Развитие физических качеств, ловкости у детей дошкольного возраста
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие физических качеств, ловкости у детей дошкольного возраста
Автор: Сидорова Надежда Петровна
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: Развития физических качеств ловкости у детей дошкольного возраста
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Особенности физического развития детей дошкольного возраста……………5
2. Определение понятий быстрота, ловкость, сила, выносливость, координация……………………………………………………………………….6
3. Значение и особенности развития ловкости у детей дошкольного возраста…9
4. Физические упражнения как средство развития ловкости у детей дошкольного возраста……………………………………………………………...11
Выводы……………………………………………………………………………...16
Заключение………………………………………………………………………….17 Список использованной литературы……………………………………………...18
Приложение…………………………………………………………………………19
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что физическое воспитание вдетском саду предусматривает охрану иукрепление здоровья, полноценное физическое развитие инаправлено насвоевременное формирование удошкольников двигательных навыков иумений. Потребность вдвижениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обоснована, вызывает положительные изменения вего физическом ипсихическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной идр.).
При недостаточном развитии быстроты, ловкости удетей формируются неправильные элементы техники бега, прыжков, метания. Так, недостаточно широкий замах, вялый толчок, снаряда инизкая траектория его полета непозволяют добиться дальности метания. Привычка бегать наполусогнутых ногах, неиспользуя при этом энергичного отталкивания, затрудняет овладение хорошей скоростью бега.
Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма под воздействием условий жизни и воспитания. В узком значении этот термин используется для обозначения антропометрических и биометрических понятий.
На сегодняшний день развитие физических качеств одна из важных задач физического воспитания дошкольника, так как уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные виды движений и физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость.
Ловкостью называется способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Под ловкостью нужно понимать способность человека легко осваивать новые движения и перестраивать их в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой.
У ребенка ловкость развивается параллельно с развитием координации движений, умением согласованно и последовательно выполнять движения. Для развития ловкости необходимо систематически сменять упражнения или применять их в других вариациях, что приводит к новизне и повышению трудности выполнения упражнений на координацию.
Систематическое разучивание разнообразных упражнений развивает ловкость, повышает пластичность нервной системы, облегчает усвоение новых движений. Смена условий выполнения уже ранее изученных упражнений так же благотворно влияют на развитие ловкости.
Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического и психического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства.
Воспитанию психофизических качеств, в том числе ловкости, у детей дошкольного возраста посвящены работы Т.В. Артамоновой, Е.Н. Вавиловой, В.А. Гуляйкина, Н.А. Ноткиной, А.А. Ругиной.
Цель исследования: изучение особенностей развития ловкости у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: образовательный процесс по физической культуре.
Предмет исследования: процесс развития ловкости у детей дошкольного возраста.
Следует отметить, что эффективность развития физического качества ловкости, при использовании специально разработанной методики, содержащей подвижные игры, основные движения и спортивные упражнения в дальнейшем могут повысить, активизации биологических механизмов.
1. Особенности физического развития детей дошкольного возраста
У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества. Понимание особенностей развития нервной системы ребенка позволяет педагогом посредством упражнений и подвижных игр укреплять и совершенствовать его нервную систему. За период раннего и дошкольного детства непрерывно изменяются показатели физического развития: роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки. За первый год жизни рост ребенка увеличивается примерно на 25 см. К 5 годам он удваивается по сравнению с первоначальным
Костная система ребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. Эти особенности костной системы требуют внимания педагогов к подбору физических упражнений, в соответствии с функциональными и возрастными возможностями ребенка.
Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2 – 3 лет. Оно происходит постепенно в течение всего дошкольного детства. В этот период формируются изгибы в шейном, грудном, поясничном отделах позвоночника. Физиологическое развитие позвоночника играет жизненно важную роль и влияет на формирование правильной осанки, техники движений, состояние внутренних органов, дыхательную и нервную системы. В дошкольном возрасте происходит формирование свода стопы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продолжается с освоением ребенком ходьбы весь дошкольный период. В укреплении свода стопы важнейшую роль играют физические упражнения. Важно также подобрать ребенку соответствующую обувь.
Мышечная система у ребенка раннего возраста развита недостаточно, мышечная масса у него составляет около 25% массы тела. По мере развития движений ребенка увеличиваются масса и сократительная способность мышечной ткани.
Под воздействием физических упражнений происходит увеличение силы мышц. С годами у ребенка укрепляются мышцы спины и живота. Это является результатом, как регулярного функционирования центральной нервной системы, так и положительным воздействием физических упражнений.
Таким образом, познание особенностей психофизического развития, формирования двигательных функций позволяет сделать вывод о необходимости создания для ребенка возможности правильно двигаться, то есть, заложить у него основы физической культуры. Важную роль здесь, об этом нельзя забывать, играют воспитание и обучение.
2. Определение понятий быстрота, ловкость, сила, выносливость, координация
Под быстротой понимается способность человека выполнять двигательное действие за минимальное время. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройка условно-рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Занимаясь регулярно, быстроту движений можно значительно улучшить, но и сохранить на долгие годы.
Возможности развития быстроты движений расширяются у детей 5-6 лет в связи с тем, что они уже лучше владеют бегом, прыжками, бросанием и ловлей мяча. Быстрота развивается в упражнениях выполняемых с ускорением. В старшем возрасте бег на скорость (добежать до финиша как можно быстрее) с изменением темпа, (медленный, средний, быстрый и очень быстрый).
Сила - это физическое качество необходимо для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Развитие силы обеспечивает не только преодоление внешнего сопротивления, но и придает ускорение массе тела и различным применяемым снарядам (что наблюдается, например, при передачах мяча).
От развития силы зависит в значительной степени развитие других физических качеств – быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.
Проявление физической силы обусловливается интенсивностью и концентрированием нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.
Выносливость – это способность ребенка наиболее длительное время выполнять физические упражнения допустимой сложности.
Для развития выносливости необходимо многократное повторение одного и того же упражнения. Дошколята очень быстро утоляются от однообразных нагрузок, поэтому эффективнее использовать разнообразные физические упражнения, в особенности на свежем воздухе: ходьбу, бег, катание на коньках и санках, на лыжах, велосипеде, плавание и т.д.
Для дошкольников очень полезны и интересны подвижные игры, вызывающие положительные эмоции, тем самым снижая ощущение усталости. Необходимы разные виды прогулок, во время которых упражнения и отдых чередуются между собой.
Выносливость – это способность ребенка наиболее длительное время выполнять физические упражнения допустимой сложности.
Развитию выносливости дошкольников так же способствует возрастание от группы к группе длительности занятий и дозировка упражнений.
Под координацией понимается способность сочетать физические и психологические процессы в едином целенаправленном движении. Координацией называется способность сочетать физические и психологические процессы в едином целенаправленном движении.
Координация, как и ловкость, является именно тем качеством, которое можно развить только тренировками. Отрабатывая движения и выполняя упражнения, требующие координации, вы развиваете в себе ощущение ее, которое затем переносится на выполнение приемов.
Координация, как и ловкость, является именно тем качеством, которое можно развить только тренировками. Отрабатывая движения и выполняя упражнения, требующие координации, вы развиваете в себе ощущение ее, которое затем переносится на выполнение приемов.
К показателям ловкости относятся следующие факторы:
- способность быстро обучаться;
- использовать двигательный опыт;
- быстро реагировать на изменение ситуации, например, в подвижных играх координировано выполнять двигательные навыки.
О высоком уровне развития ловкости свидетельствует хорошее выполнение детьми движений, включенных в подвижную игру с меняющимися условиями или осложненных дополнительными заданиями (бег змейкой, с обитанием препятствий, спуск с горки на санках с быстром поворотом внизу).
Проявление ловкости в большой степени зависит от пластичности корковых нервных процессов, от способности человека различать темп, амплитуду и направление движений, степень напряжения и расслабления мышц, особенности окружающей обстановке. Чем богаче двигательный опыт у детей, шире круг движений, которыми они владеют, тем легче они осваивают новые формы движений на основе имеющихся координации, сходных мышечных напряжений, уровня достигнутой быстроты, силы, ловкости.
Ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх (особенно включающих ловлю и увертывание). Она соединяет в себе многие двигательные качества. В одном случае сочетается с быстротой, например при обитании кеглей, в другом – с хорошим чувством равновесия при ходьбе с кирпичика на кирпичик.
В ловкости проявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом его пространственных, временных и силовых качеств.
3. Значение и особенности развития ловкости у детей дошкольного возраста
Ловкостьюназывается способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво.
О высоком уровне развития ловкости свидетельствует хорошее выполнение детьми движений, включенных в подвижную игру с меняющимися условиями или усложненных дополнительными заданиями. Ловким можно назвать ребёнка, затратившего на выполнение задания минимальное время.
Проявление ловкости зависит от пластичности корковых процессов, от способности человека различать темп, амплитуду и направление движений, степень напряжения и расслабления мышц, особенности окружающей обстановки.
Ловкостьпредставляет собой способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Ловкость – это сложное двигательное качество, и измерять его очень трудно. В быту, в играх, когда внезапно складывается непривычное сочетание разных движений, требуется проявление ловкости. Нагляднее всего ловкость проявляется в подвижных играх, связанных с единоборствами.
Развитие ловкости происходит на основе пластичности нервной системы, способности ощущения и восприятия собственных движений и окружающей обстановки. Успешное выполнение двигательной задачи определяется точностью пространственных, временных и силовых компонентов данного движения, то есть, способность человека отличать темп, амплитуду и направление движений от степени напряжения и расслабления мышц, умения ориентироваться в окружающей среде, сохранять равновесие.
Ловкость является необходимым компонентом любого движения (бег, прыжок, метание, лазание и т.д.). Задача развития ловкости требует систематической смены упражнений или применения их в новых вариантах для поддержания новизны и некоторого повышения координационной трудности.
Чем больше у ребенка накапливается двигательных навыков, тем легче идет усвоение новых движений и совершенствуется ловкость.
В понятии ловкость входятследующие компоненты:
- быстрота реакции на сигнал;
- координация движений;
- быстрота усвоения нового;
- осознанность выполнения движений и использование двигательного опыта.
Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег и исходное положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.
Выявлять уровень ловкости целесообразно втех движениях, которыми дети достаточно свободно владеют, например используя бег.
Быстрота определяется повремени пробегания (схода) небольшого расстояния - 10м. Выбирается прямая ровная дорожка сплотным земляным или асфальтовым покрытием длиной неменее 20м. Долинии старта, обозначенной полосой, должно быть 4 - 5м разбега ипримерно столькоже залинией финиша. Секундомером фиксируется время бега отстарта дофиниша, несчитая время начального ускорения бега достартовой линии ивремя снижения скорости после финиша.
Ловкость выявляется повремени челночного бега, выполняемого натойже дорожке. Онвключает бег попрямой 10м сдвумя поворотами (общая дистанция 30 м). Наодной стороне кладется два кубика, надругой стороне ставится стул или скамейка. Учитывая особенности дошкольника, предлагается игровое задание: взяв один кубик, ребенок бежит надругую сторону, кладет кубик, бежит завторым, его также переносит иостанавливается. Показателем ловкости будет время, затраченное навыполнение задания.
4. Физические упражнения как средство развития ловкости у детей дошкольного возраста
Упражнения для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению.
Необходимо также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз должно выполняться. В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклонным положениям туловища. Они разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.
Критериями ловкости являются:
- координационная сложность двигательного задания;
- точность выполнения (временная, пространственная, силовая) задания;
- время, необходимое для овладения должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения.
Все упражнения для развития ловкости должны включать элементы новизны, и связаны с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку. Чаще развивая ловкость ребенка, используются повторные и игровые методы.
Упражнения для развития ловкости детей.
Зеркальное выполнение упражнений:
- стоя лицом к ребенку, выполняются движения руками и ногами, туловищем, а дети копируют движения, как в зеркале;
- метание малых мячей не толькоправой (сильной) , но и левой (слабой) рукой.
Изменение скорости или темпа движений:
- выполнение комбинаций упражнений на скамейке (бревне) вначале в медленном, а затем в быстром темпе;
- метание малых мячей в цель на скорость;
- быстрое выполнение упражнений утренней гимнастики и др.
Бег с изменением направления движения (для начала ребенок преследует): поворот кругом во время бега, бег змейкой, бег по диагонали.
Прыжки на двух ногах, на одной ноге через предметы (набивные мячи, гимнастические палки) , уложенные по одной линии.
Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка.
Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать.
Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. У детей этого возраста сравнительно большое развитие верхней части тела и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей.
Дошкольники 3-4 лет обладают высокой двигательной активностью при недостаточной согласованности движений, в которых участвуют крупные группы мышц. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.
Дети младшего дошкольного возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе: они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу.
Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит: им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.
К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.
Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.
Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на горку и спуски с нее, лазание между кеглями и др.), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур).
Подвижные игры в основном - коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т.п.
Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу.
Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх и игровых упражнениях мы подбирали с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям маленьких детей.
Прежде всего, это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, спрыгивание с невысоких предметов, подлезание и ползание. Весь игровой материал старались распределить в определенной последовательности, с учетом сложности движений. За основу взяли тот объем игр, который рекомендован программой воспитания для детей младшего дошкольного возраста.
Как метод физического воспитания подвижная игра характеризуется многообразием используемых методов, отбираемых в соответствии с двигательным содержанием игры и ее правилами. В наибольшей мере он позволяет совершенствовать такие качества, как ловкость, быстрота ориентировки, самостоятельность, инициативность, без которых спортивная деятельность невозможна.
ВЫВОДЫ
Таким образом, для физического воспитания дошкольников нужны глубокие знания и творческий подход. Благодаря пластичности нервной системы двигательные навыки и умения формируются у детей достаточно легко, необходимо только правильно организовать процесс обучения. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельность.
Двигательная деятельность и развитие основных физических качеств детей неразрывно связаны между собой. Поэтому формирование у дошкольников физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, сила, гибкость) является одной из основных сторон физического воспитания.
Физические качества взаимосвязаны с морфофункциональными, психофизиологическими и биологическими особенностями организма ребенка.
Упражнения, способствующие физическому развитию ребенка, должны включаться в физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения, в определенной дозировке, в строгой последовательности и с постепенным усложнением двигательных заданий.
При соблюдении всех этих правил формирование физических качеств дошкольников, проходящая в единстве с обучением детей двигательным навыкам, приведет к оздоровлению всего организма, повышению эмоционально-положительного состояния психики, ускорению усваивания новых видов движений, стремлению дошкольников к большим достижениям и проявлению творческой самостоятельности.
Ловкость – это сложное качество, характеризующее хорошей координацией и высокой точностью движений. Ловкость развивается в основных видах движений. Ловкость развивается при выполнении упражнений в изменяющихся условиях, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обоснована, вызывает положительные изменения в его физическом и психическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.).
С ростом ребенка под воздействием окружающих его взрослых быстро расширяется круг доступных движений. При этом время появления и дальнейшего совершенствования двигательного умения обусловлено уровнем развития двигательного качества, без которого оно не может быть выполнено.
Ловкость у детей дошкольного возраста занимает важное место в управлении многими движениями. В играх, когда внезапно складывается непривычное сочетание разных движений, требуется проявление ловкости.
Ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями. На протяжении дошкольного возраста дети постоянно приобретают двигательные умения. Программой воспитания в детском саду предусмотрено последовательное усложнение основных движений. При отсутствии новых двигательных ощущений снижается способность к обучению. Поэтому важно включать элемент новизны и в те движения, которыми дети владеют.
Ловкостью, не является чисто физическим качеством, как, например, сила, выносливость или быстрота. Говоря об этом качестве, трудно определить чего в нем больше - физического или психического. Она образует, как бы, мостик к умственной деятельности и представляет собой концентрат жизненного опыта в области двигательной активности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Буцинская П.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду : книга для воспитателя детского сада / П.П. Буцинская, В.И. Васюкова, Г.П. Лескова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2012. – 175 с.
2. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость : пособие для воспитателя детского сада / Е.Н. Вавилова. – М. : Просвещение, 2015. – 96 с.
3. Высоцкая Л.А. Организация работы по физическому воспитанию со старшими дошкольниками / Л.А. Высоцкая, М.В. Косенко, Н.В. Финогенова // Начальная школа плюс До и После. – 2015. – № 10. – С. 17-18.
4. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст / Л.Д. Глазырина. – М. : ВЛАДОС, 2014. – 264 с.
5. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : учебник / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 2014. – 271 с.
6. Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях : учеб. пособие / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; под ред. С.А. Козловой. – М. : Академия, 2002. – 320 с.
7. Ковалевский А.К. Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук [Текст]: учеб. пособие / А.К. Ковалевский Екатеринбург: УГПУ, 2007. - 138 с.
8. Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольном учреждении [Текст]: учеб. Пособие/ Н.Н Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова. М.:- Академия, 2003.-320с.
9.Мащенко, М.В. Физическая культура дошкольника [Текст]: учеб. пособие / М.В.Мащенко, В.А.Шишкина. - М.: Ураджай, 2010. - 156 с.
10. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст]: учеб. Пособие/ Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 2016. - 304с.
11. Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст]: учеб. пособие / В.Н.Шебеко и др. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 176 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
УПРАЖНЕНИЯ ИИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ УДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
К3 годам дети уже свободно выполняют некоторые движения - ходят, бегают, катают мяч. Большинством,же движений еще только предстоит овладеть - прыжками, лазаньем, бросанием иловлей мяча идр. Поэтому для развития ловкости знакомые движения усложняются, добавляются новые варианты, возрастают требования кточности двигательных умений.
Для развития ловкости движений рук, так называемой ручной умелости, целесообразно использовать вобщеразвивающих упражнениях мелкие индивидуальные пособия - кубики, погремушки, платочки, султанчики. Эти предметы дети перекладывают изруки вруку, тренируя мышечное чувство, координацию движений. Можно рекомендовать следующие упражнения:
1. И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, предмет вправой руке. Поднять обе руки вверх, переложить предмет влевую руку иопустить вниз.
2. И. п.: тоже. Поднять обе руки вперед, переложить предмет влевую руку, опустить руки заспину, снова переложить вправую руку.
3. И. п.: ноги наширине плеч, предмет вправой, руке. Наклониться вниз, переложить предмет влевую руку, выпрямиться.
4. И. п.: стоя сплаточком вруке. Покружиться водну сторону (2--3 сек), остановиться, помахать платочком, покружиться вдругую сторону.
Для развития ловких движений всего тела применяются основные движения. Впредлагаемые детям задания включаются элементы игры.
Незамочи ножки. Пройти поизвилистой дорожке длиной сначала 2-3, затем 5-6 м.
Незадень. Пройти, перешагивая через препятствия, которыми могут быть: палки, положенные напол; кубики или бруски высотой 5-10 см; рейки, положенные навысоте 10-20 см.
Принеси игрушку. Вигре участвует подгруппа детей (4-5). Нарасстоянии 6-7 мотних лежат игрушки (цветные кубики, пирамидки, погремушки, небольшие мячи). Обозначить (мелом или положенным напол шнуром) узкие дорожки шириной 30-25 см.Количество игрушек идорожек должно соответствовать числу играющих. Воспитатель предлагает детям пройти кигрушкам подорожкам, незаходя закрая.
Усложнение:
а) пройти подорожке кигрушке, всередине пути подлезть под дугу (высотой 70 см);
б) обратно вернуться бегом.
Незадень. Наплощадке расставляются 5-6 кубов (нарасстоянии 1м один отдругого). Дети ходят или бегают между ними, стараясь незадеть. Воспитатель недолжен ихторопить.
Через болото. Наплощадке положить вряд кружки (небольшие фанерки) нарасстоянии 40см один отдругого. Дети идут, шагая содного предмета надругой.
Усложнение: идти, перешагивая скружка накружок, лежащие наполу вшахматном порядке.
Незадень звоночек. Дети должны подлезть под натянутый шнур так, чтобы незазвонил звоночек, подвешенный нанем. При этом надо использовать разные способы подлезания взависимости отвысоты, накоторой подвешен звоночек: если подвешен высоко - тонаклоняясь прямо или боком, если низко - топроползая способом наступнях иладонях или наладонях иколенях.
Трамвай (автобус, троллейбус). Дети (5-6) стоят нарасстоянии шага друг задругом, одной рукой держась зацветной шнур - это трамвай. Воспитатель поднимает зеленый флажок, трамвай двигается шагом, потом бегом. Дети должны уметь согласовать движения - ненабегать напереднего, неотставать, невыходить всторону. Воспитатель поднимает красный флажок, трамвай останавливается, дети поворачиваются, берутся другой рукой зашнур испоявлением зеленого флажка начинают движение.
Усложнение: выйти изтрамвая, положить шнур ипобегать или походить поплощадке. По-сигналу вновь собраться, взять шнур истать вколонну.
Кролики исторож. Дети располагаются вклетках - задугами (воротцами, натянутой в высоте 50см веревкой, прикрепленными вертикально обручами). Посигналу пролезают, бегают поплощадке. Посигналу Сторож! пролезают обратно вклетки.
Кошка имышки. Наодной стороне зада воспитатель ставит наребро гимнастическую лестницу (расстояние между рейками 40 см) ипридерживает ее- это домик, мышек. Сдругой стороны площадки - кошка, она сидит настуле. Воспитатель говорит: Кошка мышек сторожит, притворилась, будто спит. Дети - мышки пролезают между рейками лестницы ибегают. Воспитатель продолжает говорить: Тише, мышки, нешумите кошку вынеразбудите. После этих слов кошка встает начетвереньки, выгибает спину, говорит мяу ибежит замышками. Они убегают, уже непролезая между рейками (лестницу наэто время можно убрать).
Автомобили. Играющим дают фанерные или пластмассовые рули - автомобили. Дети передвигаются шагом ибегом вразных направлениях, ненаталкиваясь друг надруга, ипри этом вращают руль.
Усложнение: добавить правило - двигаться только при поднятом зеленом флажке, споявлением красного - остановиться.
Лошадки. Дети распределяются парами: один ребенок - лошадка, второй - всадник. Спомощью воспитателя надевают налошадку вожжи. Они недолжны быть слишком длинными, иначе детям трудно будет бежать. Дети бегают поплощадке вразных направлениях, останавливаются, чтобы покормить или напоить лошадок.
Вэтой игре важен подбор пар - первым может быть младший повозрасту или менее ловкий ребенок, авсадником - более умелый, так как ему приходится вбольшей степени согласовывать свои движения спродвижением лошадки.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
УПРАЖНЕНИЯ ИИГРЫДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ УДЕТЕЙ5--6 ЛЕТ
Старшие, дошкольники уже сравнительно хорошо владеют многими двигательными умениями, осваивают спортивные упражнения иэлементы спортивных игр. Уних более высокая координация движений, точны мышечные усилия, улучшаются пространственнее ивременные ориентировки. Всвязи сэтим расширяется круг движений, которые можно использовать сцелью развития ловкости.
Широко применяются упражнения сразнообразными предметами, более сложные ихсочетания, больше движений, выполняемых мелкими группами мышц, вособенности кистью.
Вцелях развития ловкости как способности перестраивать движения всоответствии сменяющейся обстановкой целесообразно использовать игры, отличающиеся разнообразием двигательных, действий идинамичностью сюжета (пробежать, перепрыгнуть, подлезть, повернуться).
УПРАЖНЕНИЯ СПАЛОЧКОЙ (длина палочки 35-40 см, диаметр 2 см)
1. И.п.: ноги - пятки вместе носки врозь, палочка поднята вперед, держать двумя руками хватом сверху законцы. Повернуть кисть правой руки, переводя палочку ввертикальное положение, вернуться, висходное положение. Тоже, поворачивая кисть левой руки.
2. И.п.: ноги слегка расставлены, палочка поднята вперед, держать двумя руками хватом сверху законцы. Разжать кисти ипоймать падающую палочку (она отпускается одновременно двумя руками при неподвижном положении).
3. И.п.: ноги слегка расставлены, палочку держать хватом снизу двумя руками законцы. Подбросить палочку вверх невысоко (10-15 см) одновременно двумя руками ипоймать.
4. И.п.: ноги - пятки вместе, носки врозь, палочка внизу хватом одной рукой законец. Переложить изодной руки вдругую над головой, руки прямые.
5. И.п.: ноги - тоже, палочка водной руке хватом законец поднята всторону. Переложить изодной руки вдругую, опуская прямые руки вниз перед собой.
6. И.п.: ноги - пятки вместе, носки, врозь, палочка водной руке хватом засередину, руки встороны. Руки вперед, переложить палочку вдругую руку иразвести руки встороны.
7. И.п.: ноги - тоже, палочка поднята вперед водной руке хватом засередину. Вращать палочку движением кисти, чередуя правую, илевую руку.
8. И.п.: ноги наширине плеч, палочку поставить Вертикально наладонь правой руки, левой придерживать. Опустить левую руку, удерживать палочку ввертикальном положении наустановленный счет (дотрех, допяти) или наслава Раз, два, три, четыре, пять - Постарайся неронять,под считалку Влес дремучий япойду, зайца серого амиду. Принесу его домой, будет этот зайчик мой.
9. И.п.: обычную длинную палку (60-70 см) поставить напол вертикально, держать правой рукой. Приседая, пройти под палкой, неподнимая ее, повернуться вокруг палки, выпрямиться, взять палку левой рукой, Поставить напол ипройти под ней.
УПРАЖНЕНИЯ СКОЛЬЦОМ
Используются пластмассовые, резиновые (полые или надувные) кольца диаметром понаружному краю 20-25см, повнутреннему - 12-15 см.Дети, усваивают разные способы хвата, совершенствуют, движения кистью, тонкие мышечные ощущения. Скольцами можно также проводить упражнения назакрепление правильной осанки иравновесие.
1. И.п.: ноги - пятки вместе, носки врозь, кольцо поднято вперед хватом двумя руками засередину снаружи. Повернуть кольцо выкрутом рук доположения обратным хватом (рис. 16), вернуться висходное положение.
2. И.п.: ноги - тоже, кольцо, вдвух руках внизу. Присесть, одновременно поднимая кольцо иповорачивая его выкрутом рук как впредыдущем упражнении, встать, кольцо опустить.
3. И.п.; тоже. Поворачивать кольцо, вращая кисть так, чтобы сверху была топравая, толевая рука, как руль (рис. 18).
4. И.п.: ноги - тоже, руки встороны, кольцо водной руке. Поднять прямые руки вверх, взять кольцо другой рукой, развести руки встороны.
5. И.п.: тоже. Согнуть руки перед грудью, взять кольцо другой рукой, развести руки.
6. И.п.: тоже. Опустить прямые руки вниз, переложить кольцо изодной руки вдругую перед собой (заспиной), развести руки встороны.
7. И.п.: ноги встороны, руки встороны, кольцо вруке. Поднять согнутую вколене (или прямую) ногу вперед, переложить под ней кольцо изодной руки вдругую. Ногу опустить напол, руки развести встороны.
8. И.п.: ноги свободно, кольцо горизонтально впереди наполусогнутых руках. Отпустить ипоймать кольцо, нероняя.
9. И.п.: тоже. Подбросить кольцо вверх, сохраняя его горизонтальное положение, ипоймать.
10. И.п.: ноги - пятки вместе, носки врозь, кольцо наголове. Поднять согнутую (или прямую) ногу вперед, руки развести встороны (кольцо неронять; смотреть вперед), поставить ногу напол, опустить руки.
11. И.п.: тоже. Присесть, руки поднять вперед - встороны.
12. Ходьба обычным или приставным шагом скольцом наголове.
13. И.п.: стоя. Согнуть, ногу, повесить кольцо наступню ипостоять вэтом положении. Чередовать движения правой илевой ногой.
14. И.п.: лежа наспине, кольцо вдвух руках. Поднять ноги, продеть носки ног вкольцо, покачаться наспине (вперед-назад), вернуться висходное положение.
Ловкость совершенствуется при одновременном выполнении детьми различных действий. Это могут быть упражнения способиями -- обручами, шестами, длинной веревкойи т. п.
УПРАЖНЕНИЯ СБОЛЬШИМ ОБРУЧЕМ
1. И.п.: стоя, обруч держать двумя руками хватом сверху. Поднять вверх, опустить.
2. И.п.: тоже. Присесть, встать.
3. И.п.: тoже. Передвигать обруч движениями кисти вправую илевую сторону.
4. И.п.: стоя, обруч внизу. Поочередно сгибая ноги, перешагнуть через обруч ивстать внем, также перешагивая, вернуться висходное положение.
5. И.п.; лежа наживоте лицом кобручу, обруч вруках. Приподнять обруч исноба лечь.
6. И.п.: стоя, обруч внизу вдвух руках. Прыжки надвух ногах покругу.
ПОДВИЖДЫЕ ИГРЫ ИУПРАЖНЕНИЯНА ПРОГУЛКЕ
Найди мяч.Играющие стоят покругу вплотную друг кдругу, лицом вцентр, держат руки заспиной. Вцентре стоит водящий. Посигналу дети передают маленький мяч заспиной. Водящий старается найти, укого находится мяч, предлагает показать руки. Тот, ккому обратился водящий, сразу протягивает вперед обе руки. Тот, укого оказался вруках мяч или кто его уронил, считается проигравшим.
Передай Мяч.Дети распределяются надве равные подгруппы, встают вдве колонны ипосигналу передают резиновый или набивной мяч. Последний, стоящий вкаждой колонне, получив мяч, бежит, становится впереди колонны иснова передает мяч. Игра заканчивается, когда омячом впереди оказывается ведущий звена. Варианты передачи: а) над головой; б) справа (или слева); в) внизу между ног; г) вположении сидя наполу или скамейке.
Канатоходец.Две команды стоят вколоннах улинии старта, финиш нарасстоянии 8-10м. Уигроков поодному бумажному или картонному колпаку. Первые вколонне ставят наголову колпак, разводят руки встороны ипосигналу продвигаются вперед, повернув вусловном месте, берут колпак вруки ибегут ксвоей колонне. Выигрывает колонна, выполнившая задание первой.
Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : учебник / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 2014. – 271 с.
Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость : пособие для воспитателя детского сада / Е.Н. Вавилова. – М. : Просвещение, 2015. – 96 с.
Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : учебник / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 2014. – 271 с.
Шебеко, В.Н. Физическое воспитание дошкольников [Текст]: учеб. пособие / В.Н.Шебеко и др. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 176 с.
Буцинская П.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду : книга для воспитателя детского сада / П.П. Буцинская, В.И. Васюкова, Г.П. Лескова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2012. – 175 с.
Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : учебник / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Просвещение, 2014. – 271 с.
Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость : пособие для воспитателя детского сада / Е.Н. Вавилова. – М. : Просвещение, 2015. – 96 с.
Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст / Л.Д. Глазырина. – М. : ВЛАДОС, 2014. – 264 с.
Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях : учеб. пособие / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; под ред. С.А. Козловой. – М. : Академия, 2002. – 320 с.
Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст]: учеб. Пособие/ Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 2016. - 304с.
Ковалевский А.К. Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук [Текст]: учеб. пособие / А.К. Ковалевский Екатеринбург: УГПУ, 2007. - 138 с.
HYPER13PAGE HYPER15
2