вы понимаете слово притаился?
- Какой был волк?
- Волк был добрый?
- Почему волк был злой?
-Покажите .Как вы понимаете слово злой?.
- Почему волк спрятался за кустом?
- А что думал волк?
- А теперь послушайте ряд мелодий и подумайте, какая из них подходит для зайчишки, а какая для волка?
Дети слушают музыку и подбирают нужную для волка и для зайчика.
Песни зайчик напевает,
ничего не замечает
-Как пел зайчик?
-Покажите, как пел зайчик? ( ля-ля, тра- ля-ля. тра-та-та)
-Давайте вместе споем песенку зайчика.( мы поем песню и работает над ритмом)
-Если зайчик будет петь ля-ля –ля или тра-та –та . он будет одинаково двигаться или нет, как вы думаете?
- Конечно нет. Поэтому мы бежим по мосту, напевая тра-та-та , а потом, напевая ля-ля-ля
- А какая песенка больше подходит к слову шалунишка?
Волк как выскочит! – Беда!
- Покажите , как мог выскочить волк.?
- Что значит выскочить
-Что мог крикнуть в этот момент волк?( Волк мог зарычать РРРРР или крикнуть Вот я тебя сейчас съем , Вот я тебя сейчас поймаю, Ага, попался!, Не уйдешь от меня!( дети должны помнить, что это маленькая сказка, а в сказках животные могут разговаривать)
Бегает туда – сюда
зайчик серый по мосту
_____________________________
- Покажите, как зайчик себя вел, когда увидел волка?
- Зайчик испугался?
-Как он бегал помосту?
- Как вы думаете, что мог кричать зайчик волку?
- Почему зайчик бегал по мосту ? Он играл с волком?
_____________________________________________
Увернулся на бегу
- Что значит Увернулся?
- Покажите, как вы понимаете слово увернулся?
- Почему зайчику пришлось увернуться?
- Волк почти поймал зайчика?
Да шмыгнул быстрей под мост
- Что значит шмыгнул-
-Покажите, как вы понимаете шмыгнул( можно показать на макете, можно продемонстрировать самим)
Волк споткнулся, Прямо в воду волк упал
- Покажите на макете, как волк споткнулся и как упал в воду?
- Что сделал зайчишка?
-Что подумал волк, когда упал в воду?
- Придумайте другой конец сказке.
Эту же сказку можно разыграть с другими героями. По мосту могут идти самые различные звери и животные. Может идти два зайца, а в кустах сидеть один волк. Может идти один зайчик , а в кустах сидеть два волка.
Вот ,как прозвучат другие варианты этого же стихотворения, но уже с другими персонажами.
Лис и Петух
По мосту идёт Петух.
У него прекрасный слух.
А вот куст большой, большой.
Притаился лис там злой.
Песни петушок поёт,
Курочек к воде зовёт.
Лис как выскочит тогда,
Петушок кричит: Беда!.
И на лиса налетел,
Клюнул в лоб и улетел.
Ну а лис за лоб схватился
И под мост вдруг покатился.
Прямо в воду лис упал
Петушка-то не догнал!
После того, как сказку разобрали и поняли в чём суть каждого действия, выбираются герои из числа детей , ведущий.
Ведущий читает текст, а герои могут после слов ведущего вставлять свои реплики, вслушиваясь в музыкальное сопровождение сказки.
Обязательно проговорить стихотворение и обратить внимание на произношение звуков и слов. В данном стихотворении достаточно слов на звук Ш и на звук С. Если вы работаете с таким текстом в школе глухих ,можно дать каждое предложение на слуховое восприятие.
- Послушайте, найдите в тексте, подберите картинку и повторите.
Можно дать детям задание собрать разрезной текст данного стихотворения. Подобрать картинки к каждому предложению.
Ответить на вопросы.
- Кто шел по мосту?
- Кто сидел за кустом?
- Какой был куст?
-Какой был волк?
- Что сделал волк?
-Кто увернулся на бегу?
-Куда упал волк?
-Куда шмыгнул зайчишка?
-Какой был зайчишка?
_____________
-А какой можно сделать вывод?
Надо быть внимательным ,никого не бояться
Конечно же , стихотворение разучивается затем наизусть. теперь, когда детям так понятен смысл им гораздо легче будет выучить стихотворение( или пересказать текст, если это текст)
А ещё можно поговорить о времени года . ( Это можно обсудить в самом начале работы над текстом.)
- Какое время года?
- Почему Вы так думаете?
-Если лето, то какие листья на кусте.
-Если осень, то какие листья на кусте, какие плоды?
- А может быть, действие происходит зимой или весной?
Думается, что такой подход к работе с текстом поможет детям намного эффективнее и продуктивнее понять и использовать лексику в различных жизненных ситуациях.
Вот текст из программного материала. Развитие слухового восприятия 4 класс. ( Можно с успехом использовать в любом другом детском учреждении , как на индивидуальных занятиях, так и на уроках по развитию речи).
Звенит звонок. Начался урок рисования. Ребята взяли альбомы, фломастеры и стали рисовать. Листопад. Жёлтые, оранжевые багровые листья падают на землю. Птицы улетают далеко- далеко, в тёплые страны. В садах созрели яблоки. На рисунках у ребят золотая осень
На таком тексте можно продемонстрировать очень многое из того, что как бы скрывается внутри каждого предложения. Текст приглашает заглянуть гораздо глубже в себя. Не просто выяснить, что у ребят урок рисования и что ребята рисовали осень. Надо представить и создать наяву те картины, которые есть в тексте. Это листопад. Дайте детям возможность пофантазировать Пусть они наяву поймут и почувствуют эту Золотую осень. Можно собрать, а можно нарисовать различные листья, различных деревьев. можно собрать букеты цветов, можно принести различные яблоки: большие, маленькие, красные , зелёные. Можно сделать макет сада, можно самим стать листьями и полетать под прекрасную музыку осени, подбросить листья вверх и полететь, как птицы, в дальние страны и увидеть, что же там в других странах и подумать о весне, чтобы вернуться с первыми весенними днями на Родину.
2