Рабочая программа по изобразительному искусству
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по изобразительному искусству
Автор: Котина Ольга Касьяновна
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с:
• Законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ Об образовании в Российской Федерации;
• Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования);
• Федеральным образовательным стандартом начального общего образования (2009 год); •Письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования от 16 августа 2010 г. № 03-48;
• Приказом Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
• Основной образовательной программой основного общего образования МОУ Гимназия № 89;
• Учебным планом МОУ Гимназия № 89;
• Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями);
• Положением о рабочей программе МОУ Гимназия № 89;
Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе программы Изобразительное искусство: 1–4 классы: авторы: Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, издательство Просвещение,2015
Рабочая программа ориентирована на учебно-методический комплект: Изобразительное искусство 1 класс, Изобразительное искусство 2 класс, Изобразительное искусство 3 класс, Изобразительное искусство 4 класс, авторы: Б.М. Неменский,
Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, издательство Просвещение
Место учебного предмета Изобразительное искусство в учебном плане. Учебный предмет Изобразительное искусство входит в предметную область Изобразительное искусство учебного плана гимназии. Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 1-4 классах отводит 4 учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 135 часов.
Курс
Количество учебных недель
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Изобразительное искусство
1 класс
33
1
33
Изобразительное искусство
2 класс
34
1
34
Изобразительное искусство
3 класс
34
1
34
Изобразительное искусство
4 класс
34
1
34
ИТОГО
135
Изменений и дополнений в рабочей программе по сравнению с авторской программой нет.
Срок реализации рабочей программы – 4 года.
Планируемые результаты обучения изобразительному искусству в 1-4 классах
Раздел Восприятие искусства и виды художественной деятельности.
Выпускник научится:
• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Раздел Азбука искусства. Как говорит искусство?.
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Раздел Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?.
Выпускник научится:
• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса математики:
Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Личностные результаты:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
- Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.
- Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.
- Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.
- Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Содержание учебного предмета Изобразительное искусство
№
Раздел курса
По авторской программе
(количество часов)
По рабочей программе
(количество часов)
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
1.
Ты учишься изображать
9
9
9
2.
Ты украшаешь
8
8
8
3.
Ты строишь
11
11
11
4.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
5
5
5
1.
Как и чем работает художник?
8
8
8
2.
Реальность и фантазия
7
7
7
3.
О чем говорит искусство
11
11
11
4.
Как говорит искусство
8
8
8
1.
Искусство в твоем доме
8
8
8
2.
Искусство на улицах твоего города
7
7
7
3.
Художник и зрелище
11
11
11
4.
Художник и музей
8
8
8
1.
Истоки родного искусства
8
8
8
2.
Древние города нашей земли
7
7
7
3.
Каждый народ — художник
11
11
11
4.
Искусство объединяет народы
8
8
8
Итого
135
135
33
34
34
34
1 класс
Ты изображаешь, украшаешь и строишь (33ч).
Присутствие разных видов художественной деятельности в повседневной жизни. Многообразие видов художественного творчества и работы художника. Наблюдение с разных художнических позиций реальности и открытие первичных основ изобразительного языка. Обучение рисованию, украшению и конструированию, освоение выразительных свойств разных художественных материалов. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.
Ты учишься изображать - 9 ч.
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребенок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть — осмысленно рассматривать окружающий мир — надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета, в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
Ты украшаешь - 8 ч.
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Ты строишь - 11 ч.
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу - 5 ч.
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
2 КЛАСС (34 ч)
ИСКУССТВО И ТЫ
Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла.
Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
В течение года они последовательно пробуют осваивать темы:
Как и чем работает художник? – 8ч.
Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.
Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.
Реальность и фантазия – 7ч.
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника.
Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек.
Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.
О чем говорит искусство -11ч.
Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит.
Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.
Как говорит искусство - 8 ч.
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве.
Эмоциональное воздействие цвета: теплое — холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий.
Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.
З КЛАСС (34ч)
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС
Приобщение к миру искусства через познание художественного смысла окружающего предметного мира. Предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры. Окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения. Форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы.
Создание любого предмета связано с работой художника над его формой. В этой работе всегда есть три этапа, три главные задачи. Художнику не обойтись без Братьев-Мастеров: Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки. Они помогают понять, в чем состоят художественные смыслы окружающего нас предметного мира. Братья-Мастера — помощники учащихся в моделировании предметного мира в доме, на улице города. Роль художника в театре, цирке; произведения искусства в художественном музее. Знакомство в деятельностной форме с основами многих видов дизайна, декоративно-прикладного искусства, с видами и жанрами станкового искусства.
Знания о системе видов искусства приобретаются через постижение их жизненных функций, роли в жизни людей и конкретно в повседневной жизни. Приобретение первичных художественных навыков, воплощение ценностных и эмоционально значимых смыслов в моделировании предметной среды своей жизни. Индивидуальный творческий опыт и коммуникативные умения.
Искусство в твоем доме - 8 ч.
В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чем состоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми и строгими; одни подходят для работы, другие — для отдыха; одни служат детям, другие — взрослым. Как выглядеть вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас, 1 в котором отражаются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника. Братья-Мастера выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Искусство на улицах твоего города - 7 ч.
Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины.
Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры — памятников культуры.
Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение.
Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.
Художник и зрелище - 11 ч.
Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств.
Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство — необходимая составная часть зрелища.
Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение).
Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.
Художник и музей - 8 ч.
Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы художника. А еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях.
Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства.
Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея.
4 КЛАСС (34 ч)
КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)
Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека.
Разнообразие культур — богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры — важнейший элемент содержания учебного года.
Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам.
Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Истоки родного искусства - 8 ч.
Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.
Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня — деревянный мир.
Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Древние города нашей земли -7 ч.
Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма.
Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды.
Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.
Каждый народ — художник – 11 ч.
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.
Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.
Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.
Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы – 8 ч.
От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро.
Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни
Тематическое планирование 1 класс
№ уроков
Тема раздела, урока
Количество часов
Элементы содержания (виды учебной деятельности)
Вид контроля
Оборудование
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 ч)
1.
Изображения всюду вокруг нас
1
Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.
Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.
текущий фронтальный
Учебник, презентация по теме, интерактивная доска альбом, карандаши
2.
Мастер Изображения учит видеть.
1
Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном.
текущий фронтальный
3.
Изображать можно пятном.
1
Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.
текущий индивидуальный
Учебник, интерактивная доска, презентация по теме, альбом, краски
4.
Изображать можно в объеме.
1
Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской
текущий фронтальный
5.
Изображать можно линией.
1
Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).
текущий индивидуальный
Учебник, интерактивная доска, презентация по теме, альбом, краски
6.
Разноцветные краски.
1
Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т.д.), приводить примеры.
текущий
7.
Изображать можно и то, что невидимо (настроение)
1
Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.
текущий
8.
Разноцветные краски
1
Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.
текущий индивидуальный
Интерактивная доска, учебник, презентация, альбом, краски,
гуашь
9.
Художники и зрители (обобщение темы).
1
Участвовать в обсуждении выставки.
тематический
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)
10.
Мир полон украшений. Цветы.
1
Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности .
текущий фронтальный
Интерактивная доска, презентация по теме, гуашь, альбом, кисти, заготовки цветов
11.
Красоту надо уметь замечать
1
Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.
текущий
12.
Узоры на крыльях.
1
текущий
13.
Красивые рыбы
1
текущий
Альбом, краски, кисти, учебник заготовки рыб птиц
14.
Украшение птиц.
1
текущий индивидуальный
15.
Узоры, которые создали люди.
1
текущий
16.
Как украшает себя человек.
1
Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.
текущий индивидуальный
декоративный эскиз гуашь презентация по теме
17.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)
1
Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года.
текущий
Ты строишь Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)
18.
Постройки в нашей жизни.
1
Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ
текущий
Учебник, презентация, альбом, карандаши, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна
19.
Постройки в нашей жизни.
1
текущий
20.
Дома бывают разными
1
Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.
текущий, фронтальный
21.
Домики, которые построила природа.
1
Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты,
текущий
Учебник, презентация, альбом, карандаши, восковые мелки
22.
Какие можно придумать дома.
1
Постройка из пластилина удобных домиков для слона, жирафа и крокодила.
текущий фронтальный
23.
Дом снаружи и внутри
1
Придумывать и изображать фантазийные дома
текущий фронтальный
Интерактивная доска, альбом, гуашь, кисти
24.
Строим город
1
Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм
текущий
25.
Все имеет свое строение.
1
Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.
текущий
Альбом, прямоугольники, круги, овалы, треугольники для изображения животныхизображения животных
26.
Строим вещи
1
Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта.
текущий, индивидуальный
27.
Город, в котором мы живем (обобщение темы)
1
Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением.
тематический
28.
Город, в котором мы живем ( экскурсия)
1
тематический
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч.)
29.
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
Праздник весны.
1
Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы).
текущий фронтальный
Альбом, краски, кисти, учебник
30.
Сказочная страна. Создание панно.
1
Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса
текущий индивидуальный
Альбом, краски, кисти, учебник
31.
Разноцветные жуки
1
Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.
текущий индивидуальный
Альбом, краски, кисти, учебник
32.
Времена года. Весенний пейзаж.
1
Умение видеть. Развитие зрительских навыков.
тематический
Альбом, краски, кисти, учебник
33.
Здравствуй, лето! (обобщение темы)
1
итоговый
Альбом, краски, кисти, учебник
Тематическое планирование 2 класс
№ уроков
Тема раздела, урока
Количество часов
Элементы содержания (виды учебной деятельности)
Вид контроля
Оборудование
Как и чем работает художник? (8 ч)
1.
Три основных цвета – жёлтый, красный, синий.
1
Наблюдать цветовые сочетания в природе.
Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема живая краска.
текущий фронтальный
Интерактивная доска, учебник, презентация, альбом, краски,
гуашь
2.
Белая и чёрная краски.
1
Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона.
текущий
3.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
1
Расширять знания о художественных материалах.
Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели.
текущий фронтальный
4.
Выразительные возможности аппликации
1
Овладевать техникой и способами аппликации
текущий фронтальный
Интерактивная доска, учебник, презентация по теме, альбом, краски,
гуашь, мелки
5.
Выразительные возможности графических материалов.
1
Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа.
текущий индивидуальный
6.
Выразительность материалов для работы в объёме.
1
Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые при- меняются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).
текущий индивидуальный
7.
Выразительные возможности бумаги.
1
Овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы.
текущий
тушь, палочка, кисть, презентация по теме, альбом
8.
Неожиданные материалы (обобщение темы
1
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях
тематический
Реальность и фантазия (7 ч)
9.
Изображение и реальность.
1
Рассматривать, изучать, анализировать строение реальных животных.
текущий
Интерактивная доска, учебник, презентация, альбом, краски,
гуашь
10.
Изображение и фантазия.
1
Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира
текущий индивидуальный
11.
Украшение и реальность
1
Эмоционально откликаться на красоту природы.
текущий
12.
Украшение и фантазия.
1
Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружках, тканях, украшениях, на посуде.
текущий фронтальный
Интерактивная доска, учебник, презентация по теме, альбом, краски, гуашь, заготовки ткани, посуды, материал для конструкций
13.
Постройка и реальность.
1
Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе.
текущий
14.
Постройка и фантазия
1
Придумывать разнообразные конструкции. Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.
текущий индивидуальный
15.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
1
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.
итоговый
О чём говорит искусство (11 ч)
16.
Изображение природы в различных состояниях.
1
Наблюдать природу в различных состояниях.
текущий фронтальный
Интерактивная доска, елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки, альбом, краски
17.
Изображение характера животных
1
Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Давать устную зарисовку-характеристику зверей.
текущий
18.
Изображение характера человека: женский образ.
1
Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы
текущий индивидуальный
19.
Изображение характера человека: мужской образ.
1
Характеризовать доброго и злого сказочных героев.
текущий
20.
Образ человека в скульптуре
1
Сравнивать сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).
текущий фронтальный
Интерактивная доска, альбом, краски, гуашь, фломастеры, декоративные композиции
21.
Образ человека в скульптуре
1
текущий
22.
Человек и его украшение
1
Понимать роль украшения в жизни человека
текущий индивидуальный
23.
О чём говорят украшения
1
Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно.
текущий
24.
Образ здания.
1
Учиться видеть художественный образ в архитектуре.
текущий индивидуальный
Интерактивная доска, альбом, краски, гуашь, фломастеры, декоративные композиции
25.
Образ здания.
1
текущий
26.
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
1
Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.
итоговый
Как говорит искусство (8 ч)
27.
Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.
1
Расширять знания о средствах художественной выразительности.
текущий
Альбом, краски, кисти, учебник
28.
Тихие и звонкие цвета.
1
Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета ( глухого и звонкого. Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природы
текущий фронтальный
Альбом, краски, кисти, учебник
29.
Что такое ритм линий?
1
Расширять знания о средствах художественной выразительности.
текущий
Альбом, краски, кисти, учебник
30.
Характер линий.
1
Уметь видеть линии в окружающей действительности.
текущий индивидуальный
Интерактивная доска, альбом, краски, гуашь, фломастеры, декоративные композиции
31.
Ритм пятен
1
Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое ритм.
текущий
32.
Пропорции выражают характер
1
Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций
текущий индивидуальный
33.
Ритм линий и пятен, пропорции – средства выразительности.
1
Повторять и закреплять полученные знания и умения.
текущий фронтальный
34.
Обобщающий урок года.
1
Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников
итоговый
Тематическое планирование 3 класс
№ уроков
Тема раздела, урока
Количество часов
Элементы содержания (виды учебной деятельности)
Вид контроля
Оборудование
Искусство в твоем доме (8 ч.)
1.
Воплощение замысла в искусстве. Свободное рисование “Мое впечатления о лете”
1
Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны
текущий
Интерактивная доска, учебник, презентация, альбом, краски,
гуашь
2.
Твои игрушки. Изготовление игрушек из пластилина, глины.
1
текущий индивидуальный
3.
Посуда у тебя дома. Изображение праздничного сервиза при помощи гуаши на листе бумаги
1
Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением.
текущий фронтальный
4.
Мамин платок Цвет и ритм узора. Изготовление рисунка Платок для своей мамы
1
Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка.
текущий индивидуальный
Альбом, краски, платок праздничный и повседневный, образцы ткани
5.
Обои и шторы у тебя дома Рисование с помощью трафарета.
1
Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.
текущий
6.
Иллюстрация твоей книжки.
Иллюстрирование русских народных потешек.
1
Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги
текущий фронтальный
7.
Поздравительная открытка (декоративная закладка).
1
Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них.
итоговый
Интерактивная доска, альбом, краски, открытки
8.
Труд художника для твоего дома. Изображение при помощи рисунка самой красивой вещи в доме.
1
Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров.
текущий фронтальный
Искусство на улицах твоего города (7 ч.)
9.
Памятники архитектуры.
Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды.
текущий
Учебник, презентация, альбом, карандаши
10.
Парки, скверы, бульвары. Изображение на листе бумаги парка, сквера.
1
Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения
текущий индивидуальный
11.
Ажурные ограды. Изготовление из бумаги ажурных оград.
1
Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге
текущий фронтальный
Бумага, клей, образцы фонарей, ажурной ограды, интерактивная доска
12.
Волшебные фонари.
1
Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов
текущий индивидуальный
13.
Витрины. Изготовление плоского эскиза витрины способом аппликации.
1
Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города
текущий фронтальный
14.
Удивительный транспорт. Изготовление проекта фантастической машины
1
Уметь видетьобраз в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение.
итоговый
15.
Труд художника на улицах твоего города.
1
Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки
текущий
Художник и зрелище (11 ч.)
16.
Художник в цирке.
1
Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.).
текущий
Учебник, презентация, альбом, карандаши
17.
Образ театрального героя. Изготовление эскиза куклы
1
Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу.
текущий индивидуальный
18.
Театральные маски. Изготовление эскиза маски
1
текущий фронтальный
19.
Театр кукол. Изготовление головы куклы
1
Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.
текущий индивидуальный
Презентация по теме, иллюстрация картин с куклами, бумага, ткань, клей, краски
20.
Театр кукол. Изготовление костюма куклы
1
текущий
21.
Художник в театре. Изготовление эскиза декораций
1
Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.
Создавать "Театр на столе -
текущий фронтальный
22.
Художник в театре. Изготовление макетов декораций.
1
текущий
23.
Афиша и плакат. Изготовление эскиза плаката-афиши к спектаклю.
1
текущий индивидуальный
Презентация по теме, иллюстрация картин с праздниками в городе
24.
Праздник в городе. Изготовление проекта нарядного города к празднику масленица.
1
Понимать роль праздничного оформления для организации праздника.
Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.
текущий фронтальный
25.
Праздник в городе. Изготовление проекта нарядного города к празднику масленица.
1
тематический
26.
Место художника в зрелищных искусствах.
Школьный карнавал. Обобщение темы
1
итоговый
Художник и музей (8 ч.)
27.
Музей в жизни города. Изготовление проекта интерьера музея.
1
Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.
текущий
Картины-пейзажи, картины портреты, иллюстрации из книг, презентация по теме
28.
Картина-натюрморт. Изображение предметов объемной формы.
1
текущий фронтальный
29.
Картина-пейзаж.
Рисование пейзажа.
1
Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.
Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, неж).
текущий индивидуальный
30.
Картина-портрет.
Рассматривание иллюстраций в учебнике. Рисование портрета
1
текущий
Картины-пейзажи, картины портреты, иллюстрации из книг, презентация по теме
31
Картины исторические и бытовые. Рисование на тему ”Мы играем”.
1
текущий индивидуальный
32.
Скульптура в музее и на улице. Изготовление проекта скульптуры из пластилина.
1
текущий фронтальный
33.
Музеи народного декоративно-прикладного искусства. Эскиз образца ДПИ
1
Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.
текущий фронтальный
34.
Художественная выставка. Обобщение темы
1
итоговый
Тематическое планирование 4 класс
№ уроков
Тема раздела, урока
Количество часов
Элементы содержания (виды учебной деятельности)
Вид контроля
Оборудование
Повторение (8 ч)
1.
Пейзаж родной земли.
1
Характеризовать красоту природы родного края.
Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон.
текущий фронтальный
Интерактивная доска, учебник, презентация, альбом, краски,
гуашь
2.
Пейзаж родной земли.
1
текущий индивидуальный
3.
Гармония жилья с природой.
1
Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.
текущий индивидуальный
4.
Деревня – деревянный мир.
1
Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.
текущий фронтальный
Учебник, презентация, альбом, краски
5.
Образ русского человека (женский образ).
1
Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма.
текущий индивидуальный
6.
Образ русского человека (мужской образ).
1
Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма.
текущий фронтальный
Учебник, презентация, альбом, краски, гуашь, цветная бумага, иллюстрации народных костюмов
7.
Воспевание труда в искусстве.
1
текущий
8.
Народные праздники.
1
текущий
Древние города нашей земли (7ч)
9.
Древнерусский город - крепость.
1
Знать художников, изображающих древнерусских воинов — защитников Родины (В. Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.).
текущий
Учебник, презентация о различных видах изб, альбом, краски, портреты древнерусских воинов
10.
Древние соборы.
1
текущий фронтальный
11.
Древний город и его жители.
1
текущий
12.
Древнерусские воины – защитники.
1
текущий фронтальный
Учебник, презентация о различных видах изб, альбом, краски, портреты древнерусских воинов
13.
Города Русской земли
1
Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Подготовить фон теремных палат.
текущий
14.
Узорочье теремов.
1
текущий индивидуальный
15.
Праздничный пир в теремных палатах.
1
тематический
Каждый народ – художник (11ч)
16.
Образ японских построек
1
традиционными представлениями красота японской и русской женщинами.
текущий индивидуальный
Учебник, презентация, альбом, краски иллюстрация японских построек, японской одежды
17.
Образ человека, характер одежды в японской культуре
1
текущий фронтальный
18.
Отношение к красоте природы в японской культуре.
1
Знакомство с особенностями японской культуры. Выполнение графического рисунка
текущий
19.
Народы гор и степей
1
Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны
текущий индивидуальный
Учебник, презентация, альбом, краски иллюстрация греческих храмов, древнегреческого человека
20.
Города в пустыне
1
Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии.
текущий фронтальный
21.
Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека
1
Беседа о художественной культуре Древней Греции. Моделирование из бумаги конструкций греческих храмов
текущий
22.
Древняя Эллада. Древнегреческая архитектура
1
текущий
23.
Древняя Эллада. Олимпийские игры в древней Греции
1
Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.
текущий индивидуальный
24.
Европейские города Средневековья (архитектура)
1
текущий
Интерактивная доска, презентация о многообразии художественных культур в мире,альбом, краски
25.
Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха.
1
текущий фронтальный
26.
Многообразие художественных культур в мире.
1
Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.
текущий
Искусство объединяет народы (8ч)
27.
Материнство
Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.
текущий
Учебник, презентация, альбом, краски, иллюстрации мать и дитя
28.
Мудрость старости
1
текущий фронтальный
29.
Мудрость старости
1
Развивать навыки восприятия произведений искусства.
текущий индивидуальный
30.
Сопереживание великая тема искусства
1
Осознавать целостность каждой культуры. Обобщать свои знания по теме четверти.
текущий
Учебник, презентация, альбом, краски, книги с иллюстрациями героев-защитников, искусством народов мира
31.
Герои-защитники
1
текущий фронтальный
32.
Юность и надежды
1
текущий
33.
Искусство народов мира
1
тематический
34.
Каждый народ – художник.
1
итоговый
Учебник, презентация, альбом, краски
2