Эссе «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эссе «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
Автор: Алиева Заира Пирбудаговна

Эссе на тему:«Лучшая группа МКДОУ «Детский сад № 8» по созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО».«Дети должны жить в мире красоты,игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.Этот мир должен окружать ребёнка…»В.Сухомлинский Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка. В организации предметно - развивающей среды своей группы я всегда стремилась придерживаться принципов, которые позволяют оставаться ей составной частью развивающей среды дошкольного детства. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность, поэтому стараемся тщательно подбирать содержимое предметного окружения детей.Развивающая предметно-пространственная среда нашей старшей группы оборудована с учётом ФГОС ДО, требований СанПиН и основной общеобразовательной программой - образовательной программой дошкольного образования и обеспечивает условия для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группеВ ДОУ за последние три года созданы условия безопасной РППС, обеспечивающие высокий уровень развития дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. В группе хорошее естественное освещение. Источники искусственного освещения, размещены в соответствии с санитарными правилами, содержатся в исправном состоянии и обеспечивают достаточное равномерное освещение. Электрические розетки и включатели недоступны для детей. Учебная зона в старшей группе расположена таким образом, чтобы свет на рабочие столы падал с левой стороны. Столы для занятий расположены в соответствии с нормами СанПиН. Каждый стол и стул промаркирован в соответствии с ростом детей. Мебель в группах закреплена. Детские стульчики и столы для настольных игр - из дерева. Мебель имеет гладкое покрытие, что позволяет производить частую влажную уборку и дезинфекцию. Столы и стулья не имеют острых углов. Вдоль стен установлены стеллажи, которые укреплены к стенам. Пособия располагаются на низких полках, чтобы дети могли свободно брать их и самостоятельно класть на место. В спальне находятся кровати односпальные и трехъярусные кровати. Длина кровати 140 см, ширина 60 см и высота 90 см. Кровати расставлены с соблюдением минимальных разрывов. В группе имеется ионизатор, который дезинфицирует и обеззараживает воздух. Пользоваться им можно даже в присутствии детей. Имеется инструкция по эксплуатации ионизатора.В приемной размещены индивидуальные шкафчики для личных вещей воспитанников, скамейки для переодевания. В каждом шкафу оборудованы ячейки: для головного убора, для верхней одежды, для обуви.Информационные стенды для родителей (законных представителей воспитанников): Стенды «Наше творчество» (постоянно обновляющаяся выставка работ воспитанников.) «Для вас родители» - информационный стенд с режимом работы детского сада и группы, расписанием деятельности, рекомендации специалистов, объявления. Созданные условия РППС способствуют сохранению физического и психического здоровья, интеллектуальному, художественно эстетическому, социально-нравственному развитию, психо - эмоциональному комфорту ребенка и его социализации. Все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, а также правилами пожарной безопасности. Мебель в старшей группе соответствует росту и возрасту детей, игры-обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект. Оборудование групп способствует созданию оптимальных условий для эффективного решения воспитательно - образовательных задач старших дошкольников в соответствии с их возрастными особенностями, склонностями и способностями, с ориентиром на творческий потенциал каждого ребенка. Созданы условия, способствующие детской самостоятельности и активности, возможности индивидуального общения педагога как с одним ребёнком, так и в системе работы с группой детей в целом. Групповое помещение эстетично оформлено, полностью оснащено игровой и детской мебелью. Оформлены дидактические пособия для формирования целостной картины мира (далее-ФЦКМ), демонстрационный материал для речевого развития, раздаточный материал для познавательного развития, физического развития. Созданная в старшей группе РППС трансформируема, обеспечивает возможность изменения в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. Трансформируемость предметной среды позволяет детям по-новому взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты. РППС в группе содержательно-насыщенная, включает информационно-коммуникативные технологии( далее ИКТ): телевизор, музыкальный центр; интерактивное оборудование: mimio-доски, ноутбуки. Педагогами лично разработаны mimio-проекты для НОД, которые систематизированы старшим воспитателем в банкданных ЭОР ДОУ, созданных самостоятельно. Активно используется в совместной деятельности с детьми развивающее сенсорное оборудование: конструктор «Тико», игровые панели «Сенсино», «Пират», «Сырный ломтик» и т.д. Во время прогулок воспитатели используют инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которое позволяет обеспечить игровую, познавательную и творческую активность всех категорий детей; экспериментирование с материалами, доступными детям возраста; двигательную безопасную активность, в том числе развитие мелкой и крупной моторики; участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением; возможность самовыражения детей. РППС в группе обладает полифункциональностью, т.е. обеспечивает возможность разнообразного использования ее составляющих: детской мебели, мягких модулей, ширм в разных видах детской активности и деятельности. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры, игрушки, материалы, пособия, обеспечивающие все основные виды детской активности. В старшем возрасте замысел воспитанников основывается на теме игры, поэтому полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство (гибкие модули, ширмы, занавеси, стулья).В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона с коэффициентом отражения 0,7-0,8, что положительно влияет на эмоциональное настроение ребенка.Групповое помещение функционально разбито на отдельные Центры активности, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности.Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группах расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним. Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.Реализация ОП ДО(отражение образовательных областей)Образовательный процесс в группе реализуется в соответствии с рабочей программой, разработанной воспитателями на основе основной образовательной программы ДОУ, комплексной программы «От рождения до школы» и ряда парциальных программ и методических разработок. В развивающей среде старшей группы отражены основные направления образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО:
  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.
  • Пространство групповых комнат организованы в виде хорошо разграниченных Центров развития:
  • «Сюжетно - ролевых и режиссерских игр»;
  • «Познавательной активности»;
  • «Самостоятельной деятельности»;
  • «Двигательной активности»;
  • «Настольно-печатных и развивающихигр»;
  • «Экспериментирования и наблюдения за природными явлениями»;
  • «Отдыха»;
  • «Краеведения» («Дербентоведения»)
  • Оснащение Центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.В Центрах имеются алгоритмы по использованию материалов развивающего пространства (например: алгоритм лепки, аппликации, конструирования из бумаги, схемы для использования при конструкторских играх и др.) Использование педагогом в образовательном процессе ИКТ, развивающие сенсорные игры: конструкторы Lego Duplo, «Сырный ломтик», логические Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, конструктор «Ферма», рамки – вкладыши по лексическим темам помогают сделать его более интересным, продуктивным, насыщенным.
  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
  • Развивающая предметно – пространственная среда по образовательной области социально-коммуникативное развитие обеспечивает усвоение норм и ценностей во взаимоотношениях, принятых в обществе, способствует формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества, формирует положительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к обществу, основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. Материалы развивающей предметно– пространственнойсреды учитывают формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности и патриотических чувств.Учитывая спортивно- соревновательные потребности мальчиков, в развивающей среде представлены настольные игры: «Хоккей», «Баскетбол», «Футбол», «Команда чемпионов». В «Игровом центре» для девочек размещены такие игры как: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Ателье» и др. Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей. Игровой материал способствует развитию игровой деятельности с целью освоения различных социальных ролей:Игрушки – персонажи: небольшого размера куклы с разнообразной одеждой, подходящей по размеру для девочек; наборы солдатиков, фигурки животных мелких по размеру: домашние и дикие животные, и ролевые атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Повар», «Летчики», «Строители», «Зоопарк», «Морской порт», «Железнодорожная станция», «Пожарная станция», «Спасатели», «Кафе», «Наречение именем», «Рыбаки на Каспии», «Дагестанские умельцы».Маркеры игрового пространства: театр, магазин, больница, жилая комната (кухня, спальня), парикмахерская, супермаркет.Имеются мелкие маркеры разной степени готовности различного рода строения — гаражи, бензозаправочные станции, фермы, соразмерные мелким фигуркам-персонажам, строительные наборы специального назначения для возведения сборных сооружений замка, крепости, домиков и пр. Воспитатель использует предметы – заместители: мягкие цветные модули, стулья, столы, ширмы, бросовый материал.Игрушки – предметы оперирования: автомобили разных марок, орудия, инструменты; механические игрушки: подъемный кран и лебедка; заводные и управляемые игрушки: железная дорога, автомобили, луноходы; игрушки: посуда, утюг, молоток, руль; сборные модели: самолеты, яхты; действующие сборные модели "лего", сборные мелкие игрушки из "киндер-сюрпризов" и игрушки – трансформеры, игрушки- модели, сборно-разборные игрушки, конструкторы. Действующие игрушки-предметы оперирования позволяют переходить от сюжетной игры к результативному практическому действию. В группе оформлен «Центр безопасности» (ПДД), где проходит целенаправленное формирование основправил безопасного поведения на дорогах, на улице: знакомство с источниками опасности,мерами предосторожности при обращении с ними и приёмами элементарной самопомощи. Педагоги проводят с детьми беседы, проигрывают ситуации по ПДДТТ.С этой целью воспитателями сделаны красочные альбомы, в наглядной образной форме, представляющие возможные опасности и правила поведения в данных ситуациях.Представлены книги, картинки по данной теме, дидактические игры, картотека подвижных игр по ПДД, макеты. При подборе материала учтены возрастные особенности детей.Воспитателями совместно с детьми изготовлено авторское пособие по безопасности.Центр «Сюжетно-ролевых, театрализованных игр» При построении предметно - пространственной среды мы уделяем большое внимание организации центров для сюжетно-ролевых игр. Через соответствующую предметно-пространственную среду созданы возможности для вариативной игровой деятельности: разнообразные игрушки, помогающие отобразить доступные операции труда и социального быта, приборы и инструменты – профессиональные принадлежности, предметы - заместители, рациональное размещение игрового оборудования («Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Жилая комната» - обстановка периодически меняется). Стабильные тематические центры полностью уступают место мобильному материалу – крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.
  • Образовательная область «Познавательное развитие»
  • Познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов детей, воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и объектах окружающего мира. Для умственного развития создан «Центр умственной активности» с раздаточным счетным материалом, геометрическими фигурами, занимательный и познавательный математический материал, логико-математические игры, набор геометрических фигур. Развивающая среда этого центра многогранна: логические блоки Дьенеша; палочки Кюизенера; макеты часов; часы песочные; материал для счета. Настольно - печатные игры, наборы моделей «Завтрак»: деление на части (2-6), мозаики, пазлы, бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками. Центр Природы расположен у окна. Созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а так же приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры.Здесь представлены различные материалы и инструменты для ухода за растениями, календарь природы, погоды, дидактические игры по экологии, огород на подоконнике.Центр «Экспериментирования» оборудован мебельным модулем со стеллажами, столом для экспериментирования и стулом. На полочках размещен природный материал (мел, нефть, соль, песок, глина, камни, ракушки, шишки), бросовый материал (пластиковые бутылки, одноразовые стаканчики, баночки, киндер сюрпризы, крышки), коллекция разных видов бумаги для опытов и тактильного ощущения, магнит, коллекция разных круп, лабораторное оборудование (зеркала, воронки, свечки со стаканчиками, пробирки, лупы, весы, ложечки разного размера), ёмкости с сыпучими, жидкими и твердыми веществами. Организована деятельность в «Лаборатории детской опытно- экспериментальной деятельности».
  • ОО «Физическое развитие»
  • В старшей группе «Золушка» уделяется большое внимание физкультурно - оздоровительной работе, направленной на укрепление, развитие здоровья детей, профилактике заболеваний и формированию основ здорового образа жизни. Сформирована развивающая предметно-пространственная среда по физическому развитию: массажные коврики для босохождения, точечный массаж, закаливание, релаксация. В группе созданы условия, направленных на обеспечение успешной психической и физической адаптации детей к условиям ДОУ, укреплению их здоровья, песочная терапия, сухой бассейн и др. Ведется активная работа с семьями воспитанников: оформляются стенды, папки- передвижки, где представлены рекомендации по оздоровительным, закаливающим мероприятиям, режимом дня, возрастными особенностям детей; проводятся родительские собрания, консультации, семинары по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний, коррекции отклонений в развитии; родители принимают активное участие в физкультурных праздниках и досугах.
  • ОО «Художественно-эстетическое развитие»
  • Для реализации ОО «Художественно – эстетическому развитию» по музыкальной деятельности имеется "Центр музыки".Созданные условия с учетом регионального компонента РППС в Центре музыки безопасны, доступны, вариативны, полифункциональны, насыщены развивающим оборудованием для НОД по музыкальному воспитанию и развитию."Центр творчества"В данном центре находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации ( бумага разной формы и цвета, картон, трафареты, краски, гуашь, кисти, клей, цветные и простые карандаши, фломастеры, салфетки из ткани, хорошо впитывающих воду, для осушения кисти после промывания и приклеивания готовых форм, ножницы, раскраски для девочек и мальчиков, пластилин, палитра, цветные и восковые мелки, дощечки для лепки, ёмкости для промывания ворса кисти от краски, заготовки для рисования, вырезанные в какой-либо форме, наборы цветной бумаги, мольберт, ширма для выставки рисунков, портфолио ребёнка «Моё творчество»)Большинство из перечисленных материалов помещается в индивидуальную папку ребёнка. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.Наглядно-дидактические пособия, серия «Мир в картинках» выставляются в соответствии с изучаемой темой, с учетом регионального компонента.Для индивидуальной траектории развития ребёнка имеются схемы последовательности рисования отдельных предметов (животных, человека, деревьев) элементы разных видов росписи, готовые формы для выкладывания и наклеивания.
  • ОО «Речевое развитие»
  • Центр грамотности и книги "Речевичок" включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. «Восклицательный знак» указывает на, что в уголке появилась новая книга в соответствии с изучаемой темой. «Книжкина больница» помогает детям самостоятельно отремонтировать книги. В данном центре находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки, буквы, азбука, алгоритмы составления рассказов на темы «Осень», «Расскажи о себе», лабиринты.«Логопедический уголок»В логопедическом уголке имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматического строя речи, формирование словаря, альбомы дошкольника «автоматизация звука –ц-, развивающие раскраски «правильные звуки, домашние тетради для закрепления произношения звуков -л-,-р-, свистящих звуков –с- ,-ш-, игры «короткие истории», артикуляционная гимнастика, пособия на развитие речевого дыхания: «Мыльные пузыри», «Вертушка», «Султанчики»; зеркала на каждого ребёнка для артикуляционной гимнастики. Результатом нашей работы за год является выпуск буклета «РППС ДОУ в соответствии с ФГОС ДО», в старшей группе имеется паспорт РППС группы и участка; выпущена брошюра, с обобщением опыта работы в данном направлении. ВЫВОД: Таким образом, созданная развивающая предметно - пространственная среда в старшей группе «Золушка» обеспечила реализацию в полной мере образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста; способствовала сохранению и укреплению здоровья воспитанников с учётом индивидуальных особенностей детей. Все элементы РППС имеют единый эстетический стиль, обеспечивая комфортную и уютную обстановку для детей. Развивающая предметно – пространственная среда в старшей группе обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна, созданы условия безопасной РППС, обеспечивающие высокий уровень развития дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.