Артикуляционная гимнастика в системе здоровьясбережения учащихся


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Артикуляционная гимнастика в системе здоровьясбережения учащихся
Автор: Павлюк Марина Петровна

HYPER13HYPERLINK \l "_Toc472463689"HYPER14 Артикуляционная гимнастика в системе здоровьесбережения младших школьников
HYPER15
Модернизация образования школы предъявляет новые требования к деятельности учителя и учащихся на уроке. Изменились политика и концепции образования, изменились и дети, приходящие в школу.
В связи с государственно-политическим переустройством в Российской Федерации востребована творческая личность, свободно владеющая связной речью как орудием интеллектуальной деятельности, способная эффективно трудиться во всех сферах общественной практики. Овладение навыкамиправильной и чистой, содержательной и логичной, богатой и выразительной, уместной и воздействующей речи имеет основополагающее значение для формирования полноценной личности сознательного гражданина правового государства. Сегодня модель выпускника предполагает владение иноязычной коммуникативной компетенцией, что является объективной необходимостью, продиктованной потребностями современного общества.
Вместе с тем учителя иностранного языка сталкиваются с трудностями, обусловленными тем, что в последние годы в начальную школу приходят все больше учеников с речевыми нарушениями (до 90%, по данным логопедов), к которым можно отнести:
1. слабо натренированный артикуляционный аппарат;
2. неточная работа артикуляционного аппарата:
в результате вялости и недостаточной гибкости (подвижности, послушности) частей речевого аппарата наблюдается смазанность речи, неясность, нечеткость;
в результате чрезмерной напряженности мышц речевого аппарата возникает чрезмерная торопливость, скороговорчатость произнесения;
нечеткость произнесения ряда звуков, нестойкость употребления нарушенных звуков в речи, замена одних звуков другими, более простыми по артикуляции.
3. Дефекты речи: картавость, шепелявость, присвистывание, искажение и пр.
Тогда перед педагогом встает задача поиска педагогических форм, методов и приемов работы, которые способствовали бы речевому развитию ребенка.
Одним из таких способов является использование артикуляционной гимнастики на уроках иностранного языка.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики как здоровьесберегающей технологии поможет учащимся:
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
улучшить подвижность артикуляционных органов;
укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов.
Первый HYPER13eq шагHYPER15 на пути формирования иноязычной коммуникативной компетенции – объяснить ученикам, что HYPER13eq речьюHYPER15 необходимо управлять, HYPER13eq ееHYPER15 нужно уметь HYPER13eq контролироватьHYPER15.
Первым направлением HYPER13eq являетсяHYPER15 работа над HYPER13eq техникойHYPER15 речи, которая HYPER13eq понимаетсяHYPER15 как результат HYPER13eq правильногоHYPER15 дыхания, четкой HYPER13eq дикцииHYPER15: речь формируется, HYPER13eq когдаHYPER15 приобретается способность HYPER13eq управлятьHYPER15 мускулами речедвигательного HYPER13eq аппаратаHYPER15.
В книге HYPER13eq МHYPER15.Р. Львова HYPER13eq ШколаHYPER15 творческого мышления HYPER13eq вHYPER15 памятке Что HYPER13eq нужноHYPER15 уметь, чтобы HYPER13eq говоритьHYPER15 или читать HYPER13eq выразительноHYPER15 на первое HYPER13eq местоHYPER15 ставятся умение HYPER13eq ровноHYPER15 и глубоко HYPER13eq дышатьHYPER15 – владеть своим HYPER13eq дыханиемHYPER15 и умение HYPER13eq говоритьHYPER15 звонко, громко, HYPER13eq ноHYPER15 без крика.
HYPER13eq ЗалогомHYPER15 четкого произношения HYPER13eq звуковHYPER15 и ясной HYPER13eq дикцииHYPER15 является хорошо HYPER13eq поставленноеHYPER15речевое дыхание. HYPER13eq ПослеHYPER15 артикуляционных упражнений HYPER13eq целесообразноHYPER15 проводить упражнения HYPER13eq дляHYPER15 развития речевого HYPER13eq дыханияHYPER15, которые дети HYPER13eq могутHYPER15 выполнять сидя HYPER13eq иHYPER15 стоя. Каждое HYPER13eq упражнениеHYPER15 отрабатывается столько HYPER13eq разHYPER15, сколько нужно HYPER13eq дляHYPER15 четкого его HYPER13eq выполненияHYPER15 всеми детьми HYPER13eq классаHYPER15. При этом HYPER13eq детямHYPER15обязательно объясняется, HYPER13eq зачемHYPER15 нужно научиться HYPER13eq дышатьHYPER15 гармонично – полным HYPER13eq дыханиемHYPER15.
Дыхание – важнейший HYPER13eq физиологическийHYPER15 процесс, происходящий HYPER13eq автоматическиHYPER15, рефлекторно. Вместе HYPER13eq сHYPER15 тем на HYPER13eq дыханиеHYPER15 можно влиять, HYPER13eq регулируяHYPER15 его, делая HYPER13eq поверхностнымHYPER15 и редким, HYPER13eq задерживаяHYPER15 на некоторое HYPER13eq времяHYPER15 и т.HYPER13eq дHYPER15. Процесс дыхания HYPER13eq осуществляетсяHYPER15 дыхательными центрами HYPER13eq нервнойHYPER15 системы и HYPER13eq состоитHYPER15 из трех HYPER13eq фазHYPER15: выдоха, паузы HYPER13eq иHYPER15 вдоха, которые HYPER13eq непрерывноHYPER15 и ритмично HYPER13eq следуютHYPER15 одна за HYPER13eq другойHYPER15.
Начальной фазой HYPER13eq дыханияHYPER15 является выдох: HYPER13eq чтобыHYPER15 получить новую HYPER13eq порциюHYPER15 воздуха, необходимого HYPER13eq дляHYPER15 нормального функционирования HYPER13eq организмаHYPER15, надо освободить HYPER13eq дляHYPER15 него место HYPER13eq вHYPER15 воздухоносных путях, HYPER13eq чтоHYPER15 и достигается HYPER13eq благодаряHYPER15 выдоху.
Дыхательная пауза, следующая за выдохом, являясь переходной, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем активные фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов.
Для четкого произношения звука необходимы правильное положение и движение органов речи (артикуляция). Задача учителя - развивать у детей подвижность языка (умение поднимать язык вверх, отодвигать в глубь рта и т.д.), губ (умение их открывать, вытягивать вперед и т.д.), регуляцию движений нижней челюсти. Решается она одновременно с формированием звукопроизношения.
Если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, своевременно преодолевается возрастное физиологическое косноязычие, то и тогда специальная работа по звукопроизношению и дикции необходима.
Специальные двигательные упражнения для мышц речевого аппарата необходимы так же, как общая гимнастика необходима для нормального развития организма.
Дикция– это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции. Известно, что у многих младших школьников наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, из-за чего у ребенка недостаточно открывается рот и нерасчлененно звучат гласные. Четкость же произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем от энергичного тонуса и точной координации движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков.
Для формирования дикции у школьников младшего возраста можно использовать ряд игр на звукоподражание, несколько изменив при этом требования к детям.
К задачам артикуляционной гимнастики можно отнести следующие:
- укрепление мышц артикуляционного аппарата;
- развитие силы, подвижности иточности движений органов артикуляции;
- объединение простых движений всложные артикуляционные уклады;
- развитие слухового изрительного восприятия.
Метод воспитания звукопроизношения путем проведения артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками ипрактиками логопедии (М.Е.Хватцев, О.В.Правдина, М.Ф.Фомичева идр.) [Селиверстов]. Крешению проблемы развития артикуляционной моторики подходили такие авторы, какВ.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, Т. Гризик, Л. Тимощук идр. Работы перечисленных авторов содержат цели проведения, описание комплексов иотдельных артикуляционных упражнений.
Важно помнить, что ежедневное выполнение артикуляционных упражнений утомляет детей, снижает интерес кгимнастике, азначит, эффективность упражнений уменьшается [Жукова]. Вот почему педагогу важно обеспечить на занятиях положительный эмоциональный настрой иподдерживать интерес кизученным ранее упражнениям. Для этого необходимо проводить артикуляционную гимнастику вигровой форме. Ксожалению, этот факт не всегда учитывается взрослыми при проведении работы сдетьми.
На сегодняшний день игровые формы проведения артикуляционной гимнастики активно разрабатываются. Такие авторы, какТ.А.Воробьева, О.И.Крупенчук опираются на индивидуальные особенности детей (ориентация на слуховое восприятие или зрительный образ) ипредлагают артикуляционные упражнения сопровождать рисунками истихотворениями. ВработахМ.А.Поваляевой, Т.А.Куликовской, В.Н.Костыгиной раскрывается методика проведения артикуляционной гимнастики, объединенной единым сюжетом иизложенной ввиде Сказок овеселом язычке [Свиридова].
Многие авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.
Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяется такой метод, как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Внимание ребенка привлекается к одновременности выполнения артикуляционных упражнений и движений кисти руки [Бушляков].
Суть этой методики в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.
Одна из таких коррекционных технологий, имеющих здоровьесберегающую направленность, - речевая ритмика, которую можно применять в основной части урока.
Речевая ритмика - это система упражнений, в которых различные движения головы, рук, ног, туловища, сочетаются с произнесением определенного речевого материала. Она была создана для вызывания и закрепления звуков речи у детей, имеющих недостатки слуха, основана на методиках Т.М. Власовой и Л.П. Носковой.
В основе обучения лежит работа над целым словом и его элементами (слогом и отдельными звуками), в ходе которой происходит уточнение и автоматизация произнесения отдельных звуков, что, в свою очередь, приводит к развитию слогового и фонематического анализа и синтеза.
В научной литературе доказана связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжения и монотонности речи. Все движения выполняются в определенном ритме и вызывают многообразные кинестетические ощущения: мышечные сокращения языка, гортани, челюстей, пальцев, ног.
Основными задачами речевой ритмики является:
развитие речедвигательного анализатора, формирование фонематического слуха;
развитие звукового, слогового анализа и синтеза;
достижение автоматизации и дифференциации звуков на материале слогов, слов, фраз;
работа над ритмико-интонационной стороной речи;
формирование с помощью речевой ритмики навыка воспроизведения слов, слоговая и звуковая структура которых еще недоступна детям в полном объеме.
Речевую ритмику можно применять в самом начале школьного обучения индивидуально и в группах и включать в любое логопедическое занятие. Работа над звуками, произнесение которых не вызывает затруднений, может начинаться на групповых занятиях и параллельно вестись на индивидуальных.
Таким образом, в системе здоровьясбережения младших школьников артикуляционная гимнастика занимает крайне важное место. Она дает возможность ученикам научиться управлять своей речью, контролировать ее, что происходит благодаря приобретению детьми способности управлять мускулами речедвигательного аппарата. Именно поэтому действия педагога должны быть направлены на поиск таких форм и методов работы, которые способствовали бы речевому развитию ребенка. Одной из таких форм и является артикуляционная гимнастика и дополняющие и обогащающие ее методы.
Технология использования артикуляционной гимнастики при обучении английскому языку младших школьников
Младший школьный возраст - это ключевой этап в становлении здоровья ребенка, его физического и психического статуса, на котором закладывается фундамент для ведения здорового образа жизни, что представляет собой не только действия человека, направленные на укрепление своего здоровья и профилактику различных заболеваний, но и является предпосылкой и условием для достижения успеха во всех сферах деятельности общества. Данный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - началом обучения в школе. Успеваемость школьников прямо пропорциональна их физическому и психическому здоровью, то есть самочувствие ребенка предопределяет уровень его успеваемости. Добиться максимальной эффективности урока возможно при условии наибольшего приближения школьной среды к естественной среде обитания детей, одним из факторов которого является оптимизация их двигательного режима. Двигательная активность младшего школьника, столь естественная для него, позволяющая накапливать свой жизненный опыт, в школьных условиях становится ограниченной, дефицитной в то время как психологами доказано, что именно движение способствует сбросу не только физического, но и психического напряжения. Применение различных способов и приемов работы на уроке английского языка способствует успешному интегрированию образовательного процесса с активной динамической нагрузкой. Без сомнения, интересным и полезным в этом отношении является умелое применение в преподавательской практике здоровьесберегающих технологий, которые дают возможность активизировать учебную деятельность.
Технология использования артикуляционной гимнастики на уроках иностранного языка заключается в умении моделировать образовательную ситуацию с помощью доступных средств и методов с целью достижения необходимого результата – выработки полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Целями технологии использования артикуляционной гимнастики на уроках иностранного языка являются:
HYPER13eq укреплениеHYPER15 мышц артикуляционного HYPER13eq аппаратаHYPER15;
развитие силы, HYPER13eq подвижностиHYPER15 иточности HYPER13eq движенийHYPER15 органов артикуляции;
укрепление простых движений HYPER13eq вHYPER15сложные артикуляционные HYPER13eq укладыHYPER15;
развитие слухового HYPER13eq иHYPER15зрительного восприятия.
Технология использования артикуляционной гимнастики базируется на таких дидактических принципах как: научность, системность, доступность, индивидуальность.
Остановимся на их рассмотрении более детально.
Принцип наглядности предполагает иллюстрацию педагогом приемов артикуляционной гимнастики учащимся. При этом большая роль при использовании наглядного метода принадлежит словесным комментариям.
Принцип системности предполагает, что знания и умения будут неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал будет усвоен на трех уровнях: уровне отражения, понимания и усвоения. На первом уровне у учащихся должно сложиться общее представление об артикуляционной гимнастике, на втором они должны овладеть теоретическими знаниями, а на третьем – практическими умениями, которые достигаются в результате упражнений и тренировок.
Принцип доступности реализуется, прежде всего, в постоянном достижении границы умственных возможностей учащихся, в постоянном усложнении используемых педагогом приемов артикуляционной гимнастики.
Принцип индивидуальности заключается в том, что обучение артикуляционной гимнастике должно осуществляться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Схематично технологию использования артикуляционной гимнастики при обучении английскому языку младших школьников можно представить следующим образом (рис. 1).
Выбор педагогических приемов

Подбор статических и динамических упражнений для артикуляционной гимнастики

Разработка плана организации проведения артикуляционной гимнастики:
- рассказ педагогом об упражнении;
- показ выполнения упражнения;
- самостоятельное выполнение упражнения учащимися;
- помощь учащимся в выполнении упражнения.
Рис. 1. Технология использования артикуляционной гимнастики при обучении английскому языку младших школьников название не должно быть на другой странице
Рассмотрим каждый этап более подробно.
1 этап – выбор педагогических приемов.
Внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс осуществляется с помощью таких педагогических приемов, как:
речевая инструкция, предшествующая деятельности детей;
опорные сигналы, пиктограммы, цветообозначения, аудио- и видеоматериалы;
показ движений и действий;
игровые приемы.
2 этап – подбор статических и динамических упражнений для артикуляционной гимнастики.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению нужных звуков.
При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки. Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями. Статические упражнения (Лопаточка, Птенчики, Чашечка, Иголочка, Стрелочка, Трубочка) направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6 – 10 секунд . Динамические упражнения (Лошадка, Грибок, Качели, Вкусное варенье, Змейка, Часики, Маятник, Катушка, Маляр) требуют ритмического повторения 6 – 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.
Самым подвижным органом является язык. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка, боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков. Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка: а) опущен за нижние зубы – почистим зубы; б) поднят вверх маляр, грибок, гармошка. После того как каждое положение будет отработано, дается упражнение на переключение с одного положения на другое - качели. Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Для выработки подъема средней части спинки языка выполняют упражнение киска сердится. Для отработки движений для задней части языка служат упражнения пароход гудит, прятки.
Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок входящую струю воздуха; могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок; язык может сужаться. В образовании звуков так же играет роль подвижность губ, они могут вытягиваться в трубочку, округляться, обнажать передние зубы, слегка выдвинуты вперед. Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, образовывая щель, приближаясь к верхним передним зубам, смыкается с верхней губой. Нижняя челюсть может опускаться, образуя носовые звуки и подниматься, образуя ротовые звуки.
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть все то, что необходимо для правильного образования звука.
3 этап – разработка плана организации проведения артикуляционной гимнастики.
Организация проведения артикуляционной гимнастики включает в себя следующие этапы:
Педагог рассказывает о предстоящем упражнении.
Педагог показывает выполнение упражнения. Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.
Упражнение делает ребенок, а педагог является контролером. Его задачей является, следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Иначе артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Педагог помогает ребенку, если тот испытывает затруднения при выполнении какого - нибудь движения.
Изначально, при выполнении упражнений, у детей наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Со временем это проходит и движения становятся непринужденными и координированными.
Учитывая возраст учеников, предлагается проводить артикуляционную гимнастику в игровой форме. Можно рассказать младшим школьникам сказку о язычке. Этот прием успешно используется и описан во многих учебных курсах английского языка для детей, он хорошо знаком учителям, работающим в дошкольных учреждениях и младших классах. Ученики старательно помогают рассказывать сказку на каждом уроке, а процесс постановки произношения проходит, не утомляя их, весело и интересно. Постепенно язычки учеников должны научиться беспрекословно слушаться своих хозяев, но для этого каждому из них необходимо приобрести много новых друзей (английских звуков) и пройти при этом через самые неожиданные приключения. Названия артикуляционных упражнений, используемых в сказке, условные, но дети должны их запомнить. Это, во-первых, повышает интерес к уроку английского языка, а во-вторых, экономит время, поскольку не приходится всякий раз объяснять, как выполнять то или иное упражнение, достаточно лишь его назвать.
Таким образом, при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована, в связи с чем, применение различных способов и приемов работы на уроке английского языка, в том числе артикуляционной гимнастики способствует успешному интегрированию образовательного процесса с активной динамической нагрузкой.
Артикуляционную HYPER13eq гимнастикуHYPER15 следует всегда HYPER13eq начинатьHYPER15 с отработки HYPER13eq основныхHYPER15 движений и HYPER13eq положенийHYPER15 губ, языка, HYPER13eq необходимыхHYPER15 для четкого, HYPER13eq правильногоHYPER15 произношения всех HYPER13eq звуковHYPER15 (содержание упражнений представлено в приложении). Используя вышеописанные упражнения, как по отдельности, так и в сочетании друг с другом, сказку о язычке можно начать рассказывать следующим образом:
У каждого человека с самого рождения есть очень важный и надежный друг, который всегда может помочь ему съесть мороженое, подразнить обезьянку в зоопарке, позвать собачку, а главное, рассказать о том, что он видит вокруг себя, какие события с ним происходят, о чем он думает и мечтает. Без этого верного друга мы заскучали бы, потому что не смогли бы сказать друг другу ни одного слова. А зовут его очень просто - Язычок.
В своей жизни мы к нему очень привыкли, а знаем ли мы, что наш Язычок многое умеет, но еще многому может научиться. Живет-поживает наш Язычок в отдельном специально для него благоустроенном домике. Язычок любит свой маленький, но теплый и уютный домик, где все приспособлено специально для него. А мы с вами видим этот домик каждый раз, когда смотрим на себя в зеркало. И действительно, наш рот - это самое удобное место для нашего Язычка. Присмотритесь к нему повнимательнее, там есть все, что должно быть у настоящего дома: потолок - местами гладкий, а местами ребристый; нежные, гладкие стены; теплый, вместительный пол; две надежные двери - одна для защиты, вторая для утепления, которые одновременно могут служить окошком, а из него видно все, что происходит вокруг и о чем обязательно стоит рассказать. (Описывая домик Язычка, нужно попросить учеников внимательно ощупывать все части своих ротиков своими Язычками: твердое небо и верхние альвеолы, щеки, нижние альвеолы, зубы и губы.)
Каждое утро наш Язычок быстро просыпается и начинает делать много разной, очень нужной работы. В первую очередь он проверяет, хорошо ли работает его дверной замок (Упражнение Замок) и открывает свою дверь-окошко, чтобы посмотреть, что происходит снаружи слева и справа от его домика (Упражнения Окошко и Качели). Он улыбается утреннему солнышку, потягивается, чтобы попробовать до него дотянуться, (Упражнения Улыбочка и Трубочка) и приветствует его (Упражнение Привет). Затем Язычок всегда делает утреннюю зарядку: прыгает (Упражнение Прыжки), кувыркается (Упражнение Катушка), сжимается (Упражнение Иголочка), расслабляется (Упражнение Лопаточка), ловко преодолевает любую ловушку (Упражнение Ловушка) и отправляется на массаж (Упражнение Кусалочка). Капельки из дождевой тучки помогают Язычку принять душ, они нежно стучат по нему, как ваши пальчики по ладошке (Упражнение Дождик). А после завтрака не мешало было бы и в домике прибраться: вымыть стены и двери (Упражнения Фокус и Маляр). Завершив все домашние дела, Язычок садится на свою лошадку и с удовольствием скачет на прогулку, где его уже ждут друзья звуки.
Друзья Язычка - английские звуки появляются в сказке по мере необходимости их использования в ходе урока, что позволяет вводить новые для младших школьников звуки постепенно из урока в урок на протяжении длительного периода времени. Сказочный сюжет хорошо запоминается, привлекает детей и помогает разъяснить им основные правила артикуляции того или иного звука в доступной форме. На протяжении всего первого года обучения вы можете знакомить своих учеников с такими друзьями Язычка, как:
- дровосеки, у которых есть два топора – глухой и звонкий ([t] и [d]);
- гуси, которые важно щиплют травку на полянке у домика Язычка и своеобразно гогочут ([g-g-g-g-g]);
- машинка, которая часто катает Язычок и издает при этом свойственный ей звук ([d Z ]);
- ветерок – лучший друг Язычка, который быстро летает, улыбается и поет свою песенку ([w-w-w]);
- слоненок с насморком, который любит гулять по лужам босиком и поэтому все время говорит в нос ([ŋ-ŋ-ŋ]);
- змейка, которая разговаривает со всеми на своем языке ([∫-∫-∫]);
- собачка, которая охраняет дом Язычка ([r]);
- кузнечик, который прячется в траве и поет оттуда свою песенку ([s-s-s]);
- пчелка, которая приносит Язычку к чаю вкусный мед ([z]);
- старая муха с глухим голосом, которая настолько растолстела, что все время застревает в дверях домика Язычка ([θ]);
- молодая муха со звонким голосом, которая тоже с трудом помещается в дверях домика Язычка ([]);
- ежик-фырчун ([f]);
- хитрая кусалочка ([v]);
- жук ([Z]);
- ворона ([Au]);
- бандит, который совсем не является Язычку другом и обладает совсем недружелюбной улыбкой ([Iu]);
- нехочуха, у которого на все просьбы имеется один и тот же ответ ([aI]);
- ослик-забывака, который много всего придумывает, но тут же об этом забывает ([e]).
С помощью фантазии педагога Язычок и его друзья могут пережить множество забавных и запоминающихся ученикам приключений, в ходе которых самому Язычку придется потрудиться, чтобы научиться:
тушить свечку ([p]);
громко стучать в дверь ([b]);
правильно кашлять ([k]);
думать ([m], [n]);
петь свою любимую песенку, сидя на потолке ([l]);
радоваться ([j]);
тихо дышать во сне ([h]);
потягиваться ([i:-i:]);
пить горькое лекарство ([Q]);
удивляться ([],[U]) и т.д.
На занятиях по английскому языку эффективным представляется использование такой разновидности артикуляционной гимнастики, как биоэнергопластики.
Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Например, упражнение улыбка-трубочка выполняется следующим образом. На счет1– пальчики расправляются, как лучики солнышка, и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 – ладонь собрана в щепоть, губы складываются в трубочку и т.д. Преподаватель может самостоятельно подбирать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Однако очень важно уделять особое внимание качеству выполнения движений, они должны быть синхронными, четкими, ритмичными, плавными.
Принцип биоэнергопластики – сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что в свою очередь оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Применение биоэнергопластики также реализуется в несколько этапов:
I этап – подготовительный. Главной его задачей является установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям. Этому способствуют, например, различные игровые персонажи. Занятия у зеркала, разнообразная наглядность, релаксирующие упражнения, музыкальный фон, посильные задания помогают каждому поверить в свои силы, стимулируют к новым успехам.
II этап – основной. Отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки. На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. На третьем-четвертом занятии и у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой.
III этап – артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики выполняется с использованием другой руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется также: сидя перед зеркалом.
IV этап – ребенок повторяет за педагогом и использует обе руки в перчатках.
V этап выполнения нетрадиционной артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой является заключительным. К этому времени дети осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. Поэтому на данном этапе используются различные артикуляционные сказки, стихотворения. Педагог рассказывает сказку, называет упражнения, а ребенок выполняет их и сопровождает движениями обеих рук.
Артикуляционные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения языка, губ, челюсти, артикуляционные сказки можно выполнять без зрительной опоры (зеркала). Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применятся счет и музыка.
В ход занятий целесообразно также включать дыхательную гимнастику для формирования физиологического и речевого дыхания. Она помогает снять мышечное напряжение. Можно использовать дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой или традиционные логопедические упражнения для дыхания.
Применение различных способов и приемов работы на уроке английского языка способствует успешному интегрированию образовательного процесса с активной динамической нагрузкой. Без сомнения, интересным и полезным в этом отношении является знакомство с опытом работы наших отечественных педагогов, умело применяющих в преподавательской практике здоровьесберегающие технологии, которые дают возможность активизировать учебную деятельность.
Таким образом, одной из основных целей обучения английскому языку в начальной школе является формирование коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне. Для наиболее эффективного становления звукопроизношения, для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция зависит от работы многочисленных мышц,включая: жевательные, глотательные и мимические. Процесс голосообразования осуществляется за счет органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). В связи с чем, проведение артикуляционной гимнастики на каждом уроке английского языка является его неотъемлемой частью.