Игровая методика "Теремок сказок"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игровая методика "Теремок сказок"
Автор: Давыдова Галина Петровна
Игровая методика Теремок сказок
Все мы хотим видеть своих детей умными, сообразительными, творчески мыслящими, самостоятельными. Это невозможно без обучения. А обучение в последнее время, к счастью, все больше связывают с играми.
Уважаемый читатель, ранее в выпусках нашей газеты я знакомила вас с творческими работами детей нашей группы, а сегодня мне хотелось бы рассказать об игровой методике Теремок сказок, автор которой кандидат психологических наук Козырева Е.Н.
Возможно ли создать настольно-печатный материал для игр, который позволял бы осуществлять сенсорное обучение, умственное, речевое, творческое и эмоциональное развитие детей - всё это одновременно и с помощью одного комплекта игры? В результате решения этой трудной и увлекательнейшей задачи возникла игровая методика Теремок Сказок. Название это появилось ещё в 1995 году, вместе с рождением замысла игры: все сказки, все герои живут в одном сказочном лесу (как разные герои - в одном Теремке). Автор сделал карточки с различными эпизодами сказок, и убрал из сюжета одного из героев, расположив его на отдельном элементе (вкладыше). И получился своеобразный сказочный конструктор, творческий набор для сочинения новых сказок. Поскольку отверстия в карточках и клетки-вкладыши сделаны в виде определённых геометрических форм (круг, квадрат, треугольник), появилась возможность обучать ребёнка математическим навыкам на эмоционально значимом, личностно окрашенном для него материале.
Таким образом, Теремок сказок сочетает в себе элементы сенсорного обучения (по М.Монтессори) и интеллектуального развития на фоне эмоционального восприятия заданий, связанных с известными сказочными героями. В разнообразных игровых заданиях происходит формирование у ребёнка восприятия, мышления, воображения, памяти, речи - всех тех фундаментальных психических процессов, развитие которых поможет воспитать из ребёнка интеллектуально развитого творческого человека.
Игровая методика Теремок сказок включает в себя 110 развивающих игр со сказками для детей 4-7 лет. Главная цель игр Теремок сказок - развитие интеллектуальных и творческих способностей детей с помощью занимательных упражнений со сказочными героями.
Умеем - играючи! Именно так, интересно и увлекательно, построено обучение детей в игре Теремок Сказок. Она основана на необычном использовании известных ребёнку сказок.
Распутывая игровые задания, ребёнок будет учиться логическому мышлению - умению думать, рассуждать, сравнивать, а также творческому мышлению - учиться сочинять новые продолжения для старых сказок.
Любая из приведенных в пособии игр САМА организует такую деятельность ребёнка, при которой ему придется развивать свои интеллектуальные навыки, воображение и творческое мышление. Воспитателю, педагогу, родителю в этих играх отводится очень важная роль - НАПРАВЛЯТЬ РЕБЁНКА К ЕГО СОБСТВЕННОМУ ОТКРЫТИЮ!
В каждой игре ребёнок может создавать нечто НОВОЕ - новый эпизод, новый характер, новую сказку... Самое главное в играх Теремок сказок - рождение ребёнка как человека-ТВОРЦА, причем в совместной деятельности с взрослым - воспитателем или родителем.
Теремок сказок - это игровые задания, которые учат детей (и взрослых тоже!) на наглядном, сказочном материале применять приёмы творческого мышления. Часть из них придумал известный итальянский сказочник Джанни Родари - это приёмы бином фантазии, путешествие героя по сказкам (или салат из сказок). Другие разработаны известным советским писателем-фантастом и изобретателем Г.С. Альтшуллером, автором Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Эти приёмы позволяют развить творческое воображение ребёнка, учат получать от сказки пищу для ума и сердца. С их помощью дети научатся создавать первые собственные творческие произведения - сказочные истории.
Игровая форма заданий в Теремке сказок вызывает интерес у ребёнка, позволяет концентрировать внимание, поддерживает высокий уровень познавательной активности. Обучение с использованием знакомых ребёнку сказок и героев вызывает у него положительные эмоции. Хорошее настроение и живой интерес к судьбам героев, которым он творчески помогает, способствуют развитию зрительной и образной памяти, наблюдательности, способности сосредотачиваться.
Ребёнок в игре много раз совершает простые мыслительные операции по анализу картинки, сравнению предметов, выявлению и называнию их признаков, возвращению героя в нужный сюжет или. Это и есть те элементы, из которых складывается его логическое и творческое мышление, интеллектуальные способности, а именно они определяют уровень развития ребёнка.
Творческие возможности игры.
В Теремке сказок ребёнок знакомится с противоречием старому сюжету - в сказку входит чужой герой. Именно эта ситуация - когда ребенок видит неправильность, является пусковым механизмом, запускает возможность проявить свою творческую позицию, авторство, экспериментирование, манит создать новую сказочную историю. Для одного ребёнка - это сложная и непосильная пока задача. Но рядом со взрослым, подталкивающим его к новым решениям, поддерживающим первые творческие попытки, ребёнок может познать радость собственного открытия, своего ТВОРЧЕСТВА!
Очевидно, что для активизации творческого мышления необходимо не просто предъявление противоречивой ситуации, но и специальная помощь взрослого для конструктивного выхода из этой ситуации. Воспитатель показывает детям проблемную-противоречивую ситуацию, связанную с тем, что в сказке внезапно появляется новый герой, который несет с собой свои цели, мотивы, характер, действия. И знакомит детей со способами преобразования сюжета старой сказки. В игровых заданиях описаны следующие методы активизации творческого мышления, доступные для восприятия дошкольников: типовые приемы фантазирования по ТРИЗ (прошлое-настоящее-будущее, динамичность, копирование, наоборот, деление-объединение, принцип предварительного действия), приемы фантазирования Дж. Родари (бином фантазии, путешествие героя по сказкам), эмпатия. Изучение этих типовых приёмов создания творческого продукта поможет детям быть более успешными в научно-техническом творчестве, чем их необученные сверстники.
Ребёнок должен самостоятельно придумать свой вариант вхождения героя в чужую сказку, т.е. преобразования, трансформации, синтеза нового героя и старой сказки. Воспитатель помогает ребёнку встраивать изменения в содержание старой сказки и создавать новую историю с позиции заинтересованного слушателя.
Задача воспитателя - установить равноправные отношения со-творчества в подгруппе дети-взрослый. Он оказывает детям эмоционально-мотивирующую поддержку с помощью вопросов и реплик. Так, воспитатель интонационно-эмоционально выражает побуждение к проявлению собственной позиции ребенка: это - твоя сказка, ты её автор, и в своей сказке ты можешь делать всё что захочешь, вот молодец, ты сам решил эту сложную проблему - как спасти героя!. С целью эмоционального раскрепощения и поддержки ребенка он даёт эмоционально выраженные оценки: вот молодец!, надо же!, ой, как здорово!. Воспитатель вопросами побуждает ребенка осознать ситуацию, когда в старой сказке появился новый герой (противоречие) и искать выход из положения: чужой герой - что он может сделать в этой старой сказке?, как помочь героям?, надо его спасать?. Вопросы-уточнения: как?, почему?, побуждают автора раскрыть цели и мотивы героев, новые обстоятельства для их действий и посмотреть по-новому на возможности изменения сюжета старой сказки. Некоторым детям требуются вопросы-поддержки, побуждающие к продолжению истории: а что было дальше?, и что она сделала?, куда пошел герой после этого?, которые помогают автору сделать следующий шаг и увеличить событийность сказки.
Главная задача воспитателя - создать такую эмоциональную обстановку принятия решения ребёнка, чтобы дети не боялись в творческих заданиях делать не так, как положено.
Для этого важно чётко провести границу между дидактическими заданиями - где всегда есть один правильный ответ, где вкладыш ОБЯЗАН соответствовать по форме и размеру отверстию, а герой - своей сказке. И - творческими заданиями, где принципиально НЕТ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ, где есть только разные возможности, которые каждый АВТОР - и взрослый, и ребёнок – использует так, КАК ХОЧЕТ.
Дети с первых дней своей жизни учатся ограничивать свою свободу под требования внешней среды - родителей, воспитателей, общества. Поэтому очень важно дать им отдушину - то место и время, когда они могут полностью проявить свои творческие желания. Но дети должны понимать, что это место и время - в данном случае творческие игры с Теремком сказок - имеют свои пределы, ограничения. И нужно задавать как особый ритуал входа в это свободное творческое пространство (например, таким образом: Дети, сейчас мы с вами поиграем в МОЖНО ВСЁ. Да, правильно - сейчас мы будем играть в творческие игры), так и особый ритуал выхода из этого пространства в реальность (Дети, мы возвращаемся в МОЖНО ЧТО-ТО).
С первых же своих творческих шагов дети должны почувствовать,
что в СВОЕЙ СКАЗКЕ они могут делать всё что захотят,
что они - АВТОРЫ созданных новых работ, новой реальности,
а АВТОРАМ в ТВОРЧЕСТВЕ МОЖНО ВСЁ!
Автор статьи: Давыдова Г.П.