Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Здоровье"
Автор: Мингазов Рамис Ленарович

Государственное бюджетное образовательное учреждение
Актанышская Кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Хасана Замана
Рассмотрено
На заседании педагогического совета , протокол от _______ 2016г. №___
Утверждено
приказом от ___2016г. №___
Директор ГБОУ АКШИ
___________ /Ялалов И.И/



ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЕна 2016 – 2021 гг.
Актанышская КШИ-2016г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Обоснование необходимости реализации программы
Актуальность
Описание опыта решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся в Актанышской КШИ
Анализ внешних и внутренних факторов анализ внешних и внутренних факторов потенциала развития Актанышской КШИ
Характеристика основных проблем, на решение которых направлена Программа
Ресурсы Актанышской КШИ, поддерживающие реализацию Программы
Стратегические цели и задачи образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья
Концептуальные положения, ведущие подходы и принципы, определяющие реализацию программы;
Стратегические цели программы;
Задачи, обеспечивающие достижение поставленных целей.
Основные направления реализации Программы по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса, повышению культуры здоровья в образовательном учреждении.
Условия (организационные механизмы) реализации Программы
Организационно-функциональная модель реализации Программы
Финансово-экономическое обоснование реализации Программы
5.3. План мероприятий Программы
Этапы и сроки реализации программы
Ожидаемые результаты реализации Программы (предполагаемые результаты и индикаторы их достижения).
Методика оценки эффективности реализации программы.
Возможные сложности реализации программы и пути их преодоления.
Нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации программы.
Основные термины и понятия программы.
Приложения
Приложение1 Нормативно-правовая и документальная основа ПрограммыПриложение 2.. Здоровье школьников Актанышской КШ ИПриложение 3. Система физкультурно-оздоровительной работыПриложение 4. Дополнительное образованиеПриложение 5. Социальные партнер Актанышской КШИ
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из важнейших задач современной школы и требование сохранения здоровья учащихся находятся на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования и реализуется в соответствии со стратегических документами, определяющими развитие системы образования Российской Федерации и Республики Татарстан, Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения. Планом мероприятий по сохранению и укреплению здоровья школьников Актанышского муниципального района РТРезультаты медицинского осмотра учащихся Актанышской КШИ свидетельствуют о том, что наиболее распространены у детей такие заболевания, как: 1. патология костно-мышечной системы; 2. болезни органов зрения, 3. болезни органов дыхания; 4. патология пищеварительного тракта; 4. Сердечно - сосудистые; (Приложение 2).Целевая программа Здоровье Актанышской КШИ - это комплексная программа, направленная на формирование здоровье созидающей среды и здорового образа жизни ребенка, сохранение и укрепление здоровья учащихся и учителей; воспитание у них внутренней потребности вести здоровый образ жизни.
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ В ГБОУ АКТАНЫШСКАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ХАСАНА ЗАМАНА
В Актанышской КШИ– большой опыт по здоровье созидающей деятельности. Для педагогического коллектива школы здоровье – это одна из базовых профессиональных ценностей. Коллектив ОУ ориентирован на поиск и внедрение здоровье созидающих технологий и на обеспечение высоких достижений учащихся за счет подбора адекватных технологий педагогической деятельности, а не увеличения нагрузки учащихся.
В ОУ уделяется большое внимание созданию оптимальных условий для работы педагогов. Регулярно проводятся медицинские осмотры, диспансеризация, вакцинация и другие профилактические мероприятия.В школе осуществляется целенаправленная работа по развитию физической культуры учащихся и формированию здорового образа жизни. Эта работа осуществляется по следующим направлениям:
формирование ценностного отношения учащихся к проблемам здоровья;
осуществление мониторинга здоровья учащихся;
реализация систем спортивных мероприятий и двигательной активности учащихся как компонента воспитательной работы школы;
организация рационального питания ;
создание материально-технического обеспечения формирования здорового образа жизни и развитии физической культуры учащихся.
Урочная и внеурочная деятельность дополняют друг друга и направлены на укрепление здоровья детей. Программы физкультурно-оздоровительной направленности и спортивно-массовые мероприятия реализуются и через систему организации досуга учащихся. Они также являются важным моментом здоровье созидающей деятельности. Большое внимание уделяется организации динамических пауз, как вовремя уроков, так и после уроков.Школа-интернат является активным участником различных спортивно-массовых мероприятий, у которых задействованы все участники образовательного процесса (учащиеся, родители и педагоги). В школе работают спортивные секции. Не только физическому, но и духовному воспитанию, как одному из механизмов оздоровления и воспитания подрастающего поколения в Актанышской КШИ уделяется значительное внимание.В ОУ налажена реализация системы просветительской работы по формированию у учащихся, педагогов и родителей культуры отношения к своему здоровью. Кроме того, в школе ведется работа социального характера:
Диагностические мероприятия:
- составление социального портрета школы (классов);- выявление подростков, нуждающихся в психологической и социально-педагогической помощи.
Профилактические мероприятия:
- совместная работа с ОДН, КДН с неблагополучными семьями;- проведение мероприятий по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения - проведение индивидуальных консультаций для родителей, испытывающих трудности в воспитании детей.
АНАЛИЗ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ГБОУ Актанышская КШИ (SWOT-АНАЛИЗ)
Внешние факторы
Возможности
Угрозы
Наличие государственного заказа в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Поддержка со стороны отдела образования и ОДМС и Т.
Развитая сеть учреждений республики занимающихся научной деятельностью, подготовкой и повышением квалификации кадров в области здоровье созидающей деятельности.
Наличие нормативного обеспечения здоровьесберегающей деятельности.
Наличие республиканских программ, направленных на поддержание социального здоровья, таких как Толерантность.
Наличие в районной системе профилактики беспризорности и правонарушений.
Отсутствие единой государственной программы обеспечения здоровья населения.
Низкий уровень культуры здоровья в обществе.
Увеличение числа социально неблагополучных семей и детей с ослабленным здоровьем.
Низкая межведомственная координация.
Отсутствие целевого финансирования здоровьесберегающей деятельности ОУ.

Внутренние факторы
Преимущества
Недостатки
Наличие высококвалифицированных специалистов и сотрудничества с психолого-медико-социальной службой в районе.
Хороший профессиональный уровень педагогов. Соответствие педагогических работников Актанышской КШИ уровням квалификации.
Наличие Служб здоровья в Актанышской КШИ
Наличие опыта инновационной деятельности в области здоровьесозидания.
Наличие кружков и секций в ОУ и в организациях социальных партнеров школы, реализующих программы дополнительного образования детей здоровье развивающей направленности.
Отсутствие системы эффективного взаимодействия между учреждениями, занимающимися различными аспектами здоровье сбережения.
Недостаточная готовность педагогов к деятельности в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Отсутствие у части подростков твердых жизненных установок.
Несоответствие ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, методических и пр.) конкретному социальному заказу
Недостаточное использование всех возможных ресурсов для привлечения дополнительного финансирования

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Проведя анализ физически-психологического самочувствия школьников с точки зрения здоровьесберегающей среды. Мы выделили ряд проблем по сохранению и укреплению здоровья обучающихся:
сохранение и укрепление физического здоровья детей;
проблема создания положительного психологического климата и активной жизненной позиции, субъектных отношений;
организацию социально-профилактической работы с учащимися,
формирование культуры здоровья субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей).
проблемы улучшения материально-технической базы
Для решения вышеперечисленных проблем необходимо создание в школе условий, обеспечивающих реализацию в ОУ системной эффективной здоровье созидающей. Решение данных проблем в Актанышской КШИ возможно, благодаря разработанной в Актанышской КШИ целевой программе Путь к успеху, направленной на создание здоровье созидающей среды и на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. Эта программа опирается на существующие научно обоснованные подходы к организации здоровье созидающей образовательной среды. Кроме того, Cущественным условием для решения вышеперечисленных проблем является наличие в ОУ хорошо подготовленных специалистов к реализации здоровье созидающей деятельности, использованию в образовательном процессе современных здоровье созидающих технологий. Для достижения эффективных результатов необходима в школе согласованная работа всех специалистов и Службы здоровья ОУ и совместная работа в данном направлении со специалистами районных структур (ИМЦ, и др.), обеспечивающая единое организационно-методическое сопровождение школы, целенаправленное и планомерное включение ресурсов района в здоровье созидающую деятельность ОУ.
РЕСУРСЫ ГБОУ Актанышская КШИ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Ресурсы- квалифицированные кадры с опытом работы с использованием здоровье сберегающих технологий,- развитие службы здоровья ОУ,- опыт работы ОУ с социальными партнерами,- наличие комплексной системы обеспечения безопасности в ОУ.
Кадровые ресурсыВ школе работает хороший стабильный коллектив, слаженный по своему составу и творческий по своей сути, всегда готовый к восприятию новых методик, с интересом следящий за новейшими разработками в области образования. 63% учителей школы имеют I и Высшую квалификационные категории, 20 учителей имеют различные награды. При этом учителя постоянно обучаются на различных курсах в Информационно-методичеком центре района, ВУЗах республики Татарстан.. В школе действует служба сопровождения, в состав которой входят социальный педагог ,педагог-психолог. заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор , медицинский работник, школьный библиотекарь классные руководители. Это позволяет реализовывать комплекс здоровье сберегающих технологий во всех видах деятельности, способствующей развитию физических, эмоциональных, действенно-практических возможностей учащихся.
Большая группа сопровождения
Малая группа сопровождения
Классный руководитель
Медицинский работник
Воспитатель
Социальный педагог
Педагоги - предметники
Педагог-психолог
Педагоги дополнительного образования
Школьный библиотекарь

Родители

Материально-технические ресурсыВ школе имеется оборудованный спортивный зал, стадион, медицинский кабинет, тренажерный зал, компьютерные классы для проведения уроков здоровья, хорошо оснащенные предметные кабинеты. Работает кабинет педагога-психологаВ школе функционирует читальный зал, библиотека, укомплектованная литературой, необходимой для выполнения творческих, проектных, исследовательских работ учителей и учащихся. За каждым классом закреплен учебный кабинет, имеются: 1компьютерный класс, кабинет английского языка, спортивный зал, столовая. Так же имеются: хоккейная коробка.
Методические ресурсы.К ним относятся методические разработки уроков педагогов ОУ с применением здоровье созидающих технологий. Программы, которые реализуются в рамках научно-методического сопровождения здоровьесберегающей деятельности ОУ: программа работы Службы здоровья ОУ, целевая программа Здоровье. Методические рекомендации по работе с семьей, по организации здоровьесберегающей среды в ОУ и пр.Методические разработки по проведению семинаров и круглых столов по проблематике здоровье сбережения (для педагогов и родителей).Методические разработки проведения классных часов по указанной проблематике.
Информационные ресурсы. Информационная поддержка деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, осуществляется с помощью ежемесячных планов мероприятий Службы здоровья ОУ, зам. директоров, классных руководителей и воспитателей, планов ИМЦ, регулярного обновления сайта школы и пр.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ПОВЫШЕНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
Ориентация кадетской школы-интернат на признание ценности здоровья учащегося и педагога, на решение проблемы здорового образа жизни имеет первостепенное значение В связи с этим реализация в ОУ целевой программы Здоровье (далее Программа) имеет актуальное значение. Разработка школьной программы Здоровье продиктована стремлением на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности учащихся, их родителей, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива. Основу реализации Программы составляет здоровье созидающий подход к обеспечению здоровья участников образовательного процесса. Этот подход подчеркивает формирующий и развивающий характер влияния образования на здоровье каждого человека и реализуется через создание здоровьесберегающей образовательной среды. Предлагаемая школой Программа базируется на понимании гармонического сочетания ОБРАЗОВАНИЯ и ЗДОРОВЬЯ детей и подростков как фундаментальных основ полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психическими возможностями.Ведущими концептуальными понятиями выступают: 1) ЗДОРОВЬЕ участников образования, 2) КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ,3) ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА По определению Всемирной организации здравоохранения, ЗДОРОВЬЕ - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов. С развитием человека на первое место выходят социальные и нравственные аспекты здоровья, ведущим принципом его обеспечения становятся собственные усилия человека, а именно: Принципы обеспечения здоровья:
Сохранение
Укрепление
формирование (развитие) здоровья
Обеспечить наиболее полное и глубокое изучение проблем здоровья, механизмов и условий его сохранения и развития в условиях школы возможно на основе совокупности системного и культурологического подходов в образовании Программа опирается на следующие ведущие подходы:
гуманистический, личностно-ориентированный подход, предполагающий признание аксиологической ценности безопасности человека и здоровья каждого отдельного субъекта образования;
системный холистический подход к безопасности и индивидуальному здоровью человека, в основе которого лежит понимание безопасности и здоровья как многомерных сопряженных систем, состоящих из взаимозависимых компонентов (соматических, психических, социальных и нравственных);
созидающий подход к обеспечению безопасности и здоровья человека, сущность которого состоит в признании определяющей роли культуры безопасности и здоровья как ценностно-мотивационной составляющей целенаправленного оздоровления образа жизни;
средовой подход к созданию условий для обеспечения безопасности и здоровья человека в системе образования, в котором образовательная среда определяется как совокупность внешних и внутренних по отношению к ОУ факторов, которые оказывают влияние на безопасность и здоровье человека.
Данные подходы реализуются через создание в ОУ района условий, обеспечивающих реализацию двух стратегических направлений его развития:
становление безопасности участников образовательного процесса как противодействие факторам риска (физическим, психологическим, социальным, педагогическим, информационным);
развитие и становление здоровья участников образовательного процесса, формирование здорового образа жизни.
Компоненты системной деятельности ОУ по решению проблемы здоровья представлены на рисунке (см. ниже).
В современной педагогической науке КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ понимается как интегративное личностное образование, являющееся выражением гармоничности, богатства и целостности личности и отражающего универсальность ее связей с окружающим миром и людьми, а также способность к творческой и активной жизнедеятельности (В.А. Магин). Культура здоровья школьника - это интегративное личностное качество, приобретаемое в результате освоения и принятия индивидом духовного опыта человечества в сфере сохранения и укрепления здоровья, ответственности за его совершенствование в течение всей жизни. Деятельностной формой проявления культуры здоровья выступает понятие здоровый образ жизни, который трактуется современными исследователями как: 1) способ жизнедеятельности, обеспечивающий формирование, сохранение и укрепление здоровья, способствующий выполнению человеком социально-биологических, 2) способ биологической и социальной адаптации человека в конкретных условиях жизни, 3) способ его выживания в условиях современного кризиса (экономического, экологического, социального). Основными компонентами здорового образа жизни (деятельностного компонента культуры здоровья) называют: оптимальный двигательный режим; тренировка иммунитета и закаливание; рациональное питание; психофизиологическая регуляция; рациональная организация жизнедеятельности (рациональный режим жизни); отсутствие вредных привычек; валеологическое самообразование. Программа “Здоровье ” основана на принципах природосообразного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов к здоровьюсбережению в ОУ.
3.2.СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Создание санитарно-гигиенических и других условий здоровье созидания, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся (воспитанников) и педагогов.
Построение здоровье созидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья, предполагающей формирование здорового образа жизни и организацию здоровье созидающего уклада ОУ
3.3. ЗАДАЧИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ
Выявить проблемы состояния здоровья учащихся и педагогов ОУ и определить пути их решения.
. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс ОУ
Создание системы организационно-методического сопровождения администрации и специалистов ОУ в области решения проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся (воспитанников) на основе взаимодействия с различными социальными партнерами.
Создание службы мониторинга здоровья детей и базы данных мониторинга здоровья школьников
Построение внутренней среды ОУ, обеспечивающей здоровье созидающий характер образовательного процесса и безопасность обучающихся и педагогов:

- наличие общей и оздоровительной инфраструктуры, - создание условий для здорового питания, - внедрение здоровье созидающих образовательных технологий, - построение научно обоснованного учебного режима, - обеспечение двигательной активности обучающихся.
Повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей; и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.
Совершенствование работы по организации здорового питания, улучшения медицинского обслуживания.
Реализация программ и проектов, связанных с организованным досугом школьников и их семей (поддержание и развитие здоровья).
Поиск программ, проектов, разовых мероприятий районного, городского, всероссийского уровня, связанных с развитием массового спорта, пропагандой здорового образа жизни; включение в проекты названного содержания.
Привлечение внешних специалистов (психологов, медицинских работников, спортсменов) для участия в мероприятиях, связанных с пропагандой здорового образа жизни и развития массового спорта.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Направления
Ценностные установки
Задачи формирования здорового и безопасного ОЖ
Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного ОЖ
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Усовершенствовать условия для сбережения здоровья учащихся в КШИ
Улучшение здоровье созидающей среды в КШИ
(В настоящее время все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.)
2. Использование возможностей УМК Перспектива в образовательном процессе и различных образовательных программ, имеющих здоровье созидающий характер
Отношение к здоровью детей как к главной ценности.

Установка на безопасный, здоровый образ жизни.
Формирование заинтересованного отношения детей к собственному здоровью.
Обеспечение заинтересованного отношения педагогов и родителей к здоровью детей как к главной ценности
Формирование у учащихся ценностного отношения к здоровью своему и других людей.
Формирование у учащихся элементарных представлений о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека.
Формирование личного опыта здоровье сберегающей деятельности.
Формирование представлений о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его жизни в целом.
3. Рациональная организация учебной и вне учебной деятельности обучающихся.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности.
Повышение эффективности учебного процесса.
Снижение функционального напряжения и утомления детей.
Создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.
Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и вне учебную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и вне учебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).Применение в учебном процессе методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темп развития и темп деятельности.Регулярное проведение дней Здоровья
4. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование физического состояния.
Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов.
Повышение адаптивных возможностей организма.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Формирование культуры здоровья.
Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях)
Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера.
Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования. Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий.
5. Реализация дополнительных образовательных программ
Ценность здоровья и здорового образа жизни
Включение учащихся в здоровье созидающую деятельность
Создание и реализация в школе дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
6. Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Здоровье детей – главная ценность семейного воспитания
Включение родителей (законных представителей) в здоровье созидающую и здоровье укрепляющую деятельность школы.
Сложившаяся (или складывающаяся) система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей
Организация здорового питания
Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их питания
Организация здорового и рационального питания
Качественное и разнообразное питание
Семинары и консультации для учителей по вопросам создания здоровье созидающей образовательной среды.
Ценность здоровья и здорового образа жизни
Организация и проведение семинаров и консультаций для учителей по вопросам создания здоровье созидающей образовательной среды КШИ.
Формирование валеологической компетентности у педагогов КШИ
5.УСЛОВИЯ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ) РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Общее руководства реализацией Программы Здоровье осуществляется Службой здоровья ОУ, которая организует: а) организационно-методическое сопровождение основных направлений реализации Программы, б) общественную экспертизу методических материалов, направляемых в банк ресурсов района, в) анализ содержания деятельности основных направлений реализации Программы г) разрабатывает механизм тиражирования перспективных результатов деятельности ОУ в системе образования Актанышского района и др.Постоянный контроль за выполнением программы осуществляет Педагогический Совет и Попечительский Совет Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения кадетской школы-интернат в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством РФ.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Источником финансирования деятельности Программы развития являются не только бюджетные, но и дополнительно привлеченные ресурсы (дополнительные платные услуги, спонсорская благотворительная помощь).
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

Мероприятия
Срокиреализации
Ответственный

Разработка локальной нормативно-правовой базы для организации работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся
Сентябрь – май2016-2017г.
Председатель Службы здоровья

Создание информационного и материально-технического обеспечения здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
2016 – 2021г.
Служба здоровья

Проведение системы тренингов, направленных на профилактику эмоционального выгорания и профессиональной деформации педагогов.
Ноябрь каждого учебного года
Председатель Службы здоровья

Проведение воспитательных и спортивных мероприятий, обеспечивающих формирование здорового образа жизни.
ежегодно
Зам. по ВР

Применение на уроках здоровье созидающих технологий
2016 - 2021
Зам. директора по УВР

Систематическая диагностика состояния здоровья учащихся
ежегодно, сентябрь
Группа сопровождения

Контроль за выполнением норм СанПиН и охраны труда
ежегодно, 1 раз в четверть
Зам. директора по УВР, воспитатели.

Анализ состояния здоровья учащихся
ежегодно, 1 раз в полугодие
Зам. директора по ВР

Корректировка учебной программы по физической культуре в соответствии с результатами анализа здоровья учащихся.
ежегодно, 1 раз в четверть
Учителя по физической культуре

Проведение музыкальных и спортивных перемен
Постоянно
Зам. директора по ВР

Проведение часа здоровья на третьем уроке в пятом классе школы.
Систематически с 2016-2021 уч. г.
Учителя по физической культуре

Организация внеклассной работы по физической культуре после уроков
ежегодно, сентябрь
Зам. директора по ВР

- Проведение традиционных общешкольных спортивных соревнований и спортивно-оздоровительных мероприятий в ОУ -участие в районных соревнованиях.
в течение учебного года по графику спорт. соревнований.
Зам. директора по ВР

Организация и проведение выездов за район, туристических слетов и походов Дней здоровья с привлечением родителей учащихся,
ежегодно, 1 раз в конце мая.
Зам. директора по ВР

Содействие в проведении медико-профилактических мероприятий медицинскими работниками закрепленных за школой поликлиник

постоянно
Зам. директора по ВР

Создание системы информированности родителей о результатах анализа состояния здоровья и профилактической работы в школе по оздоровлению детей

ежегодно
Зам. директора по ВР

Организация и проведение лекций и родительских собраний по проблемам возрастных особенностей обучающихся
ежегодно, 1 раз в полгода.
Зам. директора по ВР

Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены, часы здоровья)

Постоянно
Зам. директора по ВР

Профилактика травматизма
постоянно
Зам. директора по ВР, служба сопровождения

Психологическая помощь обучающимся из семей мигрантов и вынужденных переселенцев по адаптации к новой жизненной ситуации

постоянно
Зам. директора по ВР, служба сопровождения

Проведение итоговой и промежуточной аттестации в щадящем режиме с учетом здоровья учащихся
постоянно
Зам. директора по УВР

Создание зон отдыха и психологической разгрузки для обучающихся и учителей
2016 – 2021уч.г.
Зам. директора по УВР и ВР, служба сопровождения

Обеспечение внутренней и антитеррористической безопасности и охрана труда
Постоянно
Зам. директора по АХР

Осуществление выборочного косметического ремонта учебных и служебных помещений
2016-2021 уч.г.
Зам. директора по АХР

Обновление ученической мебели в кабинетах и классах ОУ
2016 - 2021
Зам. директора по АХР

Поддержание здания ОУ в хорошем состоянии (ежегодные косметические ремонты, замена элементов систем водоснабжения, теплоснабжения, канализации, электрооснащения и др.)
ежегодно
Зам. директора по АХР

Преодоление адаптационного периода детей при поступлении в пятый класс в щадящем режиме
2016 - 2021
Зам. директора по УВР, служба сопровождения

Лекции для родителей будущих кадетов Как подготовить ребенка к школе

2016 - 2021
Классные руководители и воспитатели

Обеспечение качественным горячим питанием учащихся 5 – 11х классов
ежедневно
Зав. столовой
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (С ОПИСАНИЕМ КАЖДОГО ЭТАПА)
Реализация программы предполагается в период 2016 - 2021 гг. в три этапа:I этап. - 2016-2017г. - Подготовительный этап реализация Программы. Создание организационно-правовых условий для формирования безопасной среды и здоровье сберегающих условий обучения школьников.II этап. - 2018 – 2020 г. – Формирующий преобразующий (Основной) этап. Реализация Программы в целом. Расширение образовательного потенциала деятельности школы, в том числе через работу секций дополнительного образования детей на базе ОУ и социальных партнеров. Стабилизация здоровья учащихся посредством совместной деятельности мониторинговой службы и службы здоровья с участием родительской общественности, частное государственного партнерства. III этап - 2021 г. – Итоговый обобщающий этап. Анализ результатов внедрения Программы и тиражирование педагогического опыта. Определение перспективных путей дальнейшего развития Программы
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ (ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ)

Создание максимально благоприятных условий для формирования здоровьесберегающей среды в ОУ, которые позволят обеспечить:
повышение успешности учащихся в образовательной деятельности;
формирование у учащихся готовности к сохранению и укреплению здоровья;
снижение заболеваемости и функциональной напряженности учащихся;
повышение готовности педагогов здоровье созидающей деятельности;
усовершенствованную организацию здорового и рационального питания в ОУ.
Наличие востребованного электронного банка ресурсов района и методических разработок в области обеспечения безопасности и здоровье созидающей деятельности ОУ;
Повышение уровней вале логической грамотности и обеспечения безопасной жизнедеятельности, обучающихся и их родителей; осознанная потребность в здоровом образе жизни.
Сбережение здоровья и формирование культуры здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.
Улучшение физического и эмоционально-психологического состояния всех участников образовательного процесса.
Расширение сети спортивных секций и видов физкультурно-оздоровительной работы;
Рост спортивных достижений обучающихся;
Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников ОУ в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья обучающихся (воспитанников).
ИНДИКАТОРЫ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ:- снижение заболеваемости учащихся на 10%;- расширение спектра дополнительных образовательных услуг на 10% ежегодно;- повышение степени удовлетворенности качеством образования в школе со стороны различных субъектов до 75%;- снижение асоциальных случаев поведения школьников на 10%- снижение показателей заболеваемости учащихся и педагогов школы.
доля здоровья детей с первой группой здоровья в общем контингенте школьников не менее 10%;
среднегодовой процент заболеваемости детей в общем контингенте детей, обучающихся и воспитываемых по программам начального образования в режиме 6-ти и более часов пребывания не более 50%;
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основные результаты реализации Программы оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.Инструментарий проведения контроля- мониторинг результативности выполнения программы; - степень участия учащихся ОУ в акциях по пропаганде ЗОЖ- анализ статистических показателей и мониторинговых исследований - опросы учащихся, родителей, педагогов. - общественная оценка качества работы школы– анкетирование всех участников образовательного процесса;- общественная оценка педагогического совета качества работы школы
Критерии эффективности реализации целевой программы Для образовательных учреждений:
количество (динамика) чрезвычайных ситуаций в школе.
количество официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, в которых принимает ОУ;
доля учащихся, охваченных различными формами физкультурно-оздоровительной работы;
численность учащихся занимающихся в спортивных секциях по месту жительства.
Для учащихся:
количество пропусков учебных занятий учащимися (воспитанниками), дней/уч-ся/год;
количество уроков физической культуры, пропущенных учащимися
(воспитанниками) по освобождению, уроков/уч-ся/год;
доля учащихся, участвующих в дополнительном образовании, %;
доля учащихся, занимающихся в физкультурных и спортивных секциях, кружках по отношению к общему их количеству, %.
доля учащихся, получивших травмы, по отношению к общему их количеству, %
количество (динамика) несчастных случаев в ОУ
Для педагогов:
доля педагогов, повысивших квалификацию в области обеспечения здоровья и безопасности учащихся, по отношению к общему их количеству, %
доля педагогов, владеющих здоровье созидющими технологиями по отношению к общему их количеству, %;
Социальный эффект от реализации программы


Для ОУ и родителей
Совершенствование здоровьесберегающей образовательной среды ОУ.Развитие социального партнерства с целью оптимизации здоровье созидающего пространства образовательного учреждения Развитие службы здоровья и службы сопровождения.Учет и реализация интересов основных субъектов образовательного процесса;
Повышение удовлетворенности родителей качеством предоставленных образовательных услуг
Для учащихся
Обеспечение образовательных запросов учащихся, имеющих особые образовательные потребности. Изменение отношения к своему здоровью как к ценности.
Для местного сообщества и государства,
Расширение и углубление валеологической составляющей Актанышского муниципального образования
ВОЗМОЖНЫЕ СЛОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Возможные сложности (риски) реализации Программы
Пути их преодоления
Формальный подход ОУ к реализации здоровье созидающей деятельности
Стимулирование деятельности ОУ в области здоровье созидания и формирование установки на получение результатов деятельности
Возможно неприятие инновационных форм организации образовательного процесса на валеологической основе частью педагогов
- Просветительская работа с педагогами.- Обучение педагогов на курсах повышения квалификации.- Методическая поддержка педагогов.
Недостаточность бюджетного финансирования
Поиск дополнительных финансовых средств.Фандрайзинг.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Нормативно-правовую основу и методическое обеспечение реализации Программы составляют документы, характеризующие российскую государственную политику, республики Татарстан, локальные акты образовательного учреждения, методические материалы (представлены в Приложении 1)
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ПРОГРАММЫ.
Здоровье созидающая образовательная среда (ЗОС)– совокупность компонентов ОУ, их функциональных взаимосвязей и субъектов – педагогов, учащихся (воспитанников) и родителей, в деятельности которых реализуется обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса.
Культура здоровья (КЗ) – сознательная система действий и отношений, определяющих качество индивидуального здоровья человека, слагающаяся из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей и являющая основой здорового образа жизни.
Сетевое взаимодействие – установление взаимосвязи между различными образовательными учреждениями или их подразделениями (в данном случае – службами здоровья). Основу сетевого взаимодействия составляют не структурные преобразования, а многочисленные социальные связи, обеспечивающие условия для создания общего образовательного пространства. Сетевое взаимодействие основывается на следующих принципах: открытость и общедоступность определенных ресурсов членов сети как для других членов сети, так и для непрофессиональной общественности; преимущественно горизонтальное, не иерархическое взаимодействие членов сети.
Служба здоровья образовательного учреждения (СЗОУ) – организационная форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению здоровья участников образовательного процесса, формированию их здорового образа жизни.
Социальное партнерство – технология координации разнонаправленной взаимовыгодной деятельности различных социальных субъектов, вынужденных в силу дефицита ресурсов, иных ограничивающих факторов объединить усилия, материальные возможности и инфраструктуру. Основными категориями социальных партнеров ОУ могут быть органы законодательной и исполнительной власти, учреждения, общественные организации и отдельные категории граждан, заинтересованные в совместной разработке механизмов сохранения и укрепления здоровья детей
ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 . НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ И ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ОСНОВА ПРОГРАММЫНормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизниобучающихся являются:
Конвенция о правах ребенка
Законы и подзаконные акты Российской Федерации
Закон РФ Об Образовании, статья 2, п.1 (от 13.01.1992 № 12-ФЗ с внесенными позднее изменениями)
Закон РФ Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
Закон РФ Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации
Закон РФ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (от 30.03.1999 № 52-Ф3)
Закон РФ О физической культуре и спорте в Российской Федерации
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы
Национальная образовательная инициатива НАША НОВАЯ ШКОЛА Министерства образования и науки РФ;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2011 № 373;
План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2011 № 1507-р;
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

Законы и подзаконные акты Республики Татарстан
Закон СПб Об охране здоровья граждан
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2011 № 189
Стратегия развития системы образования
Программа развития образовательной системы Актанышского района до 2020 года.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ Актанышская КШИВ школе ежегодно проводится углублённый медицинский осмотр школьников.
Характеристика состава учащихся школы по здоровью
Учебный год
Количество уч-ся
I группа здоровья Основная группа
II группа здоровья Подготовительная группа
III группа здоровья Специальная группа
IV группа здоровья
2016-2017
132
-
-
2017-2018
2018-2019
2019-2020
2020-2021
Классификация учащихся, состоящих на диспансерном учете по различным заболеваниям
Год
2016-2017 уч. год
2017-2018 уч.год
2018-2019 уч.год
2019-2020 уч.год
2020-2021
уч.год
Всего учащихся
132
Из них имеют:
Заболевание
2016-2017 уч. год
2017-2018уч. год
2018-2019уч. год
2019-2020уч. год.
2020-2021 уч. год
Сердечно сосудистые
Почек
ЛОР
Органов пищеварения
Эндокринной системы
ЦНС
Органов зрения
Ортопедические
Органов дыхания
Кожи
В связи с тем, что в школе большое количество учащихся с ослабленным здоровьем, педагогический коллектив проводит работу по сохранению и укреплению здоровья школьников совместно с медицинскими работниками школы. Также проводится мониторинг здоровья педагогического коллектива школы. Заболеваемость педагогов школы за три прошедших года практически не увеличивается.
В школе работает Служба здоровья, которая включает в себя службу сопровождения, в состав которой входит психолог, социальный педагог, Служба сопровождения поддерживает связь с РОВД Актанышского района. Характеристика состава учащихся школы по здоровью
Группа здоровья
2016/2017
2017/2018
2018/2019
2019/2020
2020/2021
1
%
2
%
3
%
%
4
Всего
1 – здоровые дети2 – незначительные отклонения в состоянии здоровья3 – хронические заболевания4 – значительные отклонения в состоянии здоровья, в т.ч. дети-инвалиды.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СИСТЕМА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. В школе работают оснащенные спортивные залы (2), имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Традиционные дела
Кружки и секции
Общешкольные проекты
Реализация на уроках физкультуры программы Здоровая осанка (профилакти-ка плоскосто-пия и сколиоза)
Курс Физическая культура способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На уроках проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз и рук.Динамические переменыДиспансеризация
Осенний кросс.
Первенство по волейболу и баскетболу.
Пятиборье для8-9-10-11кл.
Зарница для5-6-7-8кл.
Праздник Сабантуй

Национальная борьба.
Рукопашный бой.
Лёгкая атлетика,лыжная подготовка.
Хоккей
Спортивные игры
Танцевальный коллектив -Созвездии районного и зональных итапов.
Участие детей и учителей, родителей в ежегодном забеге Кросс нации, Лыжня России
Участие в биатлоне.
Участие на кубке Салют победыЛетнем тур.слёте.
Первенство школы по шахматам
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В занятиях дополнительного образования занимаются свыше 95% учащихся школы.Дополнительное образование состоит из 2-х блоков:
кружки, развивающие личность ребенка;
спортивные секции.
Таблица 4: Программы секционной и кружковой работы

Название кружка
Возраст уч-ся(класс)
Ф.И.О. педагога
Нагрузка
Часы работы
День недели
1
Национальная борьба
5-9
Насрыев И.И.
5 часов
16.00-18.00
Понедельник-четверг
2
Баскетбол
5-11
Гумеров А.А.
Азмаров Л.Р.
1-час
3-часа
18.30-20.00
Понедельник-четверг
3
Рукопашный бой
5-11
Авзалов Р.А.
2-часа
18.00-19.0018.00-19.00
Вторникчетверг
4
Танцевальный
6-9кл
7-часов
16.15-18.00
16.15-18.00 16.15-18.00
16.15-18.00
Понедельник
Вторник среда
Четверг
5.
Легкая атлетика(лыжная под-ка)
5-9кл
Мингазов Р.Л.
4-часа
16.15-17.30
Понедельник- - Четверг
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ ГБОУ Актанышская КШИ

Наименование общественных организаций, учреждений, с которыми сотрудничает общеобразовательное учреждение

Формы сотрудничества

Периодичность контактов

2
4
5

Районный отдел образования
Фестивали, конкурсы, слеты, семинары
По плану работы
2.
Дом детского и юношеского творчества
Конкурсы, викторины, праздники, интеллектуальные игры
По плану работы
3.
Кинотеатры, музеи, театры
Экскурсии, спектакли. фильмы
По плану работы
4.
Детская юношеская спортивная школа
Секции, соревнования, организацияЛетнего отдыха
По плану работы
5.
Медицинское объединение: детская поликлиника , женская консультация Актанышского района
Профилактические медицинские осмотры и сопровождение школьников
По плану работы
6.
Органы социальной защиты семьи и детства
Профилактические беседы для родителей, консультации
Ежегодно
7.
Правовые органы содействия школе ( РОВД0
Правовая неделя, классные часы, беседы с обучающимися
1 раз в месяц
8.
Районный совет ветеранов
Смотр строя и песни, Уроки Мужества, акция Подарок ветерану
1 раз в четверть