Урок - тренинговое занятие по обществознанию на тему «Конфликты и причины их возникновения»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок - тренинговое занятие по обществознанию на тему «Конфликты и причины их возникновения»
Автор: Рябова Светлана Ивановна

Урок - тренинговое занятие по обществознанию на тему
Конфликты и причины их возникновения.
Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)
Цели урока:
содействие осознанию обучающимися своего поведения в конфликтных ситуациях;
формирование умения позитивно разрешать конфликты;
формировать конфликтную компетенцию учеников и способность толерантного поведения.
Задачи урока:
актуализировать знания учащихся о конфликте;
ознакомить участников со стратегиями выхода из конфликтной ситуации;
формировать умение находить взаимопонимание с людьми;
способствовать взаимопониманию в классе;
обучать обучающихся адекватно оценивать себя.
Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери назвал человеческое общение самой большой роскошью на свете. Общение людей - тонкий и сложный процесс. Каждый из нас учится этому всю жизнь, приобретая опыт часто за счет ошибок и разочарований. К сожалению, мы нередко попадаем в ситуации, определяемые как конфликтные. Они вносят напряжение в отношениях, лишают покоя и радости, не дают возможности полноценно работать. Чем меньше возникает конфликтов, тем лучше могут найти люди теплые и доверительные отношения.
Упражнение № 1. Приветствие.
Участникам предлагается образовать круг и разделиться на 3 равные части: европейцев, японцев, африканцев. Каждый из участников идет по кругу, здоровается со всеми своим способом: европейцы пожимают руку, японцы кланяются, африканцы трутся носами.
Упражнение проходит весело и эмоционально, заряжает группу энергией.
Упражнение № 2. Не хочу хвастаться, но я ...
Цель: развитие у подростков способности к самопрезентации.
Все участники садятся в круг, каждый по очереди называет свое имя и продолжает фразу, начинающуюся со слов: Не хочу хвастаться, но я ....... замечательный друг .
Все участники высказываются.
Упражнение № 3. Конфликт - это ...
Цель: выяснение сущности понятия конфликт.
Учитель обращается к участникам групп с вопросом Что такое конфликт?. Каждый участник одним словом дает своё определение конфликта. Причём можно называть как + так и - характеристики конфликта. Подведение итогов.
Упражнение № 4. Встреча на мостике (5 минут)
Описание упражнения. Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг другу на расстоянии 3-х метров. Учитель объясняет ситуацию: Вы идете на встречу друг к другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за её пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть. Пары участников подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 мостика.
Психологический смысл упражнения. В контексте данного занятия упражнение выступает моделью конфликтной ситуации, и к нему можно возвращаться при обсуждении стратегий поведения в конфликте.
Обсуждение.
Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения?
Что помогало, а что мешало успешно выполнить его?
Чем упавшие в воду пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию?
Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремились пройти сами, а те, кто прежде всего стремился помочь партнеру.
Упражнение № 5. Топтыжка.
Цель: обучение технологии формирования толерантности и конструктивного поведения в конфликтных ситуациях у детей.
Время: 10 минут.
Ход упражнения:
Начиная с меня, выполняем задание по кругу. Правой ногой будем наступать на левую ногу соседа. Тот, кому наступили, попытается оправдать обидчика, называя по имени. Например, мне наступает на ногу Сергей. Я говорю Сергею: Я прощаю тебя, Сергей, потому, что ты спешил на урок….. и наступаю на ногу Марине. Марина говорит: Я не обижаюсь на Вас Светлана Ивановна. В этом троллейбусе так тесно и всем надо ехать и т.д.
Объяснения могут быть любыми, но не должны повторяться.
Примечание: Наступать на ногу необходимо чисто символически, без усилия.
Упражнение № 6. Ящик недоразумений
Цель: формирование навыков успешного разрешения конфликтов.
Формируются малые группы (объединения по выбору различных видов конфет). Один участник из каждой команды извлекает из ящика недоразумений описание определенной ситуации. Каждая ситуация-это ситуация зарождения своеобразного конфликта. Найдите правильный выход из ситуации, не спровоцировав конфликт.
1-я ситуация. Один ученик говорит другому: Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать! . Другой отвечает ... (допишите). Прокомментируйте ситуацию.
2-я ситуация. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания. Сергей отвечает: Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? .
Какая реакция учителя на слова Сергея?
Как бы вы сделали в этой ситуации?
3-я ситуация. Мама пришла с работы и говорит дочери: Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросала все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!.
Какова реакция девушки?
Как бы вы сделали на месте мамы?
4-я ситуация. Учитель проверяет домашнее задание. Дошла очередь и до Олега. Андрей Иванович, проверяя работу ученика, сказал: Да что же это такое? Этот бездарь опять не сделал, как следует, написал в тетради так, что ничего не разберешь! .
Какова реакция ученика?
Как бы вы сделали на месте учителя?
5-я ситуация. Андрей пришёл домой после ссоры с приятелями и хлопнул дверью своей комнаты. Мама тут же вошла к нему и сделала замечание. Андрей нагрубил в ответ и…
Что произошло дальше?
Почему события развивались именно так?
Что следовало сделать, чтобы изменить ход событий?
6-я ситуация. Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.
Кто участвует в конфликте?
Кто виноват в конфликте?
Каковы позиции участников конфликта?
7-я ситуация. У вас много уроков, необходимо написать сочинение, но родители неумолимы. “Собирайся, поедем к бабушке, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь нам!”
Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей — “мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти?!”
Как решить подобную ситуацию?
8-я ситуация. После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: “Значит, пойду работать”.
Как поступить в такой ситуации?
Как вы думаете, можно ли поступить по-другому?
9-я ситуация. Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.
Как поступить в подобном конфликте?
Как вы думаете, можно ли поступить по-другому?
Упражнение № 7. Основные стили поведения в конфликте.
Каждой группе выдаётся карточка с ситуацией.
С группами обсуждается случай, не так давно произошедший в школе:
Миша забросил на шкаф шапки четырёх девчонок и радостно посмеивался, представляя себе, как они теперь пойдут на прогулку. Интересно, что девочки отреагировали на это по-разному. Лена заплакала и стала просить Мишу достать шапку. Настя сначала врезала Мише по спине, а затем быстро стянула с него шапку и забросила её ещё дальше. Лариса обмотала голову шарфом и пошла гулять. Нина предложила Мише стать на её место, подумать, каково ей будет без прогулки сидеть ещё три урока, и обсудить, как быстрее достать шапки.
чей способ поведения в конфликте быстрее приведёт к его разрешению и почему?
Упражнение № 8. Необитаемый остров (15 минут)
Описание игры. Представлена ситуация, что учащиеся оказались на необитаемом острове, где нет никаких средств и возможностей для существования. Участники делятся на 6 групп. Раздаются ручки и бумага. Участникам необходимо записать 10 предметов, которые, по их мнению, пригодятся им на этом острове для существования. На принятие решения им дается 5 минут. Им нужно подумать и обосновать свой выбор.
Психологический смысл игры. Научится отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.
Обсуждение.
Что было легче, отстаивать свое мнение или соглашаться с другими?
Удалось ли взять то, что действительно необходимо, чтобы выжить?
Из-за чего чаще возникали конфликты (споры)?
Как вы пришли к общему мнению?
Упражнение № 10. Составить Памятку……..
Группа № 1 – Правила бесконфликтного поведения.
Группа № 2 – Алгоритм поведения в конфликтной ситуации.
Группа № 3 – Рекомендации по конструктивному решению конфликтных ситуаций.
Группа № 4 – Правила ведения спора.
Группа № 5 – Правила культурного общения.
Группа № 6 – Правила поведения в конфликтной ситуации.
Упражнение № 9. Ваши пожелания одноклассникам.
Цель: создание позитивного настроения.
Все участники берутся за руки и по кругу высказывают свои пожелания на день своим одноклассникам
Итог урока.
В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.
Ребята! Урок я хочу закончить словами русского писателя М.Рощина: Секрет интеллигентности прост: внимание. Если вы будете внимательны к любому человеку, вступая во взаимоотношения, - будь то случайный попутчик в трамвае или родная мать, - то это и будет ключ поведения. Попробуйте. Если исходить из того, что любой человек так же сложен, интересен, глубок, раним, как вы сами, то вы не сможете ни за что причинить ему неудобство, неприятность, а тем более горе, жестокую обиду. Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить.
Это напутствие поможет вам избежать конфликтных ситуаций в будущем.
Приложение.
1-я ситуация. Один ученик говорит другому: Я никогда не буду сидеть с тобой за одной партой: разляжешься, как слон, а мне неудобно писать! . Другой отвечает ... (допишите).
Прокомментируйте ситуацию.
2-я ситуация. Идет урок, учащиеся выполняют задания. Вдруг один ученик начинает стучать ручкой по парте. Учитель делает замечание: Сергей, не стучи, пожалуйста, по парте, выполняй задания. Сергей отвечает: Почему опять я? Опять крайний! Вы что, видели? .
Какая реакция учителя на слова Сергея?
Как бы вы сделали в этой ситуации?
3-я ситуация. Мама пришла с работы и говорит дочери: Сколько можно говорить? Убери за собой, разбросала все, словно смерч пронесся в квартире! Не девушка, а несчастье какое-то! Говоришь, а ей, как об стену горохом!.
Какова реакция девушки?
Как бы вы сделали на месте мамы?
4-я ситуация. Учитель проверяет домашнее задание. Дошла очередь и до Олега. Андрей Иванович, проверяя работу ученика, сказал: Да что же это такое? Этот бездарь опять не сделал, как следует, написал в тетради так, что ничего не разберешь! .
Какова реакция ученика?
Как бы вы сделали на месте учителя?
5-я ситуация. Андрей пришёл домой после ссоры с приятелями и хлопнул дверью своей комнаты. Мама тут же вошла к нему и сделала замечание. Андрей нагрубил в ответ и…
Что произошло дальше?
Почему события развивались именно так?
Что следовало сделать, чтобы изменить ход событий?
6-я ситуация. Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.
Кто участвует в конфликте?
Кто виноват в конфликте?
Каковы позиции участников конфликта?
7-я ситуация. У вас много уроков, необходимо написать сочинение, но родители неумолимы. “Собирайся, поедем к бабушке, там будешь готовиться к урокам и немного поможешь нам!”
Никакие доводы не помогают. Главный довод родителей — “мы не оставим тебя одного. Мало ли что может произойти?!”
Как решить подобную ситуацию?
8-я ситуация. После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: “Значит, пойду работать”.
Как поступить в такой ситуации?
Как вы думаете, можно ли поступить по-другому?
9-я ситуация. Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.
Как поступить в подобном конфликте?
Как вы думаете, можно ли поступить по-другому?
Случай, не так давно произошедший в школе:
Миша забросил на шкаф шапки четырёх девчонок и радостно посмеивался, представляя себе, как они теперь пойдут на прогулку. Интересно, что девочки отреагировали на это по-разному. Лена заплакала и стала просить Мишу достать шапку. Настя сначала врезала Мише по спине, а затем быстро стянула с него шапку и забросила её ещё дальше. Лариса обмотала голову шарфом и пошла гулять. Нина предложила Мише стать на её место, подумать, каково ей будет без прогулки сидеть ещё три урока, и обсудить, как быстрее достать шапки.
Чей способ поведения в конфликте быстрее приведёт к его разрешению и почему?
Случай, не так давно произошедший в школе:
Миша забросил на шкаф шапки четырёх девчонок и радостно посмеивался, представляя себе, как они теперь пойдут на прогулку. Интересно, что девочки отреагировали на это по-разному. Лена заплакала и стала просить Мишу достать шапку. Настя сначала врезала Мише по спине, а затем быстро стянула с него шапку и забросила её ещё дальше. Лариса обмотала голову шарфом и пошла гулять. Нина предложила Мише стать на её место, подумать, каково ей будет без прогулки сидеть ещё три урока, и обсудить, как быстрее достать шапки.
Чей способ поведения в конфликте быстрее приведёт к его разрешению и почему?
Случай, не так давно произошедший в школе:
Миша забросил на шкаф шапки четырёх девчонок и радостно посмеивался, представляя себе, как они теперь пойдут на прогулку. Интересно, что девочки отреагировали на это по-разному. Лена заплакала и стала просить Мишу достать шапку. Настя сначала врезала Мише по спине, а затем быстро стянула с него шапку и забросила её ещё дальше. Лариса обмотала голову шарфом и пошла гулять. Нина предложила Мише стать на её место, подумать, каково ей будет без прогулки сидеть ещё три урока, и обсудить, как быстрее достать шапки.
Чей способ поведения в конфликте быстрее приведёт к его разрешению и почему?