Развитие ориентировки на листе бумаги у младших школьников.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие ориентировки на листе бумаги у младших школьников.
Автор: Галеева Марина Николаевна


Развитие ориентировки на листе бумаги у младших школьников.
Умение ориентироваться в пространстве листа бумаги является важным, так как основная часть работ выполняется учащимися на бумаге определенного формата. Детям в процессе обучения приходится постоянно выполнять задания по словесной инструкции, содержащей пространственные характеристики.Одним из эффективных приемов обучения ориентировке на листе бумаги являются графические диктанты. Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития пространственной ориентировки, воображения, мелкой моторики, координации движений, усидчивости.
Перед проведением заданий я расчерчивала доску на клетки, чтобы на ней можно было иллюстрировать указания, дающиеся детям. Дети рисовали в тетради в клетку. Детям давались предварительные разъяснения с наглядным показом на доске (Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. ) После разъяснений мы переходим к рисованию узора. Во время рисования узора делались достаточно длительные паузы, чтобы учащиеся успевали закончить предыдущую линию. При выполнении узора мной исправлялись ошибки, допускаемые детьми, тем самым оказывалась помощь для правильного выполнения инструкции. При рисовании последующих узоров такой контроль снимался.
Начинала с простых заданий: предлогала обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки через одну до конца страницы, получилась строка; обвести клеточки через одну вниз до конца страницы, получился столбик. Использовала в орнаментах разные элементы: точки, палочки (вертикальные, горизонтальные, диагональные – длиной в одну клетку). В сложных узорах ребенок учится определять закономерность расположения рисунка (чередование элементов). Приучала к рисованию непрерывных узоров, не отрывая руки (подготовка к безотрывному письму).
Следующий этап работы – рисовали отрезки разной длины (от руки, без линейки). Например, из исходной точки проводили отрезок вверх длиной в три клетки, вправо на пять клеток и т.п. Особенно полезны упражнения в рисовании геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников), стороны которых должны содержать определенное количество клеток. Например, рисовали строку квадратов, стороны которых равны двум клеткам, и строку квадратов со сторонами в четыре клетки.
Работа по ориентировке на листе бумаги даёт положительные результаты. Используемые мной графические диктанты эффективно влияют на развитие пространственной ориентировки. Дети стали лучше ориентироваться в тетради, видят клетку, различают стороны листа влево-вправо, верх-низ, самостоятельно отсчитывают нужное количество клеток. Занятия с использованием графических диктантов вызывает у них большой интерес. Помимо развития пространственной ориентировки регулярные занятия с использованием графических диктантов развивают у детей произвольное внимание, воображение, мышление, мелкую моторику, координацию движений, усидчивость.