Мы мультипликаторы
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мы мультипликаторы
Автор: Петрова Светлана Викторовна
Мы - мультипликаторы создаем сказку своими руками.
Использование проекционной доски как современной педагогической технологии в работе с дошкольниками.
Введение
Актуальность темы. Образовательный процесс в дошкольном учебном заведении ориентирована сотрудничество, взаимодействие, свободу, ответственность ввоспитанииребенка.Средствомосуществленияданныхориентацийвыступаетдетский коллектив (1-4). Личность не может существовать изолированно в обществе: все ее лучшие качества, умения и черты характера проявляются в коллективе. Только в атмосфере коллектива с его гуманно-нравственными взаимоотношениями возможна плодотворная, творческая деятельность каждого индивида, создаются реальные условия для всестороннего развития ребенка. Однако, коллектив, как неотъемлемая составляющая целостного общественного организма, не сводится к совокупности индивидов, объединенных на основе формальной организации или по признакам коммуникации. Единство его характеризуется, главным образом, отношениями, взаимными действиями его членов, объединенных общей целью.
Детский коллектив обладает значительными потенциальными возможностями для развития и становления личности, в нем происходит усвоение личностно-общественных идеалов, ценностей. Коллектив выступает главной сферой выявления индивидуальных возможностей и способностей, в нем происходит формирование и совершенствование положительных качеств ребенка. Большое значение для становления личности имеют такие характеристики коллектива, как разнообразие характеров и способностей его членов, разнообразие форм и содержания их совместной деятельности, общения (5-6). Взаимодействие, взаимовлияние детей, сложность задач, стоящих перед коллективом, постоянно ставят ребенка перед проблемными ситуациями, требующие от него активности и самостоятельности, у мение быстро ориентироваться в обстоятельствах, творчески решать новые, неожиданные задачи, достигать взаимопонимания с товарищами, согласованности совместных действий. Благоприятное положение в системе коллективных отношений порождает у детей чувство защищенности, эмоционального комфорта, уверенности в себе и своих силах. Именно поэтому тематика применения коллективной работы дошкольников с целью формирования их коммуникативных качеств и развития различных сторон личности ребенка весьма актуальна.
Анализ последних исследований и публикаций. Анализ научных работ по проблеме исследований личности и коллектива показал, что наиболее изученными являются следующие аспекты: социальное развитие личности в коллективе (С. Русова, Сухомлинский, К. Ушинский), структура коллектива (Г. Селевко), организация жизнедеятельности в коллективе (Л.Новикова), онтология коллективного действия (Белл), воспитание личности через коллектив К.Юдина, С. Якшина), ребенок в коллективе сверстников (социальный аспект подготовки к школе) (Л.Якименко), социализация личности через коллектив (И.Бех), социализация дошкольников в условиях детского сада (Т.Прищепа) и другие. Констатируя существенный вклад отечественных и зарубежных ученых в исследовании идей воспитания личности в коллективе сверстников, отметим, что вопрос определяющей роли коллектива в развитии старшего дошкольника и формирования умений коллективного взаимодействия требует более основательного научного анализа. При этом применения проектных методов при в настоящее время является недостаточно изученной проблемой с точки зрения применения современных педагогических технологий в контексте ФГОС ДО как основы достижения качественного образовательного результата.
Цель работы–использование проекционной доски как современной педагогической технологии при коллективном развитии дошкольников.
Использование проекционной доски как современной педагогической технологии при коллективном развитии дошкольников
Как педагог-психолог, работая в детском дошкольном учреждении, в своей работе я использую инновационные технологии в развитии. Созданный мною стеклянный экран позволяет разнообразить занятия с детьми, и превратить привычное рисование в увлекательную игру. Экран используется и как теневой театр, и как основа для песочной анимации. Все это позволяет проводить полезные, с точки зрения развития навыков детей, занятия в игровой форме, что, несомненно, важно, ведь всем известно, что дети дошкольного возраста лучше всего усваивают информацию в виде интересной ненавязчивой игры. Так же игра помогает детям пережить эмоции, которые им еще сложно выразить словами, что полезно для их психо -эмоционального развития.
По моему мнению, основные задачи использования развивающего экрана на занятиях с детьми следующие:
1. Развивать общую и мелкую моторику;
2. Развивать цветовое восприятие и сенсорное развитие;
3. Развивать речь и мышление в процессе восприятия и отображения;
4. Преодолевать недостатки развития личностных качеств, таких, как неуверенность, неумение преодолевать трудности, ранимость, робость, и др.
5. Развивать навыки коллективной работы, социализации, взаимопомощи.
Экран помогает создавать мультики самим, оживлять свои собственные сказки, в которых воображение не ограничено ничем.Кто из детей не любит сказки, мультики? Работа делится на этапы, сначала дети коллективно придумывают сказку, потом рисуют ее главных героев на бумаге, а затем переносят изображение на экран при помощи воды. Далее эту сказку можно рассказать по ролям и заснять как настоящий мультик, который потом демонстрируется родителям и детям других групп. Сказки могут быть тематическими, что позволяет не только развивать навыки детей, но и прививать им необходимые навыки.
Создание сказки – коллективная работа, в которой дети учатся работать сообща, помогая друг другу. Каждый чувствует свою причастность к глобальной интересной работе, свою важность и значимость. Так же данный экран можно использовать как основу для создания театра теней. Для этого на бумаге рисуются плоские куклы-герои, которыми в процессе постановки сказки руководят сами дети.
Рисование панно на стеклянном экране позволяет развивать мелкую моторику рук. Дети получают новые тактильные ощущения, ведь стекло не впитывает краску, не размокает как бумага, что дает возможность детям рисовать на нем, не боясь неосторожным движением испортить свою работу. Песочная анимация на стекле – новая тенденция в творчестве. Рисование картин руками на стекле развивает мелкую моторику, воображение. Это отличная игра для детей любого возраста. Также можно рисовать картины при помощи цветного песка.
Для ходе проведения экспериментальных занятий были выбраны несколько приемов. Аппликационная техника не входит в основную программу, поэтому занятия разрабатывались в рамках декоративной паузы. Кроме этого сложность организации таких занятий была связана с тем, что дети в это группе никогда не делали общую коллективно-творческую работу. Как правило, каждый в группе ребенок делал тот объект, который он хотел. Поэтому была необходимость разработать аппликационное панно Сказка - путешествие по воздуху именно для коллективной работы. Детям было очень интересно, для них это первый опыт работы в коллективе. Для работы были разработаны цветной эскиз, выкройка и шаблоны из картона для работы с детьми. Вместе с детьми подбирали бумагу для мелких деталей, разумеется, дети выбирают самые яркие и блестящие листы бумаги, вместе разглядывали бумагу, анализируя, что многие листы очень тонкие, что будет неудобно при сборке аппликации. Важно было научить детей пользоваться эскизом и подбирать лист по эскизу.
С точки зрения коллективной работы возникла трудность в распределении обязанностей при раскройке деталей. Дети не могли дружно поделить между собой шаблоны, здесь было важным детям напомнить, что работа общая и результат, который получится, будет общим, и изделие будет украшать кабинет в котором они занимаются. Когда дети понимают, что оцениваться будет их общий труд, они начинают себя ощущать коллективом, перестают соперничать между собой и возникает дружеская обстановка, где они помогают друг другу в их общей работе.
Детям очень нравился это процесс, но опять возникла проблема конкуренции и соперничества, дети начинают делить, кто что вырезал, отбирать друг у друга детали. Эту проблему пришлось решить с помощью беседы, объяснить, что в этом процессе важно не то, что кто вырезал, а в какой последовательности эти детали будут прикрепляться к панно, т.е. перенести внимание детей с личностных проблем на технологию изготовления панно.
Стоит отметить, что хотя в группе на занятиях присутствовало всего 3—5 человек, этого оказалось достаточно, что бы сделать коллективное панно за 5 уроков. Если в группе детей больше, им просто неудобно будет вместе работать над одним панно, в этом случае группу надо разбить на подгруппы и каждой дать разное панно, либо делать панно больших размеров.
Можно сделать и небольшое панно, например, с деталями которые в дальнейшем будут крепиться на основу на липучках. Работа прошла успешно. Готовое аппликационное панно очень понравилось детям, они с удовольствием прикрепили его на стену, и сказали, что хотели бы еще сделать подобное.
Заключение
Итак, в педагогической науке и практике дошкольного учебного заведения большое значение придается организации совместной коллективной деятельности детей старшего дошкольного возраста как важному средству, условием формирования начальных умений коллективного взаимодействия, фактором развития личности старшего дошкольника.
Привлечение старших дошкольников к коллективной деятельности помогает ребенку почувствовать и понять необходимость выполнения общепринятых норм и правил взаимодействия, сформировать умение подчинять личные цели и намерения коллективным ради успеха общего коллективного дела.
Исследованный в докладе успешный опыт авторского проекционного экрана будет полезен в развитии различных личностных качеств дошкольников и совершенствовании их коммуникационных навыков и умений работать в коллективе.
Список литературы
Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. – М.: Новая школа, 2001. – 159 с.
Зуева Е. Н. Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – URL: (дата обращения: 03.09.2014). Источник:
Бех И. Коллектив как фактор создания уникальной ситуации воспитания личности // Директор школы - 2002 - №6. - С.8-10.
АВАНЕСЯН И. Д. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И. П. ИВАНОВА КАК СИСТЕМА, ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ЛЮДЕЙ // РГЖ . 2014. №2. URL: (дата обращения: 09.04.2015).
Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003.
Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская. - М.: Изд. центр Академия, 2001.-248 с.