Классный час по профориентации


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Классный час по профориентации
Автор: Садыкова Светлана Юрьевна

Тема: «Решай, мой друг, кем быть тебе!»Цель: формирование у воспитанников осознанного выбора будущей профессии.Задачи: 1.Научить различать такие понятия как профессия, специальность и категория.2. Познакомить с профессиями, соответствующими своему времени.3. Помочь детям осознать правильность выбора будущей профессии.Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Кем быть?», бланки для заполнения, ручки, текст стихотворения В. Маяковского «Кем быть?».Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.Методы : словесная, наглядная. Ход классного часа:
  • Вступительное слово, тема. Постановка проблемы.
  • Игра «Отгадай профессию»
  • Работа в группах
  • Проведение анкеты. Анализ анкетирования.
  • Заключение, подведение итога
  • СодержаниеУ меня растут года,будет и семнадцать.Где работать мне тогда,чем заниматься?Беседа ВоспитательКакую проблему ставит В.В.Маяковский в своем стихотворении?А зачем думать о будущей профессии сейчас, ведь у вас еще есть время?(Ответы детей)Правильно. И сегодня у вас будет возможность определить, к какому типу профессий вы склонны и, следовательно, в каком направлении продолжать свое образование после окончания 9 класса.Воспитатель:  Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Сегодня я предлагаю вам немного поговорить, обсудить, подискутировать на тему: «Моя будущая профессия». Я надеюсь, что многим из вас будет полезна наша встреча и вы  вынесете много полезного для себя.  Что же такое профессия? На доске написаны 3 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация. Как бы вы объяснили различие между этими словами?(Дети дают ответы.)Профе́ссия — род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.Специальность — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессииКвалификация — степень соответствия определённому уровню профессиональных требований. Но я думаю, что у вас есть еще время, для того, чтобы определить свою пристань в жизни. Человек должен очень ответственно подходить к своему решению. Как говорят мудрые  французы : «Выбирать  профессию надо также как выбираем перчатку, чтобы не жала и не слетала».   И сегодня мы еще раз окунемся в мир профессий, вам предоставляется еще одна возможность «примерить» несколько таких перчаток, побывать на нескольких пристанях. Может кто-то еще не до конца определился или окончательно утвердился в своем выборе.  Но сначала, мы с вами поиграем в игру «Отгадай профессию».    Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать.
  • Рисунок, проект, план, город, чертеж, конструкции, строительство, здания (архитектор)
  • Правопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, безопасность, смелость (полицейский)
  • Книга, фонд, эрудиция, тишина, читатели, каталоги (библиотекарь)
  • Газета, новости, люди, оперативность, редакция, факты (журналист)
  • Красота, волосы, ножницы, прическа, шампунь, краска, клиент (парикмахер)
  • Стройка, кирпич, бетон, свежий воздух, стена, кладка (строитель)
  • Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, вагоны, ответственность (машинист локомотива)
  • 8)Тесто, мука, печь, хлеб, пышность, аромат, вкус, чистота, тепло (пекарь)Воспитатель: Термин «профессия» происходит от латинского слова, что в переводе означает «объявляю своим делом». В человеческом обществе профессии появились с разделением труда, когда одни люди стали заниматься земледелием, другие – скотоводством, третьи – различными ремеслами. Накопленные в каждой профессиональной среде знания и умения передавались от поколения в поколение. В. Даль в своем словаре русского языка определил профессию как «промысел, сословное занятие». Итак, профессия – это исторически сложившиеся формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь особые способности и развитые профессионально важные качества.     Вот вам приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И это только общие требования. Необходимо взвесить и оценить свои способности, помнить, что с возрастом способности к обучению снижаются. Если автоматизм управления автомобилем у 10-летних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых - за 50 часов. При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.    Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество - хорошо, а исполнительность - плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.Практическая работа( все учащиеся разделены на две команды) Проанализируйте профессию, которую, возможно, вы уже выбрали или только склоняетесь к выбору. Ответьте на 9 вопросов честно и серьёзно. Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии, а потом посмотрите на них со стороны, как будто вас убеждает кто-то другой. Отнеситесь к тексту критически, действительно ли выбор обоснован. Видны ли в нём знания профессии, оценка своих возможностей? Попробуйте покритиковать текст, может быть даже переубедить «собеседника». И не поддавайтесь эмоциям, при решении таких важных задач они бывают неподходящими помощниками. Если вы ответите серьёзно на вопросы, я думаю, это поможет вам в профессиональном выборе.  1. Какое значение имеет данная профессия для общества? 2. Какой труд - автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется? 3. Назовите объект труда, конечный результат работы. 4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда. 5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии.6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?9. Где можно её получить?Воспитатель: Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду.Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему? (Отвечают ребята).Воспитатель: Существует три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия. Как вы думаете , какие  эти требования? ( ответы детей)
  • Во-первых, чтобы профессия была интересной.
  • Во-вторых, чтобы можно было найти работу по специальности.
  • В-третьих, чтобы профессия соответствовала возможностям данного индивида.
  • Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение. Какие вы знаете профессии? (Ответы детей)Примерные списки профессий:Самые модные:  юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.Подумай и ответь, согласен ли ты с утверждениями и запиши, с какими ты согласен, а с какими нет: выбери ориентир для будущей профессии, один, два.
  • профессия выбирается раз и навсегда.
  • выбор профессии зависит от толщины кошелька.
  • нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.
  • профессия предназначена человеку от рождения.
  • по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.
  • профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.
  • профессию следует выбирать, уже став взрослым.
  • чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.
  • если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.
  • психолог – не помощник в выборе профессии.
  • (все утверждения являются ложными)Анкета «Ваша будущая профессия»1). Назовите 5 наиболее привлекательных для вас профессий, расположите их по степени значимости.2). Какую профессию хотите выбрать вы?34). В чем преимущества вашей будущей профессии?5). Назовите "минусы" вашей будущей профессии.7). Назовите причины, которые могут помешать вам выбрать эту профессию.8). Какую профессию вы точно не выберете?Анализ анкеты Итак, вы получили информацию о мире профессий. Многим стоит задуматься, как лучше использовать особенности своего характера, свои способности при выборе профессии.Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо, выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции вам) и обеспечивать максимальную реализацию ваших возможностей ( пользу обществу).А помогут вам в этом данные центра занятости в районе, дополнительная литература, Интернет, образовательные ярмарки, проводимые в районе.Итог занятия Я хочу поблагодарить вас за работу, поддержку, понимание.  А мне остается пожелать вам попутного ветра, у вас еще есть время, для того, чтобы сделать правильный выбор! Спасибо и до свидания!Литература
  • Бобровская Л.Н. и др. Анкеты по профориентации для старшеклассников// Практика административной работы в школе. – №1 – 2008.
  • Осьмушкина И.Н. и др. Программа «Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения»// Практика административной работы в школе. – №7 – 2008.
  • Челнокова Т.А.. Гусева Н.А. Фестиваль профессий в 8 – 9 классах// Практика административной работы в школе. – №1 – 2005.
  • 1. Какое значение имеет данная профессия для общества? 2. Какой труд - автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется? 3. Назовите объект труда, конечный результат работы. 4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда. 5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии.6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?9. Где можно её получить?1. Какое значение имеет данная профессия для общества? 2. Какой труд - автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется? 3. Назовите объект труда, конечный результат работы. 4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда. 5. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии.6. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?7. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?8. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?9. Где можно её получить?Воспитатель ПолицейскийВрач СтроительПожарный ВодительУчитель ПекарьПодумай и ответь, согласен ли ты с утверждениями и запиши, с какими ты согласен, а с какими нет: выбери ориентир для будущей профессии, один, два.1.профессия выбирается раз и навсегда.2.выбор профессии зависит от толщины кошелька.3.нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.4.профессия предназначена человеку от рождения.5.по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.6.профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.7.профессию следует выбирать, уже став взрослым.8.чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.9.если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.10.психолог – не помощник в выборе профессии.Подумай и ответь, согласен ли ты с утверждениями и запиши, с какими ты согласен, а с какими нет: выбери ориентир для будущей профессии, один, два.1.профессия выбирается раз и навсегда.2.выбор профессии зависит от толщины кошелька.3.нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.4.профессия предназначена человеку от рождения.5.по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.6.профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.7.профессию следует выбирать, уже став взрослым.8.чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.9.если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.10.психолог – не помощник в выборе профессии.Анкета «Ваша будущая профессия»1). Назовите 5 наиболее привлекательных для вас профессий, расположите их по степени значимости.2). Какую профессию хотите выбрать вы?34). В чем преимущества вашей будущей профессии?5). Назовите "минусы" вашей будущей профессии.7). Назовите причины, которые могут помешать вам выбрать эту профессию.8). Какую профессию вы точно не выберете?Анкета «Ваша будущая профессия»1). Назовите 5 наиболее привлекательных для вас профессий, расположите их по степени значимости.2). Какую профессию хотите выбрать вы?34). В чем преимущества вашей будущей профессии?5). Назовите "минусы" вашей будущей профессии.7). Назовите причины, которые могут помешать вам выбрать эту профессию.8). Какую профессию вы точно не выберете?