Туристско-краеведческая работа в школе
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Туристско-краеведческая работа в школе
Автор: Антонова Ирина Адольфовна
ТУРИС ТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА В ШКОЛЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
В настоящее время в условиях реформирования системы образования и всего общества в целом одним из главных направлений педагогической деятельности является развитие сущностных сил человека, его фундаментальных способностей, обретения им своего места в пространстве культуры. Стержнем нового образования является утверждение гуманистической парадигмы образования, его переориентации на ценности человека, способного формировать свою индивидуальность, развиваться в интеллектуальном и нравственном отношениях. В связи с этим возрастает значение дополнительного образования, ориентированного на свободный выбор различных форм деятельности, формирование собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей. Дополнительное образование детей и подростков призвано обогащать, расширять и дополнять базовое образование, реализуемое в школах, гимназиях, лицеях и других образовательных учреждениях.
Дополнительное образование обладает значительным педагогическим потенциал:
- выступает как средство мотивации развития личности; создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно влияет на воспитание и укрепление личного достоинства;
- построенное на освоении различных видов деятельности, расширяет культурное пространство самореализации, стимулирует к творчеству;
- в сфере дополнительного образования на основе общности личностных интересов взрослого и ребенка интенсивно и целенаправленно идет формирование гуманистических ценностных ориентаций;
- дополнительные образовательные программы, становясь зоной ближайшего развития ребенка, содействуют воспитанию его "культурной одаренности".
В то же время дополнительное образование детей и подростков требует большого внимания к уровню их здоровья. На развивающийся организм ребенка действуют повышенные физические и нервно-психические нагрузки, связанные с усвоением дополнительного учебного материала, овладением новыми видами и формами деятельности.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является общей для всей образовательной сферы. Это связано с тем, что за последнее десятилетие резко снизился уровень здоровья населения нашей страны.
Объект данной работы - здоровьесберегающие технологии в системе среднего общего образования.
Предмет работы - туристско-краеведческая работа.
Цель работы - систематизировать формы и методы туристско-краеведческой работы в средней общеобразовательной школе.
Задачи:
представить теоретические основы здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании;
показать педагогический потенциал туристско-краеведческой работы;
туристско-краеведческая работа как система
описать методику подготовки туристско-краеведческих мероприятий спортивной направленности.
Глава 1. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Задача сохранения здоровья детей всегда являлась очень важной в жизни общества, как необходимым условием его развития. К сожалению, результаты последних исследований показывают, что в системе ценностей подростков в России здоровье не поднимается выше девятого места. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. Поэтому одной из главных задач любого образовательного учреждения становится задача воспитания у детей стремления к здоровому образу жизни, а задача преподавателя - научить методам сохранения своего здоровья, применяя в своей педагогической деятельности правдивую, научно обоснованную и достоверную информацию.
Здоровый образ жизни - методы и способы жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют естественные возможности организма.
Культуру здоровья ребенка можно понимать как критерий личностного роста , условие и фактор его нормальной жизнедеятельности и развития, коммуникабельности и творческого потенциала. Культура здоровья в деятельности учреждения дополнительного образования, работающего над проблемой укрепления здоровья учащихся, занимает первостепенное место в содержании всего процесса дополнительного образования.
Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе дополнительного образования обусловлена объективными причинами:
- фундамент здоровья человека закладывается в детстве, а , следовательно, здоровые интересы, потребность к физическому совершенствованию, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в это период;
- в детском и подростковом возрасте закладываются основы здорового образа жизни, как система норм и правил, которые усваиваются и осознаются ребенком в специально проецируемой деятельности;
- школьный период развития наиболее сензитивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
Здоровье - это тот опыт жизнедеятельности, который бесполезно передавать как простую сумму научных понятий, факторов, теорий, комплексных технологий. Наиболее результативно - организация деятельности, в рамках которой изучается и апробируется опыт, накопленный человечеством за многовековую практику оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных особенностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
"Здоровьесберегающие образовательные технологии" по определению профессора Н.К.Смирнова - это все те же психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формированию представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни, это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Понятие "здоровьесберегающая технология" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей. как решается задача сохранения здоровья учеников и учителя.
Здоровьесберегающая технология по мгнению В.Д.Сонькова - это:
условия обучения ребенка в образовательном учреждении (отсутствие стресса, адекватность требований , адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным особенностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (по О.В.Петрову) понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения , укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекции в соответствии с имеющимися данными.
Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, которая соответствует особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
Использование разнообразных форм здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Принципы здоровьесбережения (по Н.К.Смирнову).
"Не навреди!" - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процессаю
Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Субъект - субъектные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и содержательном, и в процессуальном аспектах.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся - объем учебной и физической нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а потом отмечают недостатки.
Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранению здоровья.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся;
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на занятиях педагогами.
Создание условий здорового развития детей в учреждениях дополнительного образования предусматривает:
- следование физиологическим основам учебно-воспитательного процесса (учет времени трудоспособности, утомляемости, спортивной и учебной нагрузки);
- гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, светой режимы, режим и организация учебно-воспитательного процесса в физическом воспитании);
- привитие здорового образа жизни;
- разработка оздоровительных программ;
- забота о психологическом здоровье ребенка (индивидуальные беседы и консультации с детьми, испытывающими трудности в учебе и коммуникации).
Работа объединений Центра Детско-Юношеского Туризма и Экскурсий г.Новочеркасска планируется в соответствии с образовательными программами, которые направлены на сохранение, укрепление здоровья и формирование мотивации, потребностей и навыков в построении собственной жизнедеятельности на основе здоровьесберегающих принципов. Педагоги работаюе по разнообразным программам по четырем основным направлениям: физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, военно-патриотическое и социально-педагогическое. Их реализация идет непосредственно через занятия. Форму занятия выбирает сам педагог в соответствии с задачами и исходя из психофизиологической целесообразности. Широко используются педтехнологии на основе личностной ориентации педпроцесса (педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный подход, технология разноуровневой дифференциации, игровые технологии), вплоть до обучения основам здорового образа жизни и культуры питания. Занятия в спортивных объединениях, в краеведческих кружках служат основой в закладке основ здоровья, высокого уровня физической и умственной работоспособности.
Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
Туризм - это специфический вид спортивной деятельности, которая охватывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности. Это важнейшее средство воспитания, которое благодаря своему многообразию и универсальности открывает широкие возможности для практической подготовки маленького гражданина к большой жизни. Для детей туризм - это способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. А для педагоогв он средство, способ лучше понять своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие.
Термин "краеведение" появился на рубеже ХХ века.Первоначально же бытовало понятие "отечестововедение", на смену ему пришло "родиноведение", постепенно сменившееся "краеведением". Изучить, познать свой родной край, малую родину, место, где человек родился и вырос, - главная задача краеведения. С 1993 основной формой организации краеведения в системе дополнительного образования дете стала программа туристско-краеведческого движения учащихся Российской Федерации "Отечество". П Эта программа демократична, она открыта для любого поиска и эксперимента, свободна от идеологических рамок и ограничений, что способствует свободному проявлению творчества .В основе современного дополнительного туристско-краеведческого образования лежит понятие туристско-краеведческой деятельности как обязательного компонента базового ( основного) образования, осуществляемого образовательными учреждениями разного типа и вида. Как компонент базового (основного) образования туристско-краеведческая работа способна охватить своим воздействием практически всех детей и подростков.
Образовательная деятельность в объединениях туристско-краеведческого профиля основана на следующих принципах:
- доступности (возможность каждого, кто хочет приобщиться к миру здоровья, спорта, дружбы, красоты, выбрать для себя посильную форму участи);
- последовательности ( шаг за шагом, от простого к сложному, на каждом году обучения идет расширение и углубление знаний, умений и навыков);
- коллективности (формирование "ответственной зависимости" каждого ребенка от коллектива в целом);
- творческой деятельности (каждому ребенку дается возможность попробовать себя в разных ролях - от исполнителя до организатора туристско-краеведческих мероприятий).
Туристско-краеведческая работа соединяет в себе три основных блока: образовательно-познавательный, воспитательно-развивающий, оздоровительный.
Образовательно-познавательный блок имеет познавательный характер. Туристское краеведение помогает изучать историю, экономику, трудовую деятельность, быт и культуру населения, организовывать поисковую работу, исследовать природу и ее экологические проблемы; концентрирует внимание на изучение тех особенностей , которые обусловлены местонахождением объектов или явлений в границах определенного района вдоль туристского маршрута. Оно расширяет кругозор учащихся средствами наглядного предметного познания окружающего мира как бы по спирали: от родного "гнезда" к родному краю и далее к Отечеству. Такой принцип познания окружающего мира связан с физическими, физиологическими и психическими возможностями детей. Важнейшим принципом в подходе к этой деятельности служит принцип комплексности, целостного воздействия на личность ребенка. Это особенно важно в начальный период знакомства и развития интересов детей к туристско-краеведческой деятельности. Туристско-краеведческая работа - это средство, вырабатывающее особый жизненный стиль, в основе которого лежит здоровый образ жизни. Очень важно привить ребенку интерес к туристско-краеведческой деятельности как можно раньше и гораздо легче добиться этого через познание окружающего мира, через красоту природы, через наглядное познание мира природы. Особенно тесно образовательный блок связан с изучением географии, биологии и истории родного края. Такая связь дает широкие возможности дополнить, углубить учебно-образовательный процесс изучения этих школьных предметов.
Воспитательно-развивающий блок туристско-краеведческой работы является самым важным и имеет несколько направлений:
- Это развитие активной жизненной позиции, выработка навыков и привычек общественного поведения.
- Это выработка навыков самообслуживания, уважения к труду, воспитание нетерпимости к лени, ответственность за порученное дело.
- Это воспитание сознательной дисциплины, бережного отношения к чужому труду, единства слова и дела, культуры взаимоотношений между людьми, умения подчиняться и принимать решения.
- Это укрепление здоровья участников походов путем преодоления трудностей, формирования здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье.
В туристкой прогулке или экскурсии на природу, когда тишина леса, красота окружающей природы умиротворяют возбужденного ребенка, значительно легче осуществить любое воспитательное воздействие. Вопросы дисциплины и культуры поведения легко решаются у костра в туристском походе, а позже эти навыки развиваются и закрепляются в постоянном общении вне туристских мероприятий. Но первый толчок по установлению особого стиля отношений легче принимать в условиях автономного существования коллектива, когда группа чувствует наибольшую сплоченность, взаимозависимость, когда каждый идет на взаимодействие, взаимопомощь более заинтересованно, легко без внешнего принуждения.
И, наконец, оздоровительный блок, который включает в себя различные соревнования, спортивные игры с элементами интеллектуальных заданий. Благодаря физической нагрузке, регулярным занятиям в туристско-краеведческом объединении, тренировкам по туризму и ориентированию, походам выходного дня, развитию общей и специальной выносливости, участию в многодневных походах повышается общий уровень физической подготовленности учащихся. Обучающиеся учатся преодолевать естественные препятствия, обеспечивать себя теплом, пищей, водой, оказывать доврачебную помощь. Это позволяет психологически подготовить детей и подростков к нестандартным жизненным ситуациям и адекватной реакции в экстремальных условиях жизни.
Туристско-краеведческая работа в образовательном учреждении является средством:
социализации (адаптация личности к общественным условиям, усвоение социального опыта, а также самореализация в выбранной сфере);
воспитания патриотизма (изучение истории и культуры родного края, традиций и природного наследия, бережное отношение к природе - обязательный компонент любого похода или экскурсии);
нравственного, трудового, физического воспитания (любое туристское мероприятие , будь то многодневный поход или прогулка требует определенных физических усилий и проходит на основе самообеспечения группы);
эстетического развития (красота природы, эмоциональные впечатления и радостные переживания сопровождают любой поход, прогулку, экскурсию; надо только научить видеть и чувствовать это);
оздоровления (туризм - самый популярный вид активного отдыха вне зависимости от возраста и состояния здоровья, различные его формы позволяют заниматься туризмом практически всем желающим);
развития творческих способностей (научно-исследовательская работа, организация досуговых мероприятий и т.п.);
допрофессиональной ориентации (на занятиях приобретаются полезные навыки и умения, которые потребуются и во взрослой жизни).
Таким образом, очевидно, что задачи, которые решает туристско-краеведческая работа весьма широки и разнообразны. Но самое главное - комплексность этих форм воспитания, их органическое единство и оптимальное сочетание в работе, благодаря чему и достигается наивысший воспитательный, образовательный и оздоровительный эффект.
Глава 3. ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТА В СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
3.1. Туристско-краеведческая работа в школе как система.
Как любая система туристско-краеведческая работа - стройный ряд частей, образующих целое, характеризуется такими категориями:
1.функциональным назначением (целью);
2. содержанием (из чего состоит);
3. количественно-качественной стороной;
4. саморазвитием (последовательностью, ступенчатостью, саморегулированием);
5 распространенностью, охватом объектов;
Целью создания системы туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении (школе) является создание условий для привлечения как можно большего числа учащихся к занятиям туристско-краеведческой деятельностью, создание условий для воспитания физически и нравственно здорового, социально адаптированного, самостоятельного гражданина России.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
воспитать у учащихся чувство патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;
приобщить учащихся к самостоятельной поисково-исследовательской деятельности;
совершенствовать нравственное и физическое воспитание детей.
Формы туристско-краеведческой работы очень разнообразны: экскурсии, прогулки, походы однодневные и многодневные, кружки, секции, клубы, викторины, конкурсы, конференции, поисково-исследовательская работа, слеты, соревнования, военно-патриотические объединения, выставки, музеи и даже просто уроки с использованием краеведческих материалов по предметам школьной программе. Этот перечень можно расширить такими формами как туристский лагерь, учебно-тренировочные сборы, семинары, игровые и интеллектуальные формы туристско-краеведческой работы. Все эти формы очень многогранны и позволяют удовлетворить разнообразные интересы учащихся.
Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен и нужен каждому ребенку, но в разной степени и в разной форме. Хочется сказать, он необходим каждой развивающейся личности, ибо, как сказал еще Гете: "Без странствий не создается ни одна индивидуальность". Поэтому каждому учащемуся за годы учебы в школе необходимо дать некоторую порцию туризма в зависимости от его склонностей, желаний, увлечений.
При этом появляется деление туризма на две ветви - массовую, так называемый "малый туризм" (для большого числа учащихся, но минимальный по объему) и "большой туризм" (для малого числа учащихся, заинтересованных в достижении серьезных результатов).Также необходимо и серьезное краеведение и исследовательская работа по различным областям знаний, и туристское краеведение, которым юные туристы занимаются при подготовке и непосредственно в походах, на слетах и соревнованиях. Необходим баланс между массовой и кружковой туристско-краеведческой работой. Оба направления тесно взаимосвязаны, дополняют и питают друг друга: массовые однодневные походы, прогулки и экскурсии питают кружковую работу, а актив юных туристов и краеведов очень нужен для развития и укрепления массовой туристско-краеведческой работы.
Туристско-краеведческая работа в школе будет эффективной, если:
она интегрирована в образовательную систему школы, а ее организация и осуществление обусловлены педагогическими целями и задачами образовательного учреждения;
в ее организации и осуществлении реализуются культурологический, личностно-деятельностный, диалогический и индивидуально-творческий подходы при отборе содержания и форм работы с учащимися;
она осуществляется на основе многолетней модели, состоящей из годовых и текущих циклов, в каждом из которых определены конкретные цели, задачи, методы, виды и направления туристско-краеведческой деятельности. На основе учета меняющейся потребностно-целостной мотивации подростков в зависимости от возраста вся туристско-краеведческая работа имеет последовательные, дополняющие друг друга и усложняющиеся из года в год гуманистические цели и содержание, выполняемые на основе адекватных педтехнологий.
Для системы туристско-краеведческой работы важно ее постоянное развитие, качественное и количественное совершенствование. Иначе - застой, упадок и затем разрушение. Поэтому система туристско-краеведческой работы - это не что-то раз и навсегда заданное, одномерное, не некий горны перевал, перейдя который мы достигаем конечной цели и на этом маршрут закончен. Нет, система - это траверс через цепь горных вершин, это движение вперед, это постоянное обновление, расширение, осваивание новых форм и методов работы.
Жизненно необходимо развивать связи школьного туризма с самыми различными учреждениями и организациями: С соседними школами, с центром туризма, с эколого-биологическим центром, с центром эстетического воспитания, с музеями, библиотеками, с редакциями газет, с различными общественными организациями и т.д. Все эти контакты, хотя и требуют немало сил и забот от организаторов, необходимы для успешного развития туристско-краеведческой работы в школе.
3.2. Алгоритм организации туристско-краеведческих мероприятий спортивной направленности.
Из всего многообразия форм туристско-краеведческой работы выделим мероприятия спортивной направленности. Они включают в себя элементы спортивного туризма и ориентирования, различных игровых состязаний по ориентированию, краеведческих конкурсов и т.п.
Целью их проведения являются:
- пропаганда здорового образа жизни;
- укрепление здоровья;
- знакомство с отдельными элементами спортивного туризма, ориентирования и краеведения;
- привлечение учащихся к систематическим занятиям в туристско-краеведческих объединениях.
При организации мероприятий такого типа необходимо придерживаться следующих правил:
Алгоритм организации туристско-краеведческого мероприятия спортивной направленности:
1. Определить направление и тему (поход выходного дня, день здоровья, спортивный туризм, ориентирование, их комбинация).
2. Место и время проведения.
Определить место проведения: спортзал, школьный двор, стадион, выездное мероприятие - как добираться, куда, кто сопровождает. Время проведения мероприятия и его длительность.
3. Участники.
Определить примерное количество участников, их возраст: класс, несколько параллельных классов, несколько разновозрастных классов, общешкольное мероприятие и т.п.
Выбрать форма участия - все желающие или отдельные команды и, следовательно, состав команды, принцип формирования команд.
Не забывать о зрителях (не участвующих в конкурсах и соревнованиях), дать им возможность поболеть за своих одноклассников.
4. Отдельные этапы (конкурсы, игры, соревнования и т.п.). Их последовательность.
В зависимости от пп.1-3 выбрать необходимое количество отдельных этапов и порядок их прохождения (по мере освобождения этапа, по жесткому графику). Ни в коем случае не перегружать программу мероприятия! Оно должно приносить удовольствие от активного отдыха, от общения с природой и другими участниками, а не вызывать чувство неудовлетворения от гонки по состязаниям. Отдельные этапы должны быть доступны всем и достаточно просты, но в то же время для победы требовать приложения определенных усилий. Желательно включить в программу также интеллектуальные, краеведческие, игровые и т.п. конкурсы для тех, кто не столь активен или более слаб физически, чтобы они смогли также поучаствовать на равных с более сильными или опытными.
5. Определение победителей. Награждение.
Кто и как, по каким критериям будет оценивать отдельные этапы. Система оценок (по баллам, по времени прохождения и т.д.) должна быть объявлена заранее.
6. Судьи и их помощники.
Обеспечить беспристрастность и объективность судейства. Определить, кто будет судьями: педагоги доп.образования, учителя (ОБЖ, физкультуры, классные руководители), старшие учащиеся, члены туристских объединений, родители учащихся. Согласовать работу судей на отдельных этапах, познакомить судей и помощников судей с их обязанностями.
7. Безопасность.
Все этапы должны быть максимально безопасны. Во время соревнования или игры участники зачастую забывают об элементарной осторожности. Если на этапе необходима страховка участника – определить, кто будет ее осуществлять.
8. Список необходимого снаряжения (реквизита, инвентаря и т.п.)
3.3. День здоровья.
Общешкольные спортивно-массовые мероприятия оказывают большое значение в мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время и к ведению здорового образа жизни. Центр туризма активно сотрудничает со школами, помогает сделать "Дни здоровья" интересными и полезными для учащихся разных возрастов и предлагает такие формы проведения "Дня здоровья":
1. Спортивно-туристская:
Ориентирование:
Ориентирование в закрытых помещениях.
Ориентирование по картосхеме коридоров школы.
Лабиринт - ориентирование для начинающих
Ориентирование по выбору
Ориентирование по картосхеме пришкольного участка
Спортивный туризм:
Турград - веревочные этапы (спортивный туризм)
Туристская игротека - туристские игры на сплочение и командообразование
2. Игровая:
Путешествие по станциям
интеллектуальные и творческие задания
туристские этапы
игры с элементами ориентирования
индивидуальная и командная работа
3. Комбинированная – проведение одновременно несколько видов.
Такие Дни здоровья обычно бывают общешкольными.
3.4. Туристко-краеведческая эстафета.
Цели эстафеты:
непосредственное знакомство учащихся с родным краем, его природой, историей, культурой;
способствовать физическому развитию, закалке учащихся, формированию у них потребности в здоровом образе жизни;
совершенствовать туристско-краеведческую работу с учащимися, наполняя ее глубоким содержанием, интересными общественно-полезными делами.
В процессе подготовки и проведения эстафеты перед педагогами ставятся следующие задачи:
воспитание коллективизма, чуткого отношения к товарищам;
развитие наблюдательности, самостоятельности, выносливости и смелости;
воспитание любви к родному краю и Отечеству.
Эстафета требует от участников не только хорошей физической подготовки, но и ловкости, решительности, смекалки и смелости, но и, что не менее важно, знания истории родного края. Данная разработка поможет школьникам научиться элементарным навыкам ориентирования на местности, испытать не только свои физические возможности, но и качества, необходимые настоящему туристу: - находчивость, наблюдательность, взаимопомощь.
1. Подготовительный этап.
В начале учебного года каждый класс выбирает направление краеведческой работы (история школы, города, области и т.п.). Учащиеся под руководством педагога собирают и изучают материал по выбранной теме.
В конце апреля формируются команды из учащихся разных классов, знатоков краеведения. В каждую команду входит один или несколько учащихся по каждому направлению (теме). Таким образом, минимальное количество членов команды должно совпадать с количеством направлений (тем). Количество команд не менее трех.
Инициативная группа учащихся по руководством педагога (учителя географии, ОБЖ, физкультуры или педагога доп.образования) готовит карты маршрутов для эстафеты и полосу препятствий (на стадионе, на пришкольном участке, в парке).
Команды получают задания, что нужно готовить для участия в эстафете:
- назвать команду, выбрать девиз;
- придумать и нарисовать эмблему команды;
- распределить обязанности (командир, журналист, художник, фотограф, санитар, повар и т.д.)
- выучить стихотворение одного из местных авторов для участия в конкурсе, разучить песню на туристскую тематику ;
- познакомиться с азбукой туриста (техника безопасности и поведение в походе, организация бивака и т.п.)
2 Эстафета.(Сценарий).
Эстафета проводится в середине или конце мая (объявляется дата проведения заранее).
Все команды в назначенный день на выбранном месте.
Перед участниками выступает ведущий организатор:
- Со словом "Родина" у каждого человека связаны представления о самом дорогом и светлом в жизни. Это может быть и город, и поселок, и просто то место, где родился и вырос. Каждый уважающий себя человек должен знать историю своей семьи, историю родного края.
Я навечно прописан
Здесь, на трудной земле,
Где однажды роиться
Счастье выпало мне.
Освежаясь ветрами
И пьянея от рос,
В эту землю корнями
Я цепляюсь и рос.
Мне и сложно и просто
Быть на этой земле-
В жизнь я шел не по звездам,
А по шири полей.
Здесь случалось нередко
Поту течь и слезам.
Я ее лишь за это
Никому не отдам.
Е.Хомяков.
-Сегодня мы подводим итоги работы по изучению истории нашей малой родины. Уже укомплектованы команды из представителей разных классов, и ребята готовы начать эстафету и выявить тех, кто лучше знает историю родного края. Но команды у не только краеведов, но и туристов. Ребята могут попробовать свои силы в передвижении по пересеченной местности, показать, что они научились пользоваться топографической картой, ставить палатки и организовывать свой бы во время туристического похода. Сила и физическая выносливость им тоже нужна.
- А теперь я хочу познакомить вас с планом проведения эстафеты. Она будет проходить в несколько этапов (капитаны команд получают листки с напечатанным планом проведения эстафеты).
План эстафеты: 1. Построение команд.
2. Сдача рапортов.
3. Команды получают пакеты с картой маршрута и пояснительными записками для всех этапов эстафеты.
4. Инструктаж по технике безопасности.
5. Первый этап эстафеты (ориентирование с заданиями по краеведению).
6. Подведение предварительных итогов.
7. Второй этап эстафеты (спортивно-туристический).
8. Подведение предварительных итогов.
9. Конкурс стихов и туристских песен.
10. Построение команд. Подведение общих итогов эстафеты.
11. Награждение победителей и участников эстафеты.
12. "Костер дружбы" (круглый стол).
Желаю всем достойно пройти всю эстафету. И пусть победят самые умные, сильные, смелые.
А теперь приглашаю команды на построение.
Команды строятся, называют свою команду, произносят девиз и докладывают о готовности к участию в эстафете.
Ведущий организатор принимает рапорты, вручает командам пакеты с кртами маршрутов и пояснительными записками.
он же представляет судейские группы, которые на разных этапах эстафеты будут оценивать выступления команд (это могут быть учителя, педагоги доп.образования, родители учащихся и старшие школьники).
Затем педагог, ответственный за технику безопасности, знакомит участников эстафеты с техникой безопасности.
Командам дается старт и начинается первый этап.
Первый этап эстафеты.
Команды по своим картам должны пройти три (или несколько) контрольных пунктов, на каждом из которых они получают вопросы и задания по темам (один КП - одна тема). На контрольных пунктах по маршруту, изображенному на картах команд (расстояние у всех одинаковое) стоят судьи. Они озвучивают задания и вопросы командам, оценивают их работу.
За правильно выполненное задание команды получают жетоны (красный - все ответы правильные, синий - допущены незначительные ошибки, коричневый - с заданием справились слабо).
Побеждает на первом этапе команда, у которой больше красных жетонов и меньшее время прохождения маршрута. При возникновении спорных вопросов по выявлению победителя, главным считается правильность ответа.
После подведения итогов информация вывешивается на доску объявлений.
Второй этап эстафеты (спортивно-туристический).
Он состоит из:
полосы препятствий;
постановки палатки с учетом правильности;
обустройства лагеря по всем правилам туристов;
приготовления обеда (перекуса) (форма проведения и количество блюд оговариваются заранее).
Судейская группа подводит итоги второго этапа и фиксирует их на доске объявлений.
Затем все приглашаются на обед (перекус).
Третий этап эстафеты.
Конкурс стихов и туристских песен. Он может также включать юмористические сценки, танцевальные номера и т.п.
Представительное жюри оценивает номера каждой команды (возможно, с учетом мнения зрителей).
Когда жюри закончит работу, ведущий организатор объявляет общий сбор команд.
Команды строятся, проводится перекличка.
Объявляются итоги туристско-краеведческой эстафеты, спонсоры награждают победителя и участников.
Ведущий организатор объявляет сбор закрытым.
Все участники эстафеты, судьи и организаторы у костра (или за круглым столом) делятся впечатлениями друг с другом от пережитого за день. Наибольший воспитательный эффект будет достигнут, если взрослые участники мероприятия расскажут о том, что им больше всего запомнилось. В непринужденной атмосфере должен пройти обмен мнений всех участников соревнований. Подводятся итоги и намечается план проведения туристско-краеведческой эстафеты в следующем учебном году.
По итогам эстафеты каждая команда готовит газету-репортаж. Конкурс таких газет может проводится через некоторое время после эстафеты.
Предполагаемые результаты проведения туристско-краеведческой эстафеты:
- развитие интереса к прошлому своей малой Родине;
- приобретение навыков и знаний, необходимых туристам;
- повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей.