«Природные мотивы Дагестана в народных промыслах»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Природные мотивы Дагестана в народных промыслах»
Автор: Гаджимагомедова Айшат Хизриевна

Конспект НОД «Природные мотивы Дагестана в народных промыслах»(подготовительнaя группa)Подготовила: Гаджимагомедова Айшат Хизриевна, Старший воспитатель МКДОУ «Детский сад «Чебурашка»с.Ленинаул Казбековский район РДЦель: формировать у детей старшего дошкольного возраста чувство ответственности и гордости за свой народ, уважения и восхищения к другому народу и единства народов посредством приобщения к культуре и искусству народов России.Материал: изделия балхарских мастеров, гончарный круг, глина, макет балхарского кувшина, краски, кисточки, мини-ткацкий станок, дагестанский ковер, наголовники с изображением дымковских узоров.Музыкальный ряд: сл. Р. Гамзатова, муз. А. Османовой, «Горные орлы»; сл. народные, муз. С. Фаталиева «Узоры»; муз. А. Аскерханова, сл. С. Керимова «Дагестан», муз. народная, сл. С. Керимова «Самур»; сл. и муз. русские народные «Пойду-ль я, выйду-ль я»; сл. и муз. К. Касимова «Приезжайте в Дагестан».Ход деятельности:В зал входят вместе с ведущей - Бабушкой Фатимой дети в дагестанских национальных костюмах под музыку «Горные орлы»;сСтановятся в полукруг. (Здороваются с гостями. Дети исполняют песню «Дагестан»).1-ая подружка Цюкер:- В наш Дагестан весна идет, И все ликует и поет,Зацветут сады, зажурчат ручьи,И солнце греет с высоты.(Слышится песня «Узоры».)БратЦюкер:- Где узоры для ковра,Ты нашла, скажи, сестра, На ковре твоем каймаСшита золотом она?Девочка Цюкер:- На лугу полно цветов,Погляжу – узор готов (напевает: ля-ля-ля, ля-ля-ля).Брат Цюкер:- На ковре твоем следыГорных туров, птиц, реки.Девочка Цюкер:- Тур промчался по горе, след остался на ковре.Девочка Цюкер:- Ой, я совсем забыла, мне же дедушке воду надо было отнести. А ты, братец, посиди, дождись меня. (Берет кувшин и уходит. Подходит к реке.)Девочка Цюкер:- Доброе утро, река Самур! (Поет песню «Самур». К Цюкер подходят дети (девочки в дагестанских национальных костюмах.)Подружки Цюкер (хором):- Доброе утро, Цюкер!Девочка Цюкер:- Доброе утро, подружки! Куда вы собрались?Подружки Цюкер (хором):- К роднику за водой.(Девочки вместе с Цюкер исполняют танец с кувшинами. (Кувшины – изделия балхарских мастеров гончарных дел.)По завершению танца слышится звук разбитого кувшина. Это разбился кувшин Цюкер.)Девочка Цюкер:- Ой-ой-ой! Что же делать? Как же я отнесу дедушке воды?2-ая подружка Цюкер:- Не переживай, Цюкер,Мы сейчас пойдем в мастерскую бабушки Фатимы.Она нам поможет.(Девочки идут в мастерскую бабушки Фатимы.)Подружки Цюкер (хором):- Здравствуй, бабушка Фатима!Бабушка Фатима:- Здравствуйте, девочки!3-ая подружка Цюкер:У нашей Цюкер разбился кувшин, и ей не в чем отнести воду дедушке. Помогите нам, пожалуйста!Бабушка Фатима:- Конечно же помогу. У нас в Дагестане есть аул Балхар, богатством которого является глина. Глина на берегу балхарского озера – жирная, как масло и вязкая, как воск. Посмотрите, вот она… (Бабушка Фатима показывает детям кусок красной глины.)Ее привезли с самого аула Балхар. Вот из такой глины жители Балхара изготавливают посуду, забавные игрушки: домашних животных, зверей. (Бабушка Фатима вместе с детьми рассматривают изделия балхарских мастеров.)Бабушка Фатима:- После изготовления изделия из глины обжигают в печи для того, чтобы они стали прочными.Бабушка Фатима:- Кто из вас знает о балхарских изделиях?4-ая подружка Цюкер::- Самые прекрасные кувшины Делают из обычной глины, Так же как прекрасный стих Создают из слов простых. (Р.Гамзатов)5-ая подружка Цюкер::- Балхарские девушки лепят кувшины, Украсив узором затейливым их, И желтая глина, И белая глина Мелькают в проворных руках мастериц.Бабушка Фатима:- Правильно! А чтобы кувшины были красивыми, их расписывают. Расписывают их тоже глиной, только белой. (Бабушка Фатима показывает детям орнамент на глиняном кувшине.)- Волнистые линии – это быстрые горные реки Дагестана, пикообразные узоры – это горы Дагестана, а завитые узоры – это растительность нашего края.- А сейчас мы вместе распишем один из балхарских кувшинов. (Под дагестанскую народную музыку осуществляется совместная практическая деятельность по росписи макета кувшина.)(Бабушка Фатима из-за макета достает балхарский кувшин и обращается к Цюкер.)Бабушка Фатима:- Этот расписной кувшин я дарю тебе Цюкер!(Входит Балхарский кувшин.)Балхарский кувшин:- Ассаламалейкум, дети! Я - балхарский кувшин. Мои узоры – это природные мотивы Дагестана:- Оглянись – ты видишь горы, А в дали сверкает море- Это Дагестан! Здесь даргинцы есть, и лакцы, и кумыки есть, И лезгины, и аварцы есть. Все живут одной семьей, Любим мы свой край родной!Балхарский кувшин:- Природные мотивы Дагестана присутствуют и в изделиях кубачинских мастеров:Тайну кубачинского изделия Не ищите в нитках серебра, Носят тайну этого изделия В сердце кубачинцы-мастера.Балхарский кувшин:Ребята, у меня есть глиняные друзья из села Дымково. Они пришли сегодня к нам в гости. (Входят Дымковская игрушка с Дымковскими узорами, в руках которых дымковские игрушки.)Дымковская игрушка: Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из села Дымково. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно заречное село Дымково. Зимой, когда топят печи, летом, когда туман, все село – будто в дыму, в дымке. Отсюда и название. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка, которую и назвали дымковской, или ласково – дымкой. 1-ый Дымковский узор. Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей! В ней нет цвета дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги, От капельки росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы!2-й Дымковский узор.Привезли мы глину с дальнего бугра,Ну-ка, за работу, чудо мастера!Я слеплю лошадку, я её приглажуИ сидельце с бахромой на спине прилажу.Слепим, высушим – и в печь!3-й Дымковский узорА потом распишем,Будем мы игрушки «печь»,Печка жаром пышет.А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,Не пышки, не ватрушки,А в печи – игрушки!4-й Дымковский узорДым идет из труб столбом,Точно в дымке все кругом.Голубые дали.И село большоеДымково назвали.5-й Дымковский узорКружочки, клеточки, полоски -Простой, казалось бы, узор,Но отвести не в силах взорОт барыни иль водоноски.6-й Дымковский узорЧерез горные отроги,Через крыши деревеньКраснорогий, желторогийМчится глиняный олень.Дымковская игрушка. Молодцы мои узоры! А теперь мы вместе исполним танец.(Дымковская игрушка вместе с Дымковскими узорами исполняют русский народный танец под фонограмму песни «Пойдуль я, выйдуль я»)Бабушка Фатима: Дружба между народами – самое дорогое и великое богатство Дагестана!Все исполняют песню «Приезжайте в Дагестан»Приезжайте в Дагестан летом и зимой.Приезжайте в Дагестан, дружною гурьбойПрипев:Приезжайте в Дагестан,В гости к нам из разных стран.Примем вас всей душой,Всем салам большой.Мы под солнцем и луной, жить желаем дружно.И отлично послужить, родине нам нужно.Припев.Дагестан – одна семья, братьев и сестер.Всю огромную страну, видно с наших гор.Припев.Проводится просмотр детских рaбот и поделок по теме «Природные мотивы Дагестана в народных промыслах».