Пирография, как вид декоративно - прикладного искусства.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Пирография, как вид декоративно - прикладного искусства.
Автор: Старикова Надежда Александровна
Старикова Н.А. педагог дополнительного образованияМКУ ДО ЦДТАрзгирского районаСтавропольского краяПирография, как вид декоративно прикладного искусства. Пирография (буквально – «рисунок огнем») – особый вид техники декоративно-прикладного искусства. Может использоваться как при оформлении предметов, так и при выполнении графических изображений. В качестве основы для такого декора могут быть использованы самые разные материалы – фанера, картон, древесина, фетр, кожа, ткань. Поскольку чаще всего мастера выполняют рисунки на древесине, пирография больше известна, как выжигание по дереву. Разновидности пирографии. В зависимости от манеры выполнения рисунка различают несколько видов выжигания по дереву. • Выжигание по контурам. Это самая простая разновидность. Готовый рисунок представляет собой выжженный контур. • Силуэтное выжигание. Фигуры людей и животных, а также элементы узоров и орнаментов выжигаются сплошным объемом. • Декоративное выжигание. Изображения, выполненные в этой технике, отличаются сочностью контуров и теней. • Выжигание со светотенью. Это наиболее сложная в исполнении разновидность. История пирографии. Реализовать свой творческий потенциал человек стремился всегда. Одним же из самых доступных для обработки материалов всегда была древесина. В настоящее время существует огромное количество художественных ремесел, связанных с его обработкой. Выжигание по дереву занимает среди них особое место. Заниматься изготовлением таких изделий люди начали достаточно давно. Самые первые предметы, декорированные подобным образом, были обнаружены в Перу. Датируются они 700 годом до н.э. Первоначально изображение наносилось на предмет с помощью огня. Позднее начали применять разогретые металлические стержни и гвозди, заточенные определенным образом. В XVII веке пирография становится очень распространенным в Европе промыслом. Первоначально мастерами декорировались предметы бытового назначения. Позднее, таким образом начали украшать и мебель. Орнаменты при этом использовались традиционные, точно такие же, как при изготовлении предметов из серебра и отделки одежды. Значительно повышается профессионализм пиромастеров в XIX веке. Однако и в этот период данная техника декорирования изделия все еще остается по большей мере домашним хобби и не имеет коммерческого значения. Причиной этого являлось отсутствие специальных инструментов, которые позволили бы быстро выполнять работу. Типичный инструментарий мастера того времени включал в себя жаровню с отверстиями, переносной горшок и кочерга. На кочергу надевался специальный наконечник, и его вставляли в жаровню через специальное отверстие. У каждого мастера был целый набор наконечников разнообразных форм. Рукоятка кочерги покрывалась асбестом для того, чтобы предотвратить возможные ожоги. Позднее, помимо кочерги, начали использовать специальные трубки, по которым подавался газ. Первый пирографический инструмент, конструкция которого напоминала паяльник, появился лишь в XX веке. Его изобретение стало поворотом в искусстве выжигания по дереву. Несмотря на свои довольно значительные габариты, этот прибор до сих пор используется в работе некоторыми пиромастерами. Они считают его достаточно удобным даже несмотря на то, что при длительном использовании его ручка сильно нагревается. В 1962 году пирографический прибор усовершенствовал Рой Чайльд. Промышленный выпуск таких инструментов для выжигания был налажен в 1973 году; изображение стало наноситься на древесину раскаленной проволокой. В настоящее время инструмент для пирографии представляет собой еще более совершенный прибор. Проволочный наконечник имеет особую форму и держится в держателях из нержавеющей стали, что позволяет минимизировать нагревание ручки. В 1975 г. в массовое производство был запущен прибор с жестким наконечником. Он отличается меньшей универсальностью, но стоит дешевле. Этим и объясняется его популярность у современных мастеров. Очень часто и этот, и описанный выше приборы используются в работе одновременно. Пирография в России. В нашей стране пирография как один из видов ремесла появилась в IX веке. Уже в этом столетии древесина широко использовалась для изготовления разного рода декоративных изделий. При выполнении декора мастера учитывали особенности текстуры древесины, стараясь подчеркнуть ее красоту. Выжигание всегда занимало особое место среди декоративных ремесел. Декор, выполняемый таким образом был глубоко связан с традициями народного творчества. Пирография во все времена развивалась параллельно с такими видами ДПИ, как точение, резьбы, мозаика, живопись по дереву, зачастую дополняя эти произведения искусства, а иногда выступая в качестве самостоятельного творческого объекта. В старину в России для нанесения рисунков использовали специальные металлические стержни, концы которых раскаляли докрасна. Иногда изображение наносили также при помощи специальных металлических клейм с выгравированными на них по мотивам народной резьбы рельефами. В наше время пиромастера используют специальный прибор, состоящий из ручки со штифтом и понижающего трансформатора. Наконечник таких приборов выполняется обычно из нихромовой проволоки. Проявление примитивной пирографии можно было увидеть на предметах обихода в культуре практически любых народностей. Но самые древние экземпляры относятся к 7веку до нашей эры. Предметы домашней утвари, с графическими рисунками на них, были обнаружены на раскопках в и . В Европе в средние века выжигание приобретает большую популярность и уже из народного творчества превращается в вид искусства. Более того, на ряду с , , точением и художественной росписью по дереву, пирография становится тоже ремеслом. Многие знаменитые художники: Рэмбранд и Брюэль с удовольствием постигали этот вид художественной графики. Первые пирографы – это были металлические стержни или клейма. Их затачивали под определенный узор, а затем раскаливали докрасна на огне. Деревянные элементы домов (ставни, балки, ворота) расписывали при помощи раскаленной на огне шпаги или кочерги. Позже – металиические стержни стали разогревать при помощи керосиновых или газовых горелок. В ХХ веке с изобретением электричества, появились уже электрические пирографы. Современные пирографы. На сегодняшний день существует два типа пирографов. Первый тип приборов называется Покер – это прибор, в котором наконечник сделан из тугоплавкого металла с различными сменными фигурными насадками, которые вкручиваются в ствол прибора. Предназначен для выполнения контурных работ. Второй тип приборов: Перьевой – это прибор, у которого проволочный наконечник и блок, позволяющий регулировать степень накала наконечника. Благодаря регулировке накала художник может выполнять рисунок в различных тонах, создавая тени и полутени. Эти два типа пирографов дополняют друг друга, поэтому их рекомендуется использовать в совокупности. Технология выжигания. Как и любой вид творчества, выжигание требует определенных условий для работы – это, прежде всего, оборудованное место в хорошо проветриваемом помещении, наличие пирографов, ну и, конечно же, материал на котором будет выполняться рисунок ( кусочек дерева, фанера, пластик, фетр, кожа, ткань, картон). Поскольку, изначально, пирография это художественное ремесло, связанное с декорированием различных деревянных изделий, то и учиться выжигать лучше на деревянных поверхностях. Ну, а обретя навыки работы с пирографами можно пробовать работать на других поверхностях тоже. И приступая к работе необходимо помнить, чтобы получить результат нужно приложить немало усидчивости, терпения и трудолюбия. Прежде всего, поверхность, на которой вы собираетесь выжигать, должна быть сухой и очищена от сучков и неровностей (это можно сделать при помощи нождачной бумаги или шлифовального круга). Затем при помощи воды и порошка мела отшлифовать, покрыть мебельным лаком и в конце снова отшлифовать. Такой способ подготовки сделает поверхность идеально ровной без ворсинок и заусениц. Далее на сухую подготовленную поверхность наклеивается лист прозрачной бумаги с нанесенным рисунком. Можно приступать к работе. По мере того, как вы проводите пирографом по контурам рисунка, бумага будет сниматься вместе с загрязнениями. Начинают выжигать с более четких контуров рисунка, постепенно прорабатывая мелкие детали. Тонкие линии получаются при быстром передвижении штифта электровыжигателя, ну а чтобы получить более толстую линию штифт двигают медленно. Держа штифт пирографа под различным наклоном, меняя его накал, можно получить насыщенные линии или едва уловимые штрихи, при этом изменяется интенсивность окраски линии от светлых желтовато-коричневых тонов до насыщенных темно-коричневых оттенков. Каждый следующий штрих делается только после того, как остынет предыдущий, иначе будут получаться промежуточные прожиги (они возникают от сильного нагрева близлежащих частей дерева). Поэтому выжигание следует вести в нескольких частях рисунка одновременно. После того, как рисунок будет закончен, снимают бумагу и зачищают поверхность очень мелкой наждачной бумагой, так сказать полируют ее. Это нужно делать очень аккуратно, чтобы не затереть мелкие штрихи и линии в рисунке. После этого рисунок можно расписать акварельными красками. Роспись станет прекрасным дополнением и сделает рисунок более ярким. И последним, заключительным штрихом в отделке работы будет вощение. Восковая отделка сохранит натуральный цвет дерева, придаст рисунку мягкий шелковистый блеск, красочный слой останется целостный, тон и насыщенность сохранятся.Список использованной литературы:«Искусство выжигания по дереву», Дэниел Райт, «Контэнт» Москва 2005 г.«Пирография, уроки выжигания по дереву», Анна Зайцева, «Эксмо». Москва 2012 г. «Выжигание по дереву», Ращупкина С. Ю., Рипол Классик. 2011 г.Ресурсы интернета: , ,