"Рисунок нашей Галактики"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Рисунок нашей Галактики"
Автор: Отрутько Татьяна Александровна

Конспект урока изобразительного искусства4 класс, программа С. Г. АшиковойТема: Орнамент нашей Галактики.Цель: Создать условия для выполнения коллективной работы «Наша галактика» используя принципы метода зентангла.Задачи:
  • Уточнить лексическое значение термина «галактика»;
  • Познакомить с мифами разных народов, связанных с возникновением Млечного пути;
  • Познакомить с изображением Млечного пути людьми разных народов и времён;
  • Провести анализ репродукции картины Бориса Смирнова-Русецкого «Млечный путь»;
  • Познакомить с основами и алгоритм рисования зентангла.
  • Формируемые универсальные учебные действия:Личностные: бережное и осторожное отношение к окружающему миру; освоение новых видов деятельности; умение организовать рабочее место; совершенствование имеющихся знаний.Регулятивные: выбор приемлемого для себя варианта выполнения задания; самооценка полученного результата.Познавательные: обработка и использование информации; осознание познавательной задачи.Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем; участвовать в общей беседе; слушать и отвечать на вопросы.Оборудование: рабочие тетради «Красота спасёт мир», квадраты из бумаги тёмного цвета (9см х 9см), маркеры белого цвета, презентация, карточки с эпитетами (на доске), коробочка с шоколадом «Milky Way», словари, энциклопедии, видеофильм.Ход урокаI. Орг. момент. Мотивация учебной деятельности.- Ребята, давайте поприветствуем наших гостей учителей, которые пришли к нам на урок. Надеюсь, что они останутся довольными нашей работой.- Ребята, а что вы ожидаете от урока? Каким бы вы хотели его видеть? На доске записано несколько определений, выберите нужные для своего ответа.На доске: интересный, неожиданный, таинственный, загадочный, познавательный, увлекательный.(Ответы детей).- Посмотрим, оправдаются ли ваши ожидания. Раз вы ждёте таинственности, загадочности, предлагаю вам послушать звук, который будет связан с темой урока, и попытаться определить, кому или чему он может принадлежать.(Включаю звук, выслушиваю ответы детей).- Что же может издавать такой звук? Подсказкой вам послужит то, что лежит в этой коробке. Откроем? Что же это? Шоколад «Milky Way»! Какая может быть связь между этим непонятным звуком - и вкусным шоколадом? (Высказывания детей).- И здесь нам не обойтись без знания английского языка. Что означает «Milky»? (Молочный, млечный). А «Way»? (Путь). Так как переводится название давно известного нам шоколада? (Млечный путь). - А что такое с точки зрения астрономии Млечный путь? (Название нашей галактики). Тогда возникает вопрос – а что же такое галактика? (Высказывания детей).- Давайте сверим ваши ответы со словарём. Как трактуется определение этого термина в толковом словаре? (Словарную статью читает ребёнок).Гала́ктика  — система из и , и , и . Все объекты в составе галактики участвуют в движении относительно общего .- Как вы думаете, а можно ли увидеть Млечный путь с земли?МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ Попробуй ночью не уснутьИ посмотри на Млечный Путь.Взгляни на эту звёздную дорогу!Хотел бы я пройтись по нейСреди космических огней,Хотел бы погулять по ней немного(Виталий Мальков)- Уточнили, что такое галактика, но какая связь между этим понятием и звуком, который мы слышали? (Ответы детей: возможно, это звуки нашей галактики?)- Мы знаем, что космос – это безвоздушное пространство, а звук мы слышим благодаря колебаниям воздуха. Раз нет воздуха – нет и звука. Однако, каждое астрономическое тело (звезда, планета, астероид и т.д.) излучает электромагнитные волны, которые учёные, воспользовавшись специальными приборами, могут преобразовать в звук. Звук, который мы слышали – это звук нашей галактики. II. Постановка проблемы.- Как вы думаете, почему мы завели разговор о галактике, о космосе, ведь у нас урок изо, а не окружающего мира или астрономии? (Предположения детей).- Чем будем заниматься на уроке?III.Актуализация и открытие новых знаний.- Издавна людей манило и завораживало звёздное небо. В разные времена у разных народностей были свои легенды, связанные с возникновением на небосводе звёздной россыпи, в виде белой дороги. И сегодня мы услышим некоторые из них.1. (Рассказы детей).1 ученик:Самые известные мифы о Млечном Пути – древнегреческие. По одной из легенд, он образовался, когда богиня Гера кормила грудью Геракла. Узнав, что младенец – не её собственное дитя, а незаконный сын Зевса и земной женщины, она оттолкнула его, и разлившееся по небу молоко стало Млечным Путем.2 ученик:Другое название «Млечного пути» - «Дорога соломокрада». Оно объясняется в армянском древнем мифе. Он повествует, как родоначальник армян Вахагн, суровой зимой украл у родоначальника ассирийцев Баршама солому и скрылся в небе. Из соломинок, которые он ронял, когда нес ее домой, якобы, и образовался Млечный Путь.3 ученик: «Белая река» – он в Северной Америке. По одному из мифов североамериканскихиндейцев, Млечный Путь был создан верховным божеством для того, чтобы Бирюзовая Дева могла ежедневно возвращаться по нему домой из своих странствий. Во многих славянских странах считали, что Млечный Путь – это дорога, по которой души умерших поднимаются на небо.- Это только небольшая часть мифов о сотворении Млечного Пути. Разнообразие в представлении себе разными народами Млечного пути мы можем проследить не только на примере мифов, но и на примере того, как изображали его на рисунках. 2. (Демонстрация рисунков).Рисунки древнего человека, индейских племён, племён майя, австралийских аборигенов. 3. Анализ картины Бориса Смирнова-Русецкого.У современного человека появилось много возможностей для наблюдения за звёздами, для их изображения. Мы знакомились уже с вами на уроках литературного чтения с репродукциями картин на тему космоса Николая Рериха и Микалоюса Чюрлёниса. Сегодня вашему вниманию я хочу представить репродукцию картины Бориса Смирнова-Русецкого (1905 -1993), которая так и называется «Млечный путь». Как вы думаете, что вложил в это название художник?«Млечный путь»В картине «Млечный путь» мы видим белокаменную церковь, изображенную на фоне глубокого вечереющего пространства. Матовой просвечивающей лентой уже обозначился на небе Млечный Путь; по тихому озёрному зеркалу световой струйкой тянется отражение звезды.Прекрасен закатный свет на северной стене церкви. Изображена весенняя ночь, – на псковских землях заря в эту пору уже не гаснет. В узких окошечках церкви горит огонь. Он не очень яркий – от алтарных свеч. Но мы чувствуем: их ровное и тихое горенье сопричастно высоким светам Млечного Пути.И сама церковь воспринимается как маяк на великой звёздной дороге. Она вторит космосу, отражая в своих пропорциях и ритмах его гармонию, – она космична по своей сути. Храм для наших пращуров был моделью Вселенной. Ставился он всегда на высоком месте – это символизировало его посредническую роль между землёй и небом. 4. Физминутка.- Сегодня, как вы уже догадались, мы тоже будем изображать Млечный путь, но прежде – отдохнём.
  • Встаньте ровно, ноги поставьте на ширине плеч, руки расположите на поясе. На вдохе разведите локти до того момента пока лопатки не соприкоснуться. На выдохе вернитесь в начальное положение. Повторять упражнение нужно не менее пяти раз.
  • Разведите в сторону руки. Выполняйте движения назад по кругу не менее десяти раз. Дыхание при этом может быть произвольным.
  • Поставьте ноги шире, кисти прижмите к плечам. На выходе выполните наклон вперёд, на вдохе вернитесь в начальную позицию. При выполнении упражнения спина должна оставаться прямой. Осуществите не менее пяти наклонов.
  • Соедините руки за спиной. Произведите пять-шесть наклонов в стороны.
  • - Сегодня и мы с вами постараемся изобразить нашу галактику Млечный Путь языком графики (искусство изображать предметы линиями и штрихами, без красок, а также произведения этого искусства) и символов. Для этого воспользуемся методом зентангла. 5. Объяснение нового.Зентанглабстрактный рисунок, созданный на основе повторяющихся узоров, т.е. орнамента. - Давайте вспомним, что же такое орнамент? (Орна́мент ( ornamentum — ) — узор, основанный на и составляющих его ).- Существуют основы рисования зентангла.
  • Стандартный формат 9х9см;
  • Рисунок должен быть абстрактным;
  • Выполняется чёрными чернилами на белой бумаге;
  • Быстрое рисование.
  • - Мы отойдём от стандартов и для лучшей передачи космической атмосферы выберем для работы тёмный оттенок фиолетовой бумаги и белый маркер.- Познакомимся с алгоритм рисования зентангла.
  • Рисуем границу в форме квадрата по краю листа. Использование линейки запрещено.
  • Рисуем нить – кривую или ломаную линию, внутри контура которой будет помещаться ваш узор.
  • Создаём сплетения – узор, рисуемый вдоль контура нити.
  • IV. Практическая работа.1. Выполнение зентангла.- Пришло время для практической части. Предлагаю вам выполнить свой зентангл, но помните, что каждый из вас в данный момент изображает часть Млечного пути. Подумайте, какой орнамент вы подберёте для него. Возможно, в этом вам поможет рабочая тетрадь. На с.11 вы сможете найти образцы элементов орнамента.Соберём все зентанглы воедино, придав им форму нашей галактики (спиралевидную).2. Выкладывание орнамента на доске.- Ребята, у каждого из вас получился свой, непохожий на другие орнамент. Вот так же и каждый из нас является уникальным и неповторимым. А вместе мы – частичка огромного и до конца неизведанного космического мира. Предлагаю посмотреть небольшой фильм о том, какое мы с вами занимаем место в космическом пространстве.3. Просмотр фильма.V. Рефлексия.- А теперь скажите, совпали ли ваши впечатления от урока с теми эпитетами, которые вы подбирали в начале урока? Я рада вашим впечатлениям и хочу задать вам домашнее задание, которое тоже будет продолжать тему космоса.VI. Дом. задание.-Всем известно, что Алексей Архипович Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос. Но не каждый знает, что он ещё и художник, пишущий космос. Ваша задача – ознакомиться в разных источниках с репродукциями его картин, а на следующем уроке мы обсудим ваши впечатления. Спасибо за урок!Самоанализ урока изобразительного искусства, проведённого в 4 классе(Курс «Изобразительное искусство» Ашиковой С. Г.)Курс «Изобразительное искусство» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на основе методологических подходов системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Содержание курса учитывает возрастные и индивидуальные особенности младших школьников и направлено на целостное развитие личности ребенка через активное овладение различными видами деятельности.В основу курса положена идея реализации единства двух форм искусства: художественного восприятия и художественного выражения, что позволяет педагогу способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.В классе 33 обучающихся. Работаем по развивающей система обучения Леонида Владимировича Занкова. Тема урока: Орнамент нашей Галактики.Тип урока: изучение нового материала.Каково место данного урока в теме?Данный урок является пятым в разделе «Природа – главный художник». Знания, полученные детьми, актуализируются, дополняются новой  информацией. Цель урока:Создать условия для выполнения коллективной работы «Наша галактика» используя принципы метода зентангла.Задачи:
  • Уточнить лексическое значение термина «галактика»;
  • Познакомить с мифами разных народов, связанных с возникновением Млечного пути;
  • Познакомить с изображением Млечного пути людьми разных народов и времён;
  • Провести анализ репродукции картины Бориса Смирнова-Русецкого «Млечный путь»;
  • Познакомить с основами и алгоритм рисования зентангла.
  • Формируемые универсальные учебные действия:Личностные: бережное и осторожное отношение к окружающему миру; освоение новых видов деятельности; умение организовать рабочее место; совершенствование имеющихся знаний.Регулятивные: выбор приемлемого для себя варианта выполнения задания; самооценка полученного результата.Познавательные: обработка и использование информации; осознание познавательной задачи.Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем; участвовать в общей беседе; слушать и отвечать на вопросы.Оборудование: рабочие тетради «Красота спасёт мир», квадраты из бумаги тёмного цвета (9см х 9см), маркеры белого цвета, презентация, карточки с эпитетами (на доске), коробочка с шоколадом «Milky Way», словари, энциклопедии, видеофильм.Учитывая уже сформированные УУД и поставленные перед учащимся задачи, я выбрала следующие  методы и приемы обучения: создание проблемной ситуации, объяснительно-иллюстративный, исследование (анализ фактов, обобщение), решение творческой задачи в ходе практической самостоятельной работы.Так же я учла и специфику предмета, поэтому форма работы была фронтальная (практически на всех этапах урока) и индивидуальная (во время практической работы).Этапы урока (коротко о каждом):I. Орг. момент. Мотивация учебной деятельности.II. Постановка проблемы.III. Актуализация и открытие новых знаний.IV. Практическая работа.V. Рефлексия.VI. Дом. задание.Урок начался с эмоционального настроя детей с целью установления комфортной психологической атмосферы в классе.На мой взгляд, удачно выстроен этап «Мотивация учебной деятельности». С целью выяснения, о чём пойдёт речь на уроке я использовала совмещение звукового ряда (звуки галактики) а после визуализацию – «коробочка с секретом», в которую был помещён шоколадный батончик «Milky Way». Такое «несовместимое» совмещение дало обучающимся импульс для поиска ответа на вопрос: Что станет предметом разговора и помогло детям примерно сформулировать проблему урока.На этапе актуализации и открытия новых знаний я ставила целью- заинтересовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовив их к усвоению нового материала. С целью более глубокого погружения в материал, трое заранее подготовленных ученика познакомили детей с некоторыми мифами разных народов о сотворении Млечного Пути и о происхождении его разных названий. На этом же этапе дети знакомились с изображением Млечного Пути людьми разных времён и народностей, учились передавать свои чувства и эмоции при рассматривании репродукции картины Бориса Смирнова-Русецкого «Млечный путь». При знакомстве с новым методом рисования – зентанглом, дети опирались на уже имеющиеся знания об орнаменте. На этом же этапе была проведена физминутка с целью предупреждения нарушений осанки.Целью практической работы стало применение полученных знаний на практике, выработка соответствующих навыков и умений. Итогом индивидуальной работы стала коллективная композиция «Наша галактика». С целью повышения эмоциональности урока был продемонстрирован видеофильм о нашем месте во Вселенной.На этапе рефлексии были подведены итоги урока: сопоставление ожидаемого и полученного.Урок прошёл в доброжелательной обстановке. Учащиеся были раскрепощены и раскованы. На мой взгляд, мне удалось вызвать  у детей интерес к изучаемому материалу. Использование ИКТ  способствовало этому. Считаю, цель урока достигнута, так как все учащиеся успешно справились с заданием. Работы получились разные, но интересные, так как каждый ребёнок творчески подошёл к выполнению зентангла. Учащиеся показали умение использовать на практике новые полученные знания.Домашнее задание носило творческий характер.