Урок в 7 классе по теме"Рычаг. Условие равновесия рычага"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок в 7 классе по теме"Рычаг. Условие равновесия рычага"
Автор: Сафронова
Поурочное планированиеПредмет: физикаТема: «Рычаг. Условие равновесия рычага»Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный)Цели по содержанию:1). Образовательная: познакомить с определением, характеристиками и видами рычага; вывести и разъяснить правило равновесия сил на рычаге, имеющего неподвижную ось вращения; установить связь между абстрактным понятием рычага в физике и реальными рычагами, встречающимися в природе; продолжить закрепление навыков решения задач.2). Развивающая: формирование внутренней мотивации в учебно-познавательной деятельности; включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления; поддерживать внимание учащихся через силу учебной деятельности и рефлексию отдельных этапов урока; содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.3). Воспитательная: воспитание внимательности, самостоятельности в учебной деятельности, культуры речи, сотрудничества, работе в паре с другим учеником, дисциплинированности.4). Дидактическая: создать условия для получения учащимися новых знаний по теме «Рычаг. Условия равновесия рычага» на основе организации учебного исследования в форме груповой работы с элементами индивидуальной и фронтальной. Развитие межпредметных (информационно-коммуникативных, исследовательских), предметных, личностных результатов.Методы познания - статистический, анализа, оценки, сравнения, решения поставленных задач.Планируемый результат – формирование универсальные учебные действия (УУД) – регулятивных, познавательных, личностных в режиме ЭОР (электронного образовательного ресурса) по теме «Рычаг. Условие равновесия рычага».Здоровьесберегательная среда – создание комфортных условий для изучения нового мастерства, смена видов и форм деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических требований, Сан-Пинов в работе с ЭОР.Интеграционное пространство, межпредметные связи – использование знаний по геометрии, биологии, алгебре.Цели для учащихся:Знать:определение рычага;виды рычагов;плечо силы;условие равновесия рычага.Уметь:находить плечо силы;практически определять равновесие рычага;применять полученные знания при решении качественных и расчетных задачОборудование: демонстрационный рычаг с набором грузов, штатив, линейка динамометр,ножницы, плоскогубцы, макет руки человека, плакат «Рычаги в природе и технике», компъютер с мультимедиапроектором, презентация «Рычаги». Ход урокаУчитель:_ - Сегодня на уроке мы заглянем в мир механики, будем учиться сравнивать, анализировать, проводить экспериментальное исследование, узнаем чем же еще прославился великий Архимед. (СЛАЙД 1) - Но начнем с повторения пройденного. На прошлом уроке мы с вами познакомились с простыми механизмами.Для чего их используют люди? (для облегчения работы)Какие условия необходимы для совершения механической работы?(перемещение тела под действием приложенной силы)Виды простых механизмов? (рычаг и его разновидности: блок, ворот; наклонная плоскость и ее разновидности: клин, винт)(СЛАЙД 2) – Что мы понимаем под выражением «облегчение работы»? (преобразования-изменения силы)Как можно преобразовывать силу? (численное изменение –выигрыш в силе; изменение направления) Какой механизм тоже дает выигрыш в силе? ( гидравлический пресс)За счет чего? ( разности площадей поршней пресса)(СЛАЙД 3) Обратимся к д/з: з.24(Пур.)Весло и щипцы для колки орехов - какой это простой механизм? (рычаг)Что называется рычагом? ( - твердое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной опоры - оси)Сравните эти рычаги.(учебник (Пур.) - стр.103 рис.93 и 94- (разное: расположение оси вращения, направление сил) ВЫВОД: бывают рычаги 1 и 2 родаУ рычага 1-го рода неподвижная точка опоры О располагается между линиями действия приложенных сил, силы действуют в одну сторонуУ рычага 2-го рода неподвижная точка опоры О располагается по одну сторону от линий действия приложенных сил., силы действуют в противоположные стороны(СЛАЙД 4) Запишем результаты сравнения в таблицу (ученики заполняют готовый шаблон таблицы)Проведем практическую работу в парах (Данные заносятся в таблицу на доске)На столах стоят лабораторные рычаги. Давайте вместе с вами выясним, когда рычаг будет находиться в равновесии. Работа выполняется по рядам.1-ый ряд. Уравновесьте рычаг одним грузом. Измерьте левое плечо.2-ой ряд. Уравновесьте рычаг, но уже двумя грузами. Измерьте левое плечо. 3-ий ряд. Уравновесьте рычаг, но уже тремя грузами. Измерьте левое плечо.Смотрим заполненную таблицу на доске. Сделайте вывод.Выводы: Где сила больше, там расстояние от оси вращения меньше.Во сколько раз сила увеличилась, во столько раз расстояние от оси вращения уменьшилось.Как называется такая зависимость в математике? (обратно пропорциональная)С какой силой грузы действуют на рычаг? (весом тела вследствие притяжения Земли) Давайте сформулируем правило равновесия рычага.Что такое отрезки ОА и ОВ: они перпендикулярны линиям действия сил.Как в геометрии называют такое расстояние? (кратчайшее расстояние)Как в физике называют это расстояние? Ответ в учебнике (Пур.) стр.105(плечо силы). Дайте определение плеча силы из учебника (кратчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует на рычаг сила, называют плечом силыА теперь сформулируйте правило равновесие рычага с использованием полученного определения.Рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие на него, обратно пропорциональны плечам этих сил.А сейчас попробуйте записать это правило математически, т. е. формулуКак же найти выигрыш в силе, получаемый с помощью рычага (определяется отношением плеч действующих сил)Приведите примеры рычагов, применяемых человеком( ножницы, кусачки, рычажные весы…)Вернемся к рисунку рычагов 1 и 2 рода. Можно ли утверждать, что отрезки ОА и ОВ являются плечами приложенных к рычагам сил? (нет, т.к. они не перпендикулярны линиям действия сил). Найдите тогда плечи этих сил на рисунке. А при чем же здесь Архимед, о котором говорилось в начале урока? Ответ в учебнике(правило равновесия рычага установил Архимед в III веке до нашей эры) «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю!» - такое восклицание приписывают Архимеду.Применим правило равновесия для решения следующих задач (СЛАЙД 5)Рабочий с помощью рычага поднимает плиту массой 300 кг. Какую силу прикладывает он к большему плечу рычага, равному 1,5 м, если меньшее плечо равно 50 см? Найти выигрыш в силе.Чем отличаются ножницы для резки бумаги и резки металла? Вычислите выигрыш в силе у каждого инструмента, выполнив определенные измерения.Дано записывайте самостоятельно с последующей проверкой.Выполнение теста по вариантам с взаимопроверкой.РЕФЛЕКСИЯПодведем итоги: Что вы знали о простых механизмах?Что вы узнали на уроке нового?Чему научились?С какими трудностями встретились?Оцените вашу работу на уроке ( на отдельном листочке)Какое значение имеют рычаги в жизни человека?Домашнее задание: п.33,задание 25 (2,3,4,5)(Пур.); п.56(Перышкин), выучить понятия по теме: рычаг, плечо силы, правило равновесия рычага + творческое задание.Подготовить небольшие сообщения о применение рычагов в строительстве, живой природе, быту.Использованная литература:1.Учебник «Физика-7» , автор: Н.С.Пурышеша, Н.Е.Важеевская; изд. Дрофа, 2009г.2. Учебник «Физика-7» , автор: А.В.Перышкин,изд. Дрофа, 2002г.3. Задачник – 7 класс, автор:Л,Э.Генднштейн, Л.А.Кирик, И.М. Гельфгат