Использование игровых и информационно-коммуникативных технологий на уроках ОРКСЭ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование игровых и информационно-коммуникативных технологий на уроках ОРКСЭ
Автор: Куртова Ольга Сергеевна
МОУ Крючковская оош
Использование игровых и информационно-коммуникационных технологий на уроках ОРКСЭ.
Подготовил директор школы
Куртова О.С.
2017
Современное образование сегодня находится в процессе модернизации. В связи с этим в учебных планах появляются новые предметы, призванные по-новому посмотреть на некоторые вопросы образования и воспитания.Таким предметом стал курс ОРКСЭ, целью которого является формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Данный курс интегрирует знания из разных областей: истории Отечества, филологии, географии, МХК и др. Он проводится не с целью возврата церковного обучения, а как элемент культуры, воспитывающий, формирующий духовность.
Для развития познавательной активности обучающихся на уроках я применяю игровые технологии, позволяющие развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Участие в играх создаёт положительный эмоциональный настрой, воспитывает позитивный взгляд на жизнь, жизненные трудности, учит строить взаимоотношения с другими людьми на основе взаимоуважения, доброжелательности, любви. Например, использование игры Поле чудес при закреплении курса в конце учебного года. Игра Ты – мне, я – тебе. Часть ребят готовили только формулировки по пройденным темам, а часть должна была дать определение. Часто на разных этапах уроков использую загадки, кроссворды, филворды (кроссворд, в поле которого, заполненном буквами нужно найти слова) ,
Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.
Обучение в основном носит наглядный характер. Это вызвано особенностями восприятия детей начальной школы, необходимостью иллюстрирования большей части изучаемых понятий, так как большинству детей не понятен их смысл (устройство храма, названия церковной утвари, виды икон и т.д.), поэтому я активно применяюинформационно-коммуникационные технологии: презентации, работа с интерактивной доской, с электронными пособиями.
ИКТ технологии использую на различных этапах урока:
1. Для обозначения темы урока.
2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.
3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)
4. Для контроля учащихся.
Во время демонстрации слайдов ребята не только знакомятся с изучаемыми понятиями, но и получают возможность насладиться красотой храмов, церковной утвари, живописи, поскольку имеют возможность рассмотреть всё это в более крупном изображении, чем на обычном фото или картине. Кроме того, применение ИКТ дает возможность совершать путешествия из одной точки мира в другую, предоставляет возможность прослушивания церковных песнопений различных распевов, звона колоколов, таким образом, обеспечивая интеграцию с уроком музыки. Демонстрации видеороликов позволяют учащимся совершить виртуальную экскурсию.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы.
Каких целей можно достичь при проведении психологических игр?
Помочь детям почувствовать свое единство с другими.
повысить собственную самооценку.
уважать себя и других.
научиться анализировать жизненные ситуации.
научиться принимать индивидуальные и групповые решения.
сочувствие к другим.
Развивать в детях открытость к другим.
преодолевать собственные страхи и комплексы.
Развивать у детей чувство юмора и т.д..
Требования к проведению психологических игр:
Общение с детьми должно базироваться на уважении всех участников друг к другу, чувствительности к мыслям и чувствам других, душевной теплоте.
Учитель должен удостоверять детям заинтересованность их ответами, стимулировать их откровенно и подробно рассказывать о собственных переживаниях и проблемах.
проявлять тактичность по отношению к детям и умение помогать им.
По окончании игры учитель поощряет детей к высказыванию и обсуждения собственных впечатлений от игры.
четко продумать цели и ход игры.
Психологические игры проводятся в начале урока, так называемый психологический настрой, в середине урока, на любых этапах и в конце урока-релаксирующие игры, релакс. Я познакомлю вас с некоторыми из них.
Игры в начале урока.
1.Игра Корзина проводится в начале урока . Это хороший способ освободиться от неприятностей и сконцентрироваться на работе.
Учащиеся делятся на пары. У каждого 2 минуты, чтобы рассказать о своих неприятностях , проблемах. Второй его слушает и не перебивает. В это время учитель ходит с корзиной и просит положить все неприятности в корзину с помощью жестов .
2.Игра Волшебный стул
Попросите детей встать в круг, в центре поставьте какой-нибудь красивый стул.Дети идут по кругу и поют:Кто сегодня всех красивей?Кто сегодня всех счастливей?Поскорее появись!На волшебный стул садись!По очереди дети садятся на волшебный стул, и каждый по кругу должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.Перед началом игры расскажите детям о том, что волшебный стул умеет дарить детям добрые качества и, наоборот, отнимает у них все плохое. Но чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на волшебном стуле.
Игры на разных этапах урока.
1.Игра Учимся доброте
Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно поймают плохое качество (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.
2.Нарисуем счастье - прием психорисунка даёт возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир ребенка через зрительные образы. Например, нарисуй совесть, добро, месть…. А затем объяснить свои рисунки.
3.Игра Найди себе подобного
Ученики встают в круг. Учитель просит их прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (сказочные герои).
Учитель дает задание детям: - Найти себе подобного и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя.
Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей.
Обсуждение.
- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
4.Составлениекластеров. Например:Задание: В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить изжизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света. Представь, чтодружба – это волшебное солнце с разноцветными лучами. Запиши влучах составляющие настоящей дружбы.
5.Игра Живая цепь
Дети встают в затылок друг другу. На спине последнего ребенка учитель пальцем рисует какую –либо букву ( цифру, рисунок).Этот ребенок, в свою очередь, рисует то , что он почувствовал, на спине стоящего перед ним. Рисунок передается по цепочке , пока не дойдет до первого человека. Он воспроизводит рисунок на доске . Задача детей как можно точнее и четче передать рисунок.
6.Упражнение Дискуссионные качели можно использовать на любом уроке. Стыд, вина, извинение – это полезные или вредные эмоции? Класс делится на 2 группы: одна группа должна найти доводы в пользу этих эмоций, другая группа пытается объяснить, в чем их вред.
Игры, которые проводятся в конце занятия
Итог занятия.
1.Чтение стихотворения с музыкальным сопровождением ит.д.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять.
2.Игра дерево пожеланий и .д.
Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку и т.д. Считаю, что именно на уроках ОРКСЭ вырабатывается иммунитет духовной нравственности.
Современная школа не стоит на месте, а вместе с ней совершенствуемся и мы. Поэтому одной из главных проблем на ближайшее время для меня является изучение возможности новых технологий в целях повышения эффективности учебного процесса.
Мне интересно преподавать курс Основы мировых религиозных культур и светской этики. На этих уроках дети учатся уважать все религиозные культуры, что важно для каждого человека на земле, видят своё место в этом мире. Знания, полученные в процессе изучения курса, становятся частью личного жизненного опыта ребёнка, становятся личностно значимыми, а это и есть одна из основных задач формирования его духовно- нравственной сферы.
Литература:
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. М.: Просвещение,2010
Данилюк, А. Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011.
Белова И.С. Школа педагогического мастерства. Волгоград: Учитель, 2009