"Путешествие в страну вежливости"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Путешествие в страну вежливости"
Автор: Телешева Ольга Олеговна

Основная нравственно-педагогическая идея занятия - учить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть (хорошую и плохую стороны); способствовать развитию нравственного поведения детей. Цель: закрепить представления о добре и зле, вежливости, способах их выражения, формировать у детей нравственно-этические нормы, воспитывать желание быть вежливым. Воспитательные задачи: продолжать воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание, воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности, лени. Образовательные задачи: повторить понятия вежливость, добро, зло, расширять социально-нравственный и эмоциональный кругозор с помощью поговорок и пословиц, через рассматривание иллюстраций, проведение бесед, учить анализировать ситуации, делать выводы, выражать нравственные качества с помощью слов, мимики, жестов. Развивающие задачи: дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы, формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»), дать представление о хороших и плохих поступках, поведении, учить правильно оценивать себя и других, видеть положительные и отрицательные качества людей. Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.Формы и виды деятельности (методические приемы) Беседы на темы: «Что такое вежливость», «Будем вежливы», «Вежливые слова», «Что значат вежливые слова «Здравствуй» и «До свидания», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Как правильно вести себя за столом», «Культура поведения в гостях», «Правила поведения в общественных местах», «Культура поведения дома», «Что такое этикет?» Знакомство с пословицами и поговорками о вежливости Чтение художественной литературы: С. Маршак «Ежели вы вежливы», «Урок вежливости», С.Погореловский «Что значит быть вежливым», А.Кондратьев «Добрый день», В.Кривошеева «Доброе утро», В.Осеева «Волшебное слово», «Бабушка и внучка», «Просто старушка», «Синие листья», Э. Мошковская «Вежливое слово», О.Дриз «Добрые слова», Я. Аким «Жадина», А.Барто «Как Вовка бабушек выручил», «Вовка - добрая душа», «Помощница», отрывок из сказки А. Толстого «Золотой ключик», Е.Сосновский «Как стать воспитанным и добрым», «Правила поведения для воспитанных детей» Шалаева, Журавлева, Сазонова, «Уроки вежливости». А. Усачев, «Театр открывается». Э. Мошковская, «Азбука вежливости». Л.Васильева-Гангнус, «Азбука вежливости». Н. Чуб, «Учимся вежливости. Дошкольникам об этикете». С. Насонкина, «О правильном и неправильном поведении. Вежливые дети», «Вежливая азбука» И. Солнышко. Просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Нехочуха», «Цветик-семицветик», «Маша и волшебное варенье», «Лунтик. Уроки вежливости», «Смешарики. Нюша. Этикет и вежливость», «Уроки хорошего поведения с тетушкой Совой» Дидактические игры: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Подскажи словечко» «Кто знает больше вежливых слов», «Оцени поступок», «Да или нет», «Маленькие помощники», «Ласковое слово» «Комплименты», «Вежливые слова», «Клубочек волшебных слов», «Помоги зайчику», «Цветок доброты», «Я умею уступать», и обсуждение содержания после просмотра. Рассматривание картин и иллюстраций про вежливость и этические беседы по ним.Формируемые УУД формирование познавательной и социальной мотивации детей, умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми, взаимодействовать и сотрудничать с ними, умение вести монолог, отвечать на вопросы, развивать умение вести диалог и с помощью вежливых слов способствовать преодолению застенчивости и скованности, развивать в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность по отношению к себе, формировать правильную самооценку как основную черту будущей личности, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.Ресурсы для проведения занятия (оборудование, демонстрационный и раздаточный материал) Видеопроектор, мультимедийный экран, анимация в компьютерной программе Crazy Talk Pro, демонстрационный цветик - семицветик, демонстрационные домики-сердечки черного и красного цветов, сюжетные карточки с изображением плохих и хороших поступков для дидактической игры «Оцени поступок», спокойная мелодия для прослушивания, заготовки лепестков для аппликации, тарелочки, кисточки, клей, стаканчики, салфетки. Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе на тему «Путешествие в страну вежливости»Организационный момент Ребята входят в группу, встают полукругом.Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся! Ребята, сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте и поприветствуем:Дети: Мы спешим сказать вам «Здравствуйте!», Чтоб пожелать здоровья доброго,Мы спешим сказать вам «Благости!»Чтоб пожелать вам счастья нового,Мы спешим сказать вам «Радости!»Удач, успехов и везенья!Чтоб пожелать всем в этом залеПрекраснейшего настроения!Основная частьНа мультимедийном экране появляется анимация - девочка Женя из мультфильма «Цветик-семицветик», созданная в компьютерной программе Crazy Talk Pro.Девочка Женя: «Дорогие ребята! Здравствуйте! Меня зовут Женя! У меня был Цветик-семицветик! Но сегодня злая королева Грубости украла лепестки цветика-семицветика, и у меня остался только один лепесточек. Помогите мне, пожалуйста, найти остальные лепестки, чтобы обрести счастье»Воспитатель: Вот какая беда случилась у девочки Жени! Необходимо помочь собрать Жене остальные шесть лепестков! Ребята, поможем Жене?Дети: Да!!!Воспитатель: Тогда мы с вами отправимся в путешествие в страну вежливости, где нас ожидают различные задания, с которыми, я думаю, мы без труда справимся. Прежде чем отправиться в путешествие , мы должны решить, что возьмем с собой? Я возьму с собой честность!!!Ответы детей: доброта, дружба, верность, вежливость, взаимовыручка, воспитанность, скромность, забота.Воспитатель: Ребята, готовы? Раз-два, покружись, в стране вежливости очутись!Дети садятся.Воспитатель: А вот и первое задание «Добрые слова». Ответьте на вопросы: 1)Что такое вежливость?2)Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день)3)Что вы говорите, когда уходите? (до свидания, пока, до скорой встречи)4)Какие вежливые слова вы еще знаете? (спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю)5) В каких случаях нужно говорить «спасибо»? (в благодарность за помощь)6) Когда мы произносим волшебное слово «пожалуйста»? (в ответ на спасибо, когда обращаемся с просьбой)7) Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу? Когда это бывает? (да, может, если вежливое слово произнесено грубо, неискренно)Воспитатель: Молодцы! Мы заработали первый лепесток семицветика! А сейчас давайте поиграем. Я буду просить вас исполнить задание, но выполнить его надо только тогда, когда я назову «волшебное слово».- Встаньте, пожалуйста!- Поднимите руки!- Будьте добры, похлопайте в ладоши!- Потопайте!- Попрыгайте, пожалуйста!- Будьте любезны, руки вперед!- Опустите руки, пожалуйста!- Прошу вас, подойдите ко мне!Воспитатель: Молодцы, заработали второй лепесток! У нас впереди третье задание, дидактическая игра «Оцени поступок». Цель игры: дать представление о хороших и плохих поступках, поведении, учить правильно оценивать себя и других, видеть положительные и отрицательные качества людей. Всем детям раздаются картинки с изображением хороших и плохих поступков, которые они должны оценить и разделить на положительные и отрицательные. Воспитатель вывешивает иллюстрации с хорошими и плохими поступками. Дети по очереди подходят, выбирают картинку, объясняют и оценивают поступок, садятся на место. Оставшиеся картинки также рассматриваются и обсуждаются. Воспитатель: Давайте рассмотрим картинки, оценим поступки людей и поместим картинки в два домика. Хорошие поступки кладем в домик-сердечко красного цвета, а плохие поступки - в домик – сердечко черного цвета. Воспитатель читает стихотворение Владимира Новикова "Забыл"Молчат на ветках птицы.Зима. И корма нет.Но очень долго длитсяУ Толика: обед.Они гладят в окошко:Там на краю столаОставил Толя крошки,Но вспомнил про дела.Он сделал все уроки,Он выучил стишокИ в уличном потокеПомчался на каток.Он смелым и отважнымС хоккейной клюшкой был.А вот о чём-то важномОн всё-таки: забыл!Воспитатель задет вопросы детям:Ребята, что забыл сделать Толик? (Покормить птиц)Как поступил Толик, не покормив птичек за окном? (плохо)Что должен был сделать Толик, чтобы про него сказали, что он поступил хорошо? (покормил птиц, а потом сел за выполнение уроков)Воспитатель читает стихотворение: В поезд входят три юнната"Ух, народу сколько тут!Занимай места, ребята,А то бабушки займут!"Воспитатель задает вопросы детям:Как поступили ребята? (плохо)В чём заключается их плохое поведение? (неуважение к старшим)Воспитатель читает стихотворение: Петя ловко ловит рыбу,Может ловко мастерить,Только "Здравствуй" и "Спасибо"Не умеет говорить.Воспитатель читает стихотворение: Коля ссорится с друзьями,Вход пускает кулаки.У задиры под глазамиНе проходят синяки.Воспитатель читает стихотворение: Говорит лентяйке мать:- Убери свою кровать!- Я бы, мама, убрала,Только я ещё мала.Воспитатель задает итоговые вопросы по сюжетным картинкам:Мне интересно, а какие ещё хорошие и плохие поступки могут совершать люди?По какому пути мы пойдем – по дороге хороших или плохих поступков?Почему мы пойдем по дороге хороших поступков?Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, получаем третий лепесток. Теперь давайте поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Послушайте правила игры: если я говорю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши. Когда говорю о невежливом поступке – вы топаете ногами. Начнем?Поздороваться при встрече.Толкнуть и не извиниться.Свистеть, кричать, шуметь в детском саду.Уступать место старшим в автобусе.Помочь другу подняться по лестнице.Попрощаться, уходя.Никогда не делиться игрушкой с другом.Стараться помочь друг другу сделать то, что у него не получается.Злиться и завидовать, когда проигрываешь.Не ссориться с друзьями, стараться играть дружно.Если друг попал в беду, не помогать ему.Решать споры словами, не кулаками.Воспитатель: Молодцы, ребята! Получаем четвертый лепесток. Впереди пятое задание «Назови пословицы и поговорки» про вежливость, дружбу, доброту.- Дерево живет корнями, а человек друзьями.- Доброе слово дороже богатства.- Жизнь дана на добрые дела.- Не одежда красит человека, а его добрые дела.- Не ищи красоты, а ищи доброты.- Доброе слово лечит, а злое калечит.- Скромность красит человека.- Волшебные слова – наши верные друзья.- Сумел провиниться, сумей и повиниться.- Делай людям добро – будешь сам в добре.- Добрый человек несет мир.Воспитатель: Ребята, молодцы, так много пословиц и поговорок назвали. Чему учат нас все эти пословицы и поговорки?Дети: Пословицы и поговорки учат нас быть внимательными, заботливыми, добрыми, совершать вежливые поступки.Воспитатель: Правильно, получаем в награду пятый лепесток. Прежде чем перейдем к последнему заданию, давайте поиграем в подвижную игру «Лужа».Иду, иду, иду, дружка себе найду,Идем, идем, идем, дружка себе найдем,Ай, гугу, гугу, гугу, (дети ведут хоровод вправо)Не кружися на лугу (с последним словом слегка приседают)На лугу-то лужица (дети ведут хоровод влево)Голова закружится (с последним словом слегка приседают)Ой, вода! Ой, вода! Вот беда! Так беда!(дети опускают руки, поворачиваются лицом к центру хоровода, берутся руками за голову и качают ею, с последним словом поворачиваются спиной к воображаемой луже)Прыг-скок, прыг-скок! (делают несколько прыжков и останавливаются)Прыгал, прыгал и скакалПрямо в лужицу попал! (с последним словом приседают и попадают в лужицу)Воспитатель: Ребята, сколько лепестков мы собрали? (5) Сколько лепестков нам осталось собрать? (1) А чтобы получить последний лепесток, нам предстоит изготовить своими руками цветок вежливости! Продуктивная деятельность детей – аппликация «Цветок вежливости»Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы заслужили шестой лепесток, собрали полностью цветик-семицветик. Давайте подуем на цветок, чтобы вернуть лепестки девочке Жене. Лети, лети, лепесток,Через запад на восток,Через север, через юг,Возвращайся, сделав круг.Лишь коснешься ты земли –Быть по-нашему вели.Возвращайтесь, лепестки, к девочке Жене!Девочка Женя: Лепестки цветика-семицветика снова у меня! Большое спасибо, ребята, за помощь! До свидания!Дети: До свидания!Воспитатель: Ребята, в память о нашем занятии повесьте цветок вежливости себе на шею, как талисман. В заключение нашего занятия, мне хотелось бы сказать, что на самом деле  не бывает людей только плохих или только хороших. В каждом из нас есть и хорошее и плохое. Но для того чтобы хорошего было больше, нужно очень стараться, трудиться над собой. И тогда у  вас  в жизни все получится.  В каждом  из вас есть много хорошего. Быть  хорошим, добрым, совершать правильные поступки не всегда легко. Но твоя доброта к другим людям к тебе, же добром и вернётся. Ради доброго поступка можно уступить, помочь, поделиться. Нужно с другими поступать так, как  бы ты хотел, чтобы поступили с тобой. Оставайтесь всегда такими же отзывчивыми, пусть в ваших сердцах всегда живет доброта. Ну а нам пора возвращаться в группу. Раз – два, покружись, в своей группе очутись!Рефлексия: Где мы с вами побывали?Какие добрые дела мы сегодня совершили?Какие задания вам понравилось делать?Мне очень понравилось, как вы сегодня выполняли задания, называли пословицы и поговорки, оценивали хорошие и плохие поступки. Молодцы!