ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ
Автор: Молчанова Анастасия Анатольевна


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
КОНСТАНТИНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Выпускная квалификационная работа
Тема: Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО
Автор:
Студентка 3 А уск курса______________Молчанова Анастасия Анатольевна
подпись Ф.И.О.
специальность 44.02.02. Преподавание в начальных классах
Научный руководитель: ________________ Плакунова Ирина Леонидовна
подпись Ф.И.О.
Допущена к защите: _______________ Зам. директора по УР Кравцова Т.В.
подпись Ф.И.О.
Константиновск, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 19
ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………..22
СБОРНИК ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОБЩЕШКОЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ С УЧАЩИМИСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЭЛЕКТРОННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
В сборник вошли сценарии праздников по следующим темам: День заповедников, Всемирный день моря, Всемирный день Земли, День охраны окружающей среды.
Электронное приложение содержит кроме обозначенных материалов видеофильмы, презентации, фотографии, музыкальные произведения, стихи и загадки, которые могут использоваться учителями начальных классов при проведении уроков окружающего мира и внеурочных занятий по предмету.
Введение
Стремление ребёнка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически. Если той активности ребёнка не противодействовать, не пресекать её многозначительными нельзя, тебе рано об этом знать, то с возрастом эта потребность в исследовании эволюционирует, спектр объектов исследований существенно расширяется.
Ученик, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, что даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт творца-первооткрывателя. Исследовательское поведение особенно ценно тем, что оно создаёт надёжный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие.
Собственную исследовательскую деятельность ученика следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей.
Не менее важно и другое обстоятельство – как показывают специальные психологические эксперименты, самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Специалисты в области психологии мышления давно подметили такую особенность: умственная деятельность учёного, делающего эпохальное открытие, и умственная деятельность ученика, познающего новое, идентичны по своей внутренней механике. Но самое важное то, что ученику гораздо легче изучать новое, действуя подобно учёному (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимание в детстве, это может оставить отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.
Задача взрослых – помочь в проведении ученических исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ученика и его окружения. Помощь требуется первое время на всех этапах работы: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении всего дела до логического завершения.
Одной из актуальных проблем современного образования в настоящее время является повышение эффективности образовательного процесса. Значимыми показателями образования, являются виды деятельности, которыми овладели учащиеся в результате обучения, и уровни их освоения. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основных компонентов – исследовательских умений и навыков, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
ФГОС НОО призван обеспечить выполнение следующей основной цели: развитиеличности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
ФГОС НОО по окружающему мирунаправлен на достижение следующих целей:
- развитиеумений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- воспитаниепотребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Для этого необходимо, чтобы учитель не развивал школьников, а помогал им развиваться самим. Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим.
Актуальность данной проблемы в современном образовании подвела меня к выбору темы моей дипломной работы.
Тема: Организация исследовательской и проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО.
Объект исследования: образовательный процесс на уроках окружающего мира в начальной школе.
Предмет: исследовательская и проектная деятельность младших школьников на уроках окружающего мира.
Цель: особенности использования методов исследовательской и проектной работы на уроках окружающего мира в начальных классах в рамках ФГОС НОО.
Задачи:
1)рассмотреть механизмы функционирования поисковой активности и условия формирования исследовательских умений младших школьников;
2) показать разнообразие исследовательских и проектных видов работ на уроках окружающего мира в рамках ФГОС НОО;
особенность образовательного компонента “Окружающий мир’’,программы для традиционной начальной школы;
2) характеристика теоретических основ использования методов исследовательской работы при обучении предмету Окружающий мир;
3) пути и методы реализации исследовательского обучения;
4) формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса Окружающий мир;
5) Составить аннотированную картотеку.
Гипотеза: процесс обучения на уроках окружающего мира в начальной школе будет наиболее эффективен, если использовать исследовательскую и проектную деятельность.
Пояснительная записка
Организация проектной деятельности учащихся становится все более популярной в современной образовательной практике. Ее возрождение связано с реформированием школьного образования, поиском продуктивных форм познавательной деятельности школьников.
Вместе с тем, в организации проектной деятельности чрезвычайно важен, является вопрос о понимании целей ученического проектирования педагогом, который его организует. Школьная практика организации проектирования показывает, что зачастую формальное, поверхностное отношение к этому процессу связано с подменой истинных целей работы над проектом, направленных на учащегося (овладение компетентностью в решении личностно значимых для него проблем, формирование новообразований и развитии качеств личности) субъективными целями педагога (получение поощрения от видимого продукта этой деятельности, которым, например, могут являться: демонстрация применения нового метода на открытом уроке, если речь идет о проекте на уроке, или факт участия школьников в конкурсах проектах, если это внеурочная деятельность). В результате переориентации целевых установок проектного обучения на уроке выглядит не более как фиксация использования модного тренда, причем вследствие искусственного привязывания его к учебному содержанию видна неочевидная эффективность его применения. Работа над межпредметным проектом отдается на откуп родителям, что полностью снимет ответственность с педагога за результат. В связи со сказанным, хотелось бы донести до учителя идеи проектирования и дать возможность качественно организовать данный процесс при обучении младших школьников.
Проект – слово иноязычное, происходит от латинского projectus. Его прямой перевод уже объясняет многое – выдающийся вперед. В современном русском языке слово проект имеет несколько весьма близких по смыслу значений, имеющих непедагогическое происхождение (архитектура, строительство и т.п.). Так называют, во-первых, совокупность документов (расчетов, чертежей и д.р.), необходимых для создания какого-либо сооружения; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение – какой-либо замысел или план.
В нашем понимании понятию проект должно быть присуще только одно значение – это вид продукта деятельности. В начальной школе можно выделить несколько типов и видов проектов.
Познавательный или информационный проект (вид: представление интересной информации в виде мини-сообщений, стенгазеты, фотоальбома, выставки рисунков, компьютерной презентации, справочника, книжки-малышки, выступления на школьном радио и т.п.);
Исследовательский проект (вид: научный доклад с обязательной структурой исследовательской деятельности проблемного вопроса, плана исследования, изложения информации и маленьким открытиям (выводами по материалам исследования);
Конструкторский или технический проект (вид: изготовление материальных предметов преимущественно на уроках технологии или во внеклассной работе по другим предметам: изготовление поздравительных открыток, книжных закладок, игрушек, сувениров, предметов школьного обихода; моделей простейших приборов, макетов и т.п.);
Социальный проект (вид: в описании – это методические разработки, рекомендации; в представлении для аудитории – это театральные постановки, концерт, экологический десант, конкретная помощь, например, пожилым людям).
Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
Исследовательскую деятельность учащихся следует понимать как совокупность действий поискового характера, ведущую к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности, порождаемых в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящихся на базе исследовательского поведения. В роли этого механизма у человека выступает мышление. Наиболее продуктивным в данном случае оказывается деление мышления на конвергентное и дивергентное. Оба, выделенные Дж. Гилфордом, вида продуктивного мышления важны для успешного осуществления исследовательского поведения в ситуациях неопределенности.
Успешное осуществление исследовательской деятельности требует наличия у субъекта исследовательских способностей. Исследовательские способности логично квалифицировать, в соответствии с традициями отечественной психологии, как индивидуально-психологические особенности личности, выступающие субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности.
Как и все иные способности, они могут рассматриваться с разных сторон. Исследовательские способности необходимо рассматривать как комплекс трех относительно автономных составляющих: поисковой активности; дивергентного мышления; конвергентного мышления. Первый параметр – поисковая активность – выступает в роли первоисточника и главного двигателя исследовательского поведения. Он характеризует мотивационную составляющую исследовательских способностей. Стремление к поисковой активности в значительной мере предопределено биологически, вместе с тем это качество развивается под воздействием средовых факторов. Высокая мотивация, интерес, эмоциональная включенность – необходимые составляющие исследовательского поведения, указывающие на наличие поисковой активности.
Способности находить и формулировать проблемы, генерировать максимально большое количество идей в ответ на проблемную ситуацию, оригинальность, способность реагировать на ситуацию нетривиальным образом – все это не только проявления способности к дивергентному мышлению, но и неотъемлемые составляющие исследовательского поведения человека. Их обязательно нужно рассматривать как компонент исследовательских способностей.
Кроме того, мы должны понимать, что в реальных ситуациях, требующих исследовательского поведения, и поисковая активность, и дивергентное мышление мало полезны без высокоразвитого конвергентного мышления. Оно не только тесно связано с даром решать проблему на основе логических алгоритмов, через способность к анализу и синтезу, но и принципиально важно на этапах анализа и оценки ситуации, на этапах выработки суждений и умозаключений. Конвергентное мышление выступает важным условием успешной разработки и усовершенствования объекта исследования (или ситуации), оценки найденной информации и рефлексии. Диагностика и развитие исследовательских способностей предполагают выявление и совершенствование этих трех характеристик.
Исследовательские способности обнаруживаются в степени проявления поисковой активности, а также в глубине, прочности овладения способами и приемами исследовательской деятельности, но не сводятся к ним.
Под способами и приемами исследовательской деятельности следует понимать способы и приемы, необходимые при осуществлении исследовательской деятельности. Это умение видеть проблемы, умение вырабатывать гипотезы, умение наблюдать, умение проводить эксперименты, умение давать определения понятиям и др.
Собственные исследования детей использовались всегда и были востребованы с глубокой древности, с того момента, как проявилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении
Какую-то часть сведений о мире ребенок всегда воспринимал репродуктивным путем от старших, а какую-то осваивал самостоятельно, подражая взрослым, играя, исследуя действительность. При этом он должен был наблюдать, экспериментировать и делать на этой основе собственные выводы и умозаключения. Таким образом, мы условно можем выделить два пути получения образования ребенком – репродуктивный и продуктивный. Время менялось, на первый план образовательной практики выходил то один путь, то другой.
Таким образом, перед современной школой стоят сложные задачи по обновлению содержания и структуры образования. Сегодня важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, научить находить путь от научного описания к способностям ориентироваться в конкретных явлениях. Главная проблема школы – это переход от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всего педагогического сообщества, т.е. педагогического коллектива, учащихся и родителей.
Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
Необходимы следующие условия формирования исследовательских умений младших школьников:
Целенаправленность и систематичность.Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда.Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. Это необходимо учитывать и использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Психологический комфорт.Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения Ты сделал неправильно, Ты делаешь не то (не так) блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
Личность педагога.Реализации творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
Учет возрастных особенностей.Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Все образовательные учреждения России с 1 сентября 2011 года перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Стандарт предъявляет к предмету Окружающий мир такие требования:
•освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
•развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные
связи в окружающем мире.
Мы видим, что согласно новому стандарту дети должны овладеть различными видами исследовательской работы. Безусловно, в этом им помогает учитель. Умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно.
Ещё одной особенностью ФГОС НОО является формирование у детей умения самостоятельного поиска информации. Это очень важное умение, как с образовательной точки зрения, так и с точки зрения исследовательского обучения.
В новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. В таких условиях исследовательская деятельность учащихся начальных классов становится особенно актуальной.
Психологические, теоретические, дидактические и методические основы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах А.В. Леонтовича, С.Л. Рубинштейна, В.А. Крутецкого, А.Н. Поддьякова, А.С. Обухов, В. Оконь, А.И. Савенков.
Учебно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным, но предполагаемым результатом.
Исследовательский поиск позволяет одновременно развивать у учащихся общие умения и навыки, такие как: умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи. Этот метода ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени под умелым руководством учителя.
Работа над исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.
Для развития исследовательской культуры младшего школьника в рамках курса Окружающий мир необходимо реализовать следующие компоненты.
Развитие умения наблюдать – это и есть освоение учащимися приемов логического мышления. Искусство наблюдения - это специально организованное восприятие объектов в целях обучения. Что бы кратчайшим путем привести ребенка к цели обучения – формированию четких понятий, необходимо обращать его внимание на сущность предметов в отличие от их изменчивых свойств.
По мнению Бруннера, как правило, учащиеся младших классов встречаются с большими трудностями при выделении главных признаков предмета. Они легко определяют черты различия, но не умеют определять свойства. Вместе с тем, без умений выделять существенный признак предмета, не возможно провести его отнесение к определенному понятию. Трудности сравнения связаны с тем, что детям этого возраста очень трудно найти основание для сравнения. В данном случае целесообразно использовать различные методические приемы, одним из которых является использование трех предметов. Рядом с двумя предметами, у которых дети не могут найти общих признаков, надо поместит третий, отличающийся именно поэтому признаку. Показателем высокого уровня развития умения вести наблюдения является участие или самостоятельное проведение элементарной экспериментальной работы.
Очень эффективны различные виды практических работ в уголке природы: посев и посадка, размножение растений разными способами, уход за ними.
Более высокой ступенью исследовательской деятельности учащихся начальных классов является умение выражать суждения и умозаключения на основе усвоенных понятий.
Суждение – акт мысли, который заключается в утверждении или отрицании чего-либо.
Умозаключение основано на ряде суждений.
Основным методом создания исследовательской ситуации является постановка проблемных вопросов, заданий, задач. Правильное определение проблемы исследования учащимися во многом зависит от учителя. Не осознав сущность проблемы, учащийся не может активно включится в познавательную деятельность. В связи с этим выдающийся психолог С.Л. Рубинштейн утверждал: …мыслить человек начинает, когда у него возникает потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или с вопроса, с удивления или недоумения. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс: он всегда направлен на разрешение какой-то задачи… .
Тематика исследовательской работы должна быть интересной и выполнимой. Здесь руководителю исследовательской работой важно учитывать, интерес школьника к конкретному явлению или объекту. Абстрактные проблемы, фундаментальные или прикладные вопросы науки далеко не каждому ученику могут быть понятными и посильными.
Так, в начальной школе можно провести анкетирование или опрос, предложив детям выделить и подчеркнуть три-пять проблем, которые им наиболее интересны.
Проведение исследований.
Теперь ребенок может погрузиться в исследовательский поиск. Задача педагога – играть роль консультанта, старшего помощника. Ребенок выбирает себе ту тему, которая ему больше нравится, и начинает действовать самостоятельно. Задача – собрать нужные сведения, используя все доступные источники информации, обобщить их и подготовить проект или доклад по результатам исследования.
Для учащихся младших классов лучше всего организовывать экскурсии, чтобы они могли услышать, необходимо проводить беседы или сообщения. Чтобы они могли прочитать, необходимо обучать работе с библиотечным каталогом, с архивами, с сайтами Интернета.
В работе Прохорова С.Ю. Организация экологических исследований в начальной школе автор отмечает, что ученик в процессе исследования составляет схемы, таблицы, диаграммы, овладевает простейшими формами систематизации учебного материала. Подбирает книги по теме, ориентируется в структуре книги, использовать знания о структуре книги при ее выборе и работе с нею, составляет каталог прочитанных книг.
Использовать в тех же целях элементы оформления книги(фотографии, чертежи, карты, рисунки и т.д.). Обзор литературы помогает учащимся свободно овладеть методом теоретического анализа, сравнения и обобщения, ознакомится с научной терминологией, научится аргументировать свои ответы на вопросы, задаваемые им по результатам исследования.
Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом одноклассникам. Для этого потребуется:
- дать определения основным понятиям;
- классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
- выявить и обозначить все замеченные парадоксы;
- ранжировать основные идеи;
- предложить метафоры и сравнения(сопоставления, схемы и др.);
- выработать суждения и умозаключения;
- сделать выводы;
- указать пути дальнейшего изучения явления;
- продумать текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы;
- приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
Результаты работы целесообразно рассматривать как вариант взаимного обучения детей: докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам.
Благодаря участию в исследовательской деятельности младшие школьники учатся взаимодействовать в группах, работать с книгой, ресурсами сети Интернет, оценивать проекты товарищей, оформлять промежуточные результаты в виде таблиц, схем или рисунков, выбирать форму представления и защиты проекта.
Проведение исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы. Учебно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования объектов, наличия источников дополнительной информации, желания углубленно работать с учащимися по изучению объектов окружающего мира.
Таким образом, повышается познавательная и творческая активность учащихся, их учебная мотивация. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся подтвердила необходимость целенаправленной работы по их формированию и развитию.
Поэтому, начиная со второй недели преддипломной практики, я начинала постепенно готовить учащихся к проектной деятельности. Проектом, над которым работали ребята, стал проект Музей путешествий.
Проект: Музей путешествий
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3 Б
Тип проекта: творческий
Цель проекта: Создать уголок Музей путешествий с помощью организации проектной работы
Планируемый результат: Выставка работ, изготовленных для организации в кабинете Музея путешествий
Проект построен на тематике путешествий. Это повод для заинтересованности учащихся традиций и гордости нашей страны. Это опыт исследования и подбора материала в виде изображений достопримечательностей городов Золотого кольца России, историй создания этих городов, памятников и святых мест.
Работа над проектом позволила решить следующиепедагогические цели:
активизировать развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка;
формировать навыки сотрудничества с другими людьми;
привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта.
На тему урока окружающего мира Золотое кольцо России по рабочей программе выделено два урока. В эти два урока нам удалось включить не только теоретическую часть работы, но и так, же объемную работу по рабочим тетрадям, и сообщения учащихся о городах Золотого кольца.
Готовить учащихся к уроку-проекту я начала заранее, помимо информации из учебника, мною было предложено детям подготовить сообщения о городах. Чтобы избежать проблем выбора детьми города, о котором подготовить сообщение, я сама распределила, кто о каком городе будет рассказывать. На пару учащихся пришлось по одному городу, таким образом, один учащийся рассказывал о городе, а второй учащийся дополнял. К сообщению были определенные критерии: текст в печатном или аккуратно и разборчиво написанном варианте; наглядность – изображение города и достопримечательностей города, о котором рассказывается.
К заданию дети подошли ответственно и с интересом. Наиболее запоминающиеся сообщения подготовили следующие учащиеся:
Елизавета Верич подготовила сообщение о городе Углич, в ее сообщении было много наглядности, красочных изображений города и его достопримечательностей.
Куликов Тихон, несмотря на отсутствие интереса к учебе, был заинтересован в задании и подготовил сообщение о городе Владимире. Его доклад запомнился детям не только интересной информацией, но и изображением знаменитых Золотых ворот города Владимира, которые учащийся изобразил своими руками. Важно отмечать, что при подготовке подобных заданий, не все учащиеся имеют специальное техническое оборудование в домашних условиях, но у детей есть таланты и способности, которые можно отметить в подобных творческих заданий.
Пыщев Константин отличается особой дикцией. Такие задания, как устные сообщения даются ученику успешно. Одноклассники слушают его внимательно и с удовольствием. Информация учащимися усваивается лучше при прослушивании товарищей, так как у них появляется желание соответствовать.
После выполнения задания, я увидела у учащихся готовность к работе над проектом. Следующей работой для меня стало распределение этапов работы над проектом.
Остановимся на характеристике деятельности на каждом этапе:
На мотивационном этапея озвучила общий замысел, создала положительный мотивационный настрой, а обучающие обсудили и предложили собственные идеи.
На планирующем – подготовительном этапенами была определена тема и цель проекта, сформулированы задачи, выработан план действия, согласованы способы совместной деятельности и установлены критерии оценки результата и процесса.
Третий,информационно – операционный этап,я разделила на две части: в первой обучающиеся собирали материал, работали с литературой и другими источниками, непосредственно выполняли проект. На этом этапе я исполняла роль координатора, наблюдателя и источника информации. На уроке же проводилась вторая часть – непосредственно оформление конечного продукта.
Нарефлексивно – оценочном этапеобучающиеся участвовали в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществили самооценку, я выступила участником коллективной оценочной деятельности.
Тема проектной работы была предложена учебным пособием. Учебник предлагает нам выполнить Музей путешествий, где учащиеся собирают привезенные сувениры. Но для такого проекта предусмотрены экскурсии учащихся по городам Золотого кольца. Здесь хотелось бы отметить, что при обсуждении городов, я выявила, что ни один из учащихся не был ни в одном из городов Золотого кольца. Если бы у учащихся была возможность посещения хотя бы одного из городов Золотого кольца, то патриотизм и гордость за свою Родину формировались бы наглядным образом.
У нас такой возможности не было, поэтому обсуждение проекта мы начали с предложений оформления музея. Основываясь на знания детей и выполнение практических работ, я предложила детям оформить музей экспонатами, выполненными своими руками.
Далее нужно было определиться с экспонатами, выполнение которых было бы по силам детям. Я отталкивалась от увлечений и талантов детей. Среди учеников были любители рисования, лепки из пластилина, работы с бумагой и клеем. После предложенных мною вариантов исполнения, посыпались предложения детей. Из всех предложенных вариантов нами были выбраны: создание макетов церкви и часовни, рисунков знаменитых городов и мест, магниты с изображением достопримечательностей.
В уроке-проекте важно организовать учащихся так, чтобы над одной частью работали не более двух человек. Так как у нас было четыре вида работы, учащихся я разделила на четыре группы.
В первой группе делался макет церкви. В группу я собрала учащихся наиболее лучше других работающих с бумагой, ножницами и клеем. Также заранее одному из учащихся было поручено выполнить дома заготовку купола (было разрешено с помощью родителей). В ходе работы использовались следующие материалы: картонные коробки, бумага для оформления, цветная бумага, часть пластиковой бутылки, пластилин, палочки для мороженного. В группе ребята также распределили работу. Трое учащихся выполняли основную часть макета, один учащийся намечал и вырезал окна и двери, и один учащийся – купол макета церкви.
Во второй группе делался макет часовни. В группу я собрала учащихся наиболее лучше других работающих с бумагой, ножницами и клеем и проявляющих творческую фантазию. Также заранее одному из учащихся было поручено выполнить дома заготовку купола (было разрешено с помощью родителей). В ходе работы использовались следующие материалы: картонные коробки, бумага для оформления, цветная бумага, часть пластиковой бутылки, пластилин, палочки для мороженного. В группе ребята также распределили работу. Трое учащихся выполняли основную часть макета, один учащийся намечал и вырезал окна и двери, и один учащийся – купол макета часовни.
В третьей группе выполнялись рисунки городов Золотого кольца. В группу я собрала учащихся, рисующих наиболее лучше других. Так как это достаточно кропотливая работа, то для данной группы я подготовила эскизы городов, учащимся нужно было дорисовать детали и оформить в цвете. В ходе работы использовались следующие материалы: эскизы городов, простой карандаш, цветные карандаши. В группе ребята выполняли по два рисунка каждый.
В четвертой группе делались магниты с изображением достопримечательностей городов. В группу я собрала учащихся наиболее лучше других работающих с пластилином. Для работы с пластилином я также заранее подготовила эскизы рисунков достопримечательностей. В ходе работы использовались следующие материалы: эскизы, цветной пластилин, скребок. В группе ребята выполняли два вида работы, трое ребят оформляли изображение достопримечательностей с помощью скатывания пластилина в мелкие шарики, а трое ребят пользовались методом растирания пластилина по бумаге.
В ходе всей проектной работы, я лишь пару раз помогла ученикам. Всю работу они выполняли сами, я наблюдала и контролировала процесс.
Результаты у нас получились следующие: макет церкви, макет часовни, двенадцать изображений городов Золотого кольца, шесть магнитов.
Макет церкви представляла первая группа. Работа выполнена аккуратно. Все детали были размечены, ровно вырезаны и хорошо приклеены. В ходе работы ребята дружно выполняли все необходимое, соблюдали порядок и тишину, советовались друг с другом, и показали себя как настоящая сплоченная команда.
Макет часовни представляла вторая группа. Работа также выполнена достойно. Все аккуратно размечено и приклеено. Часовня получалась не только детальной, но и красочной. Учащиеся работали сплоченно, помогали друг другу в работе, соблюдали порядок и уважение друг к другу.
Изображения городов Золотого кольца представляла третья группа. В данном виде работы проявилась индивидуальность каждой работы. Были как красочные, изображающие хорошую погоду, так и серые изображения, показывающие, что бывают и дождливые дни. У одних учеников были более яркие работы, отражающие настроение ребенка в данный момент, у других более серые и бледные рисунки, дети это охарактеризовали как то, что погода бывает разной.
Магниты с изображениями достопримечательностями представлял четвертая группа. В этой работе также проявилась индивидуальность каждого ребенка, помимо этого работы показывали упорность и усидчивость ребят. Их терпение и желание или же наоборот нежелание выполнения работы. Работы получились аккуратно выполнены и достойно представлены каждым учеником.
По итогу всей работы мы дружно обсудили выполненные работы. Ребятам был предоставлена возможность оценивания не только своей работы, но и работы товарищей.
Выводы, которые я сделала в ходе работы над методом проектов. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.
В результате своего опыта работы над методом урок-проект я пришла к выводу, что использование проектной деятельности способствует формированию универсальных учебных действий младших школьников и возможности реализации в учебной деятельности. Таким образом, цель считаю достигнутой.
Выдвинутая мнойгипотеза исследования подтверждена. Проектная деятельность в начальной школе действительно повышает эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников, что подтверждается результатами диагностики, проведенной мною в процессе работы над опытом.
В результате работы я изучила психолого-педагогическую литературу, изучила и обобщила педагогический опыт по внедрению проектной деятельности; рассмотрела особенности проектной деятельности младших школьников; исследовала влияние проектной деятельности на формирование универсальных учебных действий обучающихся своего класса; выявила наиболее приемлемую форму организации учебных проектов в начальной школе. Для меня это – урок-проект.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Долгое время нас пытались приучить к тому, что обучение ребёнка должно строиться на послушании, повторении и подражании. Методы самостоятельного поиска истины, базирующиеся на анализе и синтезе различных точек зрения, собственных наблюдениях и экспериментах, практически полностью исключались. Новое время диктует новые задачи, заставляет на деле переходить от призывов к развитию интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка к реальным действиям. Одним из самых действенных шагов в этом направлении является активное использование исследовательских методов в образовании.
Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ученике жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Естественно, что одной поддержки недостаточно. Ученика необходимо вооружить специальными знаниями, умениями и навыками исследовательской деятельности.
Задача общеобразовательной школы заключается, прежде всего, в подготовке учащихся быть адекватными окружающей биологической действительности. Один из перспективных методов достижения образованности выпускников школы – это исследовательская работа учащихся, выполняемая под руководством учителя,
Таким образом, в процессе исследовательской деятельности у учащихся формируются следующие качества и навыки:
способность к самореализации,
умение работать в исследовательском режиме по отношению к собственной деятельности,
инициативность, изобретательность,
смекалка,
готовность и способность к придумыванию,
нестандартность, самобытность мышления;
чувство новизны, необычного, чуткость к противоречиям,
склонность к творческому сомнению, способность к генерации идей, их продуцированию.
Организация исследовательской деятельности позволяет учителям развивать у обучающихся качества следующих составляющих созидающей личности:
человека творческого:создает исследовательскую среду как на уроках, так и во внеурочной деятельности;
человека нравственного, родового:помогает принципиально принять многополярность окружающего мира, взаимность сосуществования различных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей.
ЛИТЕРАТУРА
Федеральный закон Об образовании в РФ № 273 – ФЗ от 29 декабря 2012 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Ю.И. Архипова Учебное исследование – средство познания окружающего мира./ Начальная школа.-2013. – № 7.
Братанова, Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками / Т.А. Братанова // Начальная Школа. 2012. №5. 2-7 с.
Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся. / В.К. Буряк // М., 2015. 360 с.
Дзанагова, Р.М. Раскрытие творческих способностей учеников./Р. М. Дзанагова // Начальная школа.2013. №6. 91-100 с.
Комарова, И.В. Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе, 2016
Пичугин, С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках окружающего мира / С.С. Пичугин //Начальная школа. 2015. №6. 43-47с.
Прохорова С.Ю. Организация экологических исследований в начальной школе: методическое пособие/ С.Ю.Прохорова, Н.М.фоминых.-Ульяновск: УИПКПРО, 2014.-88с.
Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. /А.И. Савенков // М.: Изд. дом Федоров. 2016. 540с.
Савенков, А.И. Психология исследовательского обучения. / А.И. Савенков // Москва, Академия развития. 2015 г. 450 с.
Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников/А.И. Савенков. – М.: Сентябрь, 2013. 204 с.
Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. / А.И. Савенков // М., 2016. 512 с.
Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников: Методическое пособие. – Томск: Издательство ФГУ Томский ЦНТИ, 2016.
Семёнова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся. / Н.А. Семенов // Начальная школа. 2016. №2. 21-26с.
Смолкина, Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве. / Е.В. Смолкина // Начальная школа. 2015. №2. 28-31 с.
Тимофеева, В.П. Исследовательская работа в начальной школе. / В.П. Тимофеева // Начальная школа. 2012. №2. 78-81с.
Интернет-ресурсы:
1.
2.
HYPER13PAGE HYPER15
17