Современные информационные технологии и интернет-ресурсы в процессе обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные информационные технологии и интернет-ресурсы в процессе обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения
Автор: Гончарова Инна Викторовна

Современные информационные технологи и интернет-ресурсы в процессе обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколенияГончарова Инна Викторовна, учитель английского языка МБОУ СОШ №1 с.п. «Село Пивань» Комсомольского муниципального района Хабаровского краяРазвитие образования в наши дни связано с повышением уровня его информационного потенциала. Одним из достижений, значительно повлиявших на образовательный процесс во всем мире, стало создание Интернет, что буквально означает “международная сеть” (англ. internationalnet). Сейчас уже все понимают, что Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, мы не устаем повторять, что какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, информационно-предметная среда, первичны дидактические задачи, особенности познавательной деятельности учащихся, обусловленные определенными целями образования. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами – средство реализации этих целей и задач.Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран. Для этого очень важно владеть информационными и языковыми компетенциями.Понятие интерактивности впервые появилось в трудах Г. Блумберга, Дж. Мида, пишущих о «символическом интеракционизме», рассматривающем взаимодействие между людьми «как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них» [3, с.3-4]. Вслед за С.С.Кашлевым [1 ,с. 21] мы определяем интерактивные методы как способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и обучаемых по созданию оптимальных условий своего развития.Применение технологии интерактивного обучения при изучении иностранных языков особенно важно, так как коммуникативная деятельность является как целью, так и средством обучения. Необходимо отметить тот факт, что компьютер является отличным средством интерактивного межсубъектного общения. Общаясь с компьютером, ученик может работать в посильном для него темпе, он может останавливаться, размышлять, возвращаться при необходимости, что практически невозможно в реальном общении.Область применения технологии интерактивного обучения достаточно широка, однако, во всех случаях пользователь, имеющий доступ к необходимой программно-технической базе, может самостоятельно проходить обучение с высокой степенью усвоения материала. Достаточно популярной разновидностью применения технологий интерактивного обучения – является использование возможностей сети Интернет.Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельностиговорению, аудированию, чтению, письму. В соответствии же с психологической теорией деятельности обучение любому виду деятельности происходит в процессе выполнения этой деятельности, действий и операций с ней связанных. Поэтому для обучения учащихся различным видам речевой деятельности необходимо предоставить практику каждому ученику в том виде речевой деятельности, которой он в данный отрезок времени овладевает. В основе формирования умений в любом виде иноязычной речевой деятельности лежат слухомоторные навыки.Интернет со всем богатством своих ресурсов реально способствует достижению основной цели изучения иностранного языка в школе, а именно: формированию коммуникативной компетенции. Виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные темы. Общаясь в истинной языковой среде, школьники учатся спонтанно и адекватно реагировать на различные значимые, реалистичные, интересующие и достижимые задачи, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс (при условии соответствующей дидактической интерпретации), более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:
  • формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
  • совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов Интернет, мультимедийных средств также соответственно подготовленных учителем;
  • совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;
  • совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;
  • пополнять свой словарный запас как активный, так и пассивный лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;
  • знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
  • формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования "живых" материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, а "горячих" проблем, интересующих всех и каждого.
  • Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:
  • повышение мотивации к изучению языка;
  • развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
  • увеличение объема лингвистических знаний;
  • расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
  • развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
  • Мы, учителя английского языка, используем ИКТ для различных целей: повышения профессионального мастерства, совершенствования языковых и речевых умений, поиска информации, переписки с друзьями и коллегами, создания дидактического материала для уроков, проверки домашнего задания, работы над проектами разного уровня. Только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размышлению, самонаблюдению, самооценке) недостаточно. Необходим широкий спектр информации, отражающей разные точки зрения на одну и ту же проблему, предоставляющей учащимся пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений. Рассмотрим использование компьютерных технологий на уроке английского языка. Урок – проект. На подготовительном этапе используется Интернет для сбора информации Следующий этап: выполнение презентации в программе PowerPoint. Выступление: использование презентаций, компьютерных обучающих программ, таблиц, диаграмм. Очень интересно наблюдать за развитием учащихся в их презентациях. Для каждого ребенка это возможность выразить и показать себя, свои интересы, приобретенные навыки. Ученики делают презентации о себе по пройденным темам, на слайдах они размещают свои фотографии, картинки, ключевые слова, фразы, которые помогают им сделать сообщение по теме. Такие выступления вызывают большой интерес одноклассников и много вопросов, что является хорошим стимулом для разговора на языке. Были представлены презентации на следующие темы: «Моя семья», «Мои увлечения», «Моя квартира», «Моя школа», «Мой день рождения», «Мой день». Презентации учащихся это не только рассказы о фактах своей жизни и своего окружении, но и попытка прокомментировать их и высказать свое мнение, а если его нет в выступлении, одноклассники обязательно поинтересуются. Этот интерес к мнению друзей соответствует возрастным особенностям.Изучение новой темы.Использование наряду с традиционной технологией обучения возможностей ИКТ поможет учителю в подборе разнообразного материала, как правило, более интересного.Итоговый урок:ИКТ позволяет использовать на уроке тесты более рационально и экономит время урока. Учащиеся могут узнать свой результат сразу после тестирования.Применение ИКТ дает возможность избежать субъективности оценки.Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по английскому языку. ИКТ позволяют более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности учащегося, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации. Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися. Эти технологии открывают широкие возможности преподавателям, которые ищут в данных технологиях дополнительные средства для решения своих профессиональных задач. Новейшие информационные технологии в обучении позволяют активнее использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов и институтов, привлекать лучших преподавателей к созданию курсов дистанционного обучения, расширять аудиторию обучаемых. Методы, формы обучения:В рамках занятий предусмотрены такие методы работы как:- поиск необходимой информации, и ее переработка;- создание презентаций и фильмов по заданной теме;- выполнение лексических, грамматических тестов с анализом результатов;- прослушивание аудиозаписей;- электронная переписка с носителями языка;- творческие и исследовательские задания и т.д.На занятии учащимся предлагается создать свою электронную почту и написать письмо учителю. Предлагается следующая работа с Интернет-ресурсами:- учащиеся развивают творческие способности на сайте , знакомятся с правилами создания мультфильма на сайте, проектируют сюжет, героев и общий дизайн мультфильма, а также титры на английском языке;- совершенствуют лексические навыки, знакомятся с новой лексикой, закрепляют изученный на уроках английского языка материал в игровой форме. Осуществляют поисковую работу в словарях различной направленности с помощью -  , ;- изучают, закрепляют и тестируют грамматические формы английского языка на таких сайтах как , , , ,- занимаются поисковой работой для создания фильмов, презентаций, исследовательских проектов на ,  и других поисковых сайтах по темам лингвистики и страноведения;- участвуют в творческих конкурсах и проектах в помощью таких ресурсов как , , ;- слушают аудиофайлы и выполняют аудиотесты на , , , , что нацелено на работу с текстовой информацией. Здесь особенно интенсивно отрабатываются навыки смысловой компрессии текса, его переработки, и презентации информации в более сжатой форме. Учащиеся работают с различными видами текста – стихи, рассказы, новости, представленные в аудио-формате; - просматривают и обсуждают видеоролики на , , ;- общаются со сверстниками на сайте , знакомятся с особенностями английского языка в общении по интернету – сокращения, аббревиатура, символы.Использование Интернета в учебном процессе также позволяет создавать реальную языковую среду для изучающих иностранный язык. Это происходит благодаря возможности реального общения с носителями языка в отсроченном режиме (электронная почта, оff-line-телеконференции) или в режиме реального времени (телеконференции в режиме реального времени – Chat, видеоконференции). Участие в конференциях дает возможность задать интересующий вопрос, поднять проблему, обменяться мнениями и опытом, что способствует повышению познавательной активности у учеников.Выводы:
  • Использование информационных технологий дает толчок к развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учеников на более высоком уровне.
  • Использование интерактивных компьютерных технологий в курсе обучения иностранному языку способствует реализации целей иноязычного общения во всем их разнообразии: познавательной, развивающей, воспитательной, практической.
  • С их применением появляется возможность адаптировать содержание учебного материала к индивидуальным способностям учеников с учетом их знаний, умений и психологических характеристик.
  • Использование интерактивных компьютерных технологий способствует осуществлению объективного и полного контроля навыков и умений учеников.
  • Информационные технологии обучения обладают более высокой дидактической эффективностью по сравнению с традиционными методами и средствами поддержки обучения. При этом высокий уровень интереса обучающихся, обусловленный поначалу технологической стороной используемых электронных средств, способствует в дальнейшем росту интереса к изучению иностранного языка как средства межкультурной коммуникации.
  • Список литературы
  • Владимирова Л.П. «Интернет на уроках иностранного языка» - ИЯШ №3, 2003.
  • Кашлев, С.С. Интерактивные методы развития экологической культуры учащихся: пособие для педагогов/ С.С.Кашлев // Минск: Зорныверасень, 2007. – 148 с.
  • Ольховская, Л.И. Золотая рыбка в сети. Интернет-технологии в средней школе. (Практическое  руководство) Под редакцией Ольховской Л.И., Рудаковой Д.Т., Силаевой А.Г. – Москва: Прожект Хармони, Инк., 2001. – 127 с.
  • Полат Е.С. Формы и методы использования  Интернет-ресурсов на уроках иностранного языка //Иностранные языки в школе –  № 2, 3  2001. – С. 13-17, С.3-7.
  • Штейнберг, В.Э. Теоретико-методологические основы дидактических многомерных инструментов для технологии обучения/ В.Э. Штейнберг // Екатеринбург, 2000.
  • Sears, Robert. Child Development/ Robert R Sears // – New York, 1970. – 416 p.